История Мировых Цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:23, реферат

Описание

Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от окружающей пустыни, которую именовали Красной страной. Древние греки от труднопроизносимого имени города Хет-ка-Птах (одно из названий города Мемфиса) произвели привычное для нас название Айгюптос Египет. Египет в древности это собственно долина Нила.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 53.84 Кб (Скачать документ)

Создатели Древнегреческой  цивилизации называли себя эллинами, а римляне дали им название греки. Относятся греки к средиземноморской  расе, а их язык к индоевропейской  языковой семье. Многочисленные племена  не имели общего языка, однако, общаясь, понимали друг друга. При этом выделились три диалекта: ионийский, дорийский, эолийский. Общий язык койне сложился лишь в эпоху эллинизма.

История Древнегреческой  цивилизации делится на следующие  периоды:

гомеровский период (темные века) XI-IX вв. до н.э.;

архаическая Греция (период Великой греческой колонизации) VIII-VI вв. до н.э.;

классическая Греция V-VI вв. до н.э.;

эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.

2). У истоков Древнегреческой  цивилизации.

 

Такое уникальное историческое явление, как Древнегреческая цивилизация, не возникло с первой же попытки. Появлению  столь совершенной социальной организации  и форм культуры предшествовал длительный период поисков. Рождение греческого чуда - цивилизации древних греков приближали последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий  кикладская и троянская культуры, а также минойская и микенская  цивилизации.

 

В III тыс. до н.э. на северо-западном побережье Малой Азии у входа  в Геллеспонт возник значительный центр  протогородской культуры Троя (Гиссарлык). Расцвет троянской культуры ознаменовался  постройкой цитаделей с домом  правителя (мегароном). Троянское искусство  достигло высокого художественного  уровня. Среди изделий троянских  мастеров есть настоящие шедевры  боевые топоры из нефрита и лазурита, ритуальные сосуды из золота, диадемы, ожерелья и другие украшения из драгоценных  металлов. Однако за свою более чем  полуторатысячелетнюю историю Троя не обрела своей ясно выраженной культурной индивидуальности, не создала своей  письменности и в конечном итоге  не смогла превратиться в настоящую  цивилизацию. Троянская культура погибла  либо от землетрясения, либо от набегов  ахейских пиратов.

 

В III тыс. до н.э. на островах Кикладского  архипелага возникла удивительная и  своеобразная культура, получившая название кикладская. Несмотря на исключительное богатство островов естественными  залежами строительного камня (известняка, мрамора), кикладцы не создавали больших  архитектурных сооружений. Они жили в убогих домах, небольшими поселениями, располагавшимися на вершинах укрепленных  самой природой обрывистых холмов. Кикладцы преуспели в кораблестроении  и мореплавании, а средства к существованию  добывали с помощью рыбной ловли, межплеменного обмена и пиратства. Развитие мореплавания и морской  торговли стимулировало развитие ремесла (металлургия, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, кости, ткачество, гончарные  промыслы). Кикладские металлурги одними из первых освоили технику выплавки и обработки бронзы. Бронзовые  кинжалы, наконечники копий, различные  инструменты не уступают лучшим восточным  образцам. Строгое изящество отличает кикладскую керамику с орнаментом бегущей  спирали. Особой технической изощренности и художественного совершенства кикладские мастера достигли в изделиях из камня. Из зеленоватого и черного  стеатита, голубоватого мрамора изготовлялись  лопатки, ступки и пестики для  растирания красок, коробочки для  косметики, кубки на высоких ножках, вазы. Вершина искусства кикладских камнерезов знаменитые мраморные идолы, ставшие символом кикладской культуры. Кикладские мастера производят впечатление  аристократов духа, утонченных эстетов, предшественников великих греческих  скульпторов, предвосхитивших гармоническую  ясность и уравновешенность их творений. Кикладская культура относится к  числу несостоявшихся цивилизаций. Ее конец был внезапным и загадочным. Между 2300-2200 гг. до н.э. происходит резкий демографический спад, возможно, в результате эпидемии, и кикладская культура умерла своей естественной смертью.

 

На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит началось становление  первой великой европейской цивилизации. Английский археолог Артур Эванс, обнаруживший эту цивилизацию, дал ей название минойской по имени мифического  критского царя Миноса могущественного  владыки Крита. Находящийся на окраине  Эгейского бассейна, Крит оптимально удален от опасных очагов агрессии, имел достаточно большую территорию и богатые природные ресурсы. Он был одним из самых оживленных перекрестков Средиземноморья, идеально приспособленным для торговых и  иных контактов с цивилизациями  Востока. Минойцев можно считать  первыми европейцами, которые прорубили  окно в большой мир цивилизации  Востока. Они изобрели парусное судно  и осуществляли плавания к берегам  Кипра, Сирии и Египта. У народов  Востока обитатели Крита заимствовали многое, но не просто копируя, а творчески  перерабатывая и переосмысливая, как, например, строительство дворцов. Дворцы на Крите, как и дворцовые  комплексы Передней Азии, совмещали  в едином комплексе функции святилища, административного центра, общегосударственной  житницы, торгово-ремесленного центра. Каждый дворец был центром широко разветвленной хозяйственной системы.

