Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:42, реферат
Брежневская эпоха вошла в современную литературу под емким названием «застой». Ее также называли «время консерваторов». Нередко и критики этой эпохи, и ее апологеты выделяли в своих работах какую-либо одну сторону жизни советского общества: первые положительную, вторые отрицательную. Одни подчеркивали, что за двадцать лет рассматриваемого периода Советский Союз достиг своего апогея, а его глобальная мощь указывала на смещение соотношения сил между двумя мировыми социальными системами «в пользу социализма».
Суммируя свои наблюдения по русскому национализму, бывший советский историк и эмигрант А.Янов писал: «Идея об избранности русского народа, идея о том, что «загнивающий» Запад может спасти от гибели только Россия, жива до сих пор». В число сторонников русской идеи Янов зачислял и диссидента Солженицына, и писателя В.Белова, и отдельных представителей советской партийной элиты. Для него сущность всей истории России заключена «в борьбе реформы против конртреформы, России против России», поскольку в России нет «среднего класса», способного вывести ее на демократический путь развития». В более поздней работе основной критический заряд Янова направлен против «русского национализма», по его мнению, главной причины национальной катастрофы России, которую она неоднократно переживала на протяжении XVII-XX веков. Опираясь на отдельные выводы русских религиозных философов В.С.Соловьева и Г.П.Федотова, вслед за ними Янов утверждал, что в России «национальное самосознание, т.е. естественный, как дыхание, патриотизм, может оказаться смертельно опасным». Неосмотрительное обращение с национальным самосознанием развязывает «цепную реакцию», в ходе которой культурная элита страны соскальзывает к «национальному самоуничтожению», за которым неминуема и «гибель цивилизации». Предчувствия обоих философов о том, что Россия больна «нравственно» и «единственно существенный вопрос» патриотизма – вопрос «не о силе и призвании, а о грехах России», по мнению Янова, не был услышан соотечественниками. Эта же нерешенная проблема, полагал Янов, встала во весь рост и перед современной Россией, но поскольку главенствующей в объяснении происхождения русской катастрофы является славянофильская традиция, которая вслед за Достоевским и Солженицыным сводит спор к «хронологии или этническим корням «бесовства», то эта «мощная славянофильская нота о «силе и призвании России» заглушит для новых поколений тему ее «грехов».
Против подобной оценки русской истории и ее будущего активно выступал известный диссидент, математик И.Р.Шафаревич. Его работа на данную тему под названием «Русофобия» получила противоречивые оценки в печати. Так, некоторые члены Французской академии наук отмечали, что его книга «начинаясь как социологическое исследование, заканчивается выражением неприкрытого антисемитизма» В российской демократической печати Шафаревич был назван «главным идеологом отечественных воинствующих националистов-антисемитов». Обсуждение данной проблемы и яростные споры по ней продолжаются и в наши дни.
Дж.Боффа полагал, что «благодатную почву» для национализма создал «кризис официальной идеологии» и каковы бы ни были его оттенки, общими для них были следующие тезисы: советская система не продукт русской истории, а результат насильственного навязывания со стороны, следует укреплять веру в «потенциальное превосходство русской нации», в ее «социальное, моральное и религиозное возрождение», в ее «миссию». «Пророком» русского неонационализма, по его мнению, был Солженицын, который и «слышать не хотел ни о какой «конвергенции». К «новым правым» Боффа относил журнал «Молодая гвардия», писателей- «деревенщиков» Распутина, Белова, Залыгина, Абрамова, Можаева, Шукшина, Тендрякова, Астафьева, Проскурина, Бондарева, Солоухина, а также режиссеров А.Тарковского и Н.Михалкова.
В отличие от Янова, принципиально
иную точку зрения на проблему русского
национализма высказали Барсенков
и Вдовин, которые полагали, что
«объективно оппозицию
Другой исследователь
диссидентства В.А.Козлов
Ряд западных ученых утверждали, что национализм, включая русский национализм, стал «самым острым выражением кофликтов между обществом и государством» , непосредственным «политическим фактором», который в конце концов привел к распаду Советского Союза.
В 1968 г. в СССР стала
широко распространяться работа академика
А.Сахарова «Размышления о прогрессе,
мирном сосуществовании и
Историки отмечали, что если до этого инакомыслящие были «едины в осуждении пороков советской системы», то в 70-е годы они стали расходиться в оценках природы этой системы и «в способах исцеления страны». По мнению Алексеевой, академик Сахаров стал первым «западником» в самиздате. Известная литературная традиция противопоставляла ему Солженицына как представителя другого направления общественной мысли – «неославянофильского» или «почвенического». Его программным документом стало «Письмо вождям Советского Союза», отправленное адресатам в 1973 г. В нем Солженицын утверждал, что Россия «вполне может поискать и свой особый путь в человечестве», а не «тащиться западным буржуазно-промышленным и марксистским путем». Он декларировал: «Тысячу лет жила Россия с авторитарным строем, и к началу XX века еще весьма сохраняла и физическое и духовное здоровье народа. Русская интеллигенция, больше столетия все силы клавшая на борьбу с авторитарным строем, - чего же добилась огромными потерями и для себя и для простого народа? Обратного конечного результата. Может быть… России все равно сужден авторитарный строй? Может быть, только к нему она сегодня созрела?… Пусть авторитарный строй – но основанный не на «классовой ненависти» неисчерпаемой, а на человеколюбии».
