Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:02, курс лекций
Как указано выше, территория современного Кыргызстана в разное время входила в разные племенные или древние государственные объединения, поэтому история Кыргызстана и других районов Тянь Шаня рассматривается лишь как часть истории племен и народов Центральной Азии.
34.Исторические предпосылки сближения кыргызов с Россией
Историческая
обусловленность вхождения
Причины:
1. Кокандское иго: кыргызы были вытеснены
на Алай, Памир и Тянь-Шань
2. .Угроза со стороны Цинского Китая
3. Постоянное нападение степных казаков
из-за пастбищ .(Султан Кенесары .1847 г. убит)
4. .Междоусобица внутри кыргызских племен
(между Ормоном - Боронбаем.).
5. Тяжелое социально-экономическое положение
народа.
Весной 1785 году – Атаке-бий в качестве
посла (посылника) отправляет в Россию
Абдурахмана Кучакова и Шергазы. Они везли
с собой два письма. Одно- сибирским властям,
другое – лично императрице российской
империи Екатерине II.
Абдурахман Кучаков. Еще в 1757 году первая
группа тяньшанских киргизов – 200 человек
переселились, вероятно с остатками калмаков,
разбитых китайцами, в Сибирь, потом переселились
в Поволжье. Среди них был и будущий посол
кыргызов в Россию Абдурахман Кучаков.
Вернувшись на родину он торговал в Ташкенте,
затем поступил на службу Атаке бию.
В 1785 году 23 августа они прибывают в Омск.
В январе 1787 году они были приняты Екатериной
II.
В обратном пути в Оренбурге, 20 июня 1789г.
Абдурахман умер.
Летом 1788 года Атаке отправляет в Россию
второе посольство – Сагымбая Абдрахманова
(сына Абдурахмана Кучакова).
С 1793 года устанавливается торговая связь
с Россией через Казахстан. Но через год
прерывается.
1)Вновь возобновляется с 1803-1812 гг.
2.Киргизско-русские посольские связи
вновь устанавливаются с 1813 года, когда
вместе с караваном прибывает Сибирский
губернский секретарь – переводчик Андрей
Леонидович Бубенов. Его встретили Иссык-Кульские
бии – Шапак, Шералы, Эшим.
В 1824 году в Сибирь прибыла новая кыргызская
депутация: Акылбек Олжобаев, Алгазы Шералин.
Атаке бий. Атаке - верховный бий
племени сарыбагыш, инициатор отправления
первого официального кыргызского посольства
в столицу Российской империи - г. Санкт-Петербург
в 1785-1788 годы. Через кыргызских послов
Атаке-бий стремился заручиться покровительством
России и, в свою очередь, брал на себя
обязательство свободного перепровождения
торговых караванов, следуемых из России
в Среднюю Азию и в обратном направлении
на подвластных ему владениях.
Осенью 1787 года в Чуйской долине
в торжественной обстановке Атаке-бий
принимал русского посланника Муслюма Агаферова. Атаке-бий придавал
большое значение сближению с Россией
и с этой целью в 1788 году он снарядил новую
дипломатическую миссию в г. Омск во главе
с Сагымбаем Абдурахмановым (сыном Абдурахмана
Кучакова).
35.Первыые кыргызско-русские посольские связи. Конец 18-19в.
А. Кучаков, Шергазы
В последней четверти 18 столетия по инициативе бия Атаке от сарыбагышских кыргызов Чуйской долины в Санкт - Петербург к Екатерине 2 напраляется посольство в поисках покровительства. Первые сведения о кыргызах в России получили от посла Петра I в Джангарском ханстве Ивана Унковского, в 1722-1724 годах. О связях кыргызов с Россией в период с 1790 по 1813 год документальных данных не найдено. В первой трети 19 в. перед непосредственной угрозой кокандской агрессии кыргызы предпринимают неоднократные попытки заручиться покровительством России. Но российские власти не спешили вмешиваться в междоусобные ссоры кыргызов. В сентябре 1853 г. иссык - кульские кыргызы в очередной раз направляют принять подданство России. Инициатором этого обращения был верховный манап племени бугу Боромбай Бекмуратов. Из Санкт - Петербурга было дано указание пригласить кыргызских представителей в Омск и удовлетворить их просьбу путем торжественного принесения кыргызами присяги русскому императору. Процедура принятия присяги состоялась 17 января 1855
37.Деятельность Ормон хана и Боронбая Менмурат уулу
Ормон- хан (1791(92) – 1854 гг.) крупный манап, потомок Исингула из племени Сарыбагыш. В 25 летнем возрасте становится одним из предводителей племени. В 1848г. в местности Кут-Малды состоялся курултай, на кот. Ормон был объявлен Ханом. В его руках сосредоточилось управление большинством северо-
кыргызских племен.
