История письма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:22, реферат

Описание

Представляя собой зрительно воспринимаемую форму фиксации речи, или, говоря словами Д. Н. Ушакова, «костюм языка», письменность возникла на сравнительно высоком уровне развития общества, на уровне, когда уже возникло сознание и происходил процесс оформления членораздельной речи. Появление письменности было закономерным продуктом постепенного расширения средств взаимного общения людей, движимого практическими нуждами общественной жизни1.

Работа состоит из  1 файл

История письма.doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

 

Ни одной из перечисленных наук не известны «человеческие общества, которые пользовались бы письмом, не обладая речью. Наоборот, народы, владевшие речью, но не обладавшие письмом (тасманийцы, огнеземельцы и др.), известны и истории, и этнографии». Письмо как вторичное, дополнительное средство общения может развиваться лишь на базе языка и возникнуть только позже звуковой речи, т. е. тогда, «когда в результате развития общества звуковая речь перестала удовлетворять возросшим и усложнившимся потребностям людей в общении». Лаконично эта мысль излагается так: «Без языка нет человека, а тем самым не может быть и письма»20.

В отношении утверждения, что первоначальное письмо служило магическим средством, можно сказать, что «многие памятники  первоначального письма выполняли  более сложные мемориальные и  коммуникативные функции», т. е. служили и средством увековечения памяти о ком-либо или о каком-либо событии, и средством общения людей21.

Вероятнее всего, возникновение письма как важнейшего дополнительного  средства общения людей относится  к тому времени, когда в обществе появляется насущная потребность в передаче информации на дальние расстояния и в закреплении и сохранении ее во времени. Такая потребность особенно остро ощущается в позднейший период каменного века, т. е. в эпоху неолита (VI/V—II тысячелетия до н. э.). В это время на основе матриархально-родовых групп возникают племена и союзы племен, которые нередко располагаются на больших отдаленных пространствах. Внутри племен выделяются племенные жрецы и вожди, совершенствуется разделение труда, разграничивается личная и коллективная (родоплеменная) собственность, начинается обмен продуктами труда. Развиваются также обменно-торговые отношения, военные и иные связи между племенами. Со временем формируются обычаи и традиции, появляется устное народное творчество. В этих условиях возникает крайняя необходимость в письменной форме общения.

Задолго до появления письма как  такового использовались так называемые предметные способы передачи информации на расстояние и закрепления ее во времени. Средствами общения при  этом служили самые простые, наиболее примитивные знаки, прежде всего предметы и явления природы, естественные приметы, например: пепел от костра — как свидетельство недавней стоянки людей; случайно надломленная ветка дерева — как знак того, что здесь прошел человек или зверь; следы людей или животных, позволяющие определить направление их движения.

Классический пример - «письмо» скифов персам, о котором сообщает Геродот: «Скифские цари отправили к персам глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы  спросили посланца, что означают эти дары, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. По его словам, если персы достаточно умны, должны сами понять значение этих даров. Услышав это, персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и приносят ему /в знак покорности / землю и воду, так как-де мышь живет в земле, питаясь, как и человек, ее плодами; лягушка обитает в воде, птица же больше всего похожа /по быстроте / на коня, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Такое мнение высказал Дарий. Против этого выступил Гобрий. Он объяснял смысл даров так: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами»22. В предметном послании скифов каждый предмет что-то символизирует: мышь - прятаться, птица - летать, стрела - поражать. Известно послание представителя африканской народности йоруба: пленный йоруба послал жене камень, кусочек древесного угля, перец, сухие  зерна кукурузы, завернутые в тряпку. Это послание «читалось» так: «Хотя телом я здоров и крепок, мои надежды на будущее мрачны, мое тело иссохнет от тревог и страданий, мой внешний вид уже сейчас свидетельствует об этом». Подобное послание отправили однажды лутзу (тибетская народность) китайцам в знак объявления войны. Послание содержало кусок обожженного дерева, перо, рыбу, деревяшку с зарубками. Зарубки обозначали большое количество воинов, которые примут участие в походе, перо - быстроту, с которой осуществится нападение, обожженное дерево символизировало опустошение, которое совершат нападающие, а рыба - знак того, что противники будут утоплены23.

Позже для передачи информации люди начинают создавать искусственные  знаки, которым придается какое-либо условное значение. Для передачи сообщений на расстояние использовались, например, такие условные знаки, как дым или огонь костра, барабанный бой. Создавались и специальные знаки для закрепления информации во времени. Так, для сообщения о месте нахождения или о направлении своего движения охотники оставляли следы на почве или надламывали ветки деревьев; у некоторых народов для обозначения дальнейшего пути охотников, покидающих стоянку, и предполагаемого расстояния проводилась ногой на песке черта определенной длины в соответствующем направлении и т. д. Затем для аналогичных целей стали изготовлять конкретные предметы, возводить специальные сооружения: стрела использовалась как знак направления; межа, межевые камни, ограды служили знаками, символами собственности; курган, могильный холм, надгробия разных видов обозначали места захоронения и т. д. Для счета, оформления договорных отношений использовались бирки, т. е. палки с зарубками, шнуры с узлами и т. п.

