Киевская Русь 9-12века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Киевская Русь IX - XII веков - огромное феодальное государство,

раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Оно

было известно всему тогдашнему миру: короли Англии, Франции, Венгрии, Швеции роднились с киевскими князьями; византийский император писал трактат "О русах, приезжающих в Константинополь"; географы стран арабского Халифата расспрашивали капитанов и караван - башей о далеком Киеве и заносили в свои книги по географии мира ценные сведения о стране русов, о путях к ней и о ее городах.

Содержание

Введение.



Предпосылки образования Киевской Руси



Образование Древнерусского государства.



Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет



Социальные отношения и правовое положение населения.



Принятие христианства на Руси. Эпоха князя Владимира.



Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века).



Заключение.

Работа состоит из  1 файл

контрольная история 2.docx

— 48.17 Кб (Скачать документ)

По  сути своей Киевская Русь представляла собой первое устойчивое крупное  государственное объединение восточных  славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного  Буга до Волги. Под властью киевского  князя сначала находился ряд  славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затем ему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения послужило племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.

         

 

    

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное устройство Киевской Руси. Князь и княжеский совет 

 

В IX–X вв. сформировался важнейший  формально-юридический признак раннефеодальной  монархии – наследственная передача стола. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и  Ольги при малолетнем Святославе передача власти по сыновней линии  является фактом совершившимся. В X в. и  местные племенные князья заменяются младшими членами рода Рюриковичей  – наместниками великого киевского  князя. Уже сыновья Владимира  Святославовича, а затем и внуки  расселись на местных княжеских  столах. Правда, связь между отдельными землями, которые стали называться «уделами», была ещё чисто механической, ибо единого народа русского в  государстве этом не сложилось, не было выработано ещё надёжных связок не только экономического характера, но даже психологического, нравственного. Христианство, принятое в 988 г., распространялось медленно, отвоёвывая позиции у язычества, даже в начале XII в. не все славянские племена были крещёны (вятичи, к примеру). Связь осуществляли князья и их дружины, периодически наводившие порядок там, где в этом возникала необходимость, а также представители княжеской администрации, периодически отчитывавшиеся перед своим государем.

Уже в X в. киевские князья, заимствуя у  могущественных соседей – Византии и Хазарского каганата– идею величия монаршей власти, стали величать себя каганами («хакан-рус»). С принятием христианства и церковь, возглавлявшаяся митрополитами-греками, стала переносить на русского князя византийские понятия о государе, поставленном от Бога.

Функции киевских князей заключались, во-первых, в организации дружины (или её найма) и военных ополчений для  борьбы с внешними врагами, с внутренними  усобицами, для сбора дани и внешней  торговли, распространения власти на новые племена. С принятием христианства церковь стала формировать у  русских князей представление о  том, что они поставлены не только для внешней защиты страны, но и  для установления и поддержания  внутреннего общественного порядка. Функция регулятивная, направленная на достижение социальной стабильности в обществе, становится постепенно одной из важнейших. Князья не только применяют военную силу во время восстаний, но и пытаются гасить конфликты мирными средствами: раздачей денежных средств нуждающимся, организацией бесплатных «столов», помощью сиротам и вдовам, законодательным ограничением своеволия ростовщиков и пр.

Со  времени Владимира I источники особенно подчеркивают важность судебной функции  князя. Князь был высшей судебной инстанцией, доступной населению, высшей справедливостью в обществе. Но он же являлся организатором всей системы  судопроизводства, которая функционировала  на основе княжеского законодательства («уставов» и «уроков»). Князья назначали  штрафы за проступки и преступления, сообразуясь с обычным правом, устанавливали размеры вознаграждения должностным лицам, создавали местную  администрацию.

Издревле  князья выполняли ещё одну функцию  – сбор налогов с подвластного населения. Древним способом сбора  налогов на Руси было полюдье, своего рода военные экспедиции, проводившиеся  князьями, как правило, два раза в  год – весной и осенью. Однако строгого порядка в этом деле поначалу не существовало, и князья наведывались за данью чаще двух раз в год, всё  зависело от их доброй воли. После смерти Игоря, поплатившегося за жадность, Ольга  упорядочила сбор дани, установив  погосты – особые места – и  учредила особых чиновников сборщиков  налогов. Единицей обложения становится двор (дым), «становища и ловища».

