Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:44, реферат

Описание

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.44 Мб (Скачать документ)


17. Принципы организации основ государственной власти в РФ. Система органов государственной власти РФ.

Органы государственной власти РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие механизма российского государства.

Механизм российского государства - это  системная совокупность всех органов реализующих государственную власть в Российской Федерации на основе общих принципов, идей и целей.

2. Понятие государственного органа.

Государственный орган - это  один из элементов механизма государства, должностное лицо или группа граждан, призванных реализовывать государственную власть.

3. Признаки государственного органа.

Признаки государственных органов:

- Образуется в соответствие с установленным порядком.

- Самостоятельность в структуре механизма государства.

- Деятельность регулируется на основе правовых актов.

- Деятельность носит подзаконный характер.

- Присуще наделение властными полномочиями.

- Наличие собственной материальной и финансовой базы.

- Характерная внутренняя структура.

4. Система органов государственной власти в РФ.

Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

Система органов государственной власти в РФ:

Органы исполнительной ветви власти:

- Органы общей (ведающие многими отраслями) и специальной (ведающие отдельными отраслями) компетенции.

Органы законодательной власти:

- Федеральное собрание РФ.

- Органы законодательной власти субъектов РФ (законодательные собрания области, республики и т.д.)

Органы судебной власти:

- Конституционный суд РФ.

- Верховный суд РФ.

- Высший арбитражный суд РФ.

- другие федеральные суды.

- суды субъектов РФ.

5. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

- Демократизм.

- Законность.

- Единство.

- Гуманизм.

- Научность.

- Выборность.

- Гласность.

- Суверенитет государственной власти.

- Участие граждан в осуществлении государственной власти.

6. Виды органов государственной власти в РФ.

Виды органов государственной власти:

- В соответствие с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

- В соответствие со сроком исполнения полномочий: постоянные и временные.

- В соответствие с характером компетенции: общей компетенции и специальной компетенции.

- В  соответствие с действующей иерархией государственных органов: федеральные, республиканские, местные.

- В соответствии со способом осуществления полномочий: единоличные и коллегиальные.

 

Тема 8. СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

1. Понятие, признаки и система государственных органов в России
Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы.
Государственный орган (орган государства) -это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.
Государственным органам присущи специфические черты, отличающие их от общественных и иных объединений (организаций).
Государственные органы образуются в точном соответствии с законом. Их состав определяется Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами.
Государственный орган уполномочен государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте.
Каждый государственный орган имеет четко определенную законом структуру, осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых формах. Так, основной формой деятельности парламента России - Федерального Собрания - Конституция РФ (ст. 99, 100) называет заседание каждой из его палат Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (ст. 3, 32 Конституции РФ).
Под системой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов).
Органы исполнительной власти включают Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, федеральные службы и агентства), правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик, глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом, глав администраций городов, сельских и городских районов.
В силу того, что эти органы обладают исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами.
Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Основные принципы деятельности государственных органов России
Единство системы государственной власти в Российской Федерации обусловливает единство принципов организации и деятельности государственных органов. К. числу таких принципов относятся следующие:
Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть, наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти
Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как принцип организации и деятельности государственных органов прямо устанавливается Конституцией РФ (ст. 10) и осуществляется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно указанному принципу, ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией Российской Федерации и другими законами. Действуя в этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона.
Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России. В соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть на территории России в целом осуществляют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а также суды Российской Федерации. Эта же норма Конституции России устанавливает, что государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными органами.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации также определяется федеративным устройством нашего государства. В соответствии со ст. 11 п. 3 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данный принцип реализован в положениях ст. 71-73 Конституции РФ. При этом важно обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации, а вслед за ней и текущее законодательство вкладывает разный смысл в понятия "предметы ведения" и "полномочия". Под предметом ведения понимаются вопросы, которые вправе решать те или иные государственные органы (бюджет, налоги и сборы и т.п.). Полномочия государственных органов - это установленная законом мера участия соответствующего государственного органа (его права и обязанности) в решении какого-либо вопроса.
Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица.
Осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина - один из основополагающих принципов организации и деятельности органов Российского государства. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют содержание деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Реализация принципа употребления в органах государственной власти национальных языков, наряду с русским, предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

«Конституционная система органов государственной власти России»

 

1. Принципы организации и деятельности органов государственной власти России

Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. Источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть:

- непосредственно (референдум  и выборы);

- через органы государственной власти;

- через органы местного самоуправления.

