История Мировых Цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:23, реферат

Описание

Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от окружающей пустыни, которую именовали Красной страной. Древние греки от труднопроизносимого имени города Хет-ка-Птах (одно из названий города Мемфиса) произвели привычное для нас название Айгюптос Египет. Египет в древности это собственно долина Нила.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 53.84 Кб (Скачать документ)

 

Судя по всему, регулярная торговля уже привела к появлению  средства платежа, которым служили  раковины каури или их бронзовые  имитации. Чтобы было удобнее их носить, в раковинах делали отверстия  и нанизывали на нить. Стоимость  связок, скорее всего, была значительной. Став мерилом стоимости, раковины в  дальнейшем превратились в символ драгоценной  вещи, символ богатства.

 

Шанская цивилизация являла пример сильно милитаризованного общества, в котором война была нормой жизни. Десятитысячная армия Шанского протогосударства состояла из воинов-профессионалов, обеспеченных прекрасной бронзовой амуницией, а  также из военных подразделений  конницы и колесниц, запряженных  парой лошадей. Армия требовала  четкой организации, которую осуществляли начальник границ, начальник гарнизона, служитель лошади и другие военные  должностные лица. Войны велись в  основном ради захвата добычи скота, зерна и особенно пленных, которых  затем использовали для массовых жертвоприношений.

 

Военный настрой шанского общества сказался и на его социальной структуре, которая включала группы противостоящие друг другу и по социальному  статусу и по степени материальной обеспеченности. Выделялось несколько  кланов, близких к дому вана, который  опирался не только на своих сородичей, но и на отдельных глав племен, находившихся в его номинальном подчинении, которым жаловались различные почетные титулы. Сформировался и разветвленный  бюрократический аппарат, состоящий  из высших администраторов, низших чиновников, распорядителей и лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту.

 

Важную роль в сплочении  шанцев играла обрядная культовая практика. Представления о переселении  души после смерти существовали в  Древнем Китае еще в эпоху  неолита. Однако обряды, связанные с  этим культом, сложились не позже  шанского времени. Вероятно, они рассматривались  как важнейшее средство обеспечения  благополучия общины. Шанцы уделяли  огромное внимание обряду общения с  умершими ванами, которые были наиболее признанными и уважаемыми божествами.

В ритуальных пиршествах, сопровождавших жертвоприношения, участвовало все  взрослое население Шанского города-государства. Жертвы приносились верховному богу Шанди, местным божествам, умершим  правителям, их женам, сестрам, высокопоставленным чиновникам и т.д. Посредством жертвоприношения и обращения к оракулу верховный  правитель устанавливал связь с  божеством. Свои просьбы и пожелания  шанца записывали на специально обработанных гадательных костях бараньих лопатках, панцирях черепах. Надписи делались острым предметом, а затем для  большей четкости натирались краской. Сами надписи достаточно лаконичны  и строились по принципу: вопрос ответ предсказание. Здесь же содержалась  дата гадания, имя гадателя и примечание, совершилось или нет предсказание. Большинство надписей содержит, однако, лишь часть сведений такого рода. Шанцы  гадали о природных явлениях (затмениях, дожде, ветре, снеге). Они обращались к оракулу, отправляясь в путь, готовясь к военному походу, спрашивали о жертвоприношениях и т.д.

В практике ритуальных гаданий  рождалась древнейшая пиктографическая (картинная, рисунчатая) письменность одно из главных достижений Шанской  цивилизации. Она стала прообразом современной китайской иероглифической письменности, ставшей ключом к ее дешифровке. Шанская цивилизация, созданная обществом гадательных костей более трех тысячелетий назад эталон древней истории Китая, ее золотой век, когда появилась письменность, и человек впервые начал записывать свои мысли, когда были созданы прекрасные изделия из зеленой бронзы и возникло шелкопрядение. Сегодня историческое наследие Шанской цивилизации особо почитаемо не только в Китае, но в мировой цивилизации.

1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации.

 

Для понимания феномена городских  цивилизаций особое значение имеет  сравнение развития городов-государств в различных областях Средиземноморья, в том числе в Сирии.

 

Сирия древняя страна, расположенная  на стыке трех континентов между  Палестиной, Финикией, Средиземным  морем, Малой Азией, Месопотамией и  Аравией. Большую часть ее территории занимали пустыни и полупустыни  с небольшими полосками плодородной  земли на севере, оазисами Дамаском на юге и Тадмором (совр. Пальмира) в глубине Сирийской степи. Большую  роль в жизни населения Сирии  играла бурная горная река Оронт, несущая  свои воды с юга на север. Благодатные  земли долины Оронта отличались плодородием. Хлебные поля, виноградники, оливковые  рощи являлись богатством края, которого не было в восточной, степной части  Сирии. Однако здесь степи и пустыни  повсюду пересекались сухими руслами, которые весной наполнялись водой  и питали растительность, пригодную  для выпаса мелкого скота.

