История Мировых Цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:23, реферат

Описание

Один из древнейших центров зарождения цивилизации находился в северо-восточной части Африки, где с юга на север течет широкая многоводная река Нил. Жители долины Нила называли свою страну Та кемет (Черная земля) по цвету блестящей как черный лак местной почвы, в отличие от окружающей пустыни, которую именовали Красной страной. Древние греки от труднопроизносимого имени города Хет-ка-Птах (одно из названий города Мемфиса) произвели привычное для нас название Айгюптос Египет. Египет в древности это собственно долина Нила.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 53.84 Кб (Скачать документ)

Уникальная Древнекитайская  цивилизация сформировалась в особых природных условиях, которые в  целом были менее благоприятными, чем, например, в Египте и Месопотамии. Тем не менее, огромная территория в  Азии от Тибета до Восточно-Китайского моря и от пустыни Гоби и степей Монголии до берегов Тихого океана отличалась поразительным разнообразием  ландшафтных и природных условий. На западе она представляла собой  обширное плоскогорье с резко  континентальным климатом. Мощные гималайские  хребты создавали естественный барьер между Индией и Китаем. Большую  часть восточных территорий Китая  составляют низменности, к которым  примыкают горы средних размеров и горные плато. На востоке климат довольно мягкий и более благоприятный  для появления именно здесь первых очагов цивилизации. Крупные водные артерии Хуанхэ и Янцзы. Протекая в широтном направлении, пересекали различные природно-климатические  пояса.

Особенное значение имела  долина бурной реки Хуанхэ. В ее нижнем течении преобладали плодородные  аллювиальные, наносные, образовавшиеся из речного ила почвы, а на западе Хуанхэ тянулась через лессовое плоскогорье, где отложения минеральной пыли, сдуваемой с гор зимними муссонами, содержат питательные вещества, заменяющие удобрения. Муссонные ветры приносили  в долину Хуанхэ от 400 до 800 мм. Осадков, так что ирригация не являлась здесь неприменным условием развития земледелия, за исключением районов  лессовых плато.

Долина Хуанхэ, покрытая широколиственными  лесами, зарослями бамбука, озерами  и болотами, отличалась жарким и  влажным климатом, который позволял снимать один-два урожая в год. Значительный лесной покров давал человеку возможность заниматься охотой, а  также предоставлял материал для  ремесел. В изобилии растущий бамбук давал и пищу, и посуду, и крышу  над головой. Из него строили дома, делали циновки, корзины и многие другие необходимые в хозяйстве  предметы. Здесь же водились животные слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды, бамбуковая крыса, типичные для тропической и субтропической фауны. Вместе с тем, человек, обитавший  в бассейне Хуанхэ, постоянно зависел  от непредсказуемой и ненадежной погоды. Тайфунные ветры, дующие с  океана, вызывали частые наводнения, а  грандиозные катастрофические повышения  уровня воды в реке Хуанхэ являлись страшным бичом для земледельцев.

Весьма благоприятен для  становления цивилизации и бассейн  самой большой реки Китая Янцзы, протяженность которой более  пяти тысяч километров. Все холмистое  пространство до берегов Южно-Китайского моря покрыто субтропическими и  тропическими вечнозелеными лесами. Первоначально эти области развивались  довольно успешно. Субтропический климат с обильными осадками и зимними  муссонами, с благоприятными природно-погодными  условиями, позволял ежегодно получать от двух до трех урожаев. Однако дальнейшему  освоению человеком этих областей препятствовали непроходимые тропические заросли, пересеченность рельефа и нездоровый климат. Здесь эпоха цивилизации  наступила позже, чем на севере Древнего Китая. Кто же создал одну из великих  мировых цивилизаций, которая, сохраняя преемственность, продолжает развиваться  и поныне. В древности на территории Китая обитало множество разных народов, которые совместными усилиями создавали необыкновенный культурно-исторический феномен китайской цивилизации. Этнический состав населения этого региона неоднороден и к созданию Китайской цивилизации причастны многие племена Восточной Азии. В бассейне реки Хуанхэ колыбели цивилизации обитали племена, называвшие себя шан и чжоу. Лишь в конце древности они обрели общее название, а точнее самоназвание ханьцы. На всех этапах

2). Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации.

