История письма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:22, реферат

Описание

Представляя собой зрительно воспринимаемую форму фиксации речи, или, говоря словами Д. Н. Ушакова, «костюм языка», письменность возникла на сравнительно высоком уровне развития общества, на уровне, когда уже возникло сознание и происходил процесс оформления членораздельной речи. Появление письменности было закономерным продуктом постепенного расширения средств взаимного общения людей, движимого практическими нуждами общественной жизни1.

Работа состоит из  1 файл

История письма.doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

Под идеографией понимается такое  письмо, знаки которого передают значения отдельных слов, обозначают определенные предметы или понятия. Такие знаки  представляют собой либо схематические рисунки конкретных предметов, либо условные изображения, являющиеся символами обозначаемых ими предметов и явлений. Сначала предмет изображается в виде рисунка, затем этот рисунок упрощается и постепенно превращается в знак-символ. Таким образом, различаются идеограммы изобразительные и символические, условные. В качестве идеограмм можно привести такие схематические изображения, или символы, предметов, как, например: кружок с точкой посередине («солнце»), волнистая линия («вода»), лошадь («соответствующее животное»), птица («лететь»), нога («ходить», «стоять», «приносить»), две шагающие ноги («идти»), глаз («зоркость», «бодрствование»), глаз с капающими из него слезами («горе»).

Идеографическое (иероглифическое, логографическое) письмо формировалось в основном путем расчленения пиктографических знаков, их изменения в идеографические знаки. В качестве источника идеографических знаков могли использоваться также древнейшие условные изобразительные знаки, которые «в отличие от пиктографии... никогда не приводили к возникновению на их основе логографических систем широкого, универсального назначения», из них возникали лишь отдельные логограммы.

Так, истоки ближневосточной письменности восходят к началу голоцена. С этого  времени на Ближнем Востоке появляются глиняные фигурки (жетоны, фишки), которые, в конце концов, распространяются по территории от Малой Азии до Инда и от Судана до юга Средней Азии. Для этих объектов предполагалось счетное назначение27. Затем Д. Шмандт–Бессера сравнила жетоны с протошумерскими иероглифами, воспроизводящими контуры жетонов. Выяснилось, что жетоны символизировали товары (конус с ободком — кувшин масла, диск с крестом — овца, диск с крестом и чертой-радиусом в одном из секторов — овцематка, широкоугольный треугольник со штриховкой — пруток серебра, остроугольный треугольник с пунктуациями — рабыня и т.д.), а также учитывающие их числительные (веретенообразный жетон — единица, шарик — десятка и т.д.). Накануне возникновения шумерской иероглифики жетоны стали помещать в пустотелые глиняные шары — булы, на поверхности которых стали затем оттискивать сами жетоны. Монолитные булы с оттисками жетонов превратились в прообразы древнейших глиняных табличек с протошумерскими иероглифами, воспроизводящими жетоны. Булы с жетонами служили накладными, сопровождающими партии товаров, символизируемых жетонами. Широкое распространение жетонов подсказывает существование глиняного предметного письма — своего рода неолитического эсперанто, по–видимому, понятного своим носителям независимо от их языковой принадлежности.

Рис. 4. Развитие клинописных знаков

Жетонное предметное письмо отличалось крайней узостью своего репертуара (товары и цифры) и потому, конечно, не может рассматриваться как  предметная форма самосознания. Тематика протошумерских иероглифических текстов (позднеурукский период и период Джемдет Насра) несколько богаче, хотя по–прежнему ограничивается разными хозяйственными операциями28. Шумерская клинопись, выросшая из иероглифики, датируется временем двадцать второго (предпоследнего) царя I династии Киша Эн–Менбарагеси (ок. 2615 до н.э.; к концу того же II раннединастического периода относится архив из Шуруппака, Фара, Ирак, конца I династии Урука, 2600–2500 до н.э., в котором, наряду с хозяйственными, имеются тексты социально-политического значения)29. Египетская иероглифика имеет возраст, сопоставимый с протошумерской письменностью (нулевая династия Египта, ок. 5340–5110/4650–4450), однако генезис египетской письменности известен хуже, чем шумерской. От нулевой династии Египта дошли надписи хозяйственного и военно-политического содержания30.

Шумерская, а затем аккадская  клинопись, также как египетская иероглифика, были системами письма, способными в полном объеме выражать современные им языковые явления. Правда, формальные особенности этих письменностей делали передачу языка, по современным представлениям, несовершенной, но это обстоятельство не имело отношения к тематике передаваемых сообщений. Между тем содержание шумерских и раннеегипетских памятников оставалось хозяйственным, культовым или военно-политическим, что ясно указывает социальный источник происхождения ранней письменности: это была профессиональная группа умственного труда. О том же свидетельствует не только авторство ранних текстов, созданных писцами, представляющими группу умственного труда, но и содержание этих текстов, отражающих интересы этой группы.