При великом князе действовал Совет, состоявший из наиболее влиятельных  дружинников и представителей родоплеменной  знати (старцы градские). К окружению  князя принадлежали тысяцкие, сотские  и десятские. Эти названия военного происхождения, они ведут своё начало от принятой у славян, как, собственно, и у других народов, десятичной системы  деления племенного войска – ополчения. Эти названия закрепились затем  за начальниками гарнизонов и командирами  частей, поставленных великим князем в отдельных городах – центрах  княжений. Позднее они трансформировались в городское и вообще местное начальство; тысяцкий – в воеводу, сотские и десятские – в финансово-административные органы.

С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьёзные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают всё больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы – великий киевский князь – сюзерен, но он лишь первый среди равных, он – старейший обладатель самого богатого стола. Остальные князья – молодшие – его вассалы, их отношения с ним строятся на основе договора ряда или так называемых «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Вассалы обязаны оказывать старейшему особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй (лёном или феодом).

Особой  структурой в государственном управлении были феодальные съезды, на которых  князья согласовывали политику, обсуждали  законы, изгоняли со столов нерадивых, провинившихся, нарушивших «крестную  грамоту», принимали решения о  войне и мире, заключали союзы. Так, первый съезд состоялся после  смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., последний  – накануне битвы при Калке  в 1223 г. Особо известен съезд 1097 г. в  Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность своим решением, что каждый князь «держит отчину свою».

Вече  у славян, как и у германцев, возникло в глубокой древности. Правда, данные о нём так скудны, что  вряд ли возможно достаточно определённо  говорить о его функциях и организационных  формах. Были ли вечевые собрания продолжением племенных сходок или они сразу  зарождались как городские собрания–  на этот вопрос вряд ли можно ответить. Известно новгородское вече более позднего времени, о котором речь впереди. Можно думать, что вечевые собрания созывались князем крайне редко в виду процедурной сложности, ведь надо было собрать в одном месте дружину, родоплеменную знать, свободных жителей города, а затем принять на этом сборище какие-то важные решения. Скорее всего делалось это методом вопросов и ответов: «да» или «нет».

 

   

      Социальные отношения и правовое положение населения

 

Можно выделить 2 управленческие системы: городская  администрация, выросшая из прежней  «численной» системы, представители  которой делили власть с княжескими посадниками (от слова «посадить»). Посадник и тысяцкий считались высшими  должностями. Вторая система, более  поздняя, – дворцово-вотчинная. Она  формировалась в ходе роста княжеского хозяйства, которым управляли придворные чины («огнищанин» – дворецкий, старый конюх, «тиуны», другие «княжьи мужи», – их называет Русская Правда). По аналогии с княжеским хозяйством строилось управление в вотчинах феодалов, которые постепенно приобретали  права носителей государственной  власти в пределах вотчин (судебный иммунитет).

Однако  окончательно эта система складывается позднее, в XIII–XIV вв., и мы вернемся к  ней в своё время.

Военные силы состояли из дружины, ополчения, собиравшегося  в случае войны, и наёмных отрядов  иноземных войск. Дружина жила на княжеском дворе (в гриднице) и  представляла собой тоже наёмную, но весьма привилегированную силу. Она кормилась войной («воюющеины страны» – Новгородская I летопись), а, кроме того, князья из своих доходов давали дружине «на оружье». Дружина не была однородной, выделяя из своей среды ряд прослоек. Верхняя, наиболее привилегированная часть – старшая дружина, или «дружина отня», состояла из тех, кто служил ещё отцу князя. Из её рядов выходили тысяцкие, сотские и др. представители княжеской администрации. Верхушка старшей дружины, скорей всего, и породила бояр, т.е. крупных феодалов-землевладельцев, строивших своё хозяйство по примеру княжеского, содержавших свой двор и свою дружину. За ними следовали «мужи» – основной костяк княжеской дружины, из которых рекрутировались дворцовые чины. Младшие дружинники (отроки, пасынки, детские) находились постоянно при князе, сливаясь с его несвободной челядью.

Финансы. Княжеские доходы складывались из военной добычи, дани с подвластного населения, судебных пошлин, внутренней и внешней торговли. Меха, воск, мёд, рабы выменивались на серебро, служившее в качестве денежного эквивалента («кун»). К этим доходам присоединялись оброчные платежи населения, жившего на принадлежащих князьям землях.

Общество  раннего Киевского государства  представляло собой мозаичную смесь  нескольких экономических укладов: патриархального, представленного  остатками родоплеменных отношений; рабовладельческого (Русь знала рабов  и рабовладельцев, вела оживлённую торговлю рабами) и феодального, выраставшего в процессе оседания на землю княжеских  слуг и дружинников, получавших феод – земельное владение– и от военной добычи, от княжеского обеспечения переходивших на новое довольствие, которое давала им эксплуатация зависимых людей. Крупного и влиятельного слоя рабовладельцев здесь не сложилось, рабовладелец и феодал часто выступали в одном лице. Да и рабы не представляли собой некоей замкнутой группы: они превращались в княжеских и боярских слуг, с одной стороны, и, таким образом, пополняли ряды формирующегося сословия феодалов. А с другой стороны, их сажали на землю и превращали в феодально-зависимых людей.

