Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие содержания темы Киевской Руси в работах И.Я.Фроянова и Древней Руси IX-XII веков. В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи :
- раскрыть основные положения концепции И.Я.Фроянова о Киевской Руси ;
- выделить черты становления Киевской Руси ;
Глава 1. Исторический аспект изучения киевской руси в работах и.я.фроянова 3
1.1. Концепция И.Я.Фроянова О Киевской Руси 3
1.2. Черты Становления Киевской Руси 3
Глава 2. История жизни сергия радонежского 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Термины 3
В.А.Кучкин предполагал, что, согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием17. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь»18 под защиту князя Михаила Александровича Тверского.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.19
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…
25 сентября 1392 года Сергий скончался, а через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет20; день 5 (18) июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости.21 Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
Целью данной работы являлось раскрытие содержания темы Киевской Руси в работах И.Я.Фроянова и Древней Руси IX-XII веков.
В заключение автор подводит итоги
1.В Древней Руси крупное
частное землевладение было
2.Основная масса сельского
населения оставалась лично
3.Общественный строй древней
Руси - дофеодальный, процесс классообразования
в этот период далеко не
завершился, князья являлись не
раннефеодальными монархами, а
высшими должностными лицами
в образовывавшихся в ту эпоху
городах-государствах
4.Бояре были верхушкой
городских общин и скорее
5."Феодалы" отождествили
верховную княжескую власть
6.Во Владимире и Галиче
"последнее слово в решении
всех проблем местной жизни
принадлежало вечевой общине. Всесилие
бояр, подмявших якобы под себя
и народ, и князя, – миф
старой историографии,
7.Волынские и галицкие бояре ничем особенным не отличались от бояр других древнерусских земель: с одной стороны, входя в княжескую дружину, с другой стороны, являясь руководителями городской общины, они активно влияли на политическую жизнь своих волостей, но вовсе не подменяли собой ни князя как главу исполнительной власти, ни народное вече как высшую власть в данной земле.
8.Переходный характер
древнерусского общества от
9.Князья "думали" и со своей дружиной, в которую входили и бояре, и с "людьми" на вече, в котором также участвовали бояре в качестве общинных лидеров.
10.Земское боярство "распадалось
на партии, поддерживавшие различных
князей", что "партии типичны
для всех городов-государств
11.Успех внутриобщинной борьбы определялся поддержкой народа в целом.
12.В пользу большей
древности именно сотенной
13.Бояре - представители
городской общины вообще, не вдаваясь
в подробности; "на протяжении
XI-XII вв. собственность свободных
общинников доминировала в
Поэтому, возрастает роль и
боярской думы, определяющей взаимоотношения
князя и общины, и народного
веча, имеющего всю полноту власти,
больше всего напоминает демократию
социалистическую, при которой одна-единственная
партия большинства в своих
1.Частное землевладение
- собственность на землю в
сложившейся исторической
2. Монарх - наследственный
или (реже) выборный глава монархического
государства. Лицо обладающее
суверенитетом. Всегда
3.Бояре - высший слой
феодального общества в
4.Община - совокупность представителей
определенного вероисповедания,
5.Феодалы – владельцы земель.
6.Феодальная рента - одна
из форм земельной ренты;
7. Вечевая община –
форма древнерусской
8.Княжеская дружина –
необходимый элемент в
9.Князь – глава феодального
монархического государства
10. Города-государства - небольшая
территория вместе с
11.Боярская дума - это высший
совет, состоявший из
12.Боярство - высшее сословие Древней Руси.
1 Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974.
2 Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
3 Фроянов И. Я. Древняя Русь. С.575.
4 Фроянов И. Я. Древняя Русь. С.165, 394, 470, 527, 575
5 Фроянов И. Я.. Киевская Русь. Л., 1980. С.85
6 Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю . Города-государства Древней Руси. Л., 1988. С.150-151.
7 Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю . Города-государства Древней Руси. Л., 1988. С.150-151.
8 Фроянов И. Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
9 В XII в. в Галиче реально существовал боярин Тудор Ельцич, который, впрочем, не был замечен в каких-либо "раскольнических" действиях.
10 Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. С. 185-186.
11 Становление и развитие раннеклассовых обществ. Л., 1986. С. 253; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. С. 196.
12 http://www.hrono.ru/libris/
13 http://www.hrono.ru/libris/
14 http://www.hrono.ru/libris/
15 «Радонежский» — топонимическое прозвище.
16 Ульянов О. Г. Поручительство прп. Сергия Радонежского: инцидент с клятвой великому князю Дмитрию Донскому епископа Дионисия Суздальского
17 В. А. Кучкин. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. № 1 (11). С. 114—115.
18 Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 122.
19Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Граф М. В. Толстой Рассказы из истории Русской Церкви.
20 Бернар Маршалье. Вскрытие мощей в первые годы Советской власти.
21 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 297—298