По своему характеру, по выражаемому  значению идеографическими являются многие начертательные знаки, используемые в  разных (неидеографических) системах современного письма. К ним относятся, например, знаки препинания (точка, запятая, кавычки, восклицательный знак и др.), диакритические знаки (надстрочные и подстрочные), заглавные буквы, цифровые знаки, химические символы, математические знаки и др. Кроме того, к идеограммам можно отнести картографические и топонимические знаки (например, кружки и точки для обозначения населенных пунктов, разные виды линий для обозначения дорог и др.), многие дорожные знаки (например: зигзаг — знак поворота, крест — знак перекрестка, восклицательный знак — «осторожно»), черную рамку, в которую заключается фамилия умершего, и др.

В современных системах письма встречаются  также всевозможные сочетания идеограмм  с буквенными знаками или их последовательностями, например: 1-й («первый»), 3-мя («тремя»), 5-этажный («пятиэтажный») и т. п.

Идеография имеет известные  преимущества не только по сравнению  с предшествовавшей ей пиктографией, но и по сравнению с современными буквенными, фонографическими системами  письма. Во-первых, идеографическое письмо более компактно по сравнению с буквенным письмом: слово (иногда и словосочетание) в нем обозначается одним знаком, в то время как в буквенном письме для этого обычно используется несколько букв (слов). Подсчитано, что для передачи одного и того же текста требуется примерно в четыре раза меньше китайских иероглифов, чем русских букв. Во-вторых, идеографические знаки понятны людям, говорящим на разных языках/диалектах Это обстоятельство послужило одной из причин сохранения элементов данного типа письма в Китае, где единый общенародный язык еще не получил достаточно широкого распространени31.

При всем этом возможности передачи информации с помощью идеографического письма очень ограничены. Основные недостатки идеографии заключаются  в следующем:

    1. чрезвычайно большое количество знаков (идеограмм) затрудняет их запоминание и, следовательно, пользование письмом;
    2. с помощью идеографических знаков трудно передавать грамматические формы слов;
    3. крайне затруднена передача с помощью идеограмм слов с абстрактным значением и собственных имен;
    4. в результате консервативности идеографического письма оно постепенно утрачивает связь с языком, который постоянно развивается.

Наличие серьезных недостатков  делает идеографическое письмо малоэффективным. И постепенно в нем начинают появляться некоторые элементы звуковых знаков. Письмо приобретает характер морфемографического (или морфемографии), в котором отдельные знаки обозначают не слова как таковые, а морфемы — корневые или служебные, грамматические. Знаки такого письма соответствуют либо целым морфемам, либо определенным однослоговым частям дву- или многослоговых морфем, которые по своему звуковому составу часто сближаются с морфемами. Поэтому письмо рассматриваемого типа обычно называют слоговым [или силлабическим (от греч. syllabe — «слог»)], а также словесно-слоговым (или логографически-силлабическим). Эти термины подчеркивают переходный характер такого письма, наличие в нем элементов письма собственно идеографического и слогового.

В основе слогового (словесно-слогового) письма остаются идеограммы, отражающие одноморфемные, однокорневые слова и соотносительные с ними корневые части сложных слов. Это можно пояснить на примере китайского письма. Древнекитайский язык состоял в основном из одноморфемных слов. Затем в результате их сложения образовались двух-, трех- и четырехморфемные слова. Китайские иероглифы, обозначавшие отдельные одноморфемные слова, постепенно начинают использоваться в значении однослоговых корневых морфем, т. е. слогов. Затем к ним присоединяются иероглифические знаки, равные по значению определенным грамматическим элементам, служебным морфемам. Таким образом, современное китайское письмо, по существу, является слоговым (словесно-слоговым), своего рода «морфемографической разновидностью логографического письма»32.

Слоговое письмо может быть определено как «письмо, знаки которого передают отдельные последовательности звуков языка, чаще всего слоги»33. Возможно более точное определение данного вида письма: силлабографией, или слоговым письмом, «называется письмо, знаки которого обозначают отдельные слоги и слогообразующие гласные независимо от того, совпадают ли эти слоги с морфемами или же являются элементами многослоговых морфем». Знаки силлабического (слогового) письма называются силлабограммами, а обозначаемые ими единицы — силлабемами. В частности, к силлабемам можно отнести и русские буквы я, е, ё, ю в словоформах типа я, её, ею.

