Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:35, реферат
Китайские авторы, склонные к линейному пониманию истории народов как преемства от одних народов к другим, уже в Х—XI веках, не имея точных сведений о происхождении киданей, искали их истоки то в общности сюнну (гуннов), то восточных соседей гуннов дунху .
Столь же неясны и время появления названия «цидань» (кидань), и сфера его распространения. Первые упоминания о киданях имеются в «Вэй шу» и относятся ко второй половине IV века. Установлено, что «восемь древних киданьских племен», о которых говорится в «Ляо ши», вряд ли в то время именовались киданьскими.
Реферат
Тема: «Киданьское государство Ляо».
Китайские авторы, склонные к линейному пониманию истории народов как преемства от одних народов к другим, уже в Х—XI веках, не имея точных сведений о происхождении киданей, искали их истоки то в общности сюнну (гуннов), то восточных соседей гуннов дунху .
Столь же неясны и время появления названия «цидань» (кидань), и сфера его распространения. Первые упоминания о киданях имеются в «Вэй шу» и относятся ко второй половине IV века. Установлено, что «восемь древних киданьских племен», о которых говорится в «Ляо ши», вряд ли в то время именовались киданьскими. Как полагает Сунь Цзиньцзи, «цидань могло быть названием только одного из восьми племен и не являлось общим наименованием восьми племен», то есть племя кидань было лишь одним из восьми племен.
В начале правления в Китае династии Тан (VII веки) китайские авторы насчитывают 12 киданьских племен, в конце правления Тан (конец IX — начало Х веках) — 10. Кидани и родственные им племена жили к северу от Хуанлун (город Нунъань, провинция Гирин, КНР), в долине реки Хуаншуй, современная река Ляохэ, или Шара-Мурэн. Первый правитель киданей Бинэн упоминается в китайских источниках между 233—237 гг.
Во второй половине V века предки киданей стали называть себя кидань, их предводитель именовался мофухэ, кидани подразделялись на було, в каждом було было примерно 3 тысячи телег и более 10 тысяч человек. Обычаи киданей были близки к обычаям мохэ (группы тунгусских племен, населявших в 5-8 веках территорию Маньчжурии и Южного Приморье). В нач. 8 в. почти все племена мохэ вошли в состав государства Бохай. По данным «Суй шу», кидани занимали в конце VI века небольшую территорию протяженностью 250 км с запада на восток и 150 км с юга на север. В это время кидани делились на 10 неравновеликих бу: большое бу могло выставить 3 тысячи воинов, малое — тысячу. Каждое бу возглавлял правитель (цюшуай), которых выбирали раз в три года. В случае подготовки военного похода правители сообща обсуждали вопросы, связанные с предстоящей войной. Несомненно, что такой верховный правитель имелся, так как существовала система оповещения общего сбора войск с помощью верительных бирок (пайцз) и такие оповещения могли прежде всего исходить из политического и социального центра. Права верховного правителя были достаточно широки. По сведениям «Цзю Тан шу», правители бу не имели права самостоятельно производить мобилизацию войск. На всем протяжении VI века кидани поддерживали тесные связи с корейским государством Гаоли (Коре).
В VII веки кидани усиливаются. Китайские источники называют впервые их клан наследственных правителей (цзюнь — государей) — Дахэ. Подчиненные правителю из клана Дахэ, в тот период кидани делились на восемь бу. Глава каждого бу по-киданьски титуловался «жухэчжу». У киданей имелась армия в 40 тысяч человек. Кидани подчинялись тюркам, и их правитель из клана Дахэ носил тюркский титул иркина. Если возникала необходимость выступить на войну, иркин совещался с правителями бу. В правилах выступления войск было оговорено, что при проведении облавных охот, которые играли роль маневров, согласия иркина и жухэчжу не требовалось. Главы бу могли проводить облавные охоты по своему усмотрению. Точных сведений о том, как кидани подразделялись в это время внутри бу, нет, но историки предполагают, что они делились в пределах бу на ло – группы семей, объединенные кровным родством и ведущие кочевое хозяйство. Семьи, объединявшиеся в ло, жили в войлочных юртах. Кочевали они в повозках, на стоянках повозки каждого ло образовывали окруженный повозками лагерь — курень. Ставка правителя бу именуется в китайских источниках «я», ее охраняла гвардейская стража из 500 воинов. Также киданьское общество знало рабство. Кидани делились на богатых и бедных. Богатые — правители бу, их окружение, окружение вана киданей, богатые скотовладельцы — постепенно образовали господствующий классобщества, противостоящий рядовым скотоводам и рабам. Ван имел ставку, двор и гвардию, в его подчинении были войска всех бу, правители бу не имели права самостоятельно поднимать войска в поход, за исключением случаев проведения облавных охот. Ван имел штат чинов, часть которого, возможно, была организована по китайскому и тюркскому образцам. Исходя из исторических источников, можем полагать, что в VIII—IX веках у киданей было раннее киданьское государство с государем (ваном) из наследственно правившего клана Дахэ, штатом чинов, армией, подчинявшейся только вану, и административным делением на восемь бу. Китайцы трактовали слово «бу» как округ, а правителя бу — как правителя округа. Китайский двор высоко ставил государство киданей, их правители много раз получали в жены танских принцесс. В такие отношения китайский двор вступал только с теми правителями, которых полагал главами государств.