Он пытался сохранить
38,Присоединение Северного Кыргызстана к России
Экономическая политика Кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Налоговая политика в ханстве, была основной причиной восстания кыргызского населения против Кокандского господства. Общекокандское восстание 1842 года началось с межгосударственной войны Бухары и Коканда. В 1875 году восстание кыргызов против кокандского господства достигло апогея. Оно стало всеобщим народным движением. Недавно просившие российского подданства, искавшие помощи у России в борьбе против ханской тирании кыргызы с недоумением следили за продвижением царских отрядов пришедших на помощь Худояр-хану. Бороться с хорошо вооруженными царскими войсками разрозненные отряды кыргызских повстанцев не могли. В 1876 году вся территория Кокандского ханства за исключением Алая была под контролем русских войск.
39,Деятельность Шабдан батыра и, Байтик батыра
Шабдан-Батыр (... - 1912гг) - крупнейший сарыбагышский манап, один из потомков знаменитого Атаке батыра, прославился удачными набегами в барымте; был представителем кыргызов на приеме у Малля хана в Коканде, в составе войск Скобелева принимал участие в завоевании Кокандского ханства, в сражениях против повстанцев, за что получил Георгиевский крест.
Видный манап рода солто Чуйской долины, один из руковод-ей борьбы против гнета Коканд-го ханства в 60-х 19 в. В начале 1860 г перешел под покровительство русских. За активное содействие при разгроме крепостей Пишпек, Токмок получил чин капитана, орден Станислава № степени и золотую медаль с Анненской лентой. В 1867 г в числе 17 представителей из Центр. Азии был приглашен на церемонию коронирования Александра 2, ездил в Москву и Петербург. Следует отметить, что Коканд-ие тенденции не были всеобщим явлением среди солто. Поднятое Б-б восстание отражало недовольство лишь одного крыла этого народа. Например часть солто, возглавляемая манапом Жангарачем , Маймылом и Тынаалы не хотела подчиняться русским властям и перекочевала в верховья Таласа. Более того в 1864 г, после смерти манапа Жынгарача, его сыновья и манап Кокум начали устанавливать отношения с русскими.
40,Антикокандское восстание южных кыргыз 1873-1876гг. Исхак Асан уулу (Пулат хан)
Весной
1873 года в Южном Кыргызстане вспыхнуло
восстание, продолжавшееся до самого падения
Кокандского ханства. Поводом для
восстания послужило убийство ханом
40 кыргызских и кыпчакских старшин,
прибывших на переговоры с Худояр-ханом.
Правление Худояра хана вошло в историю
как период наиболее жестокого угнетения
кыргызского народа.
Возглавил народное освободительное движение
кыргыз из рода бостон – молдо Исхак Хасан-уулу
(1846-1876). Он принял имя законного отпрыска
правящей в Коканде династии – внука Алим-хана Пулата (кырг. Болот-хан), чтобы узаконить захват
власти в государстве.
В 1875 году народное движение против кокандского
ига достигло своего апогея. Худояр-хан
под защитой русского военного отряда
бежал в Ташкент. Ханом был провозглашен
его сын Насреддин-бек, правитель Андижана.
Но повстанцы не признали Насреддина и
провозгласили ханом Исхака Хасан уулу,
подняв его по традиции на белом войлоке
как Пулат-хана.
9 октября 1875 года повстанческая армия
во главе с Пулатом заняла Коканд. Молодой
хан Насреддин бежал под защиту туркестанских
властей. В соответствии с ранее принятыми
договорными обязательствами, царизм
ввёл на территорию Кокандского ханства
свои войска. Это послужило поводом для
Пулата и его сторонников объявления «газавата»
(войны с «неверными») против русских отрядов,
пришедших на помощь хану.
Карательная экспедиция во главе с генерал-майором
М. Д. Скобелевым жестоко подавила восстание
кыргызов. Пулат-хан нашел убежище в Алайской
долине. В ночь с 18 на 19 февраля 1876 года
раненый Пулат-хан был схвачен соратниками
и выдан царским властям. По приговору
военного суда он был приговорен к смертной
казни и 1 марта 1876 года повешен на площади
в Маргелане.
41,Завоевание Россией Южного Кыргызстана
В 1865 г. вследствии действий крупных военных сил русских власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро - Алая. Ограничение территории вызвало и сокращение доходов в казну, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Весной 1874 г. часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратились к генерал - губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. 18 февраля 1876 г. территория Кокандского ханства царским манифестом объявляется присоединенной к России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал --губернаторства. Первым военным губернатором новой области стал ее завоеватель М. Д. Скобелев.