 

Древняя Сирия входила  в число регионов, где впервые  появилось скотоводство и земледелие. Их развитие, а также установление торговых связей с соседними странами определили характер формирующейся  здесь цивилизации. Через Сирию  проходили караванные пути, соединяющие  Месопотамию, Египет, Малую Азию и  Аравию. Она постоянно подвергалась нападениям со стороны соседей, желающих перехватить пути международного торгового  обмена. На Сирию периодически распространяли свою власть Египет, Шумер, Аккад, Хеттское царство и Митанни, препятствуя  образованию здесь крупных самостоятельных  государств. Из степей в Сирию время  от времени вторгались кочевые племена. Все эти обстоятельства замедлили  цивилизационное развитие в данном регионе, однако уже со второй половины III тыс. до н.э. Северная Сирия стала  одним из цивилизационных очагов Восточного Средиземноморья.

 

Кто же создавал цивилизацию  Древней Сирии? Основу ее населения  составляли семитоязычные кочевые  и полукочевые племена амореев  и арамеев. Вперемешку с ними жили и несемитские племена хурритов, пришедшие в Сирию из Закавказья. Общались жители Сирии на разных наречьях западносемитского языка. Наряду с  доминирующим аморейским языком, принадлежавшим к семитской группе, существовал  и хурритский язык, на котором говорила значительная часть населения.

 

 

 

 

 

2). Двойной опыт объединения

 

Сирия, как уже было сказано, - один из центров становления земледелия и скотоводства. Уже в VI тыс. до н.э. здесь существовали поселения, жители которых выращивали ячмень и пшеницу, разводили коров, коз и овец. Здесь  же делали темнолощеную и красную  посуду, украшая ее несложным орнаментом. При этом в глину подмешивали  песок или крупную солому. В V тыс. до н.э. северные области Сирии находились под сильным культурным влиянием Месопотамской цивилизации. Начинает развиваться металлургия и металлообработка, появляются изделия из меди, золота и серебра дротики, кинжалы, булавки. Местные гончары делали посуду, подражая модным в то время образцам месопотамских  мастеров. В IV тыс. до н.э. стали пользоваться гончарным кругом и печами для  обжига. На рубеже IV-III тыс. до н.э. Северная Сирия превратилась в зону активного  развития обмена и торговли, что  привело к появлению поселений  городского типа, к образованию цивилизации.

 

Итак, первые города-государства  в Сирии появились в середине III тыс. до н.э., завершая развитие поселений  городского типа. К середине II тыс. до н.э. уже выделились как наиболее значительные Ямхад, Эбла, Алалах, Картхемиш, Катна, Дамасское царство, Амурру. Города Ямхад и Эбла яркие примеры  развития локальной Сирийской цивилизации.

 

Эбла типичный для своего времени, но, вероятно, наиболее сильный  в Северной Сирии город-государство. Он занимал территорию 180-200 км в диаметре, тогда как площадь обычного города-государства  составляла от 40 до 60 га, которая делилась на центральную, городскую и периферийную. Обе части подчинялись правителю, носившему титул маликум(тот, которому советуют). Маликум Эблы, он же жрец богини плодородия, правил не единолично. При нем были 2-3 советника и  ряд чиновников-администраторов. Царь-жрец жил во дворце, расположенном на холме цитадели. Здание дворца носило ячеистый характер, так как к нему постоянно пристраивали новые помещения. Входили во дворец с небольшой  площади, обнесенной лоджиями. Под одной  из них находился постамент, вероятно, для кресла маликума. Здесь он принимал послов и иноземных купцов. Эбла считалась крупным центром международной  торговли, которую она вела преимущественно  с городами Месопотамской цивилизации. Хозяйство города оставалось государственным. Эблаиты были обязаны делать дворцу поставки всего, что производилось  в государстве, включая скот, муку, зерно, бобы, виноград, оливки, шерсть, кожу, молочные продукты и т.п.

 

Самое удивительное в Эбле, однако, это ее архив. Найдено 17 тыс. табличек, написанных шумерской клинописью, но на совершенно неизвестном эблаитском языке. Каждое эблаитское слово зашифровано  шумерским словесным написанием. Эти своеобразные шумерограммы занимают 90% текста клинописных книг-табличек. Язык эблаитского архива неизвестен, он как бы родственен аккадскому, хорошо изученному по памятникам Месопотамской  цивилизации, или эфиопскому, но, возможно, финикийскому или ивриту. В Эбле нашли и обломки словарей, куда эблаитские писцы заносили малоупотребительные  слова, видимо, считая, что написание  часто употребляемых слов следует  знать наизусть. Помимо хозяйственного архива и словарей, сохранились религиозно-литературные тексты (заклинания) и небольшое  количество документов международного значения. Исследования продолжаются, но пока эблаитский язык хранит свою тайну.

