История Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:02, курс лекций

Описание

Как указано выше, территория современного Кыргызстана в разное время входила в разные племенные или древние государственные объединения, поэтому история Кыргызстана и других районов Тянь Шаня рассматривается лишь как часть истории племен и народов Центральной Азии.

Работа состоит из  1 файл

Ответы по истории.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

В середине XIV в. гос-во Хайду распалось на две части. На востоке было образовано гос-во Моголистан (в 1348г.) во главе с чингизидами, 1-й хан Моголистана Тоглук-Тимур. В Моголистане обитало много племен, многие из них вошли в состав Кыргызской народности.( душлаты, барласы и др.) В племенное объединение булгачи входили кыргызские роды бостон, теит, жоокесек, доолес, кыдырша и канглы. Эти шесть родов составили основу кыргызов-ичкиликцев. Ставка находилась в долине Или (г.Алмалык). Административно-политическим центром Моголистана был Манглай-Субе (вост. Туркестан-часть Ферганы-Алай-Центр. Тянь-Шань), со столицей Ак-Су.

Первый хан  Моголистана Тимур, стремясь захватить  власть, в 1354 г. сам принял ислам, объявив  его официальной религией государства. Племена кыргызов тогда не приняли  ислама. Кыргызы постепенно стали занимать пустующие пастбища, подчиняя себе осколки разбитых Тимуром могольских племен. В 80-х годах XV в. на территории современного Северного Кыргызстана сложилось новое объединение племен, ядром которого явились кыргызы. В обстановке частых нашествий моголов и народных волнений феодалы и купечество Мавераннахра стали искать сильную личность, которая могла бы отразить нашествие захватчиков и держать в узде народные массы. Таким человеком был эмир Тимур (годы жизни: 1336-1405). Вся жизнь Тимура была посвящена захватническим войнам. К концу жизни он создал империю. Самарканд стал политико-административным центром нового государства, известного в истории как "государство Тамерлана". В одном из походов Тимур получил ранение в ногу и заметно хромал, поэтому его звали "Тимур-ленг", т.е. "Тимур - хромец", в европейском произношении "Тамерлан". Он окончательно разгромил могольских правителей.

 

21.Гипотеза ученых о происхождении кыргызов. Этноним «кыргыз»

Слово «кыргыз» означало – не истребимый. В составе были: - кара кыргызы, кара калпаки, кайсак кыргызы. 
Долгий и сложный путь этнического развития прошел кыргызский народ. Проблема формирования (этногенеза) кыргызской народности сложна из-за крайней скудности письменных источников, слабой изученности археологических, антропологических и этнографических материалов. 
Этноним «кыргыз», возникший еще во второй половине первого тысячелетия до н.э. в Центральной Азии, в IX-X веках получил широкое распространение от Енисея до Байкала и Алтая. Позже он был перенесен и на Тянь-Шань, где дал название сформировавшейся здесь к XVI веку народности. 
В настоящее время установлено, что известные по китайским источникам этнонимы: гэгунь, гяньгунь, кигу, цигу, гегу, хегусы, хагасы, являются лишь разновременными фонетическими вариантами одного и того же этнонима – «кыргыз». 
Самим народом этноним связывается по созвучию со словами «кыр» - «степь» или «кырк» - сорок и истолковывается в значении «степной народ», «степняки» или народ, произошедший от сорока дев – «кырк кыз». 
Этноним «кыргыз» является самым древним из самоназваний современных тюркских народов. Этноним «кыргыз» как обозначение отдельного племени (или группы племен) возник в Центральной Азии далеко от современной территории, занимаемой кыргызским народом в наши дни. 
Полно загадок и в вопросах происхождения кыргызского народа. Сегодня существует чуть ли на полтора десятка гипотез о происхождении кыргызов. 
С точки зрения науки, это был многогранный, сложный процесс – во времени и пространстве. 
А что говорят ученые? И сегодня у исследователей нет единого ответа на этот вопрос. Пока проблема сводится к трем основным гипотезам: 
1. Кыргызская народность (автохроннаместные), т.е. с древнейших времен обитала на современной территории (Тянь-Шань, Памиро-Алай, Иссык-Куль); 
2. Кыргызская народность появилась на Тянь-Шане в результате переселения со своей прародины – с берегов Енисея и Алтая; 
3. Кыргызская народность образовалась на Тянь-Шане в результате консолидации автохронных (местных) и миграционных (прошлых) из Центральной Азии компонентов. 

