Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:35, реферат
Китайские авторы, склонные к линейному пониманию истории народов как преемства от одних народов к другим, уже в Х—XI веках, не имея точных сведений о происхождении киданей, искали их истоки то в общности сюнну (гуннов), то восточных соседей гуннов дунху .
Столь же неясны и время появления названия «цидань» (кидань), и сфера его распространения. Первые упоминания о киданях имеются в «Вэй шу» и относятся ко второй половине IV века. Установлено, что «восемь древних киданьских племен», о которых говорится в «Ляо ши», вряд ли в то время именовались киданьскими.
Кидани, естественно, сохраняли свой контроль в управлении страной. Они, по свидетельству Е Лунли, не допускали китайцев к «обсуждению важных военных и государственных дел». Они принимали меры против угрожавшей им ассимиляции китайским большинством, особенно со второй половины Х века. Этнические различия особенно строго признавались правом. Так, с 921 года для киданей существовали одни законы, свои, киданьские, которые, кажется, так и не были записаны, а для китайцев — свои. Было приказано киданей и прочих «некитайцев» судить «по законам киданей и иноплеменников-некитайцев, а китайцев судить по их законам люй-лин». В ходу была норма права китайской династии Тан, в соответствии с которой, если преступник и жертва были одной этнической принадлежности, их судили по их собственным законам, а если разной — по принятому в государстве законодательству. В XI веки в Ляо в таких случаях стало применяться китайское право как общепринятое законодательство. С 994 года кидани, виновные в совершении признаваемых наиболее тяжкими преступлений против государства и господствующей морали, осуждались по китайским законам.
В государстве киданей не было равенства его подданных перед законом: киданей за преступления против китайцев карали менее сурово, чем китайцев за преступления против киданей. Кидань за убийство китайца отдавал быка или лошадь, а китаец, убивший киданя, подвергался уголовному наказанию, семья его обращалась в рабство.
Система
наказаний, применяемых у
Возвышение киданей пришлось на период гибели династии Тан и полувековую раздробленность Китая до объединения его под властью династии Сун в 960 году. Это было время постоянного уподобления отношений между государствами (государями) общесемейным. «Отношения Ляо и Сун, — писал Е Лунли, — подобны отношениям в одной семье». Взаимоподчиненность между императорами Ляо и императорами китайских государств в середине Х века фиксировалась в терминах родства. Например, с 936 года император киданей был «отцом», а Гао-цзу, император династии Хоу Цзинь, — «сыном». Абаоцзи, заключая в 905—907 годах мирный договор с Ли Кэ-юном, условился о том, что оба государя станут именоваться «братьями». Поскольку власть императоров династии Хоу Цзинь ослабела, сын Гао-цзу титуловался уже не «сыном», а «внуком», соответственно император Ляо стал зваться «дедом».
В ту эпоху часто в одном лице совмещались функции посла и торговца. У киданей чиновники, которые выполняли функции послов и купцов, именовались хуйту (посол). Вершиной внешнеполитического могущества киданей стал договор 1005 года, заключенный в Шанюане. Императоры Ляо и Сун назывались «братьями-императорами», император Сун был «старшим братом», император Ляо — «младшим». Это был клятвенный договор (ши шу), именовавшийся «договором о дружбе, доставляющим обоюдную радость». Китайцы согласились, «учитывая благоприятные природные условия нашей страны», «оказывать помощь на покрытие военных расходов в размере двухсот тысяч кусков шелка и ста тысяч кусков серебра ежегодно». «Сохранением лица», то есть достоинства, Китая являлось и то, что шелк и серебро в Ляо везли не послы, а чиновники финансовых ведомств.
Гибель Ляо в первой трети XII века не означала исчезновения киданьского народа. Кидани жили при династии Цзинь, позже — при Юань. Слово «кидань» (монгольское «хитат») в XIII—XIV веках часто означало все население северного Китая (к северу от реки Хуайхэ и гор Циньлин). В это время это слово вошло в русский язык для обозначения китайцев. Постепенная ассимиляция привела к тому, что часть киданей слилась с родственными монголами, а часть — с китайцами. Как самостоятельная народность кидани исчезли после гибели династии Юань. Государство Ляо явилось результатом самостоятельного поступательного развития киданьского общества.
Список литературы.