История религиозных верований Саяно Алтая. Возведение в шаманы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание

"Обращение" человека в шаманы оформлялось у тюркоязычных народов Сибири обрядами, состоявшими из ритуальных действий, связанных с изготовлением бубна и костюма, и акта посвящения в шаманы. Обряды обычно проводились, если сам человек, страдающий "шаманской" болезнью, и окружающие его люди убеждались в том, что он может стать шаманом. Для этого, после установления "шаманского" характера его недуга, больной некоторое время подражал действиям шаманов, начинал совершать обряды при помощи опахала из березовых веток, или лучка, или колотушки для бубна. И очевидно, в тех случаях, когда эти действия приносили ему действительное или мнимое облегчение, он начинал верить в свое "избранство" и необходимость проведения обряда посвящения в шаманы. Хотя в действиях, связанных с посвящением нового шамана, у тюрков Сибири имелось много общих моментов, в них также обнаруживаются и свои локальные варианты и особенности.

Содержание

Введение. «Обращение» человека в шаманы…………………………….3
Посвящение в шаманы у якутов…………………………………………..4
Посвящение в шаманы у алтайцев………………………………………13
Посвящение в шаманы у тувинцев………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..23
Библиографический список…………………………

Работа состоит из  1 файл

шаманы.docx

— 46.82 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с общетюркскими деталями в обрядах  посвящения в шаманы обнаруживаются элементы, свойственные лишь нескольким этническим группам тюркоязычных народов. Например, якуты, алтай-кижи, телеуты, качинцы  и сагайцы брали для обечайки и рукоятки части растущего дерева, а кумандинцы и шорцы срубали  его. У первой группы народов сохранились  архаичные тюркские, а у последних- древнесамодийские традиции. Далее, у якутов, сагайцев, шорцев и тувинцев зафиксировано поверье о принесении в жертву духам обычного тела будущего шамана. Возможно, это древнетюркская интерпретация "обновления" тела шамана в ходе получения шаманского, дара.

     Своеобразием, свойственным только алтайцам, хакасам  и шорцам, является нанесение рисунков на бубны. Причем по типам рисунков бубны разделялись на группы. Забегая вперед, скажем, что эта традиция получена в результате культурных и этнических контактов с самодийским населением Алтае-Саян.

     В обрядах, связанных с посвящением  в шаманы, наблюдались свои локальные  и этнические черты, обусловленные  уровнем эволюции шаманизма. В целом  у всех тюркоязычных народов обряд, очевидно, проводился членами соседской  общины. Но у отдельных этнических групп он носил родовой характер, и дар шаманства получали от духов-покровителей рода. Наиболее отчетливо это бытовало у кумандинцев, челканцев, тубаларов, качинцев, сагайцев, шорцев-тувинцев и  тувинцев-тоджинцев. Наряду с шаманами от духов-покровителей рода, у сагайцев и тувинцев были шаманы от Эрлика у  шорцев - от Эрлика и Ульгвна. От общеплеменных  духов-покровителей и духов шаманов, кровных родственников получали дар шаманства якуты, алтайцы - алтай-кижи и телеуты. Соответственно бубен "показывался" различным духам и божествам, в связи с чем имелись локальные  особенности в обрядах посвящения в шаманы. Отметим, что в отличие  от якутов у тюрок Южной Сибири духи, давшие бубен, определяли срок пользования  им, число бубнов каждого шамана, т. е. предопределяли срок его жизни. Только у качинцев и сагайцев записан  обычай объезда с бубном ближайших  родственников и соседей.

     Анализируя  обряды посвящения в шаманы, следует  указать на отсутствие твердых канонов. К новичку могли приглашать "учителя", и они совместно совершали  обряды, а иногда будущий шаман  самостоятельно совершал обряды.

     Сравнение данных об обрядах посвящения в шаманы показывают также наличие деталей, свойственных только одной этнической общности. У якутов это - закалка  железных привесок в крови жертвенной скотины,; получение новичком после  посвящения сверхъестественных свойств  в виде ойбона и киэли (киэли - помещение  для кут человека, ойбон - место, где  шаман может безболезненно проткнуть себя); у телеутов - использование железных частей бубна, взятых с бубна умершего шамана - родственника (бубен вешали у его могилы); у кумандинцев - обычай совершать обряд посвящения в начале лунного месяца,, вера в обновление тамги родового шамана на общекумандинском шаманском дереве; у сагайцев - тайное камлание с целью спрятать духа-хозяина бубна; у шорцев - "женитьба" на духе-хозяйке бубна; у тувинцев - представление о мифических шаманских странах и обычай получения благословения от монгольского духа-хозяина; у тувинцев-тоджинцев - использование жезла. Генезис этих обрядов может быть изучен при сопоставлении с аналогичными обрядами других сибирских народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Новоявленного избранника духов, получившего шаманский  дар, проверял опытный шаман, который  ставил окончательный «диагноз». Если предначертание подтверждалось, то неофита  допускали к посвящению на шаманскую  службу. Для обучения выбирался опытный  и достойный шаман. В некоторых  случаях, если молодой избранник  оказывался сильнее практикующего  шамана, т.е. обладал более значительной армией духов-тёсей, то старый кам отказывался  его обучать.