 

Известно, что исходным пластом  первых цивилизаций явились раннеземледельческие культуры. Древнекитайский очаг раннеземледельческой культуры возник в VI-V тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Здесь на базе местного палеолита и мезолита сложилась  неолитическая раннеземледельческая культура Яншао, которая отличалась расписной керамикой и навыками выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы (китайский сорт проса). Своими навыками в сфере зернового  земледелия, а также росписью на сосудах, культура Яншао близка неолитическим  раннеземледельческим культурам Евразии. Это породило попытку объяснить  генезис древнекитайского очага  цивилизации западными миграциями или импульсами. Однако это допущение  корректируется археологическими материалами, которые подтверждают формирование древнекитайской раннеземледельческой культуры Яншао явилось результатом  спонтанной культурной и хозяйственной  трансформации и эксплуатации местных  восточноазиатских растительных и  зоологических (разводили как мясных животных собак и свиней) ресурсов. Что касается росписи на керамике, то она содержит стандартные для  эпохи неолита элементы, отражающие духовный мир и мифологические представления, общие и одинаковые для всех неолитических  земледельцев.

 

Весьма типичный вариант  Яншаоской культуры представляет поселение  Баньпо. Расположенный на площади 7000 кв. м., поселок Баньпо состоял из 24 домов и был окружен рвом 6-метровой глубины. За рвом располагался могильник и печи для обжига керамики. Сами дома представляли собой квадратные или круглые полуземлянки с небольшим  очагом и обращенным к югу входом. Пол и стены дома тщательно  покрывались глиняной обмазкой, смешанной  с рубленой соломой. Рядом с домом  располагались загоны для домашних животных и хозяйственные ямы  для хранения пищи. Средняя площадь  жилого дома составляла 20 кв. м и  была рассчитана на малую семью.

 

В центре поселка на платформе  располагалось здание, которое отличалось своим размером и предназначением. Оно было своеобразным святилищем, ритуально-культовым общинным центром, домом общих собраний. Подобные дома типичны для поселений раннеземледельческих культур. Являя материальный символ их организационного и духовного  единства.

 

Уютные благоустроенные  дома дополнялись некоторыми бытовыми предметами, сочетавшими утилитарную  и эстетическую функции. Такова, прежде всего, разнообразная по типу, форме  и назначению керамика, лучшую часть  которой составляла расписная, украшавшая яркими пятнами интерьер домов древнекитайских земледельцев. На глиняной посуде черной краской по красному фону наносились либо геометрические рисунки, либо изображения птиц и животных. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Среди обычной плоскодонной посуды нарядно выглядели специфической формы сосуды на трех ножках.

 

Набор орудий труда яншаоского человека включал в основном изделия  из камня (топоры, тесла, долота, молотки, ножи, серпы и т.д.). Из кости делались наконечники стрел, рыболовные крючки, шилья, иглы, пилы, ножи. Лук со стрелами главное оружие древнекитайского земледельца.

Какой образ жизни вели обитатель подобных поселков? Основным занятием, надежно обеспечивающим жителей  продуктами питания, было зерновое земледелие. На севере Китая возделывали китайский  сорт проса, а на юге утверждалось рисосеяние. Одомашнив целый ряд  животных (свиньи, козы, овцы, собаки, куры, крупный рогатый скот), человек  значительное место в своем питании  отвел мясному рациону. Важным подспорьем и фактором, обеспечивающим стабильную оседлость, было рыболовство.

В каждой семье занимались прядением и ткачеством. Древние  портнихи шили одежды, из кости и  раковин изготовляли бусы и браслеты, украшая, таким образом, свой внешний  вид.

