Киевская Русь 9-12века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Киевская Русь IX - XII веков - огромное феодальное государство,

раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Оно

было известно всему тогдашнему миру: короли Англии, Франции, Венгрии, Швеции роднились с киевскими князьями; византийский император писал трактат "О русах, приезжающих в Константинополь"; географы стран арабского Халифата расспрашивали капитанов и караван - башей о далеком Киеве и заносили в свои книги по географии мира ценные сведения о стране русов, о путях к ней и о ее городах.

Содержание

Введение.



Предпосылки образования Киевской Руси



Образование Древнерусского государства.



Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет



Социальные отношения и правовое положение населения.



Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.



Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).



Заключение.

Работа состоит из  1 файл

контрольная история 2.docx

— 48.17 Кб (Скачать документ)

На  ранних этапах государственности рабству  были присущи жестокие формы, в IX–X вв. рабы у русичей были предметом продажи и обогащения. Но по мере оседания части холопов на землю, под влиянием христианского права, законодательство в отношение рабов несколько смягчает свою суровость. В XII в. оно признаёт их право на имущество, занятие торговлей (по поручению хозяина), а рабыня, прижившая детей от своего господина, получает вместе с детьми свободу после смерти последнего. Холопы-тиуны во дворе князя или боярина стали играть видную роль в управлении, их убийство наказывается штрафом в 40 гривен, как и свободного человека. Боярский тиун мог выступать в суде в качестве «видока» – свидетеля, но не «послуха» – поручителя, ибо поручителем мог стать лишь свободный человек.

Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества. Здесь  были свои слои: «лучших» людей и  людей «молотчих». Купечество довольно рано стало объединяться в корпорации – сотни. «Купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде считается одной из первых купеческих организаций в Европе. По подсчетам М.Н. Тихомирова на Руси в домонгольский период было до 300 городов, а городская жизнь столь развитой, что дала возможность В.О. Ключевскому выступить с теорией «торгового капитализма» в Древней Руси. Но вопрос о правовом статусе горожан до конца не решен, в частности, неизвестно, насколько полно они пользовались городскими вольностями, аналогичными европейским, где воздух города делал человека свободным. Как бы то ни было, Русская Правда предоставляет жителям городов полную правовую защиту, охраняет их жизнь, их честь и достоинство, их имущество.

Таковы  государственность и социальный статус населения Киевской Руси. Киевская Русь развивалась в том же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Она обладала высокоразвитой юридической  сферой, огромным культурным потенциалом. Политико-правовые отношения в ней  формировались в условиях тесного  общения и взаимодействия с другими  государствами и народами Европы.

 

 

       

 

               

 

Принятие христианства на Руси. Эпоха  князя Владимира.

     

  В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее

событие в  жизни Руси - принятие христианства (988г.), которое стало выдающимся актом, политически и идеологически  закрепившим образование единого  Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные  государства, Русь нуждалась в общегосударственной  религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное  единство. Дохристианская религия –  язычество - такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она  вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и  государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.

        Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве - все равны перед богом).

Соперник  Владимира в борьбе за власть Ярополк  ориентировался на союз с папством.

         Владимир, сразу же после того, как овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

       Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства (православие), западноевропейский вариант христианства (католицизм), мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии, наконец, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был исторически предрешен в пользу православной Византии. Социально-политическое устройство Византии было наиболее близким растущему древнерусскому государству. Одна из причин решения князя - проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература.

       Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе.

        В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра. Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи с насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

       С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. В других городах церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть даней и оброков.

 

 Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).

   

   Эти предпосылки связаны с установлением Ярославом Мудрым нового порядка престолонаследия.  Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию государства между своими пятью сыновьями. Это решение Ярослава было вызвано намерением предотвратить возможную борьбу за власть между ними. В своем завещании он рекомендовал своим наследникам сохранять мир и любовь, слушаться во всем старшего брата Изяслава. Таким образом, предлагался новый порядок передачи престола к старшему брату, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику. Он получил название "очерйдного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в ряду Рюриковичей князь.

