Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:23, реферат
Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от окружающей пустыни, которую именовали Красной страной. Древние греки от труднопроизносимого имени города Хет-ка-Птах (одно из названий города Мемфиса) произвели привычное для нас название Айгюптос Египет. Египет в древности это собственно долина Нила.
Судя по всему, регулярная торговля уже привела к появлению средства платежа, которым служили раковины каури или их бронзовые имитации. Чтобы было удобнее их носить, в раковинах делали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, скорее всего, была значительной. Став мерилом стоимости, раковины в дальнейшем превратились в символ драгоценной вещи, символ богатства.
Шанская цивилизация являла пример сильно милитаризованного общества, в котором война была нормой жизни. Десятитысячная армия Шанского протогосударства состояла из воинов-профессионалов, обеспеченных прекрасной бронзовой амуницией, а также из военных подразделений конницы и колесниц, запряженных парой лошадей. Армия требовала четкой организации, которую осуществляли начальник границ, начальник гарнизона, служитель лошади и другие военные должностные лица. Войны велись в основном ради захвата добычи скота, зерна и особенно пленных, которых затем использовали для массовых жертвоприношений.
Военный настрой шанского общества сказался и на его социальной структуре, которая включала группы противостоящие друг другу и по социальному статусу и по степени материальной обеспеченности. Выделялось несколько кланов, близких к дому вана, который опирался не только на своих сородичей, но и на отдельных глав племен, находившихся в его номинальном подчинении, которым жаловались различные почетные титулы. Сформировался и разветвленный бюрократический аппарат, состоящий из высших администраторов, низших чиновников, распорядителей и лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту.
Важную роль в сплочении шанцев играла обрядная культовая практика. Представления о переселении души после смерти существовали в Древнем Китае еще в эпоху неолита. Однако обряды, связанные с этим культом, сложились не позже шанского времени. Вероятно, они рассматривались как важнейшее средство обеспечения благополучия общины. Шанцы уделяли огромное внимание обряду общения с умершими ванами, которые были наиболее признанными и уважаемыми божествами.
В ритуальных пиршествах, сопровождавших
жертвоприношения, участвовало все
взрослое население Шанского города-государства.
Жертвы приносились верховному богу
Шанди, местным божествам, умершим
правителям, их женам, сестрам, высокопоставленным
чиновникам и т.д. Посредством жертвоприношения
и обращения к оракулу
В практике ритуальных гаданий рождалась древнейшая пиктографическая (картинная, рисунчатая) письменность одно из главных достижений Шанской цивилизации. Она стала прообразом современной китайской иероглифической письменности, ставшей ключом к ее дешифровке. Шанская цивилизация, созданная обществом гадательных костей более трех тысячелетий назад эталон древней истории Китая, ее золотой век, когда появилась письменность, и человек впервые начал записывать свои мысли, когда были созданы прекрасные изделия из зеленой бронзы и возникло шелкопрядение. Сегодня историческое наследие Шанской цивилизации особо почитаемо не только в Китае, но в мировой цивилизации.
1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации.
Для понимания феномена городских цивилизаций особое значение имеет сравнение развития городов-государств в различных областях Средиземноморья, в том числе в Сирии.
Сирия древняя страна, расположенная на стыке трех континентов между Палестиной, Финикией, Средиземным морем, Малой Азией, Месопотамией и Аравией. Большую часть ее территории занимали пустыни и полупустыни с небольшими полосками плодородной земли на севере, оазисами Дамаском на юге и Тадмором (совр. Пальмира) в глубине Сирийской степи. Большую роль в жизни населения Сирии играла бурная горная река Оронт, несущая свои воды с юга на север. Благодатные земли долины Оронта отличались плодородием. Хлебные поля, виноградники, оливковые рощи являлись богатством края, которого не было в восточной, степной части Сирии. Однако здесь степи и пустыни повсюду пересекались сухими руслами, которые весной наполнялись водой и питали растительность, пригодную для выпаса мелкого скота.
Древняя Сирия входила
в число регионов, где впервые
появилось скотоводство и земледелие.