     Обучение  молодого шамана проходило уединенно  в горах, в течение от одного до трёх месяцев. Посвящение проходило  или на родовых горах, или в  священных местах. Например за озером Хара-коль находилась возвышенная сопка  «Агыл-Кёгиль тигей», где кызыльские шаманы проходили курсы обучения. Они являлись сакральным местом захоронения  великих ханов. В некоторых случаях  обучение было коротким, длившимся  от трех до девяти дней, ибо практически  основные каноны шаманизма знали  благодаря участию в камланиях.

     Судьба  шаманов была нелегкой. Тяжелая участь избранников духов толкала некоторых  из них на отречение от шаманизма. Среди хакасов вытовало высказывание: «Хам полганча хап-хал таа халган ползам» - Лучше бы я остался последним  ханом, чем быть шаманом. Молодые люди, получившие шаманский дар, могли отказаться от звания шамана и попросить учителей закрыть их духов – тесей в горах. В таком случае над ними совершали обряд закрытия духов «тос пиктирге». Проводилось специальное камлание, где старый шаман забирал вызванных духов, вбивал их в бубен и отправлял за пределы Хонгорая. Он мог увезти его духов – сайготов в Черную Монголию и закрыть в монгольских скалах. Но, как правило, их отправляли в северные страны. Шаманы устремились вниз по течению Енисея до Северного Ледовитого океана, где имеется мифическое Черное море. На его дне в Черных скалах запирались теси. Однако через определенное время замки ржавели, ослабевали, и духи вырвавшиеся на свободу, опять захватывали выбранного ими претендента в шаманы. Избранник опять начинал болеть до тех пор, пока в результате камлания тёсей снова не закроют в горах. Так периодически продолжалось всю жизнь.

     Закончив  курс обучения, учитель проводил завершающий  обряд, на котором отводил своего ученика к мифическому патрону  всех шаманов Адам-хану, дворец которого «хам ордазы» находился в Саянах (на горе Борус, или в верховьях  Абакана на горе «Хам одазы Хара тасхыл»). При камлании помощниками  выступали семь дев и девять юношей. В качестве реквизитов для кормления  Адам-хана в сагайской части Хонгорая готовили семь хариусов, девять теертпеков (вид блинов из пресного теста, отваренных в мясном бульоне и разрезанных  в форме квадратов 10х10 см.), три  кадки пьянящего напитка абыртха  и одно ведро араки для угощения гор на пути к Адам-хану. Шаманы угощали  не все горы, а только высокие, достойные  внимания.

     Вероятно  в древности после обряда посвящения на службу Адам-хану существовал обряд  возведения в должность шаманов. Подобный ритуал сохранился среди бурят. «Существенная часть обряда заключается  в поднимании шамана на войлоке. Этот обряд называется: бо бегде, то есть шаман вознесся. Шамана ставят на войлок, поднимают на воздух и подносят к  девяти воткнутым в землю деревцам; посвящаемый шаман сос4каивает  с войлока на вершинку крайнего деревца. По верхушкам деревьев, держась рукой, он обегает их быстро вокруг три  раза и снова вступает на подставленный  войлок. После этого обряда шаман  начинает камлать, ворожить и лечить, только без бубна». Церемония возведения в должность шаманов в шаманизме, возникшая еще в первобытных  недрах, уже в эпоху средневековья  была внедрена в тюрско-монгольских  государствах и для интронизации ханов.

     В нвстоящее время можно насчитать  около десятка человек, относящихся  к потомкам наследственных шаманов. Но никто из них из-за гонений  Советской власти не прошел обряд  обучения и посвящения и не имеет специального облачения и атрибутики. Можно констатировать, что традиция посвящения и обучения основам шаманизма в Хонгорае окончательна погублена, поэтому нет ныне ни учителей, ни учеников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список

  1. Алексеев  Н.А.   Ранние   формы  религии  тюркоязычных  народов  Сибири. Новосибирск, 1980.
  2. Анохин Л.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994.
  3. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.
  4. Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан, 2006.
  5. Гладышевский А.Н. Шаманизм в Хакасии и его реакционная сущность. М., 1954. (Автореферат).
  6. Монгуш И.В. Ламаизм в Туве. Кызыл, 1992.
  7. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
  8. Токарев С.А. ранние формы религии. М., 1990.

Информация о работе История религиозных верований Саяно Алтая. Возведение в шаманы