Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:44, реферат

Описание

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.44 Мб (Скачать документ)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся  главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.


Заключение

Вопрос о дальнейшем существовании и развитии государства давно занимает ученых. В частности, марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социальными субъектами. В результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Станут ненужными его главные функции — регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена).

Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее» идей идеологов всеобщего социального равенства. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки прямой атаки на нее (в СССР и ряде других стран) не увенчались успехом. Кроме того, наличие не только частной, но и всех других форм собственности предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе права, а также охрану данного права со стороны государства.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока рано хоронить основные функции государства, а, следовательно, и говорить о его отмирании.

 

2. Понятие и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового государства в России.

 

Правовое государство - понятие и основные признаки

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие не правового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в праве силы и неверие в силу права).

4.2. Россия: становление правового государства

Правовое государство представляет собой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существуют развитая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти.
   Это государство, которое соответствует демократическому устройству политической системы и вся система "власть - общество - гражданин" построена и функционирует на основе принципов, ценностей и норм права. Его характеризуют высокая степень зрелости, правовая форма организации и деятельности публичной власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
   Другими словами, это - общественное состояние, способ жизнедеятельности, поведение и мышление людей, основанные на правовых идеях, ценностях, принципах и нормах права.
   Концепция правового государства имеет свою историю, эволюцию.
   Если Н. Макиавелли (1469-1527), Жан Воден (1530-1596), Томас Гоббс (1588 - 1679) относили правовое поведение только к обязанности подданных, а верховную власть в государстве считали божественного происхождения, надзаконной (судимой только Богом) и суверенной, то уже Джон Локк (1632 - 1704), Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) ставят вопрос о разделении высшей власти в государстве и верховность, суверенитет переносят с власти на государство в целом. Над властью ставится закон, в равной мере обязательный для всех. Еще дальше по пути сближения государства и общества идут Гуго Гроций (1583 - 1645) и Жан Жак Руссо (1712 - 1778), выдвинувшие договорную теорию государства. Кроме того, Руссо смещает акценты в суверенитете и на первое место ставит народный суверенитет. Смелый шаг вперед в демократической интерпретации правового государства делают американские федералисты Александр Гамильтон (1755 или, 1757 - 1804), Джеймс Мэдисон (1751 - 1836) и Джон Лей: они не только признают актуальным горизонтальное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и ее вертикальное разделение (уровни федерации, штатов и местного самоуправления). В результате, как об этом пишет Остром Винсент, сейчас американская система государственной власти включает множество правительств - общенациональное, 50 правительств штатов, минимум 80 тыс. местных правительств, а также огромное число корпораций, союзов, клубов, семей и кланов, других форм добровольных ассоциаций, управляемых на основе их собственных уставов, правил и взаимопонимания. При такой конфигурации взаимоотношений сами люди играют решающую роль в управлении своими делами.
   Таким образом, поиск мировой общественной мысли и практики наиболее разумного государственно-политического устройства обусловил важнейшие положения правовой основы государственности. К ним можно отнести следующие:
   1. Рациональный подход к вопросам государственного устройства, признание права власти и права народа однопорядковыми величинами, в отличие от бытовавших религиозно-традиционных воззрений на власть как дар божий.
   2. Естественные права человека доминируют над законами государства, служат основой для их выработки; законы государства создаются властями при наличии согласия между людьми относительно их соответствия естественному праву.
   3. Главенство закона; власть основана на законе, а не закон "даруется" властью; все граждане равны перед законом.
   4. Ограничение власти, правительства принятым в обществе основным сводом правил и законов, которые способны предотвратить произвол власти, а также обезопасить общество от меняющегося настроения большинства, способного привести к непродуманным действиям.
   5. Ответственность должностных лиц государства перед народом, закрепленная законодательно; цель власти - служить обществу, его процветанию.
   Итак, современная концепция правового государства признает важнейшими следующие принципы его формирования:
   - верховенство права (право как цель, интерес, стимул поступков и действий);
   - обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
   - организация государственной власти на основе принципа разделения властей, подчиненности власти праву;
   - правовая форма взаимоотношений (взаимность прав и обязанностей) индивида, общества и государства.
   Формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном.
   К осмыслению и строительству правового государства современная Россия идет непросто. Можно выделить ряд предпосылок, обусловливающих возможность реализации конституционного курса и содержащих политическую платформу правового государства:
   1. Стремление к равенству в правах всех граждан и обеспечение этого в юридических формах.
   2. Обращение населения к законодательной фиксации основной функции властей - служению нарoду, общественному благу, четкому регламентированию действий властей, обеспечению их предсказуемости и подконтрольности.
   3. Принятие массовым сознанием и утверждение в нормах общественной морали высших ценностей и идеалов демократии, создание условий и механизма развития правовой и политической культуры.
   4. Наличие у большинства членов общества чувства собственного достоинства и индивидуальности, осознание им свободы социально-политического и духовного выбора, готовности самому организовать свою жизнь и нести ответственность за свои хозяйственные и политические поступки.
   Проблема становления и укрепления правового государства в России - законодательная, институциональная и культурологическая. Создание указанных предпосылок - дело многотрудное, и наш опыт исторического развития, традиции и стереотипы, национальный менталитет повседневно вступают в противоречие с мировым опытом, с имеющимися аналогами правового государственного устройства. Но трудное - не значит нерешаемое. Построение российского правового государства - такой стимул, "свет в конце тоннеля", который может вдохновить и объединить власть и гражданское общество.
   По каким же чертам, признакам можно определять успехи в формировании правового государства? Обозначим важнейшие ориентиры.
   - Уважение к праву. Вопрос не только о том, чтобы в государстве были законы и они исполнялись - подобное существовало даже при тоталитарных режимах. Речь идет о самом смысле законов, о том, чтобы они соответствовали праву (причем на уровне мировых стандартов), императивам свободной жизнедеятельности общества, гуманизму общественных отношений, социальной справедливости.
   - Не только закрепление в законах формальных правил и норм упорядоченного, правового поведения, но и обеспечение их практической реализации, опять же посредством правовых процедур, средств. Цель законов должна достигаться только законными путями.
   - Правозаконность едина и неделима во всех точках пространства и времени, где люди действуют и связываются между собой.
   - Реализация принципа разделения властей.
   - Развитое местное самоуправление.
   - Международный аспект правовой государственности состоит в том, что государство должно строить свои отношения с другими государствами в рамках согласованной (через ООН, ее структуры и договоры) системы международного права.
   - Реальная демократизация государства и его юридической системы, создание механизмов взаимодействия властных структур с человеком.
   - Наиважнейшей предпосылкой и одновременно ресурсом и показателем правового государства следует признать действенность гражданского общества.

3. Гражданское общество и государство. Место и роль государства в политической системе российского общества.

3. Государство и гражданское общество. Место и роль государства в политической системе.

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество — это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

            высокое сознание людей;

            высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

            широкие связи между членами общества;

            наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

            децентрализация власти;

            передача части власти органам самоуправления;

            использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

            развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

            личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой — в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу. В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

            нации, национальные движения;

            классы, коалиции классов;

            общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);

            политические партии; политические движения;

            массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;

            религиозные организации;

            общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);

            союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);

            общества потребителей;

            трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Понятие, признаки и структура политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества. Особенности политической системы РФ.

Система (от греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение) - это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство. 

Информация о работе Иван Грозный