Киевская Русь 9-12века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Киевская Русь IX - XII веков - огромное феодальное государство,

раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Оно

было известно всему тогдашнему миру: короли Англии, Франции, Венгрии, Швеции роднились с киевскими князьями; византийский император писал трактат "О русах, приезжающих в Константинополь"; географы стран арабского Халифата расспрашивали капитанов и караван - башей о далеком Киеве и заносили в свои книги по географии мира ценные сведения о стране русов, о путях к ней и о ее городах.

Содержание

Введение.



Предпосылки образования Киевской Руси



Образование Древнерусского государства.



Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет



Социальные отношения и правовое положение населения.



Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.



Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).



Заключение.

Работа состоит из  1 файл

контрольная история 2.docx

— 48.17 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

        по дисциплине История_____________________

        Тема Киевская Русь 9-12века_________

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Киевская Русь 9-12 веков. 

 

Содержание:

  

     Введение.

     

     Предпосылки образования Киевской Руси

 

     Образование Древнерусского государства.

 

Государственное устройство Киевской Руси. Князь и  княжеский    совет

 

      Социальные отношения  и правовое положение населения.

 

      Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.

 

 Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

         Киевская  Русь  IX - XII  веков  -  огромное   феодальное  государство,

раскинувшееся от  Балтики до Черного моря и от Западного Буга  до Волги. Оно

было известно всему тогдашнему миру: короли Англии, Франции, Венгрии, Швеции роднились с  киевскими  князьями; византийский  император писал  трактат  "О русах,  приезжающих в Константинополь"; географы стран арабского Халифата расспрашивали капитанов и караван - башей о далеком  Киеве и заносили  в  свои книги по географии мира ценные сведения о стране русов, о путях к ней и о ее городах.

Формированию  Киевской   Руси   предшествовала   тысячелетняя    медлительная   жизнь разрозненных  славянских,  финно-угорских   и   латышско-литовских   племен, постепенно  и малоприметно совершенствовавших  свое  хозяйство и социальную структуру на необозримых пространствах лесостепи и лесов Восточной Европы.

           От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья (истоки этого союза уходят во  времена Геродота) Русь  выросла до огромной державы,   объединившей  как  все  восточнославянские  племена,  так  и  ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.

     Сложение русской  государственности   не сопровождалось оттеснением   или

истреблением  тех лесных племен, с которыми соприкасались  в  своих походах за

данью дружинники  киевских князей тысячу лет  тому назад:  литовцы и карелы,

мордва и латыши, эстонцы и чуваши - все они в свое время были вовлечены в

важный процесс  первичной феодализации в системе  Киевской Руси.

     Молодое государство  Русь, обозначившееся  в начале IX века, очень скоро

стало  известным  во  всех  концах  Старого Света:  английские,  норвежские и

французские  короли  стремились завязать брачные  связи с  великими  князьями

Киева; Византийская империя была постоянным торговым контрагентом Руси, а на востоке русские  купцы плавали по всему "Хорезмийскому" (Каспийскому) морю и с   верблюжьими  караванами  доходили   до   Багдада  и  Балха  (современный Афганистан).

     Шведские искатели  приключений -  варяги  стремились проникнуть на

Русь и  примкнуть  к  русским заморским  экспедициям или  наняться на службу к

киевскому князю.

     Русский  летописец  Нестор   в  своем  бессмертном   историческом  труде

"Повесть   временных лет" показал хорошее  знание  тогдашнего мира от  Британии

на западе  до  Китая на востоке, упоминая и  индийских брахманов, и  далекую

Индонезию ("Островницы"), находящуюся "на краю земли".

     Люди   Киевской    Руси   очень   быстро   овладели    византийской   и

западноевропейской  культурой,  и   русские  города  явились   соучастниками

создания  общеевропейского романского художественного  стиля.

     К середине XII века необъятное  государство Русь созрело настолько,  что

породило  полтора  десятка   самостоятельных  княжеств,  равнявшихся  каждое

крупному  западноевропейскому  королевству. Киев остался номинально "матерью городов русских", как называли его летописцы, но наряду  с  ним  поднялись  такие   города-столицы,  как  Чернигов,  Владимир

Волынский, Галич, Новгород, Смоленск, Владимир Суздальский, Ростов, Полоцк,

Рязань, Туров  и др.

     В  городах  развивалось   ремесло,  создавались  свои  художественные  и

литературные  школы, воздвигались  великолепные  здания, построенные  с таким

умелым расчетом, что, простояв  700-800  лет и выдержав испытание временем,

они вошли  и в нашу эпоху как образцы  древнего зодческого искусства, овеянные

романтикой  родной старины.

     К  началу  XIII  века  русские   земли  находились  на  одном   уровне  с

передовыми  странами  Европы,  и  только  порабощение  их   Золотой   Ордой,

длительное  иноземное  иго оттеснило Русь и задержало ее развитие  на два-три

столетия.