Наряду с условными начертательными знаками с древнейших времен применяются также наглядные изобразительные знаки; это рисунки, изображающие различные предметы и явления действительности (хижину, человека, животного и др.). Иными словами, используется пиктографическое письмо [или пиктография (от лат. pictus — «рисованый, писанный красками» и греч. grapho — «пишу»)].

Для обозначения  такого письма используются и другие термины: «письмо рисунками» (А. А. Реформатский), «рисуночное письмо» (Р. А. Будагов, И. М. Дьяконов, А. М. Кондратов), «картинное письмо» (В. А. Истрин, В. И. Кодухов).

С течением времени искусственные  предметные знаки как средство общения  приобретают более сложные формы. Среди них особо выделяются знаки  кипу и вампумы. Вампум представлял  собой пояс с вплетенными в  него (или прикрепленными к нему) цветными раковинами разного цвета и размера, расположенными в определенных комбинациях. Кипу и вампумы служили своеобразным письмом, которое можно было послать адресату с гонцом.

 

 Рис. 3. Вампум. Пояс. Кипу инков

Кипу —  это так называемое узелковое письмо перуанских инков — народа относительно высокой культуры. Кипу означает «завязывать узел»; это слово также понимают как счет, потому что узлы содержали счет любым предметам. Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета, другие - двух цветов, другие - трех, а другие - и большего числа, потому что цвет простой и цвет смешанный имел свое особое значение. Нить плотно скручивалась из трех или четырех тонких ниток, а толщиною она была с железное веретено и длиною примерно в три четверти вары (вара - набедренная повязка); каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить, как-то: желтая - золото, белая - серебро, а красная - воинов24.

Предметы  располагались по своему порядку, начиная  от предметов наивысшего качества и  значения, постепенно переходя к менее  ценным, каждая вещь в пределах своего вида, как бывает у злаков и овощей. И точно также они вели счет оружию, ставя в начале то, которое считалось самым благородным, как-то: пики, а затем дротики, лук и стрелы, дубинки и топоры, и все остальное оружие, которое они имели. А когда речь шла о вассалах, они давали отчет по жителям каждого селения, а затем каждой провинции: в первой нити фиксировали стариков от шестидесяти лет и больше; во второй - зрелых людей от пятидесяти и выше, а третья фиксировала сорокалетних, и так по десять лет вплоть до грудных младенцев. Таким образом считали и женщин по возрасту. Узлы ставились согласно порядку - единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч и очень редко (почти никогда) обозначали сотни тысяч; Эти числа они считали по узлам на тех нитях, каждое число было отделено от  другого; однако узлы каждого числа стояли вместе в определенной последовательности. Эти узлы, или кипу, находились в специальном ведении индейцев, которых называли кипу-камайу; это означает «тот, на кого возложена обязанность считать», для той службы они отбирали наиболее испытанных, тех, кто на долгом жизненном опыте проявил свою добропорядочность. Кипу обозначали людей, уходивших на войну, тех, кто умирал на ней, кто родился и умирал каждый год, фиксируя все по месяцам. Иными словами, они записывали в тех узлах любую вещь, которая являлась результатом подсчета цифр, вплоть до записи сражений и проверок, которые проводились ими, вплоть до указания, сколько посольств было направлено к инке и сколько бесед и суждений было выслушано королем. Однако содержание посольств, а также слова суждений или любое иное историческое событие они не могли передавать узлами, ибо они заключены в организованную речь живого голоса или в письмо. Чтобы исправить этот недостаток, у индейцев имелись «беседы». Эти беседы индейцы кипу-камайу запоминали наизусть, суммируя их в немногих словах, вверяя их памяти, и по традиции обучали им своих преемников, отцы - сыновей и потомков, главным образом и особенно в тех селениях или провинциях, где имело место фиксируемое событие, и там оно сохранялось лучше, чем в другом месте, ибо местные жители гордились им. Использование узлов с целью фиксации информации известно и у других народов. У мяскитов (Никарагуа) муж, уезжая надолго из дому, оставляет жене шнурок с узлами. Каждый узелок обозначает день отсутствия, и жена, срезая ежедневно по узлу, знает, сколько дней осталось до возвращения мужа. Надо назвать и цзешэн - узелковое письмо древнего Китая. «В глубокой древности люди управляли, завязывая узелки на веревках; мудрецы последующих поколений заменили их иероглифами»25. Есть упоминания об узелковом письме и в других источниках.

