Календарно-обрядовые праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:59, реферат

Описание

Народные традиции календарно-обрядовых праздников интересны для людей и в современное время. Старшее поколение, как в городе, так и на селе, выступает в роли своеобразного хранителя традиций, которые складывались веками и передавались из поколения в поколение.
Необходимо отметить, что и среди молодежи постоянно возрастает интерес к обрядовым формам культуры; это, вероятно, связано не только с попытками утверждения национального самосознания и национальной самобытности, но и с поисками новых путей наиболее полного социально-нравственного воспитания и самоутверждения личности.

Работа состоит из  1 файл

медовый спас.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

 По традиции совершается малое освящение воды, за что праздник называют еще Спасом на воде, а также мёда нового сбора. Что касается мёда, то  храниться его можно довольно долго. Это надежное средство от любых бед. Во избежании неприятностей, каждое утро натощак съедают по кусочку хлеба, намазанному медом. Если же в доме возникает ссора, заваривают чай и добавляют туда 1 чайную ложку меда, сказав: «Медок, смягчи ты пыл разгневавшегося, усмири его, убери обиду». Затем предлагают попить чая всей семьей.

Кроме того, 14 августа  – день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, умерших в 166 году до Рождества Христова. Как часто бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник "Макавей" – в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. 

Праздничное богослужение в православной церкви

   Едва ли найдется человек, который не слышал об этом церковном празднике. В этот праздник в церкви освящается мед. К середине августа заканчивается период медосбора и трудолюбивые пчелы  делятся им с человеком, щедро награждая нелегкие труды пчеловодов, помогающих пчелиным семьям перезимовать и прокормиться до начала медосбора. Необычайную целительную силу мед обретает после освящения в праздник медового Спаса.  До начала службы столик рядом с кануном заполняется медом, который прихожане приносят для освящения. Золотистое чудо, дарованное человеку,  вобравшее в себя все тепло уходящего лета, переливается  всеми оттенками янтаря. У каждого меда свой тонкий аромат. Здесь и запах лугового разнотравья и пряный запах цветущей липы и острый запах мяты или пустырника и много других тончайших оттенков запахов.

   Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.

   Медовый  Спас - один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень.

В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту. Затепляются свечи перед  иконами. Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции. Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение. Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.

Вход с Евангелием и его чтение являются важной частью всего богослужения. Затем проводится каждение (возвышение, превозношение) алтаря, читается Апостол. Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов. В проповеди на праздничном богослужении святой отец рассказывает об истории и духовном значении праздника. Особенное внимание в проповеди уделяется  спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, а также роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан.

На Великом  входе вначале поминаются иерархи  церкви. Завершая Великий вход священник  возглашает:  Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Самый волнующий  момент литургии. Священник выносит  Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек  такие знакомые и такие волнующие  слова священника:  Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.  
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

По сложившейся  традиции первыми к Святой Чаше подходят дети. Маленьких детей причащают на руках у пап или мам. В православных многодетных семьях детей причащают по очереди. Дети постарше причащаются самостоятельно. В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:  Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.

 В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения. Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних. Священник венчает чин освящения меда, окропляет его освященной водой.

По старинной  заповеди вкушение меда до освящения  считалось грехом. После медового Спаса  вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.

Подходит к  концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть - отпуст. Для прихожан участие в  таком праздничном богослужении - радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.

Такой церковный  праздник отличается своей красотой и своеобразием. Своеобразие его - в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной  притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Но когда в храме на богослужении появляются городские жители, у них появляется возможность по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.

 Мероприятия, проводимые на Медовый Спас

В этот день – 14 августа, на площадях или в парках устраиваются массовые народные гуляния. Честной люд приходят развлекать петрушки, гусляры, сказительницы забытых преданий. Также проводятся целые медовые ярмарки, ассортимент которых включает в себя: мёд, продукты пчеловодства лечебного свойства, грибы, ягоды, хлеб, пироги, выпечку, травы пищевые и лечебные, чаи,  мясные и молочные продукты,  квасы и сбитни, вино, орехи, масла, кондитерские изделия, яйцо. Развеселую ярмарку сопровождают хороводы, соревнования на ходулях, петушиные бои, перетягивание каната, прыжки в мешках и т.д. Победители получают отведать в награду хмельной мед, квас и сбитень, - излюбленные напитки наших предков. Самые смелые проверяют свою удаль молодецкую, взбираясь на "Красный столб".

На выставке ремёсел каждого желающего могут обучить гончарному делу, валянию из шерсти, плетению из бересты, резьбе и росписи по дереву. Для рукодельниц устраиваются мастер-классы по кружеву на коклюшах, вязанию игрушек, плетению венков. Все игровые и интерактивные зоны поделены между собой. На главной сцене не смолкают народные песни, танцы и розыгрыши.

