Казахстан в средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:32, реферат

Описание

Эпоха великого переселения народов (II V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана. Средней Азии и Восточной Европы В V в многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.
В VI в земли Казахстана подпали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина, племени тюрк. Формирование собственно тюркского этноса в период, предшествующий образованию каганата, проходило поэтапно с III по сер VI в. в районах Ганьсу, Восточного Туркестана и Алтая.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 71.42 Кб (Скачать документ)

Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство  считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался  курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии в золотой орде). Армией, дипломатическими сношениями с другими государствами ведал беклербек. Во главе диуана (центральный орган исполнительной власти в Золотой Орде), ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства. Стоял визир. В города и подчинённые улусы назначались даруги и баскаки. Чьей обязанностью был сбор налогов, дани. Наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. Крупные нойоны: беки, эмиры. Бахадуры являлись военачальниками - темниками, тысячниками, сотниками.

Золотоордынское войско делилось на правую и левую руку (или правое и левое крыло), командовали ими  туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбасы (сотники), онбасы (десятники). Военные чиновники - бакаулы  занимались распределением военного содержания, продовольствия, добычи и т.д.

В Золотой Орде сложилась  улусная система управления и  владения завоёванными землями и  народами. Первоначально Золотая  Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но к 1260 г. Монгольская  империя распалась на фактически независимые улусы. Золотая Орда уже при Беркехане (1256-1266), брате  Бату, стала самостоятельным государством. Наибольшего могущества Золотая  Орда достигла в первой половине XIV в., особенно при Узбек хане (1312-1342) и его преемнике хане Джаныбеке (1342-1357). Усилие власти ханов нашло  свое выражение в прекращении  созыва курултаев и в некоторой  централизации власти. В 1312 г. Узбек-хан  объявил ислам государственной  религией Золотой  Орды.

Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительных сил. Монгольское нашествие и господство разрушили экономическую основу развития устойчивого хозяйства  Семиречья и Южного Казахстана, замедлили  и дестабилизировали процессы объединения  этих районов. Оно вызвало определённый регресс в социально-экономическом  строе завоёванных стран, в том  числе и в Казахстане. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, вплоть до рабовладельческого уклада. Наряду с катастрофическими последствиями, имело и некоторые положительные  стороны. Монгольские власти стимулировали  развитие торговли, международных связей, ввели повсеместно систему почтовой и ямской службы. Были установлены  торговые и культурные связи между  прежде далёкими народами. По территориям  улусов двигались торговые караваны, дипломатические миссии, путешественники  отправлялись в дальние края и  привозили в Европу сведения о  далёких странах и народах  ранее не ведомой Азии. Монголы  привнесли в степь идею централизованной власти, объединили прежде неорганизованные племена.

Уровень общественного и  культурного развития населения  Золотой Орды был различным. У  кочевого населения господствовали полупатриархальные, полуфеодальные отношения, в оседло-земледельческих - феодальные. Положение народа было тяжелым, так как он находился под двойным гнетом. Население платило налоги хану и местным феодалам. Первоначально доходы, поступившие от скотоводов и земледельцев, шли в ханскую казну.

Крестьяне-земледельцы платили  налог натурой за обрабатываемые ими участки («колан»), а крестьяне-кочевники  платили налог «копчур». Ортакши, т.е. группы крестьян, совместно обрабатывающие землю, кроме платы налога занимались возделыванием земли в пользу феодалов. Население несло трудовые повинности (строительство и ремонт, вьючные перевозки и т.д.).

Золотая Орда имела огромное значение в истории народов Евразии, оказав влияние на:

-  становление государственности во многих регионах;         

-  усиление связи монголо-тюрко-славянских культур;

-  закат эпохи Золотой Орды и начало новой истории на Евразийском континенте;

- прекращение длительных  междоусобиц и завершение процесса  объединения  Руси, а также и Китая;

- стимулирование монгольскими  властями развития торговли, международных связей, введения повсеместно системы почтовой службы;

-  установление торговых и культурных связей между прежде далекими народами;

- закрепление по территории  улусов торговых караванов, дипломатических  миссий; путешественники отправлялись  в далекие края и привозили в Европу сведения о странах и народах ранее неведомой Азии;

- привнесение монголами  в степь идеи центральной власти, объединение прежде неорганизованных племен;

- использование норм социальной  организации и форм государственности в ханствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху.

И высшей точкой развития, и  началом кризиса кочевников, видимо, была Золотая Орда в эпоху своего расцвета. Затем начинается ее агония: ханы Орды беспрерывно воюют между собой, разоряют жилища соседей, угоняют к себе скот и людей. Устав от бесконечных распрей, целые роды во главе со своими князьями уходят в более спокойные города. Немало золотоордынских мурз переселились в Москву, Тверь, Смоленск, дав начало новым фамилиям: Чаадаевым, Тимирязевым, Тургеневым и т.д. Тысячи кочевников уходили на Кавказ, в Египет, Иран и оставались там уже навечно. Система кочевого ведения хозяйства, целого образа жизни стала испытывать сильнейший надлом. И наиболее ярким проявлением этого кризиса были бесконечные войны самих кочевников - Тимура с Тохтамышем, Тимура с Баязидом, Ногая с Токтаем. Это был явный кризис системы государственной организации и хозяйственной жизни кочевников. Распад некогда могущественной Золотой Орды привел к созданию новых государств как оседлых, так и кочевых народов. В XV-ХVI вв., например, происходит становление Казахского и несколько позже Ойрато-Джунгарских ханств - последними и наиболее мощными государствами исчезающей цивилизации кочевников.

Образовавшиеся после  распада Золотой Орды на ее территории Крымское, Казанское, Сибирское, Астраханское ханства не ладили между собой, а позже сами пали под ударами усилившихся соседей.

3. Послемонгольский период (XIV–XV вв.) характеризуется этнической  консолидацией кочевого, полукочевого  и оседло-земледельческого населения  огромной территории Восточного  Дешт-и Кыпчака, Семиречья и  Южного Казахстана. Эволюция форм  политической жизни региона в  послемонгольское время шла через  обособление нескольких государств, возникших на местной этнической  основе – Ак Орды, Моголистана,  Ханства Абулхаира (Государство  кочевых узбеков), Ногайской Орды.

Среди владений, выделившихся из состава Золотой Орды, наиболее тесно была связана с историей будущего Казахского ханства Белая  Орда (Ак-Орда). Под Ак-Ордой XIV - нач. XV вв. источники понимали огромную территорию казахских степей от бассейна Сыр-Дарьи  до Алтая и от Южного Приуралья  до Семиречья, т.е. владения сыновей  Джучи  Орда-Еджена и Шейбана. Весь этот регион восточные источники именовали Ак-Ордой, находившейся в номинальном подчинении от верховного правителя Золотой Орды. Границы этого государства не могли быть постоянными и устойчивыми в силу различных внешних и внутренних причин. Они в известных пределах то расширялись, то суживались.

Ставка Орды в середине XIII в., по свидетельству Плано Карпини, была на Иртыше и в районе озера  Алаколь. В XIV в. власть правителей из рода Орда Еджена распространилась и на улус Шайбана, т. е. фактически на всю  территорию современного Казахстана, за исключением территории Семиречья, входившей в государство Чагатаидов, затем в Моголистан. Политический центр Ак Орды переместился на юг Казахстана, столицей стал город Сыгнак.

В русских летописях, где  Золотая Орда именовалась просто «Ордой» или «Волжской Ордой», степная территория на юго-восток от р. Урал  фиксировалась под названием «Синей Орды» или «Заяицкой Орды», а понятие Ак-Орда в русских летописях не использовалось.  Ак-Орда – первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана. Она была населена тюркоязычными племенами, переместившимися во время нашествия Чингисхана из восточных и юго-восточных районов Казахстана и Алтая. Наряду с кипчаками здесь проживали найманы, уйсуни, карлуки, кереиты, а также конраты, мангыты и др.  

Орда-Еджен  и его преемники признавали верховную власть золотоордынских правителей, следует предположить, что ханы Ак-Орды находились в своеобразных вассальных отношениях с Золотой Ордой. Но определить, в чём выражался их вассалитет, трудно. Единственное, что сообщает Рашид-ад-дин, это то, что они пишут имена преемников Бату «на ярлыках своих сверху». Учитывая силу и влияние, которым пользовался Орда-Еджен среди чингизидов, вассалитет носил чисто номинальный характер. При этом необходимо учесть, что по экономическим возможностям (наличие больших пастбищных угодий, торговых центров и земледельческих оазисов по Сыр-Дарье) и людским ресурсам (большое количество местных и отюреченных монгольских кочевых племён). Ак-Орда представляла особенно во второй половине XIV в. серьезную силу, с которой нельзя было не считаться.        Значительного процветания Белая Орда достигла при хане Ерзене (умер в 1320 г.), который предпринял шаги к восстановлению хозяйственной и культурной жизни в оседло-земледельческих оазисах среднего течения Сыр-Дарьи – Таласа, Чу и Улутауских степей. Так в одном арабском источнике сообщается, что один из ханов Ак-Орды, Ерзен, благоустроил Сыгнак (столица Ак-Орды, около современной станции Тюмень-Арык на Сыр-Дарье) и построил немало зданий в Отраре, Сауране, Дженде, Барчалыкенде и др. Одновременно усиливалась тенденция к восстановлению торгово-экономических отношений между кочевниками и полукочевниками степных районов присырдарьинского оазиса. Эти мероприятия содействовали возрождению и развитию земледелия и торговли, восстановлению ремесленного производства, городской жизни и строительства. Наблюдается процесс развития феодальных отношений и стабилизация политической жизни и превращение этого района в политический центр государства.

С упрочением политической власти в Ак-Орде создаётся благоприятная  политическая обстановка, усиливается  взаимосвязь с оседлыми районами Средней Азии и Хорезма. Одним  из важнейших элементов в этих взаимоотношениях являлась торговля, уходившая своими корнями в глубокую древность. Благодаря тому, что важнейший  путь из Европы в Центральную Азию и далее на восток проходил через  присырдарьинские   районы, наблюдается быстрое восстановление хозяйственной жизни в городах и превращение городов в крупные торгово-перевалочные центры.В XIV веке ханы Ак-Орды чеканили монеты уже только от своего имени.

После смерти Ерзена в Белой  Орде между феодалами началась междоусобная борьба за власть. С 1350 по 1364 гг. в этой борьбе было убито 8 ханов. Орда пришла в глубокий упадок. Временное усиление Орды произошло при хане Урусе. По словам восточного автора, Урус был  «царь очень сварливый, сильный  и могущественный». Основной целью  своей политической деятельности он поставил воссоединение владений улуса  Джучи. Это ему в значительной мере удалось: владения Белой Орды и  Золотой Орды были соединены под  его властью. Но прочного единства государства  достигнуто не было. Сын одного из эмиров, владелец Мангышлака Тохтамыш не покорился  Урусу, он бежал от хана и отдался  под покровительство правителя  Мавераннахра Тимура.

Тимур был заинтересован  в том, чтобы иметь в Золотой  орде зависимого от него хана. Поэтому  Тимур оказал широкую поддержку  Тохтамышу. При его поддержке  Тохтамыш начал борьбу против Уруса, но потерпел ряд поражений. Лишь смерть Уруса (1377 г.) и вновь возникшая  борьба за власть между султанами  Золотой Орды помогли Тохтамышу  не только укрепиться в Сыгнаке, но и объединить под своей властью  все владения Золотой Орды, кроме  Хорезма, который перешёл под  непосредственную власть Тимура.  

 В конце XIV- нач. XV вв. в результате захватнических  набегов Тимура и внутренних  усобиц Ак-Орда значительно ослабла  и распалась на Ногайскую Орду  и Ханство Абулхаира.

МОГУЛИСТАН. Неустойчивым было положение и в улусе Чагатая, в который входила Южная и  Юго-Восточная часть Казахстана. Здесь чрезвычайно возросло влияние  тюркской феодальной знати, которая  носила титул эмиров.

Чингизиды фактически утеряли  власть и государство Чагатая, с  момента своего возникновения не представлявшее собой единого целого в политическом и экономическом  отношении. В юго-восточных районах  современного Казахстана образовалось новое государство, получившее название Могулистан. На западе Могулистан включал  в свои границы район р. Чу, а  на востоке - Восточный Туркестан.

Историко-географический термин «Могулистан», как и название государства, образован от этнонима «могул», «могол», так в Средней Азии писалось и  очевидно произносилось слово «монгол». Уже в XIV веке переместившись сюда монгольские  роды и племена, были поглощены тюркским населением. Могульские племена выступают  в источниках как тюркские, в основе своей автохтонные по происхождению. Основное население Юго-Восточного Казахстана во время существования  здесь Могулистана было тюркоязычным.

Могулистан в исторических сочинениях средневековых авторов  предстаёт, как государственно-политическое объединение местных тюркских и  тюркизированных монгольских племён. Прошедших к моменту образования  государства длительный процесс  смещения и слияния в этнополитическую общность с названием «могулы». Источники  относят к могулам крупные  племена, носившие и тюркские и монгольские  названия: дуглаты (дулаты), канглы, кереиты (кереи), аргинут, арлаты и др. Некоторые  названия племён (например уйсуни) не попали в источники, но нет сомнения в  том, что они продолжали здесь  жить, несмотря на все военно-политические события того времени.

Основателем Могулистана  был тюркский эмир Пуладчи. Он не решился  принять ханский титул: слишком  сильны были политические традиции, согласно которым ханами могли стать только потомки Чингисхана. На ханский престол  был возведён султан Тоглук-Тимур.

Политическая история  Моголистана заполнена войнами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств, главным  образом систематических вторжений  Тимура на территорию Притяньшанья. Первые моголистанские ханы Тоглук-Тимур (1347 – 1362 гг.) и Ильяс-Ходжа делали попытки  в 60-х гг. восстановить власть Чагатаидов в Мавераннахре. Но уже в 70 – 80 гг. правителям Моголистана хану Хызр-Ходже (1388 – 1389 гг.), эмиру Камар ад-Дину дуглату, Енге-торе и другим пришлось вести, как отмечалось выше, долгую и упорную борьбу против агрессии Тимура. В результате изнурительной  борьбы с агрессией Тимура Моголистан распался на уделы. Хзыр-Ходжа хан  вынужден был признать себя вассалом Тимура.

Несколько упрочилось положение  при сыне Хзыр-Хожда хана Мухаммад хане (1408 – 1416 гг.). При нем Моголистан стал независимым от Тимуридов, ему  удалось освободить от их власти земли  в долинах Чу и Таласа. Уменьшились  на время усобицы и распри. В  целях централизации государства  Мухаммад хан упорно насаждал в Моголистане  ислам.

Все чаще восточные рубежи Моголистана стали подвергаться нападениям калмаков. Калмаки –  тюркское название одной из монгольских  народностей, самоназвание которой  – ойраты. В то время они занимали территорию, ограниченную западными  склонами Хангайских гор на востоке, гобийскими песками на юге, Моголистаном на западе, верховьями Иртыша и Енисея на севере. Ойратское объединение  начало давление на восточные рубежи Моголистана еще в конце XIV в., но тогда калмаки успеха не имели. В 20 – 30-х гг. XV в. калмаки в своих  набегах доходили до Или и даже до Иссык-Куля. В 50-х годах калмаки  появились уже на Сырдарье.

Информация о работе Казахстан в средневековье