Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:44, реферат
Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.
Политическая система общества – упорядоченная на основе позитивного права и иных социальных регуляторов общественного поведения, совокупность институтов (гос. органы, ассоциации), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие политической системы общество вошло в оборот научный во второй половине 20 в. Показывает как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть.
Характерные черты:
- именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть
- она зависит от характера общественной среды, от социально-экономической структуры общества
- она обладает относительной самостоятельностью
Многообразен подход ученых-политологов к структуре политической системы. Однако существуют определенные элементы, выделяемые представителями различных теорий. Попытаемся рассмотреть структуру политической системы с позиций объективности.
В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):
1. Политическая власть.
2. Политическая организация.
3. Политические отношения.
4. Политическая культура.
5. Политические и общественные организации.
Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.
Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.
Некоторые политологи к политической организации относят средства массовой информации, церковь.
Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.
Выделяют следующие политические отношения:
между субъектами политики;
между властными органами (по вертикали и горизонтали);
между властными органами и общественными организациями и движениями.
Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.
Политическая культура:
дает знание законов и механизмов осуществления политики;
формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;
способствует пониманию целей и содержания политики.
Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете "беспартийных" обществ не наблюдается и двух десятков.
Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.
С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.
С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.
Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".
Их политическая роль обусловлена тем, что:
в демократических системах они действуют достаточно автономно;
они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;
создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;
они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.
Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.
Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь. Функциональная подсистема выражается:
в формах и направлениях политической деятельности;
в политических процессах;
в способе и методах осуществления власти.
Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".
Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.
Место и роль государства в политической системе общества.
Субъекты политической системы: государство, государственные органы, политические партии, политические объединения, общественные организации, общественные объединения, политические лидеры и т.д.
Разница между политической системой и гражданским обществом: субъектом гражданского общества не является государство.
Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества. Роль государства в политической системе общества выражается в двух позициях:
1) государство занимает ведущее положение в политической системе общества:
a. так как выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальной границы по признаку гражданства. Гражданин – проживающий на территории соответствующего государства и имеющий устойчивую правовую связь с этим государством.
b. Является единственным носителем суверенитета
c. Обладает специальным аппаратом (публичная власть) предназначенным для управления обществом, имеет силовые структуры
d. Обладает как правило монополией на правотворчество
e. Владеет специфическим набором материальных ценностей – государственная собственность, валюта и т.д.
f. Определяет главные направления развития общества
2) Государство регулирует поведение других субъектов политических отношений, так как обладает следующими полномочиями:
a. Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики или политической деятельности. Правовые режимы – дозволение и запрет. (одним разрешено участвовать в политической жизни общества, другим нет. Иностранным гражданам запрещено функционировать политическую программу партии, участвовать в выборах, кроме муниципальных).
b. Регистрирует их соответствующими органами. В РФ это Министерство юстиции и привлекают к участию в общественных и государственных делах.
c. Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения
Наряду с государственными органами функционируют органы МСУ, которые также являются субъектами политической системы. Население осуществляет право на МСУ как непосредственно, т.е. путем референдума, муниципальных выборов, собраний и сходов граждан. (ТСЖ – орган локального самоуправления). Органы МСУ создаются с низу вверх, ТСЖ – сверху в низ.
Черты органов МСУ:
- Структура и компетенции данных органов определяется населением самостоятельно в большинстве случаев. (государство устанавливает количество депутатов которые могут быть избраны и исполнять эти должности, по депутатскому корпусу).
- обладает полномочиями на решения вопросов местного значения, в частности ремонт дорог.
- в пределах своей компетенции издают правовые акты
- являются юр. лицами
- не входят в систему органов гос. власти.
Юр. лицо – может подлежат ответственности – гражданско-правовой, административной.
4. Понятие политической системы общества, ее элементы и правовая основа.
Введение
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Тема актуальна тем, что понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.
Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.
1.
Политическая система. Её элементы и подсистемы
1.1
Политическая система и её функции
Политическая система– это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности.
Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.
Сущность политической системы также проявляется в ее функциях.
Функции политической системы:
1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны.
Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.
Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
2. Политическая система - управляющая система.
Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем.
Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.
Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса. В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной.
Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать.
Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным.
Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе.
Обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.
4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).
5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий.
Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.
В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как одно – порядковые явления, можно выделить следующие:
ü Существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.
ü Охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или иной страны.
ü Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований.
ü Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии.
ü Выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.
Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.
1.2 Элементы политической системы
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.
Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.
Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.
К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.
Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы.
Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей.
Каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией.
Значит он непременно должен:
ü выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности;
ü быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
ü иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;
ü руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
1.3 Подсистемы
Политическая система представляет собой довольно сложное и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В ней выделяют следующие подсистемы:
1. Институциональная подсистема— это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации, церковь и пр. В рамках этой подсистемы создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Неудивительно, что именно этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.
2. Регулятивная подсистема— это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.
3. Функциональная подсистема— это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение данная подсистема находит в понятии «политического режима».