 В Медовый  Спас организовывают целые фестивали  соломенной (огненной) скульптуры. Мастера  со всей России, а также стран  ближнего и дальнего зарубежья  мерятся силами в уникальной  технике – ваянии из соломы. Каждая скульптура должна олицетворять образ уходящего лета и возноситься более чем на 4 метра в высоту. На изготовление только одной такой композиции уходит по полтонны соломы.

В завершении праздника  осуществляется обряд проводов лета, когда народ сжигает гигантские соломенные скульптуры. 

Рецепты к праздничному столу

А вот  и некоторые рецепты, которые дошли до наших дней.

Постная медовая  коврижка

Ингредиенты: 1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка  соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.  
Приготовление: в миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков. Добавить орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 мин при 200 °С. Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.
 

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного  соды и меда (столько, чтобы тесто  было не очень крутым, но и не жидким).  
Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье остынет, сбрызнуть белой сахарной глазурью.
 

Квас медовый 

Ингредиенты: 800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л  воды.  
Приготовление: в кипящую воду положить мед и хорошо размешать. Когда жидкость остынет до 20 °С, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10—12 ч. Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.
 

Монастырский  мед 

Ингредиенты: 1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.  
Приготовление: мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 ч. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 ч, периодически (по мере выкипания) добавляя горячую воду. Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен. Когда мед пробродит (перестанет шипеть), в него влить 1/2 стакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз). Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.
 

Сырно-медовые  треугольники

Ингредиенты: 1 стакан сливочного сыра, 6 ч. ложек густого  ароматного меда, 1 яичный желток, 50 г  сливочного масла, 6 листов слоеного теста, сахар для обсыпки.  
Приготовление: разогреть духовку до 190 С. Промазать маслом противень. В широкой посуде взбить сливочный сыр с медом и яичным желтком. В небольшой кастрюле растопить сливочное масло. Промазать пласт теста растопленным маслом, покрыть еще одним пластом теста и снова промазать маслом. Покрыть третьим пластом теста. Разрезать слоеное тесто поперек на 2 половины, а каждую половину — на 4 полосы. Проделать ту же операцию с оставшимися 3 пластами теста. Положить по 1 ст. ложке сырной смеси в центр каждой полоски. Завернуть полоску с начинкой под прямым углом, так чтобы в конечном счете получился треугольник. Положить треугольники на противень и промазать растопленным маслом. Выпекать в духовке 10 мин, пока они не станут хрустящими. Слегка  присыпать глазировочным сахаром.
 

Коврижка медовая  «Каляпуш» 

Ингредиенты: 550 г муки, 150 г сахара, 250 г меда, 100-150 г воды, 2 г корицы, 50 г маргарина.  
Приготовление: сахар с медом и водой прокипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки, проткнуть ножом и поставить в не очень горячую духовку на 30-40 мин. Украсить по желанию.
 

Пахлава

Ингредиенты.  
Для начинки: 350 г очищенных грецких орехов, 300 г топленого масла, 300 г сахарного песка, 400 г меда, соль по вкусу, яичный желток (для смазывания).  
Для пресного теста: 2 яйца, 200-250 мл молока, 600-700 г муки, 30 г сахара, щепотка соли.  
Приготовление: выпустить в посуду яйца, тщательно перемешать, добавить молоко, муку, соль и замесить крутое тесто. Раскатать его на 6-8 кусков весом по 150 г. Сбить в виде шаров и разложить их на разделочной доске. Ядра расколотых грецких орехов слегка подсушить на сковороде, пропустить через мясорубку, добавить сахарный песок и тщательно перемешать. Раскатать кусок теста, переложить на смазанную маслом сковороду, помазать сверху маслом, посыпать измельченными орехами с сахаром. Затем раскатать следующий кусок теста, положить его на первый, опять смазать маслом и пересыпать прокрученными орехами.  
Повторить эту операцию столько раз, на сколько кусков было разделено тесто. Приготовленную таким образом пахлаву смазать сверху яичным желтком, взбитым и разбавленным водой. Поставить в духовку на 10 — 15 мин. Затем вынуть, разрезать на куски в виде кубиков или ромбов (последний слой не разрезать), залить срезы растопленным маслом и снова поставить в духовку на 10-15 мин. Отдельно вскипятить мед, чтобы получился жидким. Перед концом выпечки вынуть пахлаву из печи, залить ее теплым жидким медом и еще раз поставить в печь на 30 -40 мин.  
Готовую пахлаву отделить одну от другой в заранее разрезанных местах, дать остыть и подать на стол.
 

Информация о работе Календарно-обрядовые праздники