История письма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:22, реферат

Описание

Представляя собой зрительно воспринимаемую форму фиксации речи, или, говоря словами Д. Н. Ушакова, «костюм языка», письменность возникла на сравнительно высоком уровне развития общества, на уровне, когда уже возникло сознание и происходил процесс оформления членораздельной речи. Появление письменности было закономерным продуктом постепенного расширения средств взаимного общения людей, движимого практическими нуждами общественной жизни1.

Работа состоит из  1 файл

История письма.doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«История письма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3го курса (группа 314А)

Кудрявцев Илья Александрович

Телефон 8(925)822-67-19

 

Москва 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

Анализ истории возникновения письма — это специальный большой вопрос, имеющий свою длительную историю большую литературу и немалое число всевозможных точек зрения. Этот вопрос интересует нас прежде всего потому, что генезис письма позволяет проследить общую линию развития мышления от его конкретных нагляднообразных к отвлеченным формам.

Представляя собой зрительно воспринимаемую форму фиксации речи, или, говоря словами  Д. Н. Ушакова, «костюм языка», письменность возникла на сравнительно высоком уровне развития общества, на уровне, когда уже возникло сознание и происходил процесс оформления членораздельной речи. Появление письменности было закономерным  продуктом  постепенного  расширения средств взаимного общения людей, движимого практическими нуждами общественной жизни1.

В отличие от языка, который создавался людьми неосознанно, письменность является результатом сознательного творчества людей и на всем протяжении своего исторического развития изменялась вполне преднамеренно. Выступая в качестве материального знака, системы видимых знаков, письмо требует для своей реализации большой концентрации внимания и вполне осознанных действий человека. Возникновение письма имело своей необходимой предпосылкой высокий уровень развития координации движений руки, ее тонких и точных манипуляций, подготовленных длительным опытом отправления сравнительно сложных трудовых операций и выполнением двигательных форм общения. Если членораздельная речь, получившая относительно самостоятельный характер, является весьма абстрактной формой деятельности, то письменность, выполняемая в отсутствие в поле зрения своего адресата, носит еще более абстрактный характер. Направленная на воображаемого зрителя, письменность по сравнению с устной речью еще более удалена от непосредственной цели удовлетворения природных потребностей человека. Она предполагает сложную систему опосредований человека с действительностью через других людей и, соответственно, могла возникнуть лишь на уровне развитого мышления. Являясь искусственным продолжением естественных коммуникативных возможностей устной речи, письменность имеет по сравнению с ней ряд существенных преимуществ. Устная речь, несмотря на все свои богатейшие возможности как важнейшего средства человеческого общения и орудия мысли, обладает серьезными недостатками. Она ограничена во времени и пространстве. Существование речи в форме звучания определяется сравнительно узкими рамками процесса говорения, за пределами которых она прекращает свое существование, становясь достоянием памяти, т. е. приобретает лишь субъективную форму своего бытия2.

Пространственные возможности  звуковой речи ограничиваются самое  большее несколькими десятками  метров, оказываясь тем самым достоянием сравнительно небольшой группы людей, непосредственно воспринимающих ее в данный момент времени и на данном отрезке пространства.

Расширяемые жизненные потребности  людей во взаимной связи не могли  довольствоваться звуковой речью. Возникла потребность изыскать дополнительные средства общения. Такое средство, давшее возможность речи преодолеть узкие рамки пространства и времени, было найдено человеком в форме письменности.

 

  1. Понятие письма

Основное средство общения людей  — звуковой язык. Но существуют и  дополнительные, вспомогательные средства общения. К ним относятся, например, письмо (разные его типы и виды), различные системы знаков специального назначения: дорожные знаки, знаки морской сигнализации и др. Важнейшим из дополнительных средств общения является письмо, которое наиболее полно и точно отражает звуковой язык. По образному выражению М. В. Панова, «письмо — одежда устной речи. Оно передает, «изображает» устную речь»3. Письмо, как и звуковой язык, обслуживает самые разнообразные сферы жизни и деятельности людей и, таким образом, в значительной мере приближается к звуковому языку как основному средству общения людей.