 

Таким образом, уже в середине III тыс. до н.э. Эбла, ровесница Египетской и Месопотамской цивилизации, создала  свою цивилизацию, с новым языком и письменностью. Период независимости  города, длившийся примерно три века, завершился в XXIII в. до н.э., когда ее разрушил Нарам-Суэн Аккадский, и Северная Сирия оказалась под властью  Шумера и Аккада.

 

Выгодное положение на важнейших торговых путях делало Сирию желанной добычей завоевателей, местом столкновения вражеских армий  и зон их влияния. В XX-XVIII вв. до н.э. после разрушения Эблы в континентальной  части Сирии появилось сильное  государство Ямхад. Это было весьма мощное государственное образование, распространявшее свое влияние на всю  долину Оронта. Расцвет Ямхада совпал с правлением знаковой фигуры древневосточных  цивилизаций вавилонского царя Хаммурапи. Город-государство Ямхад господствовал  над северными выходами к Средиземному морю и перевалами, ведущими в Малую  Азию. Его владения простирались далеко на юг, достигая большой излучины Евфрата. Ямхад подчинил себе город Каркемиш, заключил мир с городом Кашной, усилив свои позиции в Восточном  Средиземноморье. Зона его влияния  простиралась от северного побережья  Сирии и Малоазийского Тавра  до излучин Евфрата и Каркемиша. Не вполне ясно, как сложились взаимоотношения  Ямхада с вторгшимися в XVIII в. до н.э. в Сирию из районов Палестины  племенами гиксосов. Но власть последних  продержалась здесь недолго, положив, однако, конец и могуществу Ямхада. Его имя исчезает со страниц истории  навсегда.

 

В то же время в Северной Сирии усилились пришедшие с  гор племена хурритов. Из их числа  местные правители вербовали  обычно военные отряды. Но хурриты  начали захватывать власть и создавать  свои династии, как, например, в городе-государстве  Халебе. К концу XV в. до н.э. известны хурритские имена правителей в самых  разных городах Сирии. Усилению хурритов, вероятно, косвенным образом способствовали разрушительные набеги хеттов и непродолжительное  верховенство в этом регионе верхнемесопотамского государства Митанни. В результате нескончаемых войн в Сирии широко распространилась колесница, запряженная  конями, а также тактика колесничного боя.

 

 

 

 

 

 

3). Сирия зона нестабильности.

 

Цивилизационный ритм развития Сирии в условиях постоянных вторжений  и миграций племен был нарушен  одним из величайших открытий, которое  было совершено их соседями финикийцами  окраска шерсти пурпуром, добываемым из моллюсков. В результате возрос спрос  на некрашеную шерсть, которую поставляли скотоводческие районы Сирии. Однако, шерстяной бум не привел к расцвету городов Сирии из-за начавшегося  в 1600 г. до н.э. египетского завоевания, которое затем сменилось хеттским. В конце II тыс. до н.э. из степных районов  в Сирию стали продвигаться арамеи западносемитские племена скотоводов. Не прошло и двух столетий, как в  Сирии поменялся язык один из компонентов  цивилизационного развития. Все коренное население арамеизириясь, переходило на арамейский язык, который занял  место аморейского и ханаанского. На протяжении I тыс. до н.э. этот язык стал международным средством общения  для всего Ближнего Востока, вплоть до Египта, Малой Азии и Индии. Впоследствии на его основе появилось еврейское  квадратное письмо, пальмирское, набатейское  и сирийское письмо. Примерно в  это же время образовалось два  центра цивилизационного развития город-государство  Каркемиш на севере и Дамасское царство  в Южной Сирии, однако им также  не суждено было объединиться в большие  деспотии типа сложившихся ранее  в пределах речных бассейнов Нила и Евфрата.

 

Таким образом, сирийский  вариант развития городов-государств дает пример коррелирующихся особенностей формирования цивилизации в неблагоприятных  условиях. Таковыми для Сирии были, во-первых, не речной ландшафт с пересеченным рельефом, во-вторых, постоянная внешнеполитическая нестабильность, в-третьих, отсутствие тесных экономических связей между  городами-государствами. Особым фактором, оказывающим двоякое, противоречивое влияние было наличие по соседству  сильных, развитых цивилизаций. У них  можно было заимствовать определенные достижения, и в то же время их влияние могло препятствовать самобытному  развитию Сирийской цивилизации. Этого, однако, не произошло. Сирийская цивилизация  сумела создать и сохранить свое индивидуальное лицо, был создан еще  один цивилизационный плацдарм, который  спустя тысячелетия, уже в Средние  века, позволил начать новый цивилизационный  прорыв в этом регионе.


Информация о работе История Мировых Цивилизаций