Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:59, реферат
Народные традиции календарно-обрядовых праздников интересны для людей и в современное время. Старшее поколение, как в городе, так и на селе, выступает в роли своеобразного хранителя традиций, которые складывались веками и передавались из поколения в поколение.
Необходимо отметить, что и среди молодежи постоянно возрастает интерес к обрядовым формам культуры; это, вероятно, связано не только с попытками утверждения национального самосознания и национальной самобытности, но и с поисками новых путей наиболее полного социально-нравственного воспитания и самоутверждения личности.
«Ласточка –
касатка!
А где ж твоя матка?
Где твои братцы,
Где твои детки,
Где ж твои сестрицы?
Испей Спасовой водицы!
Улетать – не отлетай,
До Спожинок доживай».
(симбирск.; Коринфский А.А. 1995. С. 327).
Совершив такой обычай, ребята верили, что ласточки не улетят из деревни до Успения Богородицы. Говорили: «Ласточка весну начинает – осень накликает!»; «Пришел Первый Спас, держи шубу (вар. рукавицы, кожух) про запас»; «С Первого Спаса – холодные росы»; «Отцветают розы, падают холодные росы»; «С Первого Спаса и роса хороша!»; «У Первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро»; «На Первый Спас олень копыто обмочил»; «В Первый Спас – на воде – олень обмакивает лапу, во Второй Спас – на горе – обмакивает хвост (вода холодеет)». Об этом говорится в песне:
«Ты олень ли,
мой олень,
Ты Алешенька!
Ты куда-куда бежишь?
Куда путь держишь?»
«Я бегу ли побегу
Ко студеной ко воде…
Мне копытцом ступить,
Ключеву воду студить!»
(Мельников-Печерский П.И. 1986. С.)
В церковной традиции день 14 августа посвящен не только празднику Спаса, но и памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев (отсюда – Маккавеев день) и их матери Соломонии.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви - святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.
В народных представлениях произошло соединение созвучного имени семи мучеников и названия растения – «мак», сбор семян которого приходился на это время. Говорили: «Маковей или Макотрус – собирают мак».
На Маковея
каждый имел букет цветов, в котором
обязательно присутствуют большие
спелые головки мака. Такой букет
называется «маковийчик» или «маковейка»
и служил он как оберег. Люди издавна верили
в его магическую силу.
Не перестали собирать маковейчики и с
приходом христианства. На Руси были убеждены:
собрать такой букет собственноручно
должна каждая женщина или девушки. А самое
главное, женщинам на Маковей прощались
все их незамоленные грехи.
В старину маковейчики делали из 17 трав.
Со временем число составляющих изменилось.
Что обязательно должно быть в букетике?
Калина - символ девичьей красоты, любви,
нежности.
Подсолнух - символ солнца, тепла и благодарности,
Рута и ноготки (календула) -защита от всяческих
болезней.
Душица (материнка) - чтобы «роду не было
переводу».
Колоски овса - для хорошего урожая, большого
достатка.
Мята - чтобы в доме царили мир, покой и
доверие.
Ласковец - к согласию в семье, означает
ласку.
Тирлич - чтобы у девушки было много кавалеров.
-
Донник - к примирению (если вдруг поссорились).
Главное украшение букетика - маковые
головки.
Веточки полыни - конечно, обязательная
составляющая маковейчика - это от нечистой
силы.
На Подолье (историческая местность на
юго-западе Украины) святили целый сноп
овощей и зелья, обвязанный красной китайкой.
С ним торжественно обходили всю усадьбу,
дом, огороды, надеясь и на следующий год
получить хороший урожай и приумножения
в хозяйстве.
После
освящения маковейчик клали за образами,
и хранился там до весны, а некоторыми
травами и маком пользовались по необходимости,
ведь «освященное зело ко всякой слабости
способных». Весной мак рассеивали по
городу, а сухие цветы на Благовещение
девушки вплетали в свои косы – «чтобы
не выпало из головы волосы».
О русском мёде
Для древних наших предков — славян мёд был лучшей пищей и питьём. Интереснейшие сведения о роли мёда в жизни русской приводит Юрий Артёменко во втором выпуске журнала Московского Дворянского Собрания «Русское дворянство» за 1997 год.
Самые слова наши «пища», «хлеб» и «сытно» происходят от меда как основы жизни наших предков. В старину разведенный в воде мёд назывался «сытой», а подкисшая сыта - щами. Медовые соты для щей назывались «вощинами», а зелье для щей «обощами». Само понятие еды — пища — означало «пи(ть)ща». Цветочная пыльца, содержащаяся в пчелиных сотах, ныне называется пергой, а в прежние времена её называли «хлебиной».
Из пергово-медовых сотов, раскрошенных в воде, русичи готовили главное каждодневное блюдо — «хлебово». Это понятие впоследствии перешло и к нашему хлебу насущному из жита.
Исключительно из доброго пчелиного мёда наши предки готовили целебное и веселящее душу человека питие - питейный мёд или просто мёд. Они не делали языкового отличия между сладким пчелиным мёдом и переделанным питным или питейным мёдом.
Нередко мёд сам забраживался в дуплах деревьев, превращаясь без вмешательства человека в крепкий мёд, который в таком виде мог сохраняться долгие годы. Поэтому для славянина и сброженный, и сладкий мёд были двумя выражениями единой сущности пчелиного мёда.
