Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:05, курсовая работа
Природа щедро одарила человечество всем, что необходимо ему для существования. Человек умело или неумело приспособился к ее условиям, даже порой к ее капризам, и нам кажется, что мы изучили нашу планету вдоль и поперек. А изучив, освоили ее природные ресурсы, покорили глубины океана и начали покорять космос. По поверхности земли человек проложил дороги и железнодорожные магистрали, и все это наша голубая планета терпеливо сносит
Ленинград, в котором помимо оборонявших его войск находилось свыше 2 млн 800 тыс. человек населения, продолжал оставаться для германского командования важной стратегической целью. Не овладев городом, противник подвергал его варварским артиллерийским обстрелам. С 8 сентября по 30 ноября 1941 г. враг предпринял 272 обстрела общей продолжительностью 430 часов. Город подвергался также интенсивным ударам с воздуха. В течение сентября-ноября, совершив около 100 налетов, самолеты противника обрушили на Ленинград десятки тысяч зажигательных и фугасных бомб. Однако противовоздушная оборона Ленинграда сорвала попытки противника разрушить город с воздуха. Большую роль в этом сыграли самоотверженные действия формирований местной противовоздушной обороны, в составе которых насчитывалось 270 тыс. ленинградцев.
Восьмого сентября 1941 г., в первый блокадный день, на Ленинград было сброшено более 6000 зажигательных бомб. Мишенью в основном был Московский район. Возникло 178 пожаров, 47 из них потребовали вызова многих пожарных подразделений. Особенно памятным оказался пожар на продовольственных складах им. Бадаева. Многочисленные деревянные постройки, теснившиеся на обширной территории, были буквально засыпаны зажигательными бомбами. Примитивные старые строения, возведенные еще в 1914 году петербургским купцом Растеряевым, были расположены очень скученно. Огонь стремительно перебрасывался с одного склада на другой. Налетевшие фашистские самолеты подвергли пылавшую территорию пулеметному обстрелу, в результате чего была повреждена пожарная техника, а пожарная охрана понесла первые потери. Имелись многочисленные жертвы и среди мирного населения, помогавшего в борьбе с огнем: 36 убитых и 44 раненых. Из 441 постройки полностью сгорели 41. Хотя значительная часть пищевых продуктов была спасена, противник нанес значительный ущерб продовольственным запасам города. Во время пожара было уничтожено около 3 тыс. т муки и 2,5 тыс. т сахара.
Девятнадцатого сентября 1941 г. начался тяжелый пожар в здании госпиталя на Суворовском проспекте. В большое пятиэтажное здание, в котором размещались раненые, попали три крупнокалиберные фугасные бомбы и много зажигательных бомб, в результате чего произошел обвал трех капитальных стен. Возникший пожар стал стремительно распространяться по обнаженным конструкциям и быстро охватил все этажи. Обвалилось большинство лестничных клеток. Уже через 15 минут после взрыва бомб здание превратилось в огромный костер. Многие раненые и сотрудники госпиталя были застигнуты врасплох огнем и дымом. Многие пытались спастись через окна, проломы в стенах и падали с высоты нескольких этажей. Варварский налет фашистской авиации на госпиталь явился причиной гибели 600 раненых бойцов. Погибло также много людей из обслуживающего персонала.
Блокада Ленинграда с суши вызвала резкое ухудшение продовольственного положения в городе и на фронте. К началу ноября 1941 г. запасов крупы и муки оставалось всего на две недели, а мясо было совсем на исходе. Руководству обороной города пришлось сократить нормы выдачи населению продуктов питания. В течение сентября-ноября они снижались пять раз. С 20 ноября были введены самые низкие нормы хлеба за все время блокады — 250 г рабочим и 125 г служащим и иждивенцам. Начался голод, возросла смертность среди населения. Столь же тяжелым было положение с топливом и сырьем для промышленности, значительно снизилась выработка электроэнергии. Однако в условиях обстрелов, бомбежек и голода рабочие продолжали выпускать вооружение и боеприпасы для фронта. Ленинградцы стойко преодолевали непомерные трудности и лишения.