Однако завещанию  Ярослава Мудрого в полном объеме не суждено было осуществиться. Личные амбиции его сыновей, жажда верховной  власти, желание обогащения не дали им возможности сохранить единство Русской земли. Опираясь на силу своих  уделов, они часто враждовали друг с другом. Между тем на южных  степных границах появился новый  враг - кочевые племена половцев. В 1068 году половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на реке Альке. Узнав о поражении, возмущенные киевляне подняли восстание против своего князя Изяслава. Обеспокоенные ростом социальных конфликтов, Ярославичи дополнили "Русскую Правду" новыми статьями, предусматривающими суровую кару за преступления против власти и собственности.

     

Любечский съезд. Раздоры и вражда между князьями продолжались и после смерти в 1093 году последнего из Ярославичей - Всеволода, власть над Киевом после которого унаследовал в соответствии с лествичным порядком старейший в роду Святополк II Изяславович (1093-1113). Однако и при нем усобицы только усилились, половцы продолжали безнаказанно грабить русские земли, издеваться над населением Руси. Положение усугубляли личные качества нового князя, который, используя власть, старался приумножить свои богатства даже при помощи спекуляции и ростовщичества.

В это время  наиболее авторитетным и уважаемым  среди киевской знати был внук Ярослава Мудрого князь Владимир Всеволодович Мономах. Именно по его  инициативе в 1097 году состоялся Любечский съезд князей, на котором было решено о прекращении усобиц и провозглашался принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако этим решениям не суждено было воплотиться в реальной жизни - усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Владимир  Мономах. Раздоры князей, половецкие набеги явились причиной народного  восстания в Киеве в 1113 году, жители которого в течение 4 дней громили  усадьбы крупных феодалов, ростовщиков  и княжеских управителей. Все  это заставило киевскую знать в начале XII века призвать на княжение внука Ярослава Мудрого - властного и авторитетного Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Он был вынужден пойти на некоторые уступки, установив твердые нормы ссудного процента ("Устав о резях"), которые вошли в так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство, определил правовое положение закупов, что свидетельствует о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов продолжало развиваться.

Владимир  Мономах сумел укрепить под своей  властью всю Русскую землю, хотя дробление ее продолжалось. Он сумел  объединить силы русских князей для  отпора половцам, которые были отброшены  им далеко на юг, к предгорьям Кавказа, и на Руси наступило относительное  затишье.

Владимир  Мономах значительно поднял международное  значение Руси. Сам князь был внуком византийского императора и был  женат на английской принцессе. Позднее  великий московский князь Иван III, который очень почитал Владимира  Мономаха, изобрел корону русских  царей, получившую в народе название шапки Мономаха. С его именем связывают  и преемственность власти русских  царей от константинопольских. При Владимире Мономахе и по его инициативе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он остался в памяти потомков как крупный государственный деятель, полководец, писатель и создатель законов земли русской.

После кончины  Мономаха киевское княжение перешло  к его сыну Мстиславу I Великому (1125-1132), который еще некоторое время  благодаря своей мудрости и решительности  удерживал единство русских земель. Однако с его смертью Киевская Русь начала быстро распадаться на самостоятельные княжества и  земли, повторив судьбу многих варварских империй древних государств. В  результате Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка  отдельных княжеств-государств. В  истории Русского государства наступил период раздробленности и обособленности каждого из княжеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

        Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию  государства формируется древнерусская  культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства происходит складывание  единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков  после своего возникновения отбивало "волны" кочевников, принимало  удар на себя, обеспечивая тем самым  благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

          Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль («не убий», «возлюби ближнего, как самого себя») и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. На Руси стала распространяться грамотность, развиваться архитектура, живопись, музыка, прикладное искусство и пр. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая вошла в христианский мир.

 

 


Информация о работе Киевская Русь 9-12века