Действие питейного
мёда удивительно и чудесно по
сравнению с прочими
Из мёда готовили различные квасы и пиво крепостью 10 %, легкие и средней крепости питейные меды, а также добрые крепкие меды с объёмным содержанием алкоголя до 20-50 %.
Теперь старинный питейный мёд часто называют «медовухой», хотя наши предки такого напитка никогда не изготавливали. «Медовуху», то есть медово-перговую брагу, делала мордва, а распространение в России она получила в годы гражданской войны. Присутствие перги портит питейный мёд, поэтому русские медовары во время варки медовой сыты тщательно отделяли всегда присутствующую в мёде пергу. Быстрое брожение медово-перговой браги приводит к появлению в ней альдегидов, и такой мёд на Руси называли «неисполненным» и считали вредным.
Славянские народы
представляли собой самобытную пчеловодную
цивилизацию, коренным образом отличавшуюся
от цивилизации скотоводов-
Избыток пчёл многократно увеличивал урожайность всех цветочных растений. Обилие мёда, рыбы, дичи, орехов, грибов, ягод, плодов, кореньев: трав и овощей, обеспечивало экономическую независимость и высокую жизнеспособность пчеловодной славянской общины.
Русская Православная Церковь с самого начала избегала иных хмельных, кроме меда, напитков. Было принято специальное церковное постановление, направленное против употребления нового пива, а хлебное зелье — водка — объявлено нечистым напитком, не от Бога. В русских летописях особо отмечалось «новое опьянение» от хмельных немедовых напитков. Неведомое прежде похмелье с тошнотой и головной болью получило наименование «квасная язя».
В Евангелии от Матвея в III главе повествуется о том, что святой Иоанн Креститель «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд».
Славяне, готовя крепкий мёд, всеми мерами замедляли процесс брожения, выдерживая его в ледниках-медушах или закапывая бочки с мёдом в холодных и сухих погребах.
Во все обозримые и необозримые исторические времена русичи пили мёд. С незапамятных времён славянским крепким мёдом врачевалось всё Средиземноморье, Англия и часть Азии. В средние века Русь вывозила в Византию и другие страны мёда на сумму, равную 5 тоннам золота в год! Зависимость стран-потребителей от поставщиков целебного славянского мёда была полной до тех пор, пока у них не появился заменитель крепкого мёда — спирт.
Свойства мёда как идеального сырья для спиртового брожения позволяли перерабатывать мёд по самым простым технологиям и в сравнительно короткие сроки. Медовый напиток не бьёт в голову, отнимая разум и подавляя волю. Он оставляет "царя в голове" и не вызывает пристрастного привыкания. Поэтому с великой пользой предки наши так же, как и квасом, запивали баню мёдом, дающим телу «свободу, лёгкость и утешение». Святой князь Владимир, крестивший медовую Русь, благословил её заветом: «Питие — веселие Руси». Мёд можно было пить подолгу, без всякого вреда и пьяного дурмана, веселя душу, очищая тело и готовя себя к ратному подвигу и тяжёлому труду. Мёдом завершалось банное торжество, им сопровождались душевные русские песни и молодецкая русская борьба.
Перед тем как мёд отваривать, к нему добавляли от одной четверти до одной трети объёма воды, и получаемая таким образом сыта варилась на слабом огне. Образующаяся при кипении восковая пена удалялась до полного её исчезновения. Если же мед не разводить перед варкой водой, то при нагревании пена выделяться не будет, а мёд подгорит и станет горьким.
Для приготовления питейных медов использовалось большое количество пряностей, ягодных соков и настоев душистых и целебных трав. Европейцы, в разное время посещавшие Россию, описывают русский мёд яблочный, вишнёвый, смородиновый, можжевеловый, приварной, красный, белый, малиновый, черёмуховый, с гвоздикой, ежевичный и многие другие.
Сладкий ароматный нектар пчёлы собирают с цветущих трав, кустарников и деревьев и от преобладания в мёде того или иного нектара меняются его целебные свойства
Золотистый липовый мёд отличается сильным антибактериальным действием, душист и одинаково хорош в банном чае и в банном паре, благотворно действует на кожу при растираниях и массаже, оказывает целебное действие при гнойных ранах и ожогах, полезен при лечении ангины, насморка, бронхита, печёночных и почечных болезнях, при воспалении желудочно-кишечного тракта, является хорошим сердечноукрепляющим средством.
Подсолнечниковый мёд очень душист, содержит много ароматных веществ, каротина, витамина А и обладает выраженным бактерицидным действием. Им очень хорошо натираться и поддавать на стены и потолки парилок.
Цветочный мёд
оказывает исключительно
Тёмный гречишный мёд — добрый доктор при малокровии, заболеваниях печени и почек и даёт хорошую поддержку ослабленному сердцу.
Веками за мёдом
сохраняется репутация
2. ПРАЗДНИК В НАШЕ ВРЕМЯ
Сегодня празднование Медового Спаса происходит с учётом всех основных традиций, пришедших к нам от наших предков. Люди заготавливают себе букетики-обереги; православные отправляются в церкви на праздничное богослужение.