 

 

 

22.Этнические истоки и этапы формирования кыргызского народа

 

Сложение  кыргызской народности связано с  этническими процессами в древности  и средневековье на территории от Саяно-Алтая и Монголии до Восточного Туркестана и Тянь-Шаня, исторически растянулось более чем на полтора тысячелетия и завершилось лишь в XVI столетии. 
Истоки формирования кыргызского этноса уходят своими корнями более чем в двухтысячелетнюю древность и связаны с территорией Центральной Азии. В первой половине I тысячелетия н.э. на Енисее (Минусинская котловина) в результате смешения местных (динлины) и пришлых (кыргызы) племен формируется новая этническая общность – енисейские кыргызы. 
В эпоху «великодержавия» (IX-X века) енисейские кыргызы расселились на территории, простиравшейся от Байкала и до Иртыша с востока, от зоны Сибирьской тайги до Восточного Туркестана с севера на юг. В результате смешения местного населения и кыргызов образовался ряд (по археологическим данным - новых субэтносов. Значение термина «кыргыз» изменилось: он становится не только этнонимом, но и этнополитонимом, то есть кыргызами стали называть себя и не кыргызские по происхождению племена, находившиеся в зависимости от енисейских кыргызов. 
Один из таких кыргызских субэтносов в IX-X веках образовался на Алтае, в Прииртышье и Восточном Притяньшане. Здесь енисейские кыргызы в результате взаимосвязей с численно преобладавшими местными народами, входившими в кимако-кипчакское объединение приобрели новое этнокультурное (включая язык), но сохранили этноним - «кыргыз». 
На рубеже XV-XVI веков алтае – восточно тяньшанские кыргызы, входившие в государство Моголистан, заняли нынешнюю территорию расселения. Они ассимилировали местные тюрко-могольские племена и стали основным ядром нового этнического образования – кыргызской народности на Тянь-Шане.  
Заключительным этапом формирования кыргызской народности явилось образование в начале XVI века дуальной этнополитической организации правого и левого крыльев с примкнувшей к ним группой ичкилик. 
Состав населения Тянь-Шаня VI-XIIвв. Наблюдается приход кочевых тюркских племен. К VIII веку их сложилось несколько: древнетюркских языковых групп: булгаро-харская, западнотюркская (огузская), карлукская, иранская (согдийская) языковые группы. 
VII-X вв. получил свое завершение процесс полной тюркизации скотоводческого населения Тянь-Шаня. 
В эпоху Караханидов Семиречья и Тянь-Шань обрели новое этническое лицо, новую социальную и экономическую структуру, новый тип духовной культуры ускорившийся процесс исламизация тюркских племен. 
Следующий этап процесса формирования кыргызской народности проходит в условиях монгольской игы с 1207 на Енисее и с 1218 года на Тянь шане, когда кыргыз стал уделом наследников – чингизидов.

 

23.Завершение процесса формирования кыргызского народв в конце 15-начале 16 веков

Важным  этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в два крыла в конце XV- начало XVI вв.: 
Правое – саяк, сарбагыш, солто, жедигер, бугу, моголдор. Все от ак уула. 
Левое – адыгане, саруу, чон багыш, басыз, мундуз, саруу, кушчу, жетиген. Все от куу-уула. Все они стали именоваться этнонимом «кыргыз». 
Ичкилик – бостон, тейит, деелес, жоо-кесек, кыдырша, канды (канглы). Письменные источники того периода сюда включают племена – кесек, оргу, найман, нойгут, кыпчак. Предком всех ичкилиеков, по преданиям, был Салвас бий Булгачи. 
Кыпчаки – упоминается еще в VIII веке в уйгурском письменнике. В то время они обиталы на Саяно – Алтайском нагорье. ХI – ХII вв. они кочевали на территориии от Алтая до Крыма и Дуная… 
Как сообщают китайские источники киргизы разделили население на равные части. Выделили два подразделения, выбрали из богатых двух предводителей, каждому указали владения: земли, реки, горы. Разделили на две ветви – северную и южную. Каждая внутри делилась на ветви. 
Они свидетельствуют не только о наличии у киргизов фиксируемой исторической памяти, но и определяют начало важнейшего этапа этнической и социально-политической истории племенных объединений, когда рыхлый конгламерат племен с едва созревшим этническим самосознанием завершил процесс образования народности, организованный не только по принципу кровно-родственных связей но и в рамках более жесткой структуры территориально-политической организации. 
Вскоре этноним «киргиз» стал общим для всех племен Кыргызстана. Во второй половине XV – начала XVI вв. сформировалось киргизская народность со своей территорией, языком, известной экономической и культурной общностью, и единой социальной психологией.

