Киданьское государство Ляо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:35, реферат

Описание

Китайские авторы, склонные к линейному пониманию истории народов как преемства от одних народов к другим, уже в Х—XI веках, не имея точных сведений о происхождении киданей, искали их истоки то в общности сюнну (гуннов), то восточных соседей гуннов дунху .
Столь же неясны и время появления названия «цидань» (кидань), и сфера его распространения. Первые упоминания о киданях имеются в «Вэй шу» и относятся ко второй половине IV века. Установлено, что «восемь древних киданьских племен», о которых говорится в «Ляо ши», вряд ли в то время именовались киданьскими.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ВОСТОКА.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Кидани, естественно, сохраняли  свой контроль в управлении страной. Они, по свидетельству Е Лунли, не допускали китайцев к «обсуждению важных военных и государственных дел». Они принимали меры против угрожавшей им ассимиляции китайским большинством, особенно со второй половины Х века. Этнические различия особенно строго признавались правом. Так, с 921 года для киданей существовали одни законы, свои, киданьские, которые, кажется, так и не были записаны, а для китайцев — свои. Было приказано киданей и прочих «некитайцев» судить «по законам киданей и иноплеменников-некитайцев, а китайцев судить по их законам люй-лин». В ходу была норма права китайской династии Тан, в соответствии с которой, если преступник и жертва были одной этнической принадлежности, их судили по их собственным законам, а если разной — по принятому в государстве законодательству. В XI веки в Ляо в таких случаях стало применяться китайское право как общепринятое законодательство. С 994 года кидани, виновные в совершении признаваемых наиболее тяжкими преступлений против государства и господствующей морали, осуждались по китайским законам.

В государстве киданей не было равенства его подданных перед законом: киданей за преступления против китайцев карали менее сурово, чем китайцев за преступления против киданей. Кидань за убийство китайца отдавал быка или лошадь, а китаец, убивший киданя, подвергался уголовному наказанию, семья его обращалась в рабство.

     Система  наказаний, применяемых у киданей,  отличалась от китайской. Это  были такие виды смертной казни,  как линьчи (резание тела наказуемого  по кускам), позже вошедшая в  китайское право, сбрасывание осужденных со скалы, разрывание наказуемого пятью колесницами (виновных в государственной измене, преступлении, совершенном против родителей, прелюбодеянии), закапывание живым в землю, расстрел из луков, метание преступника с помощью катапульты. Клеветникам, оскорбившим начальника, втыкали в глотку раскаленное шило. В числе телесных наказаний имелись такие, как битье кожаным мешком, наполненным песком, битье деревянным мечом (от 15 до 30 ударов, наказание можно было повторять трижды), битье железной палицей (пять—семь ударов).

Возвышение киданей  пришлось на период гибели династии Тан  и полувековую раздробленность  Китая до объединения его под  властью династии Сун в 960 году. Это было время постоянного уподобления отношений между государствами (государями) общесемейным. «Отношения Ляо и Сун, — писал Е Лунли, — подобны отношениям в одной семье». Взаимоподчиненность между императорами Ляо и императорами китайских государств в середине Х века фиксировалась в терминах родства. Например, с 936 года император киданей был «отцом», а Гао-цзу, император династии Хоу Цзинь, — «сыном». Абаоцзи, заключая в 905—907 годах мирный договор с Ли Кэ-юном, условился о том, что оба государя станут именоваться «братьями». Поскольку власть императоров династии Хоу Цзинь ослабела, сын Гао-цзу титуловался уже не «сыном», а «внуком», соответственно император Ляо стал зваться «дедом».

В ту эпоху часто в  одном лице совмещались функции  посла и торговца. У киданей  чиновники, которые выполняли функции  послов и купцов, именовались хуйту (посол). Вершиной внешнеполитического могущества киданей стал договор 1005 года, заключенный в Шанюане. Императоры Ляо и Сун назывались «братьями-императорами», император Сун был «старшим братом», император Ляо — «младшим». Это был клятвенный договор (ши шу), именовавшийся «договором о дружбе, доставляющим обоюдную радость». Китайцы согласились, «учитывая благоприятные природные условия нашей страны», «оказывать помощь на покрытие военных расходов в размере двухсот тысяч кусков шелка и ста тысяч кусков серебра ежегодно». «Сохранением лица», то есть достоинства, Китая являлось и то, что шелк и серебро в Ляо везли не послы, а чиновники финансовых ведомств.

     Гибель  Ляо в первой трети XII века не означала исчезновения киданьского народа. Кидани жили при династии Цзинь, позже — при Юань. Слово «кидань» (монгольское «хитат») в XIII—XIV веках часто означало все население северного Китая (к северу от реки Хуайхэ и гор Циньлин). В это время это слово вошло в русский язык для обозначения китайцев. Постепенная ассимиляция привела к тому, что часть киданей слилась с родственными монголами, а часть — с китайцами. Как самостоятельная народность кидани исчезли после гибели династии Юань. Государство Ляо явилось результатом самостоятельного поступательного развития киданьского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Е Лун – ли История государства киданей (Цидань го чжи). Перевод с китайского Таскина В.С. – М: Наука, 1979.
  2. История Востока. В шести томах. Т.2. Восток в средние века/ Под ред. Р.Б. Рыбакова. - М.: «Восточная литература»РАН, 2000
  3. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров.- М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997

 


Информация о работе Киданьское государство Ляо