Если до недавнего времени основное внимание уделялось диссидентскому движению в СССР, то в последние годы ученых стали привлекать сюжеты, связанные с различными формами массового недовольства правительственными действиями, в первую очередь «насильственными столкновениями между населением и властью на почве социальных, политических или этнических противоречий». По мнению одного из исследователей этого направления, основанному на анализе десятков тысяч судебных дел за 1953-1985 гг., диссидентство было далеко не «высшей фазой» в развитии оппозиционности советскому режиму. Более того, вспышки репрессий против инакомыслящих , характерные для режима в хрущевскую эпоху, заменялсь в брежневские годы так называемой политикой профилактирования – показательные политические процессы над оппозиционными писателями и известными праавозащитниками, сопровождаемые подготовленными кампаниями в прессе, позволяли власти «дискредитировать интеллигентскую оппозицию в глазах простых людей и напугать интеллектуалов». Угрозы в виде возможного уголовного наказания и запугивание людей, «вставших на путь антисоветской деятельности», при возможности избежать этого наказания в случае отказа от «крамолы» - составляли ядро этой политики. В конкретных случаях применялись исключение из рядов партии или комсомола, увольнение с работы. Использовались и другие методы борьбы – активизировалась работа тайного политического сыска в стране, в 1966 г. в Уголовный кодекс РСФСР была внесены статьи 190-1, 190-2 и 190-3. Практически это означало, что за распространение любой критики существующих порядков «крамольников» и инакомыслящих можно было привлекать к уголовной ответственности.
Причины спада
и кризиса правозащитного
9 Косыгинская реформа – «могильщик» советской экономики ?
Как отмечалось в докладе председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина на сентябрьском пленуме ЦК КПСС в 1965 г., решение экономических задач могло быть достигнуто только тогда, когда «централизованное плановое руководство будет сочетаться с хозяйственной инициативой предприятий и коллективов, с усилением экономических рычагов и материальных стимулов развития производства, с полным хозяйственным расчетом».
Для своего времени мысль о сочетании самостоятельности предприятий с централизованным управлением была прогрессивной. Однако, по свидетельству некоторых экономистов, всегда «трезвому реалисту» Косыгину в этом вопросе были свойственны иллюзии, поскольку он недооценивал «цепкость мертвящей бюрократии, ее способность к росту и экспансии». Вопреки расхожему мнению, как свидетельствовал ближайший косыгинский сподвижник и председатель Госплана СССР Н.К.Байбаков, Брежнев поддерживал реформу, поскольку он «сознавал роль материальных стимулов». Однако, в отличие от Косыгина, он никогда не вдавался в тонкости и сложности экономического анализа и не владел необходимыми для этого знаниями. Так, Н.К.Байбаков в своих воспоминаниях писал, что когда он докладывал Брежневу проект народнохозяйственного плана на 1973 г., тот утомившись слушать, заявил: «Николай, ну тебя к черту! Ты забил нам голову своими цифрами. Я уже ничего не соображаю. Давай сделаем перерыв, поедем охотиться». После охоты «повеселевший» Брежнев «согласно кивал головой» и на заседании Политбюро «поддержал» проект плана.
Антиреформаторское
Реформа предусматривала замену показателя «объем валовой продукции» показателем «объем реализованной продукции», который дополнялся установлением задания по объему производства в натуральном выражении важнейших видов промышленной продукции. Предусматривалось также изменение отношений между предприятиями и государственным бюджетом: у предприятия оставалась значительная часть прибыли, необходимая для образования фондов стимулирования. Вместо территориальных советов народного хозяйства (совнархозов) были созданы отраслевые министерства.
Еще в 1962 г. «Правда»
опубликовала статью
По мнению западных ученых, по своей сути эти идеи были разрушительны для существующей в Советском Союзе экономической системы.
По мнению большинства ученых, главное содержание экономической реформы состояло в переходе от преимущественно административных к преимущественно экономическим формам руководства промышленным производством. Полная самостоятельность предприятий должна была, по мысли Косыгина, привести к отказу от централизма путем постепенной эволюции системы государственного управления народным хозяйством в систему государственного регулирования деятельности предприятий. Однако учитывая настроения, царившие в высших эшелонах власти после недавней отставки Н.С.Хрущева, в своем докладе на пленуме Косыгин избегал употреблять слово «реформа», упомянув лишь, что предлагаемые меры есть «нечто вроде реформы». Ближайшие родственники брежневского премьера отмечали, что привычка скрывать свои мысли и чувства, приобретенная за годы сталинской службы, осталась у Косыгина «навсегда».
Как свидетельствуют
факты, экономическая реформа середины
60-х годов сыграла