Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:02, курс лекций
Как указано выше, территория современного Кыргызстана в разное время входила в разные племенные или древние государственные объединения, поэтому история Кыргызстана и других районов Тянь Шаня рассматривается лишь как часть истории племен и народов Центральной Азии.
В середине XIV в. гос-во Хайду распалось на две части. На востоке было образовано гос-во Моголистан (в 1348г.) во главе с чингизидами, 1-й хан Моголистана Тоглук-Тимур. В Моголистане обитало много племен, многие из них вошли в состав Кыргызской народности.( душлаты, барласы и др.) В племенное объединение булгачи входили кыргызские роды бостон, теит, жоокесек, доолес, кыдырша и канглы. Эти шесть родов составили основу кыргызов-ичкиликцев. Ставка находилась в долине Или (г.Алмалык). Административно-политическим центром Моголистана был Манглай-Субе (вост. Туркестан-часть Ферганы-Алай-Центр. Тянь-Шань), со столицей Ак-Су.
Первый хан Моголистана Тимур, стремясь захватить власть, в 1354 г. сам принял ислам, объявив его официальной религией государства. Племена кыргызов тогда не приняли ислама. Кыргызы постепенно стали занимать пустующие пастбища, подчиняя себе осколки разбитых Тимуром могольских племен. В 80-х годах XV в. на территории современного Северного Кыргызстана сложилось новое объединение племен, ядром которого явились кыргызы. В обстановке частых нашествий моголов и народных волнений феодалы и купечество Мавераннахра стали искать сильную личность, которая могла бы отразить нашествие захватчиков и держать в узде народные массы. Таким человеком был эмир Тимур (годы жизни: 1336-1405). Вся жизнь Тимура была посвящена захватническим войнам. К концу жизни он создал империю. Самарканд стал политико-административным центром нового государства, известного в истории как "государство Тамерлана". В одном из походов Тимур получил ранение в ногу и заметно хромал, поэтому его звали "Тимур-ленг", т.е. "Тимур - хромец", в европейском произношении "Тамерлан". Он окончательно разгромил могольских правителей.
21.Гипотеза ученых о происхождении кыргызов. Этноним «кыргыз»
Слово
«кыргыз» означало – не истребимый.
В составе были: - кара кыргызы,
кара калпаки, кайсак кыргызы.
Долгий и сложный путь этнического развития
прошел кыргызский народ. Проблема формирования
(этногенеза) кыргызской народности сложна
из-за крайней скудности письменных источников,
слабой изученности археологических,
антропологических и этнографических
материалов.
Этноним «кыргыз», возникший еще во второй
половине первого тысячелетия до н.э. в
Центральной Азии, в IX-X веках получил широкое
распространение от Енисея до Байкала
и Алтая. Позже он был перенесен и на Тянь-Шань,
где дал название сформировавшейся здесь
к XVI веку народности.
В настоящее время установлено, что известные
по китайским источникам этнонимы: гэгунь, гяньгунь, кигу,
цигу, гегу, хегусы, хагасы, являются лишь
разновременными фонетическими вариантами
одного и того же этнонима – «кыргыз».
Самим народом этноним связывается по
созвучию со словами «кыр» - «степь» или
«кырк» - сорок и истолковывается в значении
«степной народ», «степняки» или народ,
произошедший от сорока дев – «кырк кыз».
Этноним «кыргыз» является самым древним
из самоназваний современных тюркских
народов. Этноним «кыргыз» как обозначение
отдельного племени (или группы племен)
возник в Центральной Азии далеко от современной
территории, занимаемой кыргызским народом
в наши дни.
Полно загадок и в вопросах происхождения
кыргызского народа. Сегодня существует
чуть ли на полтора десятка гипотез о происхождении
кыргызов.
С точки зрения науки, это был многогранный,
сложный процесс – во времени и пространстве.
А что говорят ученые? И сегодня у исследователей
нет единого ответа на этот вопрос. Пока
проблема сводится к трем основным гипотезам:
1. Кыргызская народность (автохроннаместные),
т.е. с древнейших времен обитала на современной
территории (Тянь-Шань, Памиро-Алай, Иссык-Куль);
2. Кыргызская народность появилась на
Тянь-Шане в результате переселения со
своей прародины – с берегов Енисея и
Алтая;
3. Кыргызская народность образовалась
на Тянь-Шане в результате консолидации
автохронных (местных) и миграционных
(прошлых) из Центральной Азии компонентов.