Страна старалась помочь осажденному городу. Со всех концов направлялись к Ленинграду эшелоны с продовольствием, топливом, вооружением. Однако доставлять эти грузы в осажденный город становилось все труднее. До замерзания озера перевозка осуществлялась по Ладоге кораблями Ладожской военной флотилии, транспортами и пассажирскими судами. Обратными рейсами эвакуировалось население. Были сооружены подъездные пути, оборудованы порты и причалы, углублены фарватеры и гавани. Транспортировка грузов и людей выполнялась под непрерывным воздействием авиации противника, нередко в штормовую погоду. Об одном из таких трагических рейсов баржи № 725 было уже рассказано. Тем не менее в осеннюю навигацию 1941 года в город было доставлено 60 тыс. т грузов, преимущественно продовольствия. Кроме того, 6 тыс. т грузов (главным образом высококалорийное питание, оружие, боеприпасы) было переброшено в Ленинград транспортными самолетами.
С весны 1942 года, в связи с улучшением продовольственного и топливного положения за счет перевозок по Ладожской ледовой дороге, руководство обороной Ленинграда приступило к ликвидации трагических последствий зимы 1941-1942 годов. Прежде всего были приняты меры к восстановлению здоровья и трудоспособности населения. Начались работы по наведению санитарного порядка и восстановлению городского хозяйства, в первую очередь водопровода и транспорта. Это позволило активизировать работу ленинградской промышленности. В мае 1942 г. ленинградцы были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений — если в апреле в них смогли участвовать только 2 тыс. человек, то в июле работали уже 45 тыс. человек.
Одной из неотложных мер была эвакуация из города женщин, детей, стариков. Хотя зимой по Ладоге было вывезено 555 тыс. человек, к началу июля 1942 г. в Ленинграде еще оставался 1 млн 100 тыс. жителей. В мае водным путем начались завоз грузов в Ленинград и эвакуация нетрудоспособного населения и некоторой части высококвалифицированных рабочих, требующихся на оборонных предприятиях тыла. Принимались меры по созданию продовольственных запасов. Для обеспечения города жидким топливом и электроэнергией по дну Ладоги был проложен трубопровод, а осенью — электрический кабель.
За ладожскую навигацию 1942 года в город ввезли 790 тыс. т грузов, половину из которых составляло продовольствие. В город прибыли 190 тыс. военнослужащих и 20 тыс. гражданских специалистов. В основном в этот период завершилась массовая эвакуация населения города.
Осенью 1942 года немцы хотели предпринять очередную попытку штурма города.
Положение Ленинграда к началу 1943 года оставалось крайне тяжелым. На его улицах и площадях продолжали рваться снаряды и бомбы, гибли люди, рушились здания. Отсутствие сухопутной связи со страной по-прежнему затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности населения в продуктах питания.
За время блокады Ленинграда, длившейся долгих 900 дней, в городе от голода, бомбежек, болезней погибло 642 тыс. человек гражданского населения (по другим данным — до 850 тыс. человек). На город было обрушено 100 тыс. авиационных бомб и 150 тыс. снарядов. Из Ленинграда с 20 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. в организованном порядке было вывезено почти 1 млн 750 тыс. человек. Такой громадной эвакуации из осажденного города еще не знала история. Миру был объявлен пример необычайной стойкости ленинградцев в ужасающих условиях блокады.
Война продолжалась, страна мобилизовала все силы для сопротивления врагу, но одновременно время от времени на советских людей обрушивалась слепая стихия. В 1942 году из-за затора льда во время половодья на Волынской низменности в зоне многолетнемерзлых пород в Якутии произошло сильное наводнение, которое при уровне до 14,4 м (на 2,36 м выше критического уровня) частично затопило Среднеколымск. Тогда же случилось катастрофическое половодье на реке Амчигаче на Камчатке, почти полностью затопившее поселок Усть-Большерецк.
Но во
время войны происходили
На протяжении
всей войны в тех или иных районах
Советского Союза возникали подобные
или иные стихийные бедствия, происходили
аварии в промышленности и в других отраслях.
Одна
ко их последствия
на фоне гигантских разрушений самой войны
приобретали лишь местное значение.