Итак, какие социальные группы (страты), чьи  права и обязанности определялись законом, можно выделить в раннефеодальном  обществе Киевской Руси?

Феодалы располагались наверху социальной пирамиды. Этот слой формировался из князей, бояр, выходивших как из верхушки дружины, так и из местной знати, представителей княжеской администрации: посадников, тысяцких, тиунов и пр. Князья выступали, во-первых, как верховные собственники и распорядители всей русской  земли. Но в X в. начинается активное образование  княжеского домена, т.e. земельных владений княжеской семьи, который складывается из общинных земель (путем захвата), из пустошей, которых было ещё достаточно много. Боярское землевладение формировалось как из земель, пожалованных князем, так и из владений родоплеменной знати и богатых членов общины, получавших за свою вассальную службу князю податной и судебный иммунитет. Однако боярское звание ещё не передается по наследству, только служба в довольно высоком ранге даёт право на это звание.

Русская Правда раскрывает нам лишь некоторые  аспекты правового статуса этого  сословия. Она устанавливает двойную  виру (штраф) в 80 гривен за убийство княжеских  слуг, огнищан, тиунов, конюхов. С большей  последовательностью защищает она  собственность на землю, устанавливая высокий штраф в 12 гривен за нарушение  земельной межи. Такой же штраф  следует за разорение пчельника (борти), бобриных и других охотничьих угодий.

Класс сельских жителей состоял из людей  свободных, полузависимых и несвободных. Основную массу населения составляли свободные общинники, жившие как  на общинных, так и на частновладельческих  землях. Они платили дань и участвовали  в ополчении в случае военных  действий. На них распространялись государственная юрисдикция и княжеский  суд. Источники называют их по-разному: люди, людины, сябры. смерды. Чаще всего употребляется слово «смерд».

Правовое  положение «смерда» ясно не до конца, он ограничен в праве наследования, после его смерти, в случае отсутствия сыновей, имущество передается князю, а дочери получают только приданое, в то время как имущество боярина  или дружинника в аналогичной  ситуации переходит к дочерям (ст. 90–91 Пространной Правды). По другим источникам смерд выступает как  лично свободный человек, он ведёт  самостоятельное хозяйство, выплачивает  штрафы, характерные для свободных  людей, имеет право переходить от одного патрона к другому, за кражу  его коня устанавливается штраф  в 2 гривны и пр. Нигде конкретно  Русская Правда не фиксирует ограничение  правоспособности смерда.

Сомнение  в том, что это свободный человек, долгое время обсуждавшееся в нашей литературе, было порождено статьей Русской Правды, установившей одинаковый штраф за убийство смерда и холопа («А за смерд и холоп 5 гривен»). Но возможно и другое прочтение этого текста: «А за смердий холоп 5 гривен». В таком случае речь идет о холопе, принадлежащем смерду.

Более определено правовое положение закупа, человека полузависимого. О нём Русская  Правда имеет компактную группу статей, в которых он предстает перед  нами как обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое  положение к собственнику земли  за купу – занятый долг (деньги, инвентарь, скот и другое имущество). Закуп был  обязан отработать проценты на «купу» в хозяйстве кредитора. Личность должника обеспечивала договор, ибо  в случае неуплаты долга в срок служба становилась пожизненной и закуп превращался в холопа. Закуп сохранял частичную правоспособность, мог выступать в суде по незначительным тяжбам свидетелем, его жизнь охранялась вирой в 40 гривен, как и любого свободного человека. Его нельзя было «без вины» побить, отнять имущество, продать. Но за побег от господина закуп превращался в холопа (ст. 56 Пр. Пр.), за кражу, совершенную им, отвечал его господин, а самого закупа ожидало полное холопство (ст. 64. Пр. Пр.).

В самом низу социальной лестницы находились рабы: холопы, челядины. Раб не был  субъектом правоотношений, не мог  вступать в договоры, считался собственностью господина. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба его хозяину как  за уничтожение вещи, а сам хозяин за такое деяние в лучшем случае мог получить церковное покаяние. Древними источниками рабства были плен и рождение от рабыни. В рабство  попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), через  закупничество. Ст. 110 Пространной Правды устанавливает ещё 3 случая холопства: женитьбу на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажу.

Информация о работе Киевская Русь 9-12века