Именно так представлена история киданей до образования государства Ляо в китайских летописях.
В X веке из среды правителей бу выделился Елюй Абаоцзи. «Он, водрузив знамя и установив барабан, создал единый (единственный) "бу" ("и бу") и отменил выборность правителей. Он сам титуловал себя ваном и подчинил все владения».
Основатель государства Ляо Абаоцзи не принадлежал к правящему клану Дахэ. Его отец был иркином, главой одного из подразделений киданей, командовавший (управлявший) войсками и лошадьми». В 872 году, когда родился Абаоцзи, правителем киданей был Сиэрчжи, которого затем сменил Циньдань. В 901 году при правлении кагана Ханьдэциня (он же Яолянь) Абаоцзи был назначен иркином своего бу. Он совершил удачные походы против шивэй и си и получил повышение, став «да деле фу иркином» — иркином области особого управления (фу). Иной вариант наименования бу, которое возглавил Абаоцзи, — «бу ила». В 902 году, Абаоцзи получил титул юйюе и должность, которая по-китайски переведена как «цзун чжи цзюнь то ши» — «знающий как военное дело, так и государственные дела».
В 906 году каган Ханьдэцинь (Яолянь) скончался. Сановники государства просили Абаоцзи занять престол. Он трижды отказывался, а затем внял их просьбам и стал каганом. Воцарившись после смерти Ханьдэциня, Абаоцзи правил девять лет, не называя девиза царствования, довольствуясь титулом императора (или вана) и кагана. В 907 году Абаоцзи объявил себя императором. Был сооружен алтарь, осуществлен обряд «разведения огня»: с его помощью Абаоцзи доложил Небу, что он взошел на императорский престол. Матери своей из клана Сяо он дал титул хуантайхоу (императрицы-матери), жене из того же клана Сяо — титул хуанхоу (императрицы), а затем в том же году принял титул Тянь хуанди — «Императора, поставленного Небом», а жене дал титул Ди хуанхоу — «Императрицы, поставленной Землей».
В 915 году Абаоцзи захотел избавиться от дажэнь, чтобы «повысить» значение своего императорского титула. В «Синь у дай ши» и у Е Лунли в «Цидань го-чжи» сообщается, что Абаоцзи уничтожил дажэнь по совету своей супруги Шулюй. Е Лунли сообщает:«Абаоцзи, используя план жены своей Шулюй, созвал дажэнь на пир под предлогом того, что они пользуются солью из его озера и не угощают его за эту соль. Дажэнь собрались у соляного озера с быком и вином». Неподалеку от озера Абаоцзи укрыл в засаде воинов. Когда все опьянели, воины вышли из засады и «перебили дажэнь всех племен». После этого Абаоцзи стал единственным правителем киданей.