2.2. Бедствия во время войны
7 февраля
1943 г. возник пожар на городской
электрической станции
В начале февраля 1943 г. при отступлении из Ростова-на-Дону немецкие оккупанты взорвали и подожгли центр города, в том числе все его важнейшие здания административного, культурного, культового назначения. Никакого тушения пожаров и спасательных работ не велось.
Девятнадцатого - двадцатого января 1944 г. происходили пожары в Новгороде в ходе уничтожения фашистами уцелевших зданий при отступлении из города. Особо сильные пожары возникли в доме Красной армии, городской поликлинике в Колмово, в главном корпусе пединститута в Антоново. Из подвалов горящего собора Рождества Богородицы саперами и пожарными были вынесены 100 ящиков со взрывчаткой и боеприпасами.
Гуманитарные катастрофы, происходящие с гражданским населением в годы Великой Отечественной войны, не всегда были результатом действий противника. Примером такой гуманитарной катастрофы, возникшей по вине властей страны, явилось переселение некоторых народов СССР в 1937 и 1941-1944 годах. В ссылку было отправлено свыше 2,5 млн человек десяти национальностей. Каждое такое чрезвычайное переселение на новое место жительства, отстоящее от прежнего на тысячи километров и без подготовленных условий жизнеобеспечения, являлось крупномасштабной гуманитарной катастрофой.
В 1941 году
началось переселение немцев Поволжья.
С началом Великой
В декабре 1943 г. были переселены калмыки. Эти репрессии объяснялись будто бы существовавшей массовой изменой калмыков на фронтах Великой Отечественной войны. Всего было выселено 93 тыс. человек. К концу 1946 года в местах их нового проживания осталось в живых 82 тыс. ссыльных, хотя к ним присоединились вернувшиеся с войны солдаты.
В конце 1943-го начале 1944 года производилось выселение народов Северного Кавказа. В очередной раз вина изменников была распространена на все народы, 6 ноября 1943 г. были выселены 69 тыс. карачаевцев, 23 февраля 1944 г. — 460 тыс. чеченцев и ингушей, 8 марта того же года — 33 тыс. балкарцев.
В мае 1944 г. было проведено выселение крымских татар, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами и массовом дезертирстве. Не отрицая случаев сотрудничества с оккупантами и дезертирства из числа людей этого народа, уместно отметить, что в годы войны 50 тыс. крымских татар получили боевые награды, 57 тыс. погибли на фронтах, 105 крымско-татарских деревень было сожжено оккупантами. Однако все татарское население Крыма в количестве 183 тыс. человек было отправлено в ссылку. Одновременно из Крыма выселили 12 тыс. болгар и 10 тыс. армян.
В ноябре 1944 г. с территории Грузии были выселены в Среднюю Азию 110 тыс. турок-месхетинцев. Под каким предлогом это было сделано — неизвестно, может быть, «отец народов» просто хотел очистить от них свою «малую» родину?
Великая
Отечественная война.
Жертвы нацистов, Киев,
ноябрь 1943 год
Выселение разных народов организовывалось одинаково. Факт предстоящих репрессий держался в тайне. В соответствующих местностях дислоцировались войска. Были случаи, когда к отдаленным населенным пунктам специально прокладывались дороги. Операция выселения производилась молниеносно. Выселялись в основном старики, женщины и дети, так как мужчины были на фронте. В случае смешанных браков жена другой национальности могла отказаться от мужа и остаться дома. Дети от этих браков подлежали переселению. На сборы иногда давалось всего несколько десятков минут. С собой разрешалось брать ценные вещи и багаж до 10 кг. Большая часть имущества, скот, птица — все оставалось брошенным вместе с домом.
Транспортировка в места ссылки проводилась по железной дороге. На железнодорожные станции люди с разрешенными вещами прибывали пешком или на грузовиках. По пути вначале погибали самые слабые — больные, старики, дети. Умерших не хоронили — конвой их сбрасывал под откос. А ведь для большинства выселяемых народов не предать по обычаю земле тела родственника считалось тяжким грехом. Поэтому тела умерших скрывали от охраны. При большом числе умерших разрешали похороны. Часто в поездах возникали эпидемии.
Информация о работе История катастроф в Советскую эпоху (1917-1991)