Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:04, реферат
Целью исследовательской работы является анализ происхождения и история развития славянской письменности.
Объект исследования – происхождение письменности вообще. Предмет исследования – появление славянской письменности.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Славянская азбука и славянские просветители. Предыстория славянской письменности……………………………………………………………………………...4
2. Основы создания азбуки кириллица и глаголица…………………………………...7
Славянская азбука кириллица и глаголица…………………………………………8
Какая же из двух азбук была создана Константином Философом?......................13
Заключение………………………………………………………………………….……17
Список литературы………………………………………………………………………18
Таблицы…………………………………………………………………………………..19
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Славянская азбука и славянские просветители.
Предыстория славянской письменности………………………………………………
2. Основы создания азбуки кириллица и глаголица…………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Таблицы……………………………………………………………
Введение
«Аз, буки, веди» - еще в начале нынешнего столетия с этих букв начиналось первое знакомство человека с письменностью.
Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. Не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как начиналась эта письменность, и какие книги первыми были написаны на родном языке.
Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря целому ряду исторических источников знают о начале славянской грамоты. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но также знаем и имена творцов славянской письменности. А создателями этого письма являются славянские Первоучители Кирилл (Константин; Кирилл - его монашеское имя) и Мефодий.
Целью исследовательской работы является анализ происхождения и история развития славянской письменности.
Объект исследования – происхождение письменности вообще. Предмет исследования – появление славянской письменности.
Для того
чтобы провести свою
Для достижения цели, поставленной исследовательской
работой, мною были изучены следующие
источники: Сказания о начале славянской
письменности. – М.,1981; Толстой Н.Н. История
и структура славянских литературных
языков. – М.,1988; Улуханов И.С. О языке Древней
Руси. – М., 1972; Хабургаев Г.А. Старославянский
язык. – М.: Просвещение, 1974.
1. Славянская азбука и славянские просветители.
Предыстория славянской письменности
Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, и в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. Но это слишком упрощенная классификация. Если под письмом понимать способ фиксации и передачи информации, то надо признать, что между названными категориями располагается целый ряд промежуточных форм, которые сводят на нет значение крайних точек.
При таком подходе не должны казаться нереальными утверждения ряда советских ученых о существовании славянской письменности в весьма глубокой древности. Так, А. А. Формозов полагал, что какая-то письменность, состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала и в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н.э. Л. С. Львов и Н. А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма. «Можно говорить о непрерывной (с доисторической эпохи) письменной традиции на территории Древней Руси», — настаивал П. Я. Черных. Более осторожно высказывался академик С. П. Обнорский, предполагая «какие-то формы письменности» у русов антского периода (VI в. и. э.).
На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки и обрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма. Это, прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) – каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т. п. Большинство знаков на этих памятниках имеет условную линейно-геометрическую форму, другие представляют собой схематические рисунки.
Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX—X вв. Важнейший из них – сказание Черноризца Храбра «О письменах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно («без устроения»), так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам.
Почти все остальные сообщения о древнеславянском письме относятся к восточным славянам.
Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность. При этом следует иметь в виду, что в этой летописи, составленной в конце XI в., запись событий начинается с 852 г. Надо полагать, что летописец не мог точно и верно восстановить минувшие события за два века по памяти и на основе устных преданий. Он, скорее всего, использовал более ранние исторические записи, а это значит, что начало русского летописания должно быть отнесено к середине IX в.
По мнению академика Б. А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Аскольда, вероломно убитого варягом Олегом в 882 г. В отрывках этих летописаний нет никакого следа христианства и ощущается антиваряжская настроенность автора.
Вторично языческая летопись обнаруживается в описании княжения Игоря и Ольги. Здесь прославляется мудрость и волшебная сила волхвов, которые предрекли смерть Олегу от своего коня – что можно сопоставить с клятвой при заключении договора 944 г. между Киевской Русью и Византией, где говорится, что нарушители клятвы «посечены будут мечи своими, от стрел и от иного оружья своего».
Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в. Так, в договоре князя Олега с греками (911 г.) есть указание на письменные завещания у русских. Если кто-то из русских купцов или княжеских послов умирал в Византии, его имущество должно было возвращаться на Русь и передаваться родственникам – «кому будет, писал наследии именье его». В русском языке есть два слова для обозначения «завещать» (наследство) — «отказать» и «отписать». Первоначально слово «отказать» выражало устное завещание, а «отписать» – письменное, позже их значения уравнялись. Договор 911г. отразил высокое развитие собственнических отношений в верхах русского общества: в руках одного лица сосредоточивались значительные богатства, что порождало споры о наследстве. Но этот договор показывает, что письменность стала бытовым явлением феодального класса.
Безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма. Во-первых, существовали различные местные разновидности самобытного пиктографического и счетного (цифрового) письма. Во-вторых, славянские «черты и резы» уже приобрели буквенно-звуковое значение, возможно, сохранив частично свою первоначальную форму. Из истории письма известно, что аналогичный путь прошло германское и скандинавское руническое письмо. Впрочем, согласно одной из гипотез (ее защищал И. И. Срезневский) древнеславянское письмо тоже было руническим. Гипотеза не получила поддержки: славянские руны на идолах из Прильвица и на плитах из Микоржина (Познань) признаны поддельными. Однако общий вывод о непричастности славянского письма к руническому, возможно, преждевременен: Новгородская археологическая экспедиция МГУ в 1987 г. обнаружила деревянную чашу, датируемую 940 г., на которой имеется надпись, выполненная знаками трех алфавитов, в том числе сходным с руническим. И, наконец, третьим видом письма, которым пользовались славяне до официального принятия христианства, было письмо посредством греческих и латинских букв. Начало использования славянами греческого письма относится ко времени развития тесных торговых и культурных отношений славян с Византией, т. е. к VII—VIII вв.