Письмо принципиально отличается от звукового языка, оно «является  по отношению к языку чем-то внешним, не относится, так сказать, к его  существу»4. Главное внешнее различие между звуковым языком и письмом состоит в том, что звуковой язык воспринимается на слух, а письмо, так или иначе отражающее звуковой язык, — зрительно. Письмо определяется:

  • как система начертательных, или графических, знаков, используемых для передачи речи (информации, речевой ин-формации) на расстоянии или для закрепления ее во времени;
  • как «средство коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение для них почему-то невозможно, т. е. практически когда они разделены пространством (географически) или временем (хронологически)»5;
  • как «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющее фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени и т. п.»6.

Наряду с термином «письмо» для  обозначения понятия «письмо» нередко используется термин «письменность»7. Некоторые ученые настойчиво предлагают использовать указанные термины дифференцированно: «Подлежат разграничению... термины «письмо» и «письменность»... Письмо представляет собой дополнительное к звуковой речи средство общения. Письменностью же следует называть результат использования этого средства, т. е. совокупность документов, выполненных письмом того или иного народа»8.

Однако письмо не всегда отражало звуковой язык, устную речь. В момент возникновения и в начальной стадии своего развития оно могло и не передавать элементов языка, не отражать своими средствами определенных языковых форм или единиц9. На этом основании в истории развития письма различают собственно письмо, или письменность, и неписьменные средства передачи информации, которые иногда называют предписьменностью или протописьменностью10.

К неписьменным средствам передачи информации относятся различные  конкретные предметы и явления, использовавшиеся первобытными людьми в качестве условных знаков: бирки, зарубки, так называемые вампумы, кипу и др. Некоторые языковеды к неписьменным средствам общения относят также рисунки, картинки — так называемые пиктографические знаки, с помощью которых передавались целые сообщения11.

В связи с разграничением письменных и неписьменных средств общения различаются два варианта понимания письма. Под письмом в широком смысле понимается совокупность любых начертательных (графических) либо изобразительных знаков, используемых людьми для передачи той или иной информации. В соответствии с этим письмо определяется как «дополнительное к звуковой речи средство общения, возникающее на базе языка, служащее главным образом для передачи речи на большие расстояния и для закрепления ее во времени и осуществляемое при помощи начертательных знаков или изображений, передающих, как правило, те или иные элементы речи — отдельные простейшие сообщения, слова, морфемы, слоги или звуки»12. Более того, иногда к письму относят не только изобразительные средства, но и различные предметы и явления, передающие ту или иную информацию.

В отличие от непосредственного  речевого общения письменность способна преодолевать пространственные и временные  границы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимодействия субъектов, развертывать содержание общения в пространстве и во времени.

С возникновением письменности процесс  общения как бы приобретает два  новых «измерения» — историческое и географическое. Один безвестный египетский писец свыше четырех  тысяч лет назад, размышляя о  значении письма, записал на папирусе: «Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме»13.

 «В широкое понятие письма  можно включить все виды общения  людей при помощи оптических  знаков, т. е. знаков, воспринимаемых  глазом; под это определение подходит  не толь-ко собственно письмо  и печать, а также и любые  воспроизведения письменных и печатных знаков, например рекламные «над-писи» из неоновых трубок на магазинах или из консервных ба-нок на витрине, из декоративных цветов или разноцветных камешков на клумбах, эскадрильи самолетов, построенных в виде букв, образующих какое-нибудь слово, но и всевозможные дымовые, световые, цветовые сигналы, например семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами и фонарями и т. п.»14.

К письму (в узком смысле понятия) относятся лишь такие начертательные знаки, которые отражают соответствующие языковые единицы — слова, морфемы, слоги, звуки.

В письме  различают, с одной  стороны, систему письма (инвентарь  начертательных знаков и правила  их функционирования), а с другой — конкретные акты использования  этих знаков и возникающие при  этом письменные тексты.

Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма,— это буквы, цифры, знаки препинания и разные другие фигуры и изображения. Каждый знак может рассматриваться как  определенный элемент в данной системе  письма, т. е. как абстрактная, многократно  повторяющаяся в текстах единица — графема. В конкретном тексте мы имеем дело с экземплярами графемы — отдельными графами.

В зависимости от того, какого рода языковая единица обозначается письменным знаком, различают два вида письма — фонографию, т. е. «запись звуков», и идеографию, т. е. «запись идей», и соответственно два главных типа графем — фонограммы и идеограммы.