Предполагается, что слоговые знаки  возникли в начале III тысячелетия  до н. э. в шумерском письме (на территории совр. Ирака). Установлено, что в середине III в. до н. э. в Индии уже были две слоговые системы — брахми и кхарошти, не сохранившие элементов идеографии.

В настоящее время силлабические  системы письма наиболее широко распространены у народов Индии и стран  Юго-Восточной Азии. Слоговыми являются современное индийское письмо деванагари, применяемое для санскрита, хинди и др., японское письмо кана, корейское письмо кун- мун (некоторые лингвисты рассматривают его как буквенно-звуковое), а также арабская и эфиопская письменные системы34.

Основным источником формирования слогового письма была идеография (логография). Древнейшее слоговое письмо сформировалось в результате использования идеографических  знаков для обозначения корневых морфем, часто совпадающих с отдельными слогами. Кроме того, многие силлабограммы создавались специально для выражения грамматических значений.

Слоговое письмо более удобно, по сравнению с идеографическим, для  обучения и пользования. Основное преимущество этого типа письма состоит в том, что в нем меньше знаков. В разных системах слогового письма от 35—40 до 200—300 знаков (не считая лигатур, т. е. возможных сочетаний разных знаков для обозначения одного слога). Кроме того, слоговое письмо более точно отражает языковые особенности, в частности фонетические, и может передавать грамматические формы слов. Однако пользование этим типом письма вызывало значительные трудности при чтении.

Наиболее совершенным типом  письма является буквенное (иначе —  звуковое, буквенно-звуковое, алфавитное, фонетическое, фонемное, фонематическое, фонологическое, фонографическое, или фонография). Знаки этого письма, или буквы, иногда называются соответственно фонограммами . Буквенное письмо — это «тип письма, характеризующийся тем, что графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи или фонему»35. В отдельных случаях для обозначения одного звука/фонемы в этой системе письма используется сочетание двух и более букв, например: нем. ch (ср. рус. x), sch (ср. рус. ш), tsch (ср. рус. ч). Иногда, наоборот, одной буквой обозначается сочетание разных звуков. Например, в русском языке буквы е, ё, ю, я в оп-ределенных условиях (в абсолютном начале слова, после гласного или разделительного знака) обозначают сочетание звука [j] с соответствующим гласным.

Основное преимущество буквенной  системы письма по сравнению со всеми другими системами состоит в том, что она наиболее полно и точно отражает звуковую сторону языка. При этом в буквенном письме используется минимальное количество знаков, что облегчает обучение письму. В алфавитах большинства языков мира содержится 20—40 букв. Исключение составляют очень немногие языки, например северокавказские, для отражения которых на письме требуется до 50—60 букв. В древнейших буквенных системах использовалось до 30 буквенных знаков.

Буквенное (буквенно-звуковое) письмо возникло во второй половине II тысячелетия до н. э. Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев. Например, в еврейском языке при добавлении к согласным К - Т - L разных гласных получается семейство однокоренных слов: KeToL - убивать, KoTeL - убийца, KaTuL - убитый и т. п. На слух всегда понятно, что речь идет об убийстве. Поэтому и в письме писали только согласные - семантический же смысл слова был ясен из контекста. Кстати, древние евреи и финикийцы писали строчки справа-налево, как если бы такое письмо придумали левши. Этот древнейший способ письма сохраняется у евреев и поныне, таким же способом сегодня пишут все народы, использующие арабский алфавит36.

От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских  торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они  располагались в определенном порядке от `алеф, бет, гимель, далет ... до тав (см. таблицу). Каждая буква имела осмысленное название: `алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее. Названия слов как бы рассказывают о создавшем алфавит народе, сообщая о нем самое главное: народ жил в домах (бет) с дверьми (далет), при постройке которых использовались гвозди (вав). Он занимался земледелием, используя силу волов (`алеф), скотоводством, рыбной ловлей (мем - вода, нун - рыба) или кочевал (гимель - верблюд). Он торговал (тeт - груз) и воевал (зайн - оружие).

Исследователь, обративший внимание на это, замечает: среди 22 букв финикийского алфавита нет ни одной, название которой  было бы связано с морем, кораблями  или морской торговлей. Именно это  обстоятельство натолкнуло его на мысль, что буквы первого алфавита созданы отнюдь не финикийцами, признанными мореходами, а, вероятнее всего, древними евреями, у которых финикийцы этот алфавит позаимствовали. Но как бы там ни было, порядок букв, начиная с `алеф, был задан.

Информация о работе История письма