Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:32, реферат
Эпоха великого переселения народов (II V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана. Средней Азии и Восточной Европы В V в многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.
В VI в земли Казахстана подпали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина, племени тюрк. Формирование собственно тюркского этноса в период, предшествующий образованию каганата, проходило поэтапно с III по сер VI в. в районах Ганьсу, Восточного Туркестана и Алтая.
В 1125 г. объединенные силы сунского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжурчженям, а другая через земли енисейских кыргызов дошла до р. Эмиль и здесь построила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи.
В 1128 г. баласагунский
владетель из династии Караханидов
призвал каракитаев пойти против
притеснявших его канглов и карлуков.
Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил
караханидского владетеля и основал
государство в Жетысу. Затем совершил
ряд завоевательных походов, раздвинув
границы от Енисея до Таласа. После
этого каракитаи покорили канглов,
присоединили Восточный Туркестан.
В 1137 г. они разбили при Ходженте
Махмуд-хана, владетеля Мавераннахра,
а в 1141 г. в Катванской степи близ
Самарканда — сельджукско-караханидские
войска. Каракитаи заняли Бухару и
весь центральный Мавераннахр. Особый
отряд, направленный в Хорезм, заставил
Хорезм-шаха выплачивать им ежегодную
дань в размере 3 тыс. золотых динаров.
Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр
и Восточный Туркестан вошли
в пределы государства
Глава каракитаиского
государства носил титул
Улус найманов. В
XII в. конфедерация найманов наряду с
кереитами (кереи) и меркитами представляла
собой крупное
Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.
Мирные отношения
сменялись периодами вражды с
наиболее сильными и могущественными
племенами, объединенными в Улус
кереитов. После крушения киданьской
державы в 1125 г., на его развалинах
в Центральной Азии образовался
ряд государственных
Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере — меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.
Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.
Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль 'о наличии генетической связи между кереитами и канглы.
Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.
Исключительное
место в государстве кереитов
и найманов занимала ханская ставка
(орда), она ведала ханским имуществом
и армией. У найманов и кереитов
действовало обычное право. В
ханствах имело распространение
делопроизводство. Документы скреплялись
печатью, особенно при сборе налогов
и назначении должностных лиц. Должности
у элитарной части общества, как
обычно, передавались по наследству. Приобщение
кереитов и найманов к христианству
указывает на достаточно высокий
уровень социального и
К концу XII в. произошло политическое возвышение Темучина, который, разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов.
В 1209 г. каракитаи
в неблагоприятное для них
время начали войну с хорезмшахом
Мухаммедом. Государство каракитаев
оказалось в исключительно
В 1211 г. Кучлук и
союзные с ним ханы пленили
гурхана и лишили его власти. Через
два года последний гурхан Чжилугу
скончался. Государство каракитаев
перестало существовать. Менее чем
вековое существование
КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (нач. XI в. —1219 г.)
Этноним “кыпчак”
впервые упоминается в
После падения Западнотюркского
каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков
на севере от Алтайских гор и в
Прииртышье под эгидой кимеков составили
ядро племенного союза. Однако стремление
основных кыпчакских племен к самоопределению
привело их в конце VIII в. к отделению
от кимекской федерации и
После падения Кимекского
каганата в начале XI в. военно-политическая
гегемония на территории прежнего расселения
кимекских, кыпчакских и куманских
племен перешли в руки кыпчакских
ханов. Пришедшая к власти династийная
знать кыпчаков стала предпринимать
активные действия в южном и западном
направлениях, что привело к непосредственным
контактам с государствами
С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках “Степь огузов” (Мафазат аль-гуз). Завладев Мангышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма.
В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым вступил в непосредственные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.
Историко-географическую область Дсшт-и Кыпчака, обнимавшую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных экстерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.
Формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, в развитии которого прослеживаются три этапа.
Первый этап связан с образованием ядра кимекского племенного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.
Второй этап —
с конца VIII в. до начала XI в. В эти
хронологические рамки кыпчаки
постепенно расселились на обширной
территории от Алтая и Иртыша на
востоке до Южноуральских гор
и Волги на западе. Совместно с
кыпчаками в Западном Казахстане
с центром в Мугоджарах обитали
куманы. Взаимодействие и интеграция
трех основных этнополитических объединений,
кимеков, кыпчаков и куманов проходили
под консолидирующей ролью
С начала XI до начала
XIII вв. формирование этнической общности
кыпчаков вступает в третий этап развития,
связанный прежде всего с ростом
могущества кыпчакских ханов, власть,
которых легитимизировалась ханским
династийным родом ель-борили. Степень
развития и углубления этнических связей
в Кыпчакском ханстве, а также
уровень формирования кыпчакского
этноса в известной степени
Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.
В формировании кыпчаков
приняли участие многочисленные
племена канглы, компактные группы
которых во второй половине XII в образовали
этнотерриториальное
Формирование кыпчакской
народности на территории Казахстана
стимулировалось процессом
Политические устои
Кыпчакского ханства
Со 2-й половины XI в по 1-ю треть XII в. наблюдаются относительная стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Это позволяет полагать, что в кыпчакской этносоциальной общности были верховные ханы, распространявшие свою власть на все ханство.
Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и ханской армией. В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое — со ставкой на р. Урале на месте города Сарайчик и левое — с резиденцией в городе Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства, скорее всего, находился в Тургайских степях. Военной организации и военно-административной системам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования.