Казахстан в средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:32, реферат

Описание

Эпоха великого переселения народов (II V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана. Средней Азии и Восточной Европы В V в многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.
В VI в земли Казахстана подпали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина, племени тюрк. Формирование собственно тюркского этноса в период, предшествующий образованию каганата, проходило поэтапно с III по сер VI в. в районах Ганьсу, Восточного Туркестана и Алтая.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 71.42 Кб (Скачать документ)

Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные  и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

Карлукское общество пронизывало социальное и сословное  неравенство Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы Однако основную массу населения  составляли рядовые общинники, которые  нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая  иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и  разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукской конфедерации.

Правящая знать  кочевых племен владела не только пастбищами угодьями, но и городскими центрами. Согласно “Худуд аль-алам”, в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль  и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, который имел большое значение для жителей юга Казахстана и  Жетысу, не только как дипломатический  и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей.

Карлукский каганат  однако не обладал прочными экономическими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому  каганату пришла со стороны Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун, и  государство карлуков пало.

ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО

С территорией Казахстана тесно связана история государства  огузов. Огузское государство сложилось  в IX—Х вв. в бассейне среднего и нижнего  течения Сырдарьи и примыкавших  к ней степях Западного Казахстана. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизированный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей запада Казахстана, так и  кочевые, полукочевые племена и  роды Семиречья и Сибири. Первоначальное ядро огузской группировки формировалось в Семиречье, однако, в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого населения Западного Казахстана.

В IX в. после длительной борьбы огузские вожди захватили  гегемонию в степях Приаралья  и Западного Казахстана, разгромив  в союзе с Хазарским каганатом  тюркские племена печенегов, обитавших  ранее на этих землях, Все эти  события содействовали укреплению элементов государственной организации  у огузских племен. Огузское государство  отличалось разнородностью этнического  состава, процесс же консолидации огузов в народность не получил своего завершения. Государство огузов, подобно другим государственным образованиям на территории Казахстана не было монолитным. Арабский автор ал-Идриси свидетельствует  о наличии у них нескольких “царей” или “князей”. Резиденциями этих правителей стоявших во главе  крупных объединений, служили укрепленные  ставки, где хранились казна и  продовольствие. Огузские “цари” назначали  специальные военные отряды для  охраны своих владений, а в случае войн и набегов укрывались в крепостях. Главой государства огузов IX—XI вв. был правитель, носивший титул “джабгу”. Власть джабгу передавалась по наследству, хотя он и считался “избранным на царство”. Согласно преданиям, огузские правители  выбирались из могущественных ханских  родов — (уругов). В основе “избрания” лежала привилегия на власть старшего по сравнению с младшим родичем. Огузское государство по своей природе  было раннефеодальным. В нем сохранились  институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя, а власть джабгу ограничивалась советом военно-племенной  аристократии. На фоне разложения родоплеменных  институтов развивались патриархально-феодальные отношения. Складывался аппарат  управления. В конце Х в. уже  функционировала система регулярных налоговых сборов и ханские сборщики имели специальные конные отряды.

Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. между огузским джабгу и князем Киевской Руси Святославом был заключен военный союз против хазар. Его результатом  явился разгром Хазарского каганата.

В конце Х в, в  союзе с киевским князем Владимиром огузы нанесли поражение государству  волжских булгар. На рубеже Х—XI вв. огузское государство стало приходить  в упадок. Учащаются восстания  огузских племен, недовольных сбором налогов. Государство огузов пало под  ударами тюркских племен кыпчаков, пришедших с востока. Значительные группы огузов под натиском кылчаков ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла  под власть империи Караханидов  на территории Южного Казахстана, Средней  Азии, Восточного Туркестана и правителей тюрок - сельджуков в Иране. Остатки  огузов, разбитых кыпчаками в средине XI в., в дальнейшем растворились среди  тюрко-язычных племен Дешт-и-Кыпчака  — Страны кипчаков.

КИМЕКСКИЙ КАГАНАТ (IX — НАЧ. XI ВВ.)

Ранний этап Истории  кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в китайских источниках в связи с событиями VII в. в западнотюркскои  среде. Синологи отождествляют яньмо  с племенем йемек (имек). В свою очередь, термин имек, как считают ученые-востоковеды, является фонетической разновидностью имени кимек. Яньмо одно из телеских племен — в начале VII в. обитало  в северо-западной Монголии. К середине VII в. имеки (кимеки) откочевали в районы севернее Алтайских гор и в  Прииртышье. Обособление племени  произошло после падения Западнотюркского каганата в 656 г. Скорее всего, именно в  это время возникло ядро кимекского племенного союза. Глава племени  кимеков носил титул “шад-тутук”.

Во второй половине VIII—нач. IX в. кимекские племена двигаются  в трех направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу (в основном кипчаки), на юго-запад, к бассейну Сырдарьи и  Южному Казахстану и на юг, в пределы  северо-восточного Семиречья. Между 766 и 840 гг кимеки заняли территорию Западного  Алтая, Тарбагатая и Алакольской  котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Восточном  Туркестане. Граница между ними проходила  по Джунгарскому хребту.Источники единодушно относят кимеков к числу основных тюркских племен.

После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Цeнтральной  Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская  федерация в составе семи племен: эймур, имск, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ  и аджлар. Глава кимекских племен стал носить титул байгу (ябгу), который  носила правящая верхушка различных  тюркоязычных народов - карлуков, огузов, уйгуров и др.

В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в  союзе с карлуками помогли  огузам нанести поражение и вытеснить  кангаро-печенежские племена из долины Сырдарьи и Приаралья.

Бурные события  второй половины VIII—IX вв., в ходе которых  кимекские племена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарских  ворот и продвинулись на запад  вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи, дали толчок развитию государственной  организации кимеков.

Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени  сложения у кимеков каганата в  конце IX — нач. Х вв. их царь стал носить высший тюркский титул кагана.

Таким образом, по мере социального и политического  развития кимекского общества от племени  до государственного образования шел  последовательный переход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей, от шад-тутука до кагана. В ходе становления  кимекского государства менялся  состав кимекских племен.

Каган кимеков обладал  реальной властью: в пределах своего государства он назначал правителей, которые были представителями племенной  знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимекского кагана передавались по наследству детям этих управителей.

Зарождение удельно-племенной  системы было следствием крупных  перемен в общественном строе, вызванных  становлением патриархально-феодальных отношений в кимекском обществе. Владельцы уделов, как обычно, находились в подчинении кимекского кагана. Вследствие единения военного и административного  начал управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые  хозяйства и упрочить политический вес. Некоторые из них превращались в полузависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях к  захвату верховной власти в государстве.

Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был  довольно предприимчив. Кимекские правители  совершали успешные походы на юг. Захватили  часть земель токузогузов, совершали  набеги на их города в Восточном  Туркестане. Каган кимеков вторгался  и в страну енисейских кыргызов. В свою очередь, сопредельные династии и народы совершали нападения на становища кимеков. Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекских земель, порой они доходили до Иртыша.

В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. Взаимные военные набеги кимеков  и их соседей все чаще сменялись  мирным общением. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимекам, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней  Азии, от огузов, карлуков, токузогузов  и кыргызов. От Великого шелкового  пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимекия (Имекия) на Иртыше.

В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение  было вызвано двумя причинами: центробежными  тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в  каганате междоусобных распрей, и миграцией  кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится  к началу XI в.

ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942-1210 гг.)

Родоначальником династии Караханидов принято считать  Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь  поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз, В 942 г. Сатук сверг правителя  в Баласагуне и объявил себя верховным  каганом. С этого времени началась история собственно государства  Караханидов.

В образовании и  ранней истории Караханидов главную  роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с  карлуками входили чигили и ягма, В Х в. часть ягма вместе с карлуками  обитала в Семиречье, к югу  от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо  севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие  из северных районов Прииссыккулья.

В 992 г. на востоке  Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство  Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница  между Караханидами и пределами  Кыпчакского ханства проходила  недалеко от г. Тараза. На северо-востоке  владения. Караханидов не выходили за линий озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов  простирались до Черчена. На западе и  юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджукидов (в  Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в  низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов  простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

Государство Караханидов  было поделено на многочисленные уделы  с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим  именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь  характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство  распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили  Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье  и Кашгар. Столицей восточного ханства  был Баласагун. Так произошло  юридическое закрепление уже  фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ каракитаи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные  владения восточных Караханидов  и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского  войска в 1141 г. власть над обоими ханствами  государства Караханидов перешла  к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с  найманами пресеклась восточная  караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь  Караханидов. История могущественного  государства Караханидов на этом завершилась.

Государство Караханидов  не было простым повторением прежних  государственных образований. В  отличие от политических устройств  кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом  принципе. Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов  была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения  района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название “икта”, а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл  значительную роль в хозяйственной  и политической жизни юга и  юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения  было экстенсивное кочевое и полукочевое  скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к  земледелию и приобщалась к городской  культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место  занимали древнетюркские религиозные  представления. Дальнейшее распространение  получил ислам, принятый каганатом  в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных  районов Казахстана, проникновение  мусульманской религии в кочевую  аристократическую среду привели  к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.

В целом Караханидская  эпоха представляла собой качественно  новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс  наметившегося развития.

УЛУСЫ НАЙМАНОВ И  КЕРЕИТОВ

Государство каракитаев. Формирование каракитаев тесно связано  с центральноазиатскими племенами  киданей. Кидани (ци-дань, кита, хита) упоминаются  в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычные племена. Они  обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду  Киданьского государства (империю  Ляо).

Информация о работе Казахстан в средневековье