22.Этнические истоки и этапы формирования кыргызского народа
Сложение
кыргызской народности связано с
этническими процессами в древности
и средневековье на территории от
Саяно-Алтая и Монголии до Восточного
Туркестана и Тянь-Шаня, исторически растянулось
более чем на полтора тысячелетия и завершилось
лишь в XVI столетии.
Истоки формирования кыргызского этноса
уходят своими корнями более чем в двухтысячелетнюю
древность и связаны с территорией Центральной
Азии. В первой половине I тысячелетия
н.э. на Енисее (Минусинская котловина)
в результате смешения местных (динлины)
и пришлых (кыргызы) племен формируется новая
этническая общность – енисейские кыргызы.
В эпоху «великодержавия» (IX-X века) енисейские
кыргызы расселились на территории, простиравшейся
от Байкала и до Иртыша с востока, от зоны
Сибирьской тайги до Восточного Туркестана
с севера на юг. В результате смешения
местного населения и кыргызов образовался
ряд (по археологическим данным - новых субэтносов. Значение
термина «кыргыз» изменилось: он становится
не только этнонимом, но и этнополитонимом,
то есть кыргызами стали называть себя
и не кыргызские по происхождению племена,
находившиеся в зависимости от енисейских
кыргызов.
Один из таких кыргызских субэтносов в
IX-X веках образовался на Алтае, в Прииртышье
и Восточном Притяньшане. Здесь енисейские
кыргызы в результате взаимосвязей с численно
преобладавшими местными народами, входившими
в кимако-кипчакское объединение приобрели
новое этнокультурное (включая язык), но
сохранили этноним - «кыргыз».
На рубеже XV-XVI веков
алтае – восточно тяньшанские кыргызы,
входившие в государство Моголистан, заняли
нынешнюю территорию расселения. Они ассимилировали
местные тюрко-могольские племена и стали
основным ядром нового этнического образования
– кыргызской народности на Тянь-Шане.
Заключительным этапом формирования кыргызской
народности явилось образование в начале
XVI века дуальной этнополитической организации
правого и левого крыльев с примкнувшей
к ним группой ичкилик.
Состав населения Тянь-Шаня
VI-XIIвв. Наблюдается приход
кочевых тюркских племен. К VIII веку их
сложилось несколько: древнетюркских
языковых групп: булгаро-харская, западнотюркская
(огузская), карлукская, иранская (согдийская)
языковые группы.
VII-X вв. получил свое завершение процесс
полной тюркизации скотоводческого населения
Тянь-Шаня.
В эпоху Караханидов Семиречья и Тянь-Шань
обрели новое этническое лицо, новую социальную
и экономическую структуру, новый тип
духовной культуры ускорившийся процесс
исламизация тюркских племен.
Следующий этап процесса формирования
кыргызской народности проходит в условиях
монгольской игы с 1207 на Енисее и с 1218 года
на Тянь шане, когда кыргыз стал уделом
наследников – чингизидов.
23.Завершение процесса формирования кыргызского народв в конце 15-начале 16 веков
Важным
этапом формирования кыргызской народности
стало объединение всех племен в два крыла в конце XV- начало XVI
вв.:
Правое – саяк, сарбагыш, солто,
жедигер, бугу, моголдор. Все от ак уула.
Левое – адыгане, саруу, чон
багыш, басыз, мундуз, саруу, кушчу, жетиген.
Все от куу-уула. Все они стали именоваться
этнонимом «кыргыз».
Ичкилик – бостон, тейит, деелес,
жоо-кесек, кыдырша, канды (канглы). Письменные
источники того периода сюда включают
племена – кесек, оргу, найман, нойгут,
кыпчак. Предком всех ичкилиеков, по преданиям,
был Салвас бий Булгачи.