В 916 году Абаоцзи «повысил свой титул». Получив власть, он совершил обряд, который по-китайски именовался «чай цэ и» — «обряд получения свидетельства на титул на жертвеннике из дров». «Перед выбранным заранее благоприятным днем сооружалось помещение для получения свидетельства на титул на костре и жертвенник. Для сооружения жертвенника из дров поленья укладываются в три слоя, и на них устраивается жертвенник. Сверху он покрывается квадратным войлоком в 100 чи, украшенным драконами. Сооружались помещения для повторного рождения для императрицы-матери и розыска и опознания его. Император входит в помещение для повторного рождения и совершает обряд повторного рождения. Когда обряд завершается, старцы из восьми бу ставят его перед собой, сами становятся позади него, защищают его с левой и с правой стороны и препровождают в северо-восточный угол помещения для получения свидетельства на титул. Император, совершив поклонение солнцу, садится на коня. Старцы из числа родственников матери-императрицы образуют его свиту. Император стремительно мчится на коне. Затем император падает с коня, люди из его свиты накрывают его войлоком. После этого император поднимается на возвышенное место, сановники и правители бу в установленном церемониалом порядке кланяются ему. Император направляет посланца сказать: "Умер прежний император, но остались мои дядья и братья. Следует выбрать из них самого мудрого и сильного. Я же не имею благой силы дэ, как смогу управлять?" Сановники отвечали: "Благодаря щедрым милостям покойного императора и очевидному наличию силы дэ Вашего Величества мы все беспредельно преданы Вам. Осмелимся ли иметь иные намерения?" Император отдавал приказ: "Следуя вашим пожеланиям, раздаваемые мною награды и назначаемые наказания будут справедливыми и четкими. Имеющих заслуги я буду продвигать по службе и назначать на должности, совершивших преступления я буду понижать в должности и изгонять со службы. И если вы подчиняетесь моим приказам, то должны точно исполнять их". Все сановники отвечали: "Мы будем слушаться только приказов императора!" В месте, указанном императором, которое должно было стать памятным, наваливали кучу земли и камней в знак памяти об имевшем место событии. Император уходил совершать поклонение изображениям предков и устраивал для сановников пир. На следующий день император выходил из помещения для получения свидетельства на титул и в сопровождении своей личной охраны шел к жертвеннику. Таблички с именами предков из семи храмов устанавливались на украшенном изображениями драконов войлочном ковре. Цзайсяны северного и южного управлений во главе сановников вставали в круг и поднимали войлок, держа его за углы и произнося при этом заклинания. Сотрудник Тайной канцелярии (военных дел) приносил яшмовую печать и сделанную из яшмы табличку с текстом свидетельства на титул. Чиновник зачитывал текстом свидетельства, а служащий Тайной канцелярии объявлял титул императора и вручал ему яшмовую табличку. Все сановники трижды провозглашали здравицу в честь императора и кланялись ему. Цзайсяны, великие князья - ваны северного и южного юаней (подразделения клана Или), главы бу каждый подносили императору в дар по овце красно-коричневого и белого цвета. Император сменял одежды, кланялся изображениям предков, после чего устраивал пир для сановников и раздавал им подарки, каждому в зависимости от его ранга». После этого обряда Абаоцзи стал титуловаться Да шэн да мин тянь хуанди — «Великим совершенно - мудрым, великим светлым, поставленным Небом императором». Своей супруге он дал титул Ин тянь да мин ди хуанхоу — «Следующая воле Неба, великая светлая, поставленная Землей императрица». Сын был объявлен наследником императорского престола (хунтайцзи). В соответствии с императорской системой правления был объявлен девиз царствования Шэнь-цэ (916— 922) — «Приобретение божественного мандата на титул». После этого Абаоцзи создал свою империю Ляо.
К числу
первых административных
Большая
роль отводилась гвардии
Кроме орды у императора Ляо «для каждого из четырех времен года имелись походные ставки, их называли набо». Кочевая, подвижная ставка императора выглядела так: юрту императора окружали частоколом из копий, связанных волосяными веревками. Под каждым копьем имелся черный войлочный зонт для защиты охранников от ветра и снега. За копьями стоял ряд небольших войлочных юрт. В каждой юрте размещались пять вооруженных людей, и они вместе с охранниками составляли окружение запретного места.
Весенние набо киданьских императоров были на реки Сунгари, здесь они занимались подледным ловом рыбы, охотились на лебедей и гусей. Весенняя набо была невелика по площади, примерно 10 на 15 км.
Летние набо киданьских императоров чаще всего размещались в горах Туршань, в районе Цаган-Хотон (Внутренняя Монголия). Абаоцзи, как и многие его предшественники, и последующие ханы, и каганы, например Чингисхан, в своей летней набо «спасался от жары». Осенние набо находились недалеко от слияния рек Шара-Мурэн и Ляохэ. Здесь император охотился на оленей и тигров. Зимние набо были в 15 км к юго-востоку от города Юнчжоу, в местности, также находившейся между реками Шара-Мурэн и Ляохэ. Это было теплое место. «Каждый год во все четыре времени года император по кругу объезжал набо и всякий раз, затем все начинал с начала».
Военнообязанными в
Второй
составной частью армии