Итак, в пору Яншао в  долине Хуанхэ сложился особый региональный тип раннеземледельческой культуры, обладающий неповторимыми чертами. Устойчивая система получения продуктов  питания обеспечила жителям поселений  Яншаоской культуры довольно высокий  уровень благосостояния, нового образа жизни, который утвердился со становлением производящего хозяйства.

На смену Яншаоской  культуре расписной керамики во второй половине III тыс. до н.э. приходит Луншаньская  культура, которую называют культурой  черной керамики. Она просуществовала  в бассейне Хуанхэ до рубежа III-II тыс. до н.э., отличаясь крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием, большой ролью скотоводства, специализацией ремесленной деятельности и зачатками обработки металла. Возможно, некоторые инновации луншаньского периода были результатом культурных влияний извне, опосредованных проникновений  в бассейн Хуанхэ различного рода мигрантов. Появился и стал внедряться в технологию гончарный круг быстрого вращения, что привело к массовому  производству стандартных изделий  и изменению эстетики керамической продукции. Теперь главное внимание уделялось изяществу и совершенству формы сосудов, а не росписи, над  которой в прежние времена  трудились общинные ремесленники. Керамика Луншаня становится эталоном своего времени и образцовой моделью, широкое  распространение которой способствовало процессам культурной интеграции. К  нововведениям относятся также  появление ближневосточных по происхождению  новых видов злаков (пшеница, ячмень) и новых пород домашнего скота (корова, овца). Налицо новшества и  в строительном деле возведение фундаментов  и стен путем укладки плотно утрамбованной  земли, набиваемой в рамы из досок. В  Луншаньской культуре появляется целый  ряд поселков площадью 1-4 га, окруженных мощными глиняными стенами-валами высотой в 6 м и 10-14 м толщиной. Эти поселки располагались, как  правило, на высоких берегах речных долин. Их жители занимались мотыжным земледелием, уделяя некоторое внимание скотоводству, охоте, рыбной ловле и  собирательству. Необходимые в хозяйстве  ремесленные изделия земледельцы  изготовляли сами, хотя уже отделилось гончарное дело. Образ жизни, одежда и питание людей были предельно  простыми и отражали рост благосостояния и социальной дифференциации. Жители луншаньских поселений разработали технику гадания на лопатках животных (овец, коров, свиней), что свидетельствует о складывании организованного культа и выделении жреческой прослойки. Выборные вожди луншаньских земледельцев сменились правителями, передающими власть по наследству. Семья вождя постепенно обособлялась и становилась носительницей власти. Набирала силу тенденция институализации власти, завершившаяся появлением шанских (иньских) ванов.

3. Шанская (иньская) цивилизация.

 

Рубежным этапом цивилизационного развития Юго-Восточной Азии стало  появление т.н. городской цивилизации  Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.), отличающейся практикой строительства городов  с пышными дворцами и храмами. К этому времени успехи в гончарном  деле уже привели к открытию металлургии. Появление бронзы и начавшийся век  металла рука об руку шли с урбанистической  цивилизацией, один из первичных очагов которой сложился в середине II тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ.

 

Как известно, первые урбанистические  центры представляли собой комплексы  родственно-соседских общин. Такие  города-государства строились по определенному плану, с наличием дворцово-храмового комплекса, с  ремесленными кварталами и бронзолитейными  мастерскими. Среди них исключительное место занимает Аньян (нын. Сяотунь) или Великий город Шан, как  его называет древнекитайская традиция. Он стоял во главе довольно крупного этнически однородного конгломерата городских обществ, который по имени  правящей династии получил название Шан-Инь. Политическое объединение  и политический центр возникшей  здесь цивилизации обозначались термином Шан, тогда как ее оракульный культовый комплекс (Иньский оракул), расположенный в Аньяне, носил  название Инь.

 

Согласно китайской традиции Шанское (Иньское) протогосударство просуществовало 644 года, сменив 34 правителя. Его границы  то расширялись, то сужались и поэтому  не могут быть определенно установлены, но территориальное ядро находилось на севере нынешней провинции Хэнань. Администратитвно-политическая структура  достаточно быстро сложившегося Шанского протогосударства подразделялась на три  неодинаковых части. Первая внутренняя, столичная, где находился всевластный  правитель ван, обладающий чрезвычайными  военными полномочиями, функциями верховного жреца, а в особых случаях организатора производства. И хотя его власть ограничивалась советом старейшин, состоящим из родоначальников и  племенных вождей (совет больших  и малых), а также народным собранием, ван выступал в качестве символа  сакрального единства шанской общности. В столичном центре располагались  дворцы и мастерские, амбары, склады и казармы. Помимо вана здесь жили его приближенные, чиновники, воины, ремесленники. Эту внутреннюю территорию окружали большие поля и охотничьи  угодья, которые как бы отделяли ее от второй части Шанского протогосударства промежуточной. Здесь располагались  владения вассалов вана, которые прикрывали столицу от набегов варварских племен. Далее располагалась третья, внешняя  часть города-государства, населенная нешанскими племенами, взаимоотношения  с которыми варьировались от союзнических до откровенно враждебных. Именно эта  территория являлась полем взаимодействия Шанский цивилизации с варварским миром племен, не только воевавших с шанцами, но и перенимавших у них немало ценных цивилизационных нововведений.

 

Шанская цивилизация создавалась  усилиями 150-200 тысяч человек, ведших оседлый образ жизни. Земледелие здесь не знало искусственного орошения, так как муссонные ветры приносили  достаточное количество осадков  для таких культур как просо, пшеница, чумиза, гаолян (сорго). Все  усилия были направлены скорее на дренирование излишней влаги и защиту полей  от стремительных паводков с помощью  сооружаемых дамб, гигантских обводных стен и каналов. Кроме злаков выращивали садово-огородные культуры и тутовое  дерево для разведения шелкопряда. Скотоводство, как жизненно важный для шанцев вид хозяйственной  деятельности, включало основной набор  домашних животных овцы, быки и упряжные лошади. Стычки с соседями из-за пастбищ  были обычным явлением. Важным подспорьем в получении продуктов питания  выступали рыбная ловля и охота  в богатых птицей, крупной и  мелкой дичью лесах Древнего Китая.

 

Для Шанской цивилизации  характерно обособление ремесла  от земледелия и территориально, и  организационно. Возможно, в особую профессию выделилось ремесло медников, каменотесов, оружейников, мастерские которых были сосредоточены в  пригородных кварталах. Получило развитие монументальное строительство, в частности  градостроительство, которое контролировалось ваном и обеспечивалось значительными  материальными и человеческими  ресурсами.

 

Одна из особенностей Шанский  цивилизации наличие монументальных комплексов в ее центральной столичной  части. Уже сложился определенный столичный  архитектурный канон. Так, крупные  здания возводились на платформах, а их опору дополняли деревянные колонны с устойчивыми подушками, сделанными из камня или металла, между которыми устанавливались  стены. В зданиях дворцового типа отдавалось предпочтение прямоугольным  строениям.

 

Однако самых поразительных  успехов шанцы добились в бронзолитейном производстве, в частности в изготовлении предметов вооружения (копья и  наконечники стрел), орудий труда (тесла, топоры, ножи, мотыги), деталей колесниц и сосудов ритуального назначения. Отливалось свыше тридцати типов  бронзовых сосудов, которые служили  для приготовления, хранения и потребления  жертвенной пищи. Из-за слоя зеленой  патины (налета на поверхности изделия) они получили название зеленой бронзы и позже весьма высоко ценились. Высокохудожественные бронзовые сосуды украшались художественными рельефами  о красочно орнаментировались. Среди  мотивов преобладал животный орнамент (дракон, цикада) и заполняющий целиком  поверхность сосуда геометрический узор из меняющих направление линий (бегущий меандр). Шанская цивилизация  накопила значительный опыт в литейном деле, секреты которого шанцы умели  хранить.

Информация о работе История Мировых Цивилизаций