Кроме конкретных предметов и явлений, в качестве средств передачи информации с давних времен использовались условные изображения, наносимые на поверхность разных предметов. К ним относятся, например, родовые и племенные знаки, включая  тотемные; знаки родовой, племенной или личной собственности; марки мастеров на изготовленных ими предметах; княжеские и иные личные знаки; магические и культовые знаки (знаки, охраняющие от несчастий и зла, знаки запрета, знаки заупокойного культа); знаки опасности; знаки направления (обычно в виде стрелы); знаки местонахождения воды (обычно в виде ведра); числовые знаки (в виде определенного количества точек или черточек) и др.

Эти знаки  были немотивированными, носили условный характер: их значение было известно только посвященным. Каждый такой знак применялся, как правило, вне сочетания с другими знаками и использовался для передачи целого сообщения, например: «это животное принадлежит такому-то роду» (знак собственности), «этот предмет изготовлен таким-то мастером» (марка изготовителя), «нужно идти в таком-то направлении» (знаком направления служило изображение стрелы). Подобные знаки изображались на гончарных изделиях, на оружии (знаки собственности и марки изготовивших их мастеров), на амулетах, талисманах (магические и культовые знаки), на монетах, печатях, гербах, знаменах (княжеские и иные личные знаки), на домашних животных, иногда — на теле пленников (знаки собственности) и т. д. Некоторые знаки сохранились на скалах, стенах пещер, на рогах мертвых животных и др. Предполагается, что первые знаки такого рода возникли на основе использовавшегося ранее первобытного орнамента.

В настоящее время подобного  рода знаками являются специальные  знаки на гербах, флагах, штандартах, знаки различия на погонах и эполетах, всевозможные нагрудные значки и др.

Коммуникативная значимость предметной сигнализации позволяет рассматривать  ее в качестве одной из предпосылок  письма.

Предметные сообщения могут  символизировать весьма сложные  отношения между людьми и даже душевное состояние человека.

Помимо предметов, сигналы могли  передаваться на расстояние при помощи звуков, например, ударов барабана. Такую  же функцию выполняли сигналы  огнем или дымом. Понятно, что  эта сигнализация должна быть обусловлена заранее.

 

 

  1. Развитие письма

Любая система письменности может  быть отнесена к одному из двух основных типов: фонетическому или идеографическому (иероглифическому). Первый из них включает такие системы, знаки которых  служат для записи звучания тех или  иных единиц языка (сюда относятся как алфавиты, состоящие из букв и записывающие звуки, так и слоговые системы письменности, фиксирующие целые слоги). Второй тип письменности характеризуется тем, что знаки служат для записи определенных значащих речевых единиц – слов или слогов – без указания на их звучание.

Развитие письма было связано с  тем, что пиктография, служившая важнейшим дополнительным средством передачи информации на протяжении многих тысячелетий, с течением времени — с развитием общественных отношений, абстрактного мышления и языка — перестает удовлетворять потребностям людей в письменном общении.

В лингвистической литературе обращается внимание на недостатки пиктографии  как вида письма:

  1. пиктографические знаки, более или менее полно передававшие содержание сообщений, не отражали языковых особенностей передаваемых высказываний, в частности членения речи на те или иные знаменательные части (например, слова), не выражали языковых форм;
  2. с помощью пиктограмм относительно легко передавалась информация о конкретных предметах, несложных явлениях, с их помощью «возможно изображение почти исключительно предметов и явлений видимого мира, притом более простых по своему внешнему виду»26. В то же время трудно (или даже невозможно) было пользоваться ими для передачи отвлеченных и сложных понятий, а также больших по объему текстов;
  3. пиктограммы, как правило, имели неустойчивый характер, они нередко «изобретались» пишущим для конкретного со-общения, а поэтому не всегда были понятны, иногда допускали разное толкование;
  4. процесс начертания пиктограммы был весьма трудоемким и длительным, а это препятствовало убыстрению письма, в чем назревала насущная необходимость.

Системы пиктографических знаков постепенно совершенствовались, упрощались. Сложные  пиктограммы расчленяются на отдельные более простые изобразительные знаки, которые приобретают устойчивый характер, а со временем утрачивают мотивированность, т. е. внешнее сходство с обозначаемыми предметами и явлениями. Они стабилизируются не только по форме, но и по значению: за каждым знаком закрепляется определенное значение, соответствующее тому или иному слову. Стабилизируется и порядок расположения знаков в рамках сообщения — в соответствии с обычным для данного языка порядком слов в предложении. Таким образом постепенно складывается качественно новая система письма — идеографическое письмо [или идеография (от греч. idea — «образ, понятие» и grapho — «пишу»)]. Этот тип письма называется также иероглифическим письмом [или иерогли фикой (ср. греч. hieroglyphoi — «священные письмена»)], логографическим письмом [или логографией (от греч. logos — «слово» и grapho — «пишу»)].

Идеографическое письмо существовало у разных народов. Особое развитие оно  получило в египетском, китайском  и японском языках. Во многих языках (в том числе в таких высокоразвитых, как китайский и японский) оно сохранилось в основе своей до настоящего времени.

Информация о работе История письма