Это означает, что в России все высшие федеральные органы государственной власти изби­раются населением либо формируются избранными народом представительными органами:

1 - Государственную власть в РФ на федеральном уровне осуществляют (ст.11 К.):

» Президент РФ;

» Федеральное Собрание (Государственная Дума и Со­вет Федерации);

» Правительство РФ;

» суды РФ (федеральные суды).

2 - Государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ).

3 - На местном уровне действует система органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (ст.12 К.).

Порядок образования органов государственной влас­ти РФ:

• избрание (Президента РФ, Государственной Думы);

• назначение (Правительства РФ, судей федеральных судов);

• формирование (Совета Федерации).

Система государственной власти России является двухуровневой и включает в себя: федеральные органы и органы власти субъектов Федерации.

Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчиненности и ответственности, над ними, как правило, нет других органов, которым они подчинены (Президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия).

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется двумя способами: конституционным (считается универсальным) и договорным (например, между РФ и Татарстаном в 1994 г.).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации составляют единую систему органов государственной власти Российской Федерации. Такое единство обусловлено федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального наро­да Российской Федерации, его права формировать государственные органы.

   Под государственными органами понимаются физичес­кие лица или организации, наделенные государственно-властны­ми полномочиями и участвующие в управлении делами государст­ва. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности.

Государственный орган (орган государства) — это от­носительно обособленная составная часть государственного аппарата, которая в соответствии с законом:

» участвует в осуществлении функций государства, осуществляя конкретные функции;

» действует от имени и по поручению государства, об­ладая государственно-властными полномочиями;

» имеет соответствующую своим функциям структуру и компетенцию.

Под компетенцией государственного органа понимается объ­ем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно при­нимать властные решения.

Не всякий государственный орган является органом го­сударственной власти, хотя некоторые авторы считают, что это идентичные понятия. Представляется, что под органом государственной власти следует понимать такой государ­ственный орган, который принимает нормативные право­вые акты, обязательные для исполнения другими госу­дарственными органами и гражданами РФ.

Термин "государственное учреждение" относится к объектам в основном социально-культурного назначения, находящимся в государственной собственности (образова­тельные и научные учреждения, дома культуры, киноте­атры, библиотеки, больницы и др.).

Совокупность органов государства со­ставляет систему органов государственной власти в Российской Федераций.

Под системой органов государственной власти Российской Федерации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих федеральных и региональ­ных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

В Конституции РФ (ст.10 К.) закреплено осуществление государственной власти в России на основе ее разделения  на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции РФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих пол­номочий самостоятельны.

Принцип разделения властей в наиболее полном виде был сформулирован француз­ским философом Ш.-Л. Монтескье. По­требность в разделении властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную, полагал Монтескье, из природы человека, его склон­ности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Он предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость такого разделения он обосновывал тем, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида де­ятельности: принимать законы, исполнять их и осуществлять право­судие, т. е. наказывать нарушителей этих законов, а также разрешать конфликты, связанных с применением законов. Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осу­ществляется высшим представительным органом государства (парла­ментом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на правительство и другие органы испол­нительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Система органов государственной власти в Российской Федерации отражает единство конституционных принципов построения и деятельности государственных органов. К ним относятся:

Приоритет прав и свобод человека и гражданина   (ст.2,7,18 Конституции РФ).

Именно права и свободы человека и гражданина определяют главное содержание и направление деятельности органов государственной власти России с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

Народовластие   (ст.3 Конституции РФ).

Верховной властью в стране наделяются органы, которым народ доверяет и вручает соответствующие полномочия. Эти органы формируются непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами.

Федерализм  (ст.5 Конституции РФ).

Благодаря этому принципу обеспечивается единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения  предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов.

Разделение властей  (ст.10,11 Конституции РФ)

Основные функции власти (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали (самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный уровень и субъектов Федерации). Кроме того, в ветвях власти происходит структурное деление функций и полномочий. Децентрализация власти и ее разделение является гарантией предупреждения ее концентрации не только в каком-либо органе власти, но и в руках отдельной личности.

Информация о работе Иван Грозный