История конституционного развития Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание

Сегодняшнее развитие содержания конституций обусловлено развитием общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства.
Конституция Республики Беларусь является основным источником отрасли конституционного права.
Однако как наша, так и зарубежная конституционно-правовая (государственно-правовая) наука не ограничивается лишь этим аспектом исследования конституции.

Содержание

Введение
Характеристика и структура Конституции Республики Беларусь 6
Сущность и функции Конституции 6
Характеристика структуры Конституции Республики Беларусь 9
Этапы конституционного развития в Республике Беларусь 13
Первые конституции Республики Беларусь 13
Конституция Республики Беларусь 1994 года 18
Соблюдение и охрана Конституции Республики Беларусь 22
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  10 файлов

источники.docx

— 14.53 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

содержпп.docx

— 11.52 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

1.2.docx

— 18.42 Кб (Скачать документ)

 

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.(из Большой Советской энциклопедии)

Структура Конституции – это ее организационное строение, внутренняя последовательность, расположение ее составных частей. Структура Конституции Республики Беларусь стандартная: преамбула, основная часть, заключительные и переходные положения.[11, с.66]

В целом Конституция выглядит следующим образом:

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя

Раздел И. Личность, общество, государство

Раздел III. Избирательная  система. Референдум

Глава 1. Избирательная система

Глава 2. Референдум (народное голосование)

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд

Глава 3. Президент Республики Беларусь

Глава 4. Парламент - Национальное собрание

Глава 5. Правительство - Совет  Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет  государственного контроля

Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная  система Республики Беларусь

Раздел VIII. Действие Конституции  Республики Беларусь и порядок ее изменения

Раздел IX. Заключительные и  переходные положения[1]

В преамбуле весьма сжато  закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В  преамбуле предусматривается, что  Конституция является Основным Законом  Республики Беларусь.

Основная часть Конституции  состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят  из глав (всего восемь, глав).

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства  как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, также  идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие [11, с. 67].

Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и  гражданина.

Так, например, к числу  личных прав и свобод Конституция  Республики Беларусь относит:

право на жизнь [1, ст. 24];

обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства  личности [1, ст. 25];

никто не может быть признан  виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном  законом порядке доказана и установлена  судом, приговор которого вступил в  законную силу; тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность [1, ст. 26];

никто не должен принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи  и близких родственников [1, ст. 27] и др.

Обеспечить выражение  политической воли граждан призвана статья 35 Конституции, в соответствии с которой гарантируется свобода  собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан. Порядок проведения таких мероприятий определяется законом.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединений [1, ст. 36]. Изъятия из этого права  предусматриваются для судей, прокурорских работников, сотрудников органов  внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащих, которые не могут  быть членами политических партий, иных общественных организаций, преследующих политические цели.

Граждане Беларуси имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также, в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой, имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах [1, ст. 39].

В разделе третьем фиксируются  основные положения, касающиеся избирательной  системы и референдума. Нередко  в конституциях других стран эти  положения отсутствуют.

Раздел четвертый, посвященный  статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях  Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации  и деятельности, полномочий местных  Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими  властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов —  Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие  строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов и  указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением  бюджета, использованием государственной  собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения  места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались  в Законе от 15 марта 1994 г. "О порядке  вступления в силу Конституции Республики Беларусь". Данный раздел Конституции  позволяет правовыми средствами обеспечить "переход" к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением  в действие Конституции. В этом разделе  есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных  государственных органов [10, с. 18] .

Весь текст Конституции  состоит из 146 статей, и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости. [11, с.68]

Итак, Конституция Республики Беларусь имеет стандартное организационное строение, характерное для большинства Конституций мира. В ее структуре отражены наиболее значимые моменты функционирования общества и государства, которые предопределяют весь конституционный строй государства. Также на основании данных положений создается и все последующее законодательство. Например, в Конституции отражены ключевые моменты работы Парламента, на основании этих норма создан Закон Республики Беларусь «О национальном собрании», где подробно указан принцип деятельности данного органа государственной власти.


введение.docx

— 12.55 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

заключение.docx

— 12.96 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе История конституционного развития Республики Беларусь