Кыпчаки – упоминается еще
в VIII веке в уйгурском письменнике. В то
время они обиталы на Саяно – Алтайском
нагорье. ХI – ХII вв. они кочевали на территориии
от Алтая до Крыма и Дуная…
Как сообщают китайские источники киргизы
разделили население на равные части.
Выделили два подразделения, выбрали из
богатых двух предводителей, каждому указали
владения: земли, реки, горы. Разделили
на две ветви – северную и южную. Каждая
внутри делилась на ветви.
Они свидетельствуют не только о наличии
у киргизов фиксируемой исторической
памяти, но и определяют начало важнейшего
этапа этнической и социально-политической
истории племенных объединений, когда
рыхлый конгламерат племен с едва созревшим
этническим самосознанием завершил процесс
образования народности, организованный
не только по принципу кровно-родственных
связей но и в рамках более жесткой структуры
территориально-политической организации.
Вскоре этноним «киргиз» стал общим для
всех племен Кыргызстана. Во второй половине
XV – начала XVI вв. сформировалось киргизская
народность со своей территорией, языком,
известной экономической и культурной
общностью, и единой социальной психологией.
25.Борьба кыргызского народа за свою независимость 16в. Мухаммед Кыргыз
В начале XVI в. кыргызы объявили своим правителем Мухаммеда Кыргыза, который выступил объединителем двух больших племен «Он канат» и «Сол канат». Он начал борьбу за полное освобождение Кырг-на от власти могольских ханов. Воспользовавшись обострением раздоров между претендентами на престол в Моголистане, Мухаммед активно вмешивался в дела Восточного Туркестана. Он поддерживал одного из них – Султан-Саида. В 1514г. Султан-Саид при помощи военных сил Мухаммеда завоевал города Кашгар, Яркенд и Хотан. Но в 1517г. Султан-Саид, обвинив кыргызов в неуважении к исламу и в разграблении мусульманских городов, нарушил договор о союзничестве и с сильной армией вторгся во владения кыргызов. Мухаммед спешно собрал войска в местности Барскоон (на берегу оз. Иссык- куль). Моголы имели численное преимущество и победили. Часть войска попала в плен, Мухаммеда схватили и посадили в Кашгарский зиндан. Но власть хана была непрочной, поэтому в 1522г. Саид освободил Мухаммеда из заточения и отправил в качестве ханского наместника в Кырг-н вместе со своим сыном Рашидом. А также переселил туда значительную группу могольских феодалов, чтобы охранять Рашида. Все племена правого и левого крыла кыргызов признали власть Мухаммеда, который не выполнял распоряжений Рашида. Он тайно искал союза с соседями для освобождения от власти моголов.
26.Освободительная борьба кыргызского народа против экспансии Джунгарского ханства. 17-18 вв.
Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана в XVII - первой половине XVIII вв. являлась борьба кыргызов с Джунгарским ханством, которое было создано могольским племенем ойратов (кыргызы именовали их калмаками) на осколках могольской империи в Западной Монголии. Началась эпоха длительных изнурительных войн кыргызов (калмаки называли их бурутами) и казахов против калмакских завоевателей за свою независимость. В 1620 году кыргызы и казахи потеснили калмаков от границ своих кочевий. Образование Джунгарского ханства (1635 год) усилило позиции калмакских феодалов. В 1652 году калмаки пошли против кочевников Кыргызстана и Казахстана. Кыргызы и казахи оказали решительное сопротивление.
27.Кыргызско-казахские взаимоотношения в 18-19 вв.
В конце XV - начале XVI вв. в Средней Азии и Казахстане произошли политические события первостепенной важности. Орды кочевых узбеков обитавшие в степях Казахстана, устремились на одряхлевшее государство Тимура и полностью захватили его. Большие изменения произошли и в государстве Моголистан. К 1510 г. его северные районы заняли кыргызы, которые вступили в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против Могольской экспансии. Несмотря на попытки правителей Могольского государства закрепиться в Северном Кыргызстане, им это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость.
