Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа
Сегодняшнее развитие содержания конституций обусловлено развитием общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства.
Конституция Республики Беларусь является основным источником отрасли конституционного права.
Однако как наша, так и зарубежная конституционно-правовая (государственно-правовая) наука не ограничивается лишь этим аспектом исследования конституции.
Введение
Характеристика и структура Конституции Республики Беларусь 6
Сущность и функции Конституции 6
Характеристика структуры Конституции Республики Беларусь 9
Этапы конституционного развития в Республике Беларусь 13
Первые конституции Республики Беларусь 13
Конституция Республики Беларусь 1994 года 18
Соблюдение и охрана Конституции Республики Беларусь 22
Заключение
Список использованных источников
2.2 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА
27 июля 1990 года была принята
Декларация Верховного Совета "О
государственном суверенитете
В дальнейшем, 25 августа 1991г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978г. [13]
Объявление в 1991г. БССР независимым государством явилось новым этапом развития белорусской государственности и требовало новой идеологии, нового сознания и мышления. [7, с.72]
Новая Конституции Республики Беларусь была принята 15 марта 1994г.
Отличительными признаками
нового Основного Закона Беларуси являются:
1) деидеологизированный характер; 2) закрепление
в качестве экономической основы
многообразия форм собственности; 3) установление
равенства государства и
«Демократия в Республике Беларусь, — гласит ст. 4 Конституции, — осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». В ст. 6 идет речь о функционировании государственного механизма на основе принципа разделения властей. В Основном Законе подчеркивается (ст. 13) равенство всех форм собственности и их защита.
В новой Конституции нашли отражение политические и социально-экономические перемены, предусмотрена программа совершенствования демократии, гарантии прав и свобод.
Около 50 % статей Конституции посвящены правам и свободам. Дальнейшее их развитие, наполнение новым содержанием, их гарантированность — задача всех государственных органов, в том числе судов.
Конституция Республики Беларусь, на взгляд Г.А. Василевича, различает права человека и гражданина. Представляется, что предметом особой заботы государства в первую очередь должны стать неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, иными словами, те, которые изначально не носят нормативного характера, не дарованы государством, а, наоборот, государство в этой сфере имеет ограничения (право на жизнь, на неприкосновенность, свободу передвижения, свободу убеждений и др.). Именно естественные права выступают в качестве критерия прав позитивных, т. е. исходящих от государства и закрепляемых в нормативных актах.
Верховный Совет, принимая в марте 1994 г. Конституцию, совершил революцию, закрепил в ней принцип разделения властей, тем самым лишив себя монополии на власть, которой он юридически обладал с июня 1990г. По существу, можно говорить о демонополизации власти.[6]
Наиболее характерными признаками и отличительными чертами Конституции суверенной Республики Беларусь 1994 года является то, что:
Существует четкий механизм сдержек и противовесов важнейших органов государственной власти Республики Беларусь закрепленный в тексте Конституции Республики Беларусь 1994 г.[15]
За период существования новой Конституции она была подвержена изменениям и дополнениям в 1996 и 2004 годах.
Конституционная реформа 1996г.
выразилась в установлении сбалансированных
полномочий ветвей власти, возложении
на Президента функций Главы государства,
гаранта Конституции
Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года:
- учрежден новый
- учрежден новый контрольный
орган – Комитет
- изменилось название
и статус Правительства –
- Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);
- изменились место и
роль Президента в
- русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного языка.[9, с. 33]
В 2004 году Конституция Республики Беларусь подверглась очередной редакции. Однако следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов, связанных с правовым положением Президента и сроками его полномочий. При этом характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина, т.е. Конституция продолжила определять Республику Беларусь как правовое, демократическое, светское государство. [12]
В связи с Решением республиканского референдума от 17 октября 2004 года из ст.81 Конституции были исключены положения о том, что одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.
Учитывая всю важность Конституции Республики Беларусь как Основного Закона государства можно сделать вывод о ее действительном значении в области развития правового государства и гражданского общества, а текст этого документа является важным историческим источником, на основании содержания которого можно сделать вывод о социально-политической и экономической ситуации в стране, о взаимоотношении ветвей власти, о развитии общества в целом.
Информация о работе История конституционного развития Республики Беларусь