Славянское письмо находило применение в различных сферах жизни. Им пользовались при заключении договоров с другими государствами; при записи количества товаров, долгов, различных обязательств; при составлении завещаний о наследовании имущества; в надписях на могильных памятниках; при написании молитвенных формул и пророчеств в храмах; для подписи имени мастера или владельца и т. д. Такое разнообразное и широкое применение письменности могло явиться результатом длительного развития славянской культуры в предшествующий период.
Отсюда следует, что подвиг Константина
и Мефодия, состоящий в «создании славянской
письменности», нельзя понимать таким
образом, будто они создали ее на пустом
месте, «с нуля», превратив славян из народа
бесписьменного в народ письменный.
Но они действительно «создали письменность»
— ту, которая сразу вошла в культурный
фонд большинства славянских народов,
ту развитым вариантом которой пользуемся
сейчас.
2. Основы создания азбуки кириллица и глаголица
От периода деятельности Константина Философа, его брата Мефодия и их ближайших учеников, т. е. от второй половины девятого века, до нас не дошло никаких письменных памятников, если не считать сравнительно недавно обнаруженных надписей на развалинах церкви царя Симеона в Преславе (Болгария). Надписи эти, одними учеными (например, Е. Георгиевым) относятся к последним годам IX в.; другие ученые оспаривают эту датировку и относят преславские надписи к X—XI вв. К X в. относятся и все остальные дошедшие до нас древнейшие славянские надписи, а также наиболее древние рукописи.
И вот, оказывается, что эти древнейшие надписи и рукописи выполнены были не одной, а двумя графическими разновидностями старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл, принятого Константином Философом при его пострижении в монахи); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»).
Наличие таких двух графических разновидностей славянского письма до сих пор вызывает большие споры среди ученых. Ведь согласно единодушному свидетельству всех летописных и документальных источников, Константин Философ перед отъездом в Моравию разработал какую-то одну славянскую азбуку. Откуда же, как и когда появилась вторая азбука? И какая из двух азбук – кириллица или глаголица – была создана Константином?
С этими вопросами тесно связаны другие, может быть более важные. А не существовало ли у славян какой-то письменности до введения азбуки, разработанной Константином? И если такая письменность существовала, то, что она собой представляла, как возникла и какие общественные нужды обслуживала?
3. Славянская азбука кириллица и глаголица
Прежде чем перейти к рассмотрению этих сложных, до конца еще не решенных наукой вопросов, нужно познакомиться с древнейшими славянскими азбуками – кириллицей и глаголицей. По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали.
Кириллица, по дошедшим до нас рукописям XI в., имела 43 буквы. Глаголица, согласно памятникам примерно того же времени, имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы, а одна глаголическая буква — «дервь», отсутствовавшая в кирилловском алфавите, предназначалась для передачи палатального (мягкого) согласного. В древнейших, из дошедших до нас глаголических памятниках X-XI вв., «дервь» обычно служила для передачи звука, стоящего перед гласными е, и (например, в слове «ангел»). Отсутствовали в глаголице буквы, аналогичные кирилловским «пси», «кси», а также йотированные э, а.
Таков был алфавитный состав кириллицы и глаголицы в XI в. В IX-X вв. их состав был, видимо, несколько иной.
Так, в начальном составе кириллицы, по-видимому, еще не было четырех йотированных букв (двух йотированных «юсов», а также йотированных а, э). Это подтверждается тем, что в древнейших болгарских кирилловских рукописях и надписях отсутствуют все четыре указанные буквы (надпись царя Самуила, «Листки Уидольского») или же некоторые из них («Саввина книга», «Супрасльская рукопись»). Кроме того, буква «ук» (оу) первоначально воспринималась не как особая буква, а как сочетание из «он» и «ижицы». Таким образом, начальная кириллица имела не 43, а 38 букв. (табл. 1)
Соответственно в начальном составе глаголицы, по-видимому, имелись не два, а только один «малый юс» (тот, который впоследствии получил значение и название «йотированного малого юса»), служивший для обозначения как йотированного, так и нейотированного носового гласного звука э. Второй «малый юс» (получивший впоследствии значение и название «нейотированного малого юса») в первоначальной глаголице, по-видимому, отсутствовал; это подтверждается графикой древнейшей глаголической рукописи – «Киевских листков». Возможно, отсутствовал в начальной глаголице и один из двух больших юсов» (получивший впоследствии значение и название «йотированного большого юса»); во всяком случае, происхождение формы этой глаголической буквы очень неясно и, вероятно, объясняется подражанием поздней кириллице. Таким образом, начальная глаголица имела не 40, а 38-39 букв. (табл. 2)
Подобно буквам греческого алфавита, глаголические и кирилловские буквы имели, кроме звукового, также и цифровое значение, т. е. применялись для обозначения не только звуков речи, но и чисел. При этом девять букв служили для обозначения единиц (от 1 до 9), девять – для десятков (от 10 до 90) и девять – для сотен (от 100 до 900). Одна из букв в глаголице обозначала тысячу; в кириллице для обозначения тысяч применялся особый знак. Для того чтобы указать, что буква обозначает число, а не звук, буква обычно выделялась с обеих сторон точками и над ней проставлялась особая горизонтальная черточка — «титло» (--).