 

25.Борьба кыргызского народа за свою независимость 16в. Мухаммед Кыргыз

В начале XVI в. кыргызы объявили своим правителем Мухаммеда Кыргыза, который выступил объединителем двух больших племен «Он канат» и «Сол канат». Он начал борьбу за полное освобождение Кырг-на от власти могольских ханов. Воспользовавшись обострением раздоров между претендентами на престол в Моголистане, Мухаммед активно вмешивался в дела Восточного Туркестана. Он поддерживал одного из них – Султан-Саида. В 1514г. Султан-Саид при помощи военных сил Мухаммеда завоевал города Кашгар, Яркенд и Хотан. Но в 1517г. Султан-Саид, обвинив кыргызов в неуважении к исламу и в разграблении мусульманских городов, нарушил договор о союзничестве и с сильной армией вторгся во владения кыргызов. Мухаммед спешно собрал войска в местности Барскоон (на берегу оз. Иссык- куль). Моголы имели численное преимущество и победили. Часть войска попала в плен, Мухаммеда схватили и посадили в Кашгарский зиндан. Но власть хана была непрочной, поэтому в 1522г. Саид освободил Мухаммеда из заточения и отправил в качестве ханского наместника в Кырг-н вместе со своим сыном Рашидом. А также переселил туда значительную группу могольских феодалов, чтобы охранять Рашида. Все племена правого и левого крыла кыргызов признали власть Мухаммеда, который не выполнял распоряжений Рашида. Он тайно искал союза с соседями для освобождения от власти моголов.

 

26.Освободительная борьба кыргызского народа против экспансии Джунгарского ханства. 17-18 вв.

Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана  в XVII - первой половине XVIII вв. являлась борьба кыргызов с Джунгарским ханством, которое было создано могольским племенем ойратов (кыргызы именовали их калмаками) на осколках могольской империи в Западной Монголии. Началась эпоха длительных изнурительных войн кыргызов (калмаки называли их бурутами) и казахов против калмакских завоевателей за свою независимость. В 1620 году кыргызы и казахи потеснили калмаков от границ своих кочевий. Образование Джунгарского ханства (1635 год) усилило позиции калмакских феодалов. В 1652 году калмаки пошли против кочевников Кыргызстана и Казахстана. Кыргызы и казахи оказали решительное сопротивление.

 

27.Кыргызско-казахские взаимоотношения в 18-19 вв.

В конце XV - начале XVI вв. в Средней Азии и Казахстане произошли политические события  первостепенной важности. Орды кочевых  узбеков обитавшие в степях Казахстана, устремились на одряхлевшее государство Тимура и полностью захватили его. Большие изменения произошли и в государстве Моголистан. К 1510 г. его северные районы заняли кыргызы, которые вступили в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против Могольской экспансии. Несмотря на попытки правителей Могольского государства закрепиться в Северном Кыргызстане, им это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость.

В начале 1760 г казахские султаны вторглись на территорию владения кыр-ов. В ответ на это кыр-ие феодалы нападали на стойбища в долине реки Или. Особый размах столкновения кыр-з и казах приобрели в 70-х годах, предпринятые попытки набегов каз-го хана Аблая неоднократно увенчивались успехом. В 1775-1776 г каз-ие войска напали на таласских и Чуйских кыр-ов, на защиту встали все представители племен. Начав с Таласа Аблай дошел до Кара-балты и Сокулука, хотя кыр-зы проиграли , но они не считают себя покоренными. В конце XV - начале XVI вв. в Средней Азии и Казахстане произошли политические события первостепенной важности. Орды кочевых узбеков обитавшие в степях Казахстана, устремились на одряхлевшее государство Тимура и полностью захватили его. Большие изменения произошли и в государстве Моголистан. К 1510 г. его северные районы заняли кыргызы, которые вступили в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против Могольской экспансии. Несмотря на попытки правителей Могольского государства закрепиться в Северном Кыргызстане, им это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость.