Их развитие, а также установление
торговых связей с соседними странами
определили характер формирующейся
здесь цивилизации. Через Сирию
проходили караванные пути, соединяющие
Месопотамию, Египет, Малую Азию и
Аравию. Она постоянно подвергалась
нападениям со стороны соседей, желающих
перехватить пути международного торгового
обмена. На Сирию периодически распространяли
свою власть Египет, Шумер, Аккад, Хеттское
царство и Митанни, препятствуя
образованию здесь крупных
Кто же создавал цивилизацию
Древней Сирии? Основу ее населения
составляли семитоязычные кочевые
и полукочевые племена амореев
и арамеев. Вперемешку с ними жили
и несемитские племена
2). Двойной опыт объединения
Сирия, как уже было сказано,
- один из центров становления земледелия
и скотоводства. Уже в VI тыс. до н.э.
здесь существовали поселения, жители
которых выращивали ячмень и пшеницу,
разводили коров, коз и овец. Здесь
же делали темнолощеную и красную
посуду, украшая ее несложным орнаментом.
При этом в глину подмешивали
песок или крупную солому. В V тыс.
до н.э. северные области Сирии находились
под сильным культурным влиянием
Месопотамской цивилизации. Начинает
развиваться металлургия и
Итак, первые города-государства
в Сирии появились в середине
III тыс. до н.э., завершая развитие поселений
городского типа. К середине II тыс. до
н.э. уже выделились как наиболее
значительные Ямхад, Эбла, Алалах, Картхемиш,
Катна, Дамасское царство, Амурру. Города
Ямхад и Эбла яркие примеры
развития локальной Сирийской
Эбла типичный для своего
времени, но, вероятно, наиболее сильный
в Северной Сирии город-государство.
Он занимал территорию 180-200 км в диаметре,
тогда как площадь обычного города-государства
составляла от 40 до 60 га, которая делилась
на центральную, городскую и периферийную.
Обе части подчинялись
Самое удивительное в Эбле,
однако, это ее архив. Найдено 17 тыс.
табличек, написанных шумерской клинописью,
но на совершенно неизвестном эблаитском
языке. Каждое эблаитское слово зашифровано
шумерским словесным
Таким образом, уже в середине III тыс. до н.э. Эбла, ровесница Египетской и Месопотамской цивилизации, создала свою цивилизацию, с новым языком и письменностью. Период независимости города, длившийся примерно три века, завершился в XXIII в. до н.э., когда ее разрушил Нарам-Суэн Аккадский, и Северная Сирия оказалась под властью Шумера и Аккада.
Выгодное положение на
важнейших торговых путях делало
Сирию желанной добычей завоевателей,
местом столкновения вражеских армий
и зон их влияния. В XX-XVIII вв. до н.э.
после разрушения Эблы в континентальной
части Сирии появилось сильное
государство Ямхад. Это было весьма
мощное государственное образование,
распространявшее свое влияние на всю
долину Оронта. Расцвет Ямхада совпал
с правлением знаковой фигуры древневосточных
цивилизаций вавилонского царя Хаммурапи.
Город-государство Ямхад
В то же время в Северной
Сирии усилились пришедшие с
гор племена хурритов. Из их числа
местные правители вербовали
обычно военные отряды. Но хурриты
начали захватывать власть и создавать
свои династии, как, например, в городе-государстве
Халебе. К концу XV в. до н.э. известны
хурритские имена правителей в самых
разных городах Сирии. Усилению хурритов,
вероятно, косвенным образом
3). Сирия зона нестабильности.
Цивилизационный ритм развития
Сирии в условиях постоянных вторжений
и миграций племен был нарушен
одним из величайших открытий, которое
было совершено их соседями финикийцами
окраска шерсти пурпуром, добываемым
из моллюсков. В результате возрос спрос
на некрашеную шерсть, которую поставляли
скотоводческие районы Сирии. Однако,
шерстяной бум не привел к расцвету
городов Сирии из-за начавшегося
в 1600 г. до н.э. египетского завоевания,
которое затем сменилось
Таким образом, сирийский вариант развития городов-государств дает пример коррелирующихся особенностей формирования цивилизации в неблагоприятных условиях. Таковыми для Сирии были, во-первых, не речной ландшафт с пересеченным рельефом, во-вторых, постоянная внешнеполитическая нестабильность, в-третьих, отсутствие тесных экономических связей между городами-государствами. Особым фактором, оказывающим двоякое, противоречивое влияние было наличие по соседству сильных, развитых цивилизаций. У них можно было заимствовать определенные достижения, и в то же время их влияние могло препятствовать самобытному развитию Сирийской цивилизации. Этого, однако, не произошло. Сирийская цивилизация сумела создать и сохранить свое индивидуальное лицо, был создан еще один цивилизационный плацдарм, который спустя тысячелетия, уже в Средние века, позволил начать новый цивилизационный прорыв в этом регионе.