 

Дворцовая цивилизация Крита  охватывает примерно 600 лет (2000-1500 гг. до н.э.) Об эпохе старых дворцов практически  ничего не известно. Вероятно, к этому  времени на Крите уже существовала развитая земледельческая культура, были освоены земли, пригодные для  сельскохозяйственных работ. Население  острова занималось также скотоводством, ремеслом. На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите появились первые раннегосударственные образования с центрами-дворцами. Вероятно, в 1700 г. до н.э. они были разрушены  в результате землетрясения, и для  минойской культуры вскоре началась эпоха новых дворцов, время блестящего, хотя и кратковременного ее расцвета (1700-1500 гг. до н.э.). До наших дней дошли  остатки дворцов Кносса, Феста, Маллии, Като-Закро с их широкими лестницами, просторными мощеными дворами, парадными  апартаментами, обширными кладовыми, ремесленными мастерскими, водопроводом, канализацией. Дворцы Крита со всех сторон были облеплены домами горожан. Под их началом различные социальные группы жили в относительной гармонии.

 

В начале периода новых  дворцов Крит был объединен под  властью царей Кносса, представляя  собой довольно большое централизованное государство, которое начало широкую  территориальную экспансию (период минойской талассократии). Согласно греческим легендам, царь Кносса Минос  начал объединительный процесс, построил флот, уничтожил пиратство  и установил свое господство в  Эгейском море. Поэтому Критскую цивилизацию  и называют минойской. Критское общество имело теократическую форму правления, когда в руках правителя объединялись функции царя и верховного жреца. Институт священной царской власти был тесно связан с дворцом-храмом. Минойцы знали письменность, в  форме линейного слогового письма А, которое до сих пор не расшифровано.

Цивилизация минойского Крита  отличалась чрезвычайным динамизмом и  развивалась в необыкновенно  быстром темпе. По мироощущению минойцы  близки древним грекам. Они обладали удивительной способностью радоваться жизни и воспринимать красоту окружающего мира. Болезненно переживая его несовершенство, минойцы, как и греки, стремились внести в него гармонию и порядок, постоянно преобразовывали его, если не в действительности, то хотя бы в своем воображении. Судя по изображениям на фресках, крестьянский труд, война, охота не занимали важное место в системе ценностей минойцев. Они отошли от прагматичного взгляда на жизнь, сделав установку на досуг и наслаждения, которыми прикрывали свой страх перед окружающим миром. Отсюда обычай человеческих жертвоприношений и ритуального каннибаллизма.

Минойская цивилизация исчезла  так же стремительно, как и появилась. Около 1450 г. до н.э. большинство поселений  и дворцов на Крите погибло  в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем (120 км) острове  Фера (совр. Сантино). Воспользовавшись этим, на Крит вторглись греки-ахейцы и остров был отброшен назад. Превратившись  в глухую и отсталую провинцию.

На смену минойской  культуре приходит ахейская, расцвет  которой относится к XV-XII вв. до н.э. Сформировалась она в Пелопоннесе (Арголида), постепенно распространяясь  в Среднюю и частично Северную Грецию, на Киклады, Родос, Крит. Ахейскую культуру открыл на месте древнего города Микены (отсюда ее другое название микенская) Генрих Шлиман, проводя раскопки в поисках легендарной Трои. Позже  в Тиринфе, Пилосе (Южная Греция), Афинах, Фивах и других центрах  были открыты дворцы, напоминающие мегалитические постройки Передней Азии. Ахейские дворцы представляли собой  укрепленные цитадели, имеющие симметричную планировку. Они являлись центрами небольших поселений, располагавшихся  на неприступных горных возвышенностях и, в отличие от неукрепленных  критских дворцов, выполняли задачи обороны и защиты своей округи. Все помещения во дворцах имели  четкое назначение. Здесь хранили  оружие, устраивали праздники, совершали  религиозные обряды и церемонии, содержали общегосударственную  житницу, размещали чиновников. Дворцовое  хозяйство ахейцев включало переработку  сельскохозяйственных продуктов, прядение, ткачество, металлообработку, велась активная торговля, как внутренняя, так и  международная. Ахейские государства  существовали автономно, но в некоторых  случаях они объединялись, как, например, для похода на Трою. Описание этой войны  мы находим на страницах гомеровских  поэм Илиада и Одиссея. У ахейцев  была своя письменность, основные элементы которой они заимствовали у минойцев. Ею пользовались вплоть до вторжения  дорийцев. На глиняных табличках, найденных  в Микенах и Пилосе, обнаружен  тип письма, получивший название линейное письмо Б. В 1952 г. его удалось расшифровать молодому английскому архитектору  Майклу Вентрису.