Фонограммы — такие письменные знаки, которые обозначают звуковые единицы или звуковые особенности  языка. Они только косвенно — через  передачу звучаний — связываются со смыслом.

Идеограммами называют письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (не через передачу звучания этих единиц). Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки % и т. п. Когда мы пишем цифру 5, мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к фонемному составу слова «пять» в том или ином языке, будь то русск. пять, англ. five или узбек, беш. Поэтому русский, англичанин и узбек, читая цифру 5, «озвучат» (произнесут) ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка. Так, знак = может быть прочитан и как «равно» {а = 1  а равно единице»), и как «равняется», и в соответствующем контексте как форма того или иного косвенного падежа слова равный (например, в сочетании при а = 1 «при а, равном единице»).

Важнейшим типом идеограмм являются логограммы (лексемограммы), соотносимые  с целыми словами (примеры были только что приведены).

Идеограммы можно разделить на разновидности и по иному принципу. Некоторые из них содержат элементы наглядной изобразительности, т. е. своим начертанием как-то напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием. Таковы некоторые фразограммы, например «предметные» вывески (изображение очков как знак магазина оптики), и логограммы, например римские цифры I, II, III, также цифра V, схематически изображающая контур руки с растопыренными пальцами, цифра X — соединение двух цифр V. С другой стороны, есть чисто условные идеограммы, например арабские цифры, знаки арифметических действий и др.

 

  1. Возникновение письма

История появления письма представляется весьма сложной. Многое в ней до настоящего времени остается непонятным или  спорным. В частности, нет полной ясности в вопросе о времени возникновения письма.

В первой половине XX в. некоторые ученые утверждали, что письмо появилось  одновременно со звуковым языком или  даже раньше звукового языка. Подобного  мнения придерживались Н. Я. Марр, И. И. Мещанинов, Я. Ван Гиннекен, Г. Маллери и др.15 Некоторые ученые источником первоначального письма считают жесты («язык жестов»), рассматривают знаки такого письма как «чисто графические наглядные эквиваленты определенных жестов, уже вошедших в обиход»16. Другие языковеды утверждают, что первоначальное письмо было исключительно мнемоническим, т. е. «напоминательным», средством17.

Современное языкознание считает, что «теория о более раннем возникновении письма по сравнению  со звуковой речью не имеет никаких  реальных оснований»18. Доказательств этой теории не представляет ни история, ни этнография, ни археология, ни антропология.

Предшественниками письма были, с  одной стороны, мнемонические знаки (бирки, зарубки и т. д.), с другой—так называемая пиктография (от лат. piclus «нарисованный»), т. е. наскальные и иные рисунки, служившие, помимо магической и, возможно, уже зарождавшейся эстетической функции, средством напоминания о содержании информации безотносительно к языковой форме передачи этого содержания19. Пример информативной пиктографической композиции воспроизводится на рис. 1. Другой пример (рис. 2) содержит кроме изображений предметов также знаки с чисто условным значением.

Первые системы письма в подлинном  смысле слова, как можно думать, были по значению используемых знаков логографическими: они передавали речевое сообщение более или менее пословно, слово за словом, но еще сохраняли в начертании и во «внутренней форме» знаков связь с пиктографией предписьмеиного периода.

Рис. 1. Индейский наскальный рисунок  вблизи крутой горной тропы в  штате Ныо-Мексико. Предупреждает, что по этой тропе вскарабкается горная коза, лошадь же здесь свалится в пропасть.

Рис. 2. Деловое письмо индейцев Северной Америки. Запись условий обмена (косой крест) шкурок 30 бобров, убитых на охоте (изображение ружья), на бизона, выдру и еще какое-то животное.

Однако древнейшие системы письма, известные науке,— древне-египетская иероглифическая (с конца IV тысячелетия  до н. э.), шумерская (с начала III тысячелетия  до н. э.), древнекитайская (со II тысячелетия  до и. э.) и ряд других в Старом Свете, а в Новом Свете система майя (I тысячелетие до н. э.) — уже не представляют в чистом виде логографическую стадию, а носят в той или иной мере переходный характер. Как и типологически более примитивные (хотя относящиеся к недавнему прошлому) факты из практики некоторых народов Африки, аборигенов Америки и Австралии, они позволяют в общих чертах проследить основные этапы становления и ранней эволюции письма.

Информация о работе История письма