42,Курманжан Датка – рпавительница алайских кыргызов
Родилась она семье простого кыргыза- кочевник из рода монгуш на Алае. На 18-ом году ее выдали замуж за человека, которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился, и она, вопреки традиции и религии, не пошла к мужу и осталась в юрте отца. В 1832 г. энергичный феодал Алымбек- датха, управляющий кыргызами Алая, освободил Курманжан от «брачного контракта» и сам женился на ней. Курманжан стала хорошей помощницей мужу. В его частые отсутствия (он вскоре стал приближенным, а затем и первым визирем кокандского хана) несла бремя управительницы Алая. После смерти Алымбека (в результате дворцовых распрей в 1862 г.) Курманжан, отомстив убийцам мужа собрала около себя свиту преданных ей батыров и осталась правительницей Алая. Еее признали бухарский эмир Музафар и кокандский Худояр-хан, присвоивший ей звание «датха» (соответствует чину генерала царской армии). Вынужденная смириться с поражением повстанцев Курманжан перешла на службу к царю, призвала к этому своих сыновей и все население
Алая. К 1876 г. Алай с 17380 семействами был присоединен к России. На этой территории было образовано 5 волостей: Кичи-Алайская, Наукатская, Гульчинская, Узгенская, Ак-Буринская, которые вошли в состав Ошского уезда. Ими стали управлять сыновья Курманжан-датхи. Личная жизнь ее протекала не безмятежно, она оставалась богатой, пользовалась беспрекословным авторитетом у кыргызов . Когда 2-е сыновей и 2 внука были обвинены в контрабанде, а также в убийстве таможенников, даже Курманжан со всем своим влиянием не смогла их выручить. Любимый сын Камчибек был казнен. Другой сын Маматбек и 2 внука Арсланбек и Мирзапояс – были закованы в цепи и сосланы на каторгу в Сибирь. Датха была раздавлена духовно, ей был нанесен непоправимый удар. Она раздала все свое имущество, уединилась в родном аиле, никого не принимала. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 лет.
48,Российские ученый и путешественники о кыргызах в Кыргызстане
Кыргызы во времена Кокандского ханства и Кыргызы в составе Российской империи - эти времена (XVIII - начале XX вв) связаны с именами Курманджан-датки, Пулат-хана, Ормон-хана, Шабдан Батыра и др. - выдающимися личностями своего времени. Представлена литература о приходе России в Ала-Тоо. К этому периоду относится деятельность таких известных в России и в Кыргызстане ученых и первопроходцев, как П. Семенов-Тяньшанский, Н.М. Пржевальский, Н.А. Северцов, Ч.Ч. Валиханов.
500Общественнно-философская мысль кыргызов во второй половине 19в Калыгыл бай уулу, Арстанбек Байлаш уулу, Молдо Кылыч, Молдо Нияз.
Калыгул Бай уулу (1785-1855 годы). Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении "Акыр заман" ("Конец мира") он воспевал ушедшие времена, осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. Некоторые его стихи глубоко лиричны.
Арстанбек Буйлаш уулу (1824-1878) – акын-заманист, представитель течения так называемого «заманизма»- историко-философского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце, обладал несомненным художественноэстетическим дарованием, воспринял и творчески продолжил лучшие традиции своих предшественников.
Молдо Кылыч (1866-1917) – киргизский поэт, публиковал стихи, имевшие отчетливую националистическую и политическую направленность во времена последних десятилетий 19 в., когда Киргизию охватило движение джадидизма, культивировавшее более «западный» подход к исламскому образованию. Поэма «Кысса Зилзала» («Землетрясение») Молдо Кылыча Шамыр-кан уулу, изданная в 1911 в Казани, является первым художественным произведением в истории кыргызского народа, напечатанным адаптированным арабским алфавитом
Молдо Нияз (1823—96), писавшие свои произведения и размножавшие их в рукописях. Эти поэты являлись образованными людьми своего времени, что давало основание применительно к их имени использовать дополнительный эпитет «молдо», т.е. звание просвещённого, образованного человека. Поэтический сборник Молдо Нияза «Санат» («Заветы»), состоящий из более чем 2 тыс. строк, по своему содержанию является продолжением му-сульмано-тюркских традиций в поэзии. В них затрагиваются такие темы, как жизнь и смерть, добро и зло в философском аспекте, а также отражены исторические события, происшедшие на кыргызской земле в 19 в.
51,Акынская поэзия второй половины 19- начало 20 вв. Т. Сатылганов, Б.Алыкулов, Тоголок Молдо (Б.Абдрахманов)
Т. Сатылганов (1864-1933) Культура К-на конца 19-20 в развивалась в духетрадиционной материальной и духовной культуры. Новые экономические, социальные отношения, сложившиеся в результате присоединения царской Россией К-на, обусловили новые тенденции в жизни к-го народа. Великий акын кыргызского народа заслужил широкое признание за то, что пел о тяжелой судьбе своего народа, воспевал идеи справедливости, обличал властьимущих. Для многих он стал наставником. За защиту простого народа против произвола баев и манапов царские власти сослали его в Сибирь, как участника Андижанского восстания. В ссылке он понял, что борьба против угнетения составляет смысл стремления к свободе.