4. Коммуникативная подсистема- охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.
5. Политико - идеологическая подсистема- включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.
Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран эти подсистемы функционируют в специфических формах.
Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура — круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.
Заключение
Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.
В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.
Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию.
Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
5. Понятие права, основные принципы и функции права.
Введение
Право – одно из самых ценных приобретений, сделанных человечеством на путях его исторического развития, и одновременно оно само есть важнейший инструмент общественного прогресса.
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния.Если государство представляет механизм упорядочения общественных отношений, то право служит программой такого регулирования.
Общество использует право как самый мощный противовес государству, как наиболее могучее средство обуздания произвола государственных органов и чиновников-бюрократов.
Право создает юридические гарантии против злоупотребления властью, определяет допустимые пределы государственного вмешательства в частную жизнь. Оно содействует оформлению и упорядочению структуры государства, придает его деятельности регулярный (правильно организованный) характер.
Если государство выражает интересы господствующего коллектива, то право призвано прежде всего выражать и защищать индивидуальные интересы.
Изучение процесса происхождения и сущности права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
1. Происхождение права
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Вот некоторые из теорий.
1) Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Суть рассуждений Фомы Аквинского сводилась к тому, что все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума. Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.
2) Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опираться на природное начало и, прежде всего, на природу самого человека, в мире которого существует закон. Источником права признается разум.
Софисты полагали, что законы воплощают высшую справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином».
3) Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. В основе правовых норм реальные столкновения, противоречия, пронизывающие общественную жизнь. Право должно соответствовать духу эпохи, то есть правовые нормы могут изменяться в процессе общественного развития.
4) Сторонники позитивной теории считали, что право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека. Иеремия Бентам – основоположник этой теории – писал: «Главное назначение права – в ограждении индивида от страданий».
5) Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право – это право силы и сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.
6) Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.
7) Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.
8) Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.
В обобщенном виде появление права как особого регулятора человеческого поведения было обусловлено тремя видами причин:
– социальными (связаны с изменениями в психологии и поведении людей. Благодаря общественному разделению труда и переходу от охоты и собирательства к земледелию, скотоводству, а позже и к ремесленному производству члены рода начали осознавать свою общественную индивидуальность, обособленность: у них обозначились собственные интересы, которые уже не совпадали с интересами и потребностями соплеменников. «Я» выделилось из «Мы». Почувствовав самостоятельность, человек осознал, что имеет не только обязанности, но и права, что во многих случаях он может теперь сам выбрать один из нескольких вариантов поведения, не только слепо руководствоваться запретами или приказами, исходящими от коллектива. Однако появление такой свободы выбора грозило немедленно вызвать столкновение противоположных интересов разных людей. Значит, обществу потребовались новые регуляторы поведения, которые бы могли эффективно разрешать конфликты. Ни мораль, ни религия подобную задачу решить не могли. А вот право по происхождению оказалось генетически связано именно с правами. Появились новые, в отличие от морали, конкретные правила поведения, из которых в дальнейшем сложилось право. Право отмежевало каждому человеку неприкосновенную сферу свободы, где он сам мог бы быть себе хозяином, и определило, какими правилами должны руководствоваться люди, вступая в отношения друг с другом и с обществом в целом);
– экономическими (в хозяйственной сфере человек утверждался как собственник). Развитие производства и торгового обмена закрепило практику индивидуального присвоения полученных продуктов, а затем возникло право собственности. Формирование частной собственности стало главным экономическим условием и предпосылкой возникновения права. Новые нормы поведения людей постепенно внедрялись в жизнь общества, превращались в правовой обычай (то есть часто повторяемый способ поведения, в дальнейшем санкционированный государством). Только государство смогло обеспечить защиту новых общественных отношений и регулирующих их правил поведения.
Государство выступило в качестве гаранта соблюдения правовых предписаний, заменив прежние институты самоуправства, самозащиты и кровной мести. Таким образом, государство придало стабильность правовым отношениям в обществе;
– политическими (появление государства, общественных классов и сословий явилось политическим условием возникновения права. С образованием государства как системы органов, осуществляющих публичную власть, прежние разнообразные нормы слились в упорядоченную систему правил поведения, гарантированных государством, – право).
2. Право. Понятие права
С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Право и государство – это социально родственные явления: они одинаково призваны упорядочивать отношения между людьми в эпоху общественного неравенства. При этом право выступает как свод норм, своеобразный устав общества, а государство – как механизм, гарантирующий неукоснительное исполнение этих правовых предписаний всеми и каждым в отдельности.
Государство и право появились синхронно и взаимно дополняют друг друга. Они могут эффективно работать на благо общества только в паре
Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы. Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.
Право в современном понимании – это система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы. Это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Именно в неразрывной связи с государством заключается специфика и принципиальное отличие права от других социальных нормативов, действующих в обществе и основывающих свой авторитет на других источниках (обычаи, традиции и т.д.).
Таким образом, под правом мы понимаем следующее:
Понятие права можно использовать в двух значениях
SHAPE \* MERGEFORMAT