Кодификация советского права в 50-70 годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание

Кодификация права- это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.
Во многих случаях издание Основ и кодексов выражает качественное обновление правового регулирования, своего рода правовую реформу. "Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порою отправную точку нового развития в соответственной области права".

Содержание

1.Введение.
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
3. Кодификация в трудовом праве.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
5. Кодификация в уголовном и уголовно-процессуальном праве.
6.Закон "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
7.Кодификация в семейном праве.
8.Конституция СССР 1977г.
9.Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях.
10.Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

контр работа по ист гос и праваРАБОТА(КОДИФИКАЦИЯ).docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

                                    ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

                                              МРЦПК

 

                                   Контрольная работа

 

 

      по “ Истории отечественного государства и права”

 на тему: “ Кодификация советского права в 50-70 годы XX века”.

 

                                                           Шифр: 12 Ю 60.

 

 

 

                                                                                                                                                          

Выполнил:  слушатель 1 курса группы БЮР-11ц

                      Рязанов Юрий Владимирович

Проверил:  Фролов Сергей Анатольевич

 

                                             

                                     г. Тамбов 2013г.

 

 

  Кодификация советского права в 50-70 годы XX века.

                                               Содержание.

1.Введение.

2. Кодификация в гражданском и  гражданско-процессуальном  праве.

3. Кодификация в трудовом праве.

4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном  праве.

5. Кодификация в уголовном  и уголовно-процессуальном праве.

6.Закон "Об утверждении  Основ  исправительно-трудового   законодательства СССР и  союзных  республик" и Исправительно-трудовой  кодекс РСФСР.

7.Кодификация в семейном праве.

8.Конституция СССР 1977г.

9.Основы законодательства  СССР и союзных республик об  административных правонарушениях.

10.Заключение.

Список использованной литературы.

  1. Вологдин А. А. История государства и права России Издательство: Высшая школа, 2007 г.
  2. Исаев И. А. История государства и права России (4-е издание) Издательство: Проспект, 2009 г.
  3. История отечественного права в новейшее время (1917 - 2002 гг. ). Учебное пособие / Кузин В. Н., Францифоров Ю. В. - М. : Книга-сервис, 2002.- 128 c.
  4. Кодификация Российского частного права Под ред. Медведева Д. А. Издательство: Статут, 2008 г.
  5. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. М., Юридическая литература, 1991, 382 с.
  6. Тимошина Е. С. Теория государства и права на рубеже веков. Проблемы и перспективы. Правоведение 2000 , № 3
  7. Томсинов В. А. История государства и права: Учебные программы общих и специальных курсов Издательство: Статут, 2007 г.
  8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. /Под ред. Стрекозова В. Г. М: Интерстиль, 1997г.

 

1.Введение.

Кодификация права- это такой  вид правотворчества, при котором  обеспечивается системное нормативное  регламентирование данного вида общественных отношений путем издания  единого, юридически и логически  цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.

Во многих случаях издание  Основ и кодексов выражает качественное обновление правового регулирования, своего рода правовую реформу. "Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет вид законодательства, оплодотворенный  юридической наукой, создающий новое  право и потому составляющий порою  отправную точку нового развития в соответственной области права".

Кодификация обычно сопровождается большой научной работой; создание некоторых кодексов становится важным этапом в развитии права страны, а иногда и права в целом.

 

 Начиная с середины 50-х годов наступает новый,  второй этап кардинального реформирования  действующей системы советского  права.

В рассматриваемый период, когда был  сделан определенный поворот в сторону  усиления демократических начал  в общественной и государственной  жизни, активизируется правотворческая  деятельность государства, принимается  ряд новых общесоюзных законов.

Масштабы, объем и многосторонность правотворчества  были таковы, что имелись достаточные  основания для вывода о проведении новой кодификации советского права, в особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное, процессуальное право.

В новых общесоюзных законах нашли  отражения те изменения в социально-экономической  и культурной жизни страны, которые  произошли со времени первой кодификации  начала 20-х годов.

2. Кодификация в гражданском  и гражданско-процессуальном  праве.

  Наиболее отчетливо изменения,  произошедшие в стране, отразились  на содержании гражданского права.  И здесь прежде всего следует  иметь в виду тот факт, что  определяющее влияние на развитие  имущественных и других общественных  отношений, регулируемых гражданско-правовыми  нормами, оказывало превращение  социалистической (государственной  и общественной) собственности в главный фактор экономической жизни страны.

Действовавшее к началу периода гражданское  законодательство в значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые в начале 20-х годов, на практике уже  не применялись. Кроме того, гражданское  законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в  виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена не была. Между тем факт объединения республик в союзном  государстве делал необходимым  выработку и закрепление норм, которые определили бы единые для  страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный  Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик.

Основы гражданского законодательства включали преамбулу и 129 статей, объединенных в 8 разделов: общие положения, право  собственности, обязательное право, авторское  право, право на открытие, изобретательское право, наследственное право, правоспособность иностранцев и лиц без гражданства.

В вышеуказанном документе впервые  в истории советского законодательства давались классификация оснований  возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация  форм защиты гражданских прав.

В соответствии с Основами гражданского законодательства в период 1963 - 1965 гг. каждой союзной республикой  были приняты Гражданские кодексы. 11 июня 1964 года был принят Гражданский  кодекс РСФСР. Он конкретизировал и  детализировал многие нормы Основ  гражданского законодательства и содержал гражданско-правовые институты, отсутствующие  в союзном законе, например, договоры хранения, комиссии, займа, поручения  и др.

Данные законодательные  акты содержали основополагающие нормы  гражданского права. Они в целом  отразили сложившуюся в стране систему  имущественных отношений и провозгласили  существование в СССР, кроме государственной  и колхозно-кооперативной собственности, собственности профсоюзных и  иных общественных организаций, а также  личной собственности. Особенностью этих документов явилось то, что они  регулировали имущественные отношения  в обществе, где отсутствовала  частная собственность на средства производства и землю. В них была подчеркнута противозаконность  извлечения «нетрудовых» доходов из личной собственности.

Субъектами гражданских  правоотношений признавались как граждане, так и юридические лица. Дееспособность граждан в полном объеме наступала  с 18 лет. Дети до 15 лет считались недееспособными. Осуществление прав и исполнение обязанностей за них могли совершать их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет были частично дееспособны - могли совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться стипендией и своим заработком, осуществлять авторские и изобретательские права.

Юридическими лицами признавались государственные объединения, предприятия, организации, колхозы, кооперативные  и общественные организации и  объединения.

Статья 25 Основ устанавливала, что в личной собственности граждан  может находиться имущество, предназначенное  для удовлетворения их материальных и культурных потребностей, то есть предметы потребления, мелкие средства производства, необходимые для ведения  домашнего хозяйства. Ст. 106 ГК предусматривала, что у гражданина или совместно  проживающих супругов может быть только один дом. Собственник не имел права использовать свое имущество  для извлечения нетрудовых доходов. От собственника имущество могло  перейти другим лицам в порядке наследования. Различалось наследование по закону и по завещанию. Подробно определялась очередность наследования по закону.