В XII в. до н.э. процесс цивилизационного развития греков-ахейцев был прерван  вторжением более примитивных северных племен, в том числе дорийцев, которые к этому времени уже  обладали железным оружием. Города Микены, Тиринф, Пилос и другие были разрушены  и сожжены, ремесло и торговля пришли в упадок, резко сократилась  численность населения. Агония ахейской цивилизации длилась около ста  лет. Ахейские государства исчезли, слоговую письменность забыли. Часть  населения была уничтожена, другая же частично спаслась в Аттике, но в  основном бежала в Малую Азию и  на острова Эгейского моря.

В XI-IX вв. до н.э. греки оказались  в зоне достаточно продолжительного упадка и застоя, регрессивной щели между микенской цивилизацией и  рождением цивилизации классической. Это время называют темными веками, гомеровским периодом и предполисным периодом. В своем развитии Греция оказалась отброшенной на рубеж III-II тыс. до н.э. и переживала упадок земледелия и ремесла. Темные века не дали памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства. Но в это время греки освоили железо, в обществе произошло имущественное расслоение. А власть царей стала наследственной. Рождался новый тип организации общества греческий полис.

 

3). Рождение Древнегреческой цивилизации.

 

Вторая попытка греков в создании цивилизации имеет  началом так называемую архаическую  эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). Это связано  с развитием технологической  базы и экономики в условиях победы производства железа, углублением общественного  разделения труда, формированием подлинных  городских центров и развитого  типа рабовладения (рабство чужеземцев). Возникновение Древнегреческой  цивилизации совпадает с началом  железного века. Определяющим моментом явился переход к производству стали. Только с массовым введением производства стали можно говорить о победе железного века над бронзовым. Появление  стали позволило более успешно  обрабатывать земли, заниматься вырубкой лесов, прокладкой оросительных каналов. Оно революционизировало ряд  ремесел: кузнечное, оружейное, столярное, кораблестроительное.

 

Особое значение освоение стали имело для военного дела. Появился стальной меч. Греческие воины-гоплиты, вооруженные мечами и копьями, защищенные щитами, металлическими панцирями и  шлемами, представляли собой грозную  силу, сопротивляться которой уже  не могли не только пленные-рабы с  лопатой или мотыгой в руках, но и организованные воинские отряды, не имевшие подобного вооружения. Другое нововведение связано со скифами. Появились двухперые и трехперые  бронзовые наконечники стрел. Лук  стал использоваться как пехотой, так  и появившейся легкой конницей. Пеший  стрелок обычно делал до 6-7 выстрелов  в минуту и мог стрелять непрерывно до 10 минут. Коннику это было не под  силу, но конница была более маневренной. С коня стреляли по-скифски: не через  голову коня, а назад по ходу скачки. Кони не нуждались в поводьях, а  управлялись с помощью щенкелей. Нововведением в военном деле стало и создание инженерной и  осадной техники.

 

Период становления Древнегреческой  цивилизации совпадает с т.н. великой  греческой колонизацией. В течение  трех столетий греки покидали родину и переселялись в другие страны. В первую очередь это было связано  с отсутствием достаточного количества земель для сельского хозяйства, с земельной теснотой и перенаселенностью  освоенных ранее территорий. Отток  населения снимал социальную напряженность. Весомой причиной переселений были также торговые мотивы и последствия  политической борьбы, где проигравшие  нередко должны были покинуть родные места, чтобы сохранить себе жизнь. Колонизация развивалась в трех направлениях: западное Сицилия, Южная  Италия, Южная Франция, восточное  побережье Испании; северное фракийское побережье Эгейского моря, проливы, соединяющие Средиземное и Черное моря, побережье Черного моря; юго-восточное  Северная Африка и Левант.

 

Колонизация оказало огромное влияние на развитие древнегреческого общества. Она вывела греческий мир  из состояния изоляции, в котором  тот оказался после крушения Микенской  культуры. Греки сумели многому научиться. У финикийцев они взяли алфавитное письмо и усовершенствовали его, введя не только согласные, но и гласные  буквы. Из Финикии и Сирии они  переняли секрет изготовления стекла из песка, добычи пурпурной краски из морских моллюсков. У египтян  и вавилонян научились астрономии и геометрии. У египтян же заимствовали монументальную скульптуру. У мидийцев переняли денежную чеканку. Колонизация  сделала греческое общество более  мобильным, восприимчивым. Открылся простор  для личной инициативы. На первый план выдвинулись мореплавание и морская  торговля. Колонии превращаются в  центры посреднической торговли. Мощный толчок получило развитие и совершенствование  ремесла и сельского хозяйства. Ремесло окончательно отделилось от сельского хозяйства как самостоятельная  отрасль производства. Основной результат  Великой колонизации переход  от натурального хозяйства на стадию товарно-денежного хозяйства. Появляются свои монетные стандарты (оболы, драхмы). Девизом времени становится: Деньги делают человека. Особенности этой эпохи даже породили позже такое  ее название как античный капитализм. В ходе Великой колонизации появились  новые группы населения судовладельцы. Собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяли не только экономический, но и политический характер полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Природа и население  Древнего Китая.

Информация о работе История Мировых Цивилизаций