Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа
Кодификация права- это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.
Во многих случаях издание Основ и кодексов выражает качественное обновление правового регулирования, своего рода правовую реформу. "Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порою отправную точку нового развития в соответственной области права".
1.Введение.
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
3. Кодификация в трудовом праве.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
5. Кодификация в уголовном и уголовно-процессуальном праве.
6.Закон "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
7.Кодификация в семейном праве.
8.Конституция СССР 1977г.
9.Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях.
10.Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
по “ Истории отечественного государства и права”
на тему: “ Кодификация советского права в 50-70 годы XX века”.
Выполнил: слушатель 1 курса группы БЮР-11ц
Рязанов Юрий Владимирович
Проверил: Фролов Сергей Анатольевич
Кодификация советского права в 50-70 годы XX века.
1.Введение.
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
3. Кодификация в трудовом праве.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
5. Кодификация в уголовном
и уголовно-процессуальном
6.Закон "Об утверждении
Основ исправительно-
7.Кодификация в семейном праве.
8.Конституция СССР 1977г.
9.Основы законодательства
СССР и союзных республик об
административных
10.Заключение.
Список использованной литературы.
1.Введение.
Кодификация права- это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.
Во многих случаях издание
Основ и кодексов выражает качественное
обновление правового регулирования,
своего рода правовую реформу. "Кодификация,
– писал П.И. Люблинский, – представляет
вид законодательства, оплодотворенный
юридической наукой, создающий новое
право и потому составляющий порою
отправную точку нового развития
в соответственной области
Кодификация обычно сопровождается большой научной работой; создание некоторых кодексов становится важным этапом в развитии права страны, а иногда и права в целом.
Начиная с середины
50-х годов наступает новый,
второй этап кардинального
В рассматриваемый период, когда был сделан определенный поворот в сторону усиления демократических начал в общественной и государственной жизни, активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новых общесоюзных законов.
Масштабы,
объем и многосторонность правотворчества
были таковы, что имелись достаточные
основания для вывода о проведении
новой кодификации советского права,
в особенности таких его
В
новых общесоюзных законах
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
Наиболее отчетливо изменения,
произошедшие в стране, отразились
на содержании гражданского
Действовавшее
к началу периода гражданское
законодательство в значительной мере
устарело. Некоторые нормы, принятые
в начале 20-х годов, на практике уже
не применялись. Кроме того, гражданское
законодательство было кодифицировано
в рамках союзных республик в
виде гражданских кодексов, в масштабе
же Советского Союза такая систематизация
проведена не была. Между тем факт
объединения республик в
Основы гражданского законодательства включали преамбулу и 129 статей, объединенных в 8 разделов: общие положения, право собственности, обязательное право, авторское право, право на открытие, изобретательское право, наследственное право, правоспособность иностранцев и лиц без гражданства.
В
вышеуказанном документе
В соответствии с Основами гражданского законодательства в период 1963 - 1965 гг. каждой союзной республикой были приняты Гражданские кодексы. 11 июня 1964 года был принят Гражданский кодекс РСФСР. Он конкретизировал и детализировал многие нормы Основ гражданского законодательства и содержал гражданско-правовые институты, отсутствующие в союзном законе, например, договоры хранения, комиссии, займа, поручения и др.
Данные законодательные
акты содержали основополагающие нормы
гражданского права. Они в целом
отразили сложившуюся в стране систему
имущественных отношений и
Субъектами гражданских правоотношений признавались как граждане, так и юридические лица. Дееспособность граждан в полном объеме наступала с 18 лет. Дети до 15 лет считались недееспособными. Осуществление прав и исполнение обязанностей за них могли совершать их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет были частично дееспособны - могли совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться стипендией и своим заработком, осуществлять авторские и изобретательские права.
Юридическими лицами признавались государственные объединения, предприятия, организации, колхозы, кооперативные и общественные организации и объединения.
Статья 25 Основ устанавливала, что в личной собственности граждан может находиться имущество, предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей, то есть предметы потребления, мелкие средства производства, необходимые для ведения домашнего хозяйства. Ст. 106 ГК предусматривала, что у гражданина или совместно проживающих супругов может быть только один дом. Собственник не имел права использовать свое имущество для извлечения нетрудовых доходов. От собственника имущество могло перейти другим лицам в порядке наследования. Различалось наследование по закону и по завещанию. Подробно определялась очередность наследования по закону.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и ГК РСФСР определили основания возникновения гражданских прав и обязанностей: из сделок, административных актов, актов планирования, в результате открытий, изобретений, создания произведений науки, литературы, искусства, вследствие причинения вреда другому лицу, вследствие определенных правовых событий.
Устанавливалась форма сделок: устная, простая письменная и нотариальная. В устной форме могли заключаться сделки граждан на сумму до 100 рублей и сделки, исполняемые при самом их совершении. В простой письменной форме совершались сделки государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан на сумму свыше 100 руб., а также сделки, в отношении которых закон требовал обязательной письменной формы. Например, договор займа на сумму свыше 50 руб. должен был совершаться в простой письменной форме. Такие виды сделок как купля-продажа дома, договор дарения, завещание, должны были нотариально удостоверяться.
Законодательство детальным образом регламентировало обязательственное право. Определялись виды обязательств: договорные и внедоговорные. К внедоговорным, например, относились обязательства, возникающие из причинения вреда. Следует отметить, что моральный вред законодательством признавался, но обязательства могли быть односторонними и взаимными, альтернативными и факультативными, главными и зависимыми. Определялись способы обеспечения обязательств - неустойка (штраф или пеня), залог, поручительство, задаток, гарантия.
Устанавливались сроки исковой давности - три года для граждан и один год по спорам между юридическими лицами.
8 декабря 1961 года были
утверждены Основы
Закон предусматривал расширение
участия организаций и
3. Кодификация в трудовом праве.
Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения находившегося на весьма низком уровне материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.
В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Они являлись первичным органом, рассматривавшим трудовые споры, возникавшие между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией - с другой, по вопросам увольнения или перевода на другую работу, оплаты простоя или брака, сверхурочной работы и т. д. При несогласии заинтересованного работника с решением комиссии он мог обратиться в фабричный, заводской, местный комитет профсоюза, который должен был в 7-дневный срок рассмотреть жалобу. При несогласии с постановлением комитета профсоюза оно могло быть обжаловано в 10-дневный срок в народный суд. Такой порядок рассмотрения трудовых споров расширял компетенцию профсоюзов в защите прав рабочих и служащих.
Значительные изменения в области трудового права начались со второй половины 60-х годов. В 1966 - 1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, повышен минимальный размер заработной платы. В июле 1970 года были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В них закреплялись основные принципы государственной политики в области труда, наиболее общие и существенные положения трудового права, определялась сфера регулирования трудового законодательства. Предусматривалось обязательное заключение трудового договора, предусматривающего взаимные обязательства администрации, профсоюзного комитета и коллектива рабочих и служащих по организации работ, условий труда, продолжительности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, по выполнению плана, повышению качества продукции и т.д.
В соответствие с Основами было приведено и республиканское законодательство. 9 декабря 1971 года Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР. В новом законодательстве получило закрепление дальнейшее развитие права советских граждан на труд, которое обеспечивалось социалистической системой хозяйства. В это время последовательно принимаются меры по повышению благосостояния граждан. 25 декабря 1972 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о прекращении взимания налогов с заработной платы низкооплачиваемых рабочих и служащих.
Информация о работе Кодификация советского права в 50-70 годы XX века