В начале 1760 г казахские султаны вторглись на территорию владения кыр-ов. В ответ на это кыр-ие феодалы нападали на стойбища в долине реки Или. Особый размах столкновения кыр-з и казах приобрели в 70-х годах, предпринятые попытки набегов каз-го хана Аблая неоднократно увенчивались успехом. В 1775-1776 г каз-ие войска напали на таласских и Чуйских кыр-ов, на защиту встали все представители племен. Начав с Таласа Аблай дошел до Кара-балты и Сокулука, хотя кыр-зы проиграли , но они не считают себя покоренными. В конце XV - начале XVI вв. в Средней Азии и Казахстане произошли политические события первостепенной важности. Орды кочевых узбеков обитавшие в степях Казахстана, устремились на одряхлевшее государство Тимура и полностью захватили его. Большие изменения произошли и в государстве Моголистан. К 1510 г. его северные районы заняли кыргызы, которые вступили в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против Могольской экспансии. Несмотря на попытки правителей Могольского государства закрепиться в Северном Кыргызстане, им это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость.
28.Завоевание Кыргызстана Кокандским ханством
Кокандское ханство представляло собой типичный образец феодальной деспотии Востока в форме абсолютной монархии. Все государство подразделялось на области — вилайеты, которые делились на налоговые районы – серкерства, где серкеры выступали в роли налогосборщиков. Небольшими городами управляли беки. Верховным собственником земли в Кокандском ханстве выступали государство в лице хана. Участок, закрепленный юридически за определенным собственником, назывался милк. Характерно, что милковые земли могли свободно отчуждаться от одних собственников и передаваться или продаваться другим. В период кокандского владычества начался процесс разложения кыргызской общины. Выделение такого рода частных владений из общинного землепользования привело к тому, что земли стали не только передаваться по наследству, но и продаваться, а также передаваться в вакф, т. е. в собственность мусульманских мечетей, медресе и отдельных духовных лиц. В целом система аграрных отношений в ханстве, повлиявшая в известной мере па практику землепользования у кыргызов, вполне соответствовала интересам эксплуататорских классов. Экономическая политика кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Напротив, она тормозила его. Отбирая пастбища, конфискуя и перепродавая постоянно земли кыргызов,. облагая их непомерно высокими налогами Однако нельзя не отметить и позитивных черт в экономической жизни кыргызов, появившихся в этот период. В рамках одного государства кыргызы постоянно вступали в контакт с оседлым населением — узбеками, таджиками, перенимали у них полезные хозяйственные навыки в земледелии, развивали торговые контакты. Возмущенные кочевники часто восставали против налогового произвола.
29.Соц-экон положение кыргызов в период господства Кокандского ханства
После завоевания Кыргызстан оказался под тяжким бременем двойного гнета: кокандских властей и собственных феодалов. Экономическая политика Кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Напротив, она тормозила его. Основную массу кыргызского населения составляла беднота, или как ее называли,букара (буквально: подданный, простолюдин). Бедный кочевник руководствовался в своей жизни указаниями феодала - родоправителя. Кыргызы закреплялись за определенными вилайетами, бекствами, серкерствами, как правило, по местоположению зимовок и не отдельными аилами и общинами, а целыми родами.
30.Кубат-бий-предводитель южных кыргызов
Кубат-бий (18 в.н.э.) - последовательно отстаивал свободу и независимость кыргызских племен и от джунгарских агрессоров, и от кокандских завоевателей, одаренный дипломат и политический деятель, умело лавирующий между противоборствующими сторонами, стремившийся сохранить самостоятельность кыргызских племен; он первым предпринял в XVIII в попытку объединения кырг. племен и создания кырг. гос-ва.
31.Борьба кыргызского народа против гнета Кокандского ханства
Одной из крупнейших
политических фигур ханства был
наместник в Андижанском
32.Тайлак батыр в борьбе за независимость кыргызского народа
Тайлак Батыр (18 в.н.э.) – национальный герой, на протяжении почти двадцати лет был военачальником кыргызских племен, населявших Центральный Тянь-Шань, и возглавлял их борьбу против кокандских завоевателей. В 1838г. Тайлак заболел, и подосланный лекарь отравил его.
33.Культура кыргызского народа в 18-19 века.
Культура кыргызского
народа в XVI - XIX вв. продолжала развиваться
и совершенствоваться на основе традиций,
сложившихся в древнее и