    

 

Важность   и  необходимость   изучения   Киевской  Руси   как   первого

государственного  образования, сплотившего многие десятки  племен  и народов и

поднявшего их от примитивной первобытности к высокоорганизованной феодальной державе,  вполне осознавалась уже нашими предками:  "Повесть временных  лет" Нестора,  созданная   в  начале   XII  века,  копировалась  и   размножалась переписчиками на протяжении более 500 лет.  Грамотная  часть  царской России изучала  и   хорошо   знала  историю  княжеских   династий,  войны   князей, деятельность епископов и патриархов, царские законы и установления...

     В 1860  году  сосланный царским  правительством  на Север П.  Н. Рыбников

сделал  открытие  мирового значения,  равное  открытию  исландских  саг  или

финно-карельской  "Калевалы":  оказалось, что  на  далекой северной  окраине

России, под  Архангельском, на  Северной Двине  и на берегах "Студеного моря"

(Ледовитого  океана), еще сохранились в живой   памяти поэтические сказания  о

делах и подвигах  людей Киевской Руси. Неграмотные сказители былин -"старин" бережно  передавали  из  поколения в  поколение  торжественные,  как  гимны, сказания  о Владимире Красное Солнышко, о борьбе с печенегами и половцами, о Добрыне  Никитиче и  крестьянском  сыне Илье Муромце, о мужественной обороне родной  земли,  о  смелости  и  благородстве   русских  богатырей...   Перед крестьянами  и  рыбаками времен Достоевского и  Льва  Толстого, жившими  "за тридевять земель" от Киева  и южнорусских степей, вставали картины цветущего государства X-XI веков, его сложной напряженной жизни, когда приходилось и целинную  пашню  поднимать,  и  плыть   на  кораблях  в  заморские  края,  и прокладывать  "дороги  прямоезжие" через  девственные леса,  и  всегда  быть готовым покинуть пиршественный стол ради смертного боя со внезапно, как Змей Горыныч, налетевшим врагом...

     Память простого народа, сохранившего  в устной передаче почти   до наших

дней былины о важнейших делах Киевской Руси, еще раз напоминает нам о необходимости изучать  это  славное  эпическое прошлое  нашей  Родины  во всей  полноте  и многообразии доступных нам исторических источников.

 

 Предпосылки образования Киевской Руси

 

  Древнерусское государство сложилось  в результате сложного взаимодействия  целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.  В первую очередь это изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв.  Развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

     На Севере Восточной Европы, где  из-за суровых климатических условий  земледелие не могло получить  широкого распространения, большую  роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного  продукта стало результатом развития  обмена и внешней торговли.

       В районе распространения пашенного  земледелия началась эволюция  родовой общины, которая, благодаря  тому, что теперь отдельная большая  семья могла обеспечить свое  существование, стала трансформироваться  в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского  мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала  усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

        К политическим факторам образования  государства у восточных славян  следует отнести усложнение внутриплеменных  отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление  княжеской власти, повышали роль  князей и дружины как обороняющих  племя от внешних врагов, так  и выступающих в качестве арбитра  при различного рода спорах.

     Кроме того, межплеменная борьба  приводила к складыванию межплеменных  союзов во главе с наиболее  сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму  племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

    Становлению  власти князя способствовала  и эволюция языческих представлений  славян той эпохи. Так, по  мере роста военного могущества  князя, приносящего добычу племени,  обороняющего его от внешних  врагов и взявшего на свои  плечи проблему урегулирования  внутренних споров, росли его  престиж и, одновременно, происходило  отчуждение от свободных общинников.

     Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

      К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад  с Востоком и Югом, ускоряло складывание  княжеско-дружинных группировок, втягивающихся  во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников  и меняя их на продукты престижного  потребления и серебро у иностранных  купцов, продавая им захваченных в  плен иноплеменников, местная знать  все более подчиняла себе племенные  структуры, обогащалась и изолировалась  от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми  цивилизациями приводило к заимствованию  некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время  великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

      Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению "зародыша" государственности.

      

 

 

                            

 

 

                            

 

Образование Древнерусского государства

    

    В 882 году два крупнейших центра древних славян, киевский и новгородский, объединяются под властью Киева, образовав Древнерусское государство. В его создании важная роль принадлежит князю Олегу, способствовавшему данному объединению и ставшему впоследствии первым его правителем. История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало X века, условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X века) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI века) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период (вторая половина XI - начало XII века) - переход к территориально-политической раздробленности.

     Любое государство, по мнению многих ученых, связано с процессом классообразования. У славян этот процесс происходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую. Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII веках, можно определить как "военную демократию". Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий  слой формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и разбогатевшего населения. Образование государственности  из восточных славян совпало (и было обусловлено им) с разложением  родоплеменных, кровно-родственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования - "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа).

Информация о работе Киевская Русь 9-12века