 

28.Завоевание Кыргызстана Кокандским ханством

Кокандское ханство  представляло собой типичный образец  феодальной деспотии Востока в форме  абсолютной монархии. Все государство подразделялось на области — вилайеты, которые делились на налоговые районы – серкерства, где серкеры выступали в роли налогосборщиков. Небольшими городами управляли беки. Верховным собственником земли в Кокандском ханстве выступали государство в лице хана. Участок, закрепленный юридически за определенным собственником, назывался милк. Характерно, что милковые земли могли свободно отчуждаться от одних собственников и передаваться или продаваться другим. В период кокандского владычества начался процесс разложения кыргызской общины. Выделение такого рода частных владений из общинного землепользования привело к тому, что земли стали не только передаваться по наследству, но и продаваться, а также передаваться в вакф, т. е. в собственность мусульманских мечетей, медресе и отдельных духовных лиц. В целом система аграрных отношений в ханстве, повлиявшая в известной мере па практику землепользования у кыргызов, вполне соответствовала интересам эксплуататорских классов. Экономическая политика кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Напротив, она тормозила его. Отбирая пастбища, конфискуя и перепродавая постоянно земли кыргызов,. облагая их непомерно высокими налогами Однако нельзя не отметить и позитивных черт в экономической жизни кыргызов, появившихся в этот период. В рамках одного государства кыргызы постоянно вступали в контакт с оседлым населением — узбеками, таджиками, перенимали у них полезные хозяйственные навыки в земледелии, развивали торговые контакты. Возмущенные кочевники часто восставали против налогового произвола.

 

29.Соц-экон положение кыргызов в период господства Кокандского ханства

После завоевания Кыргызстан оказался под тяжким бременем двойного гнета: кокандских властей и собственных феодалов. Экономическая политика Кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Напротив, она тормозила его. Основную массу кыргызского населения составляла беднота, или как ее называли,букара (буквально: подданный, простолюдин). Бедный кочевник руководствовался в своей жизни указаниями феодала - родоправителя. Кыргызы закреплялись за определенными вилайетами, бекствами, серкерствами, как правило, по местоположению зимовок и не отдельными аилами и общинами, а целыми родами.

 

30.Кубат-бий-предводитель южных кыргызов

Кубат-бий (18 в.н.э.) - последовательно отстаивал свободу и независимость кыргызских племен и от джунгарских агрессоров, и от кокандских завоевателей, одаренный дипломат и политический деятель, умело лавирующий между противоборствующими сторонами, стремившийся сохранить самостоятельность кыргызских племен; он первым предпринял в XVIII в попытку объединения кырг. племен и создания кырг. гос-ва.

 

31.Борьба кыргызского народа против гнета Кокандского ханства

 

Одной из крупнейших политических фигур ханства был  наместник в Андижанском вилайете Алымбек-датха. Он собирался объединить всех кыргызов и создать тяньшаньское ханство кыргызов. Вскоре он стал первым визирем хана. В череде дворцовых переворотов Алымбека предательски убивают во дворце хана. Однако власть на Алае не выпала из рук кыргызов. И титул датхи и право управления алайскими кыргызами перешли к мудрой жене Алымбека - Курманджан. В 1875 году восстание кыргызов против кокандского господства стало всеобщим народным движением. В 1876 году вся территория Кокандского ханства за исключением Алая была под контролем русских войск. Ханство было ликвидировано. Но ему на смену шел новый - колониальный гнет царизма.

 

32.Тайлак батыр в борьбе за независимость кыргызского народа

 

Тайлак  Батыр (18 в.н.э.) – национальный герой, на протяжении почти двадцати лет был военачальником кыргызских племен, населявших Центральный Тянь-Шань, и возглавлял их борьбу против кокандских завоевателей. В 1838г. Тайлак заболел, и подосланный лекарь отравил его.

 

33.Культура кыргызского народа в 18-19 века.

Культура кыргызского  народа в XVI - XIX вв. продолжала развиваться  и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое  время. Принятие мусульманства укрепляло положение кыргызских феодалов среди среднеазиатских правителей, позволяло им вступить с последними в равноправные дипломатические отношения, обучать своих детей грамоте в мечетях и медресе, заключать выгодные браки и т.п. С раннего средневековья и до начала XX в. кыргызы пользовались письмом; сначала руническим на согдийско-арамейской основе (VII - X вв.), затем - арабским, фарси и чагатайским. Эпос «Манас» - вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов. Первые письменные записи вариантов эпоса «Манас» начались в 1856 году Чоканом Валихановым. Эпос «Манас» - подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинское, географическое и др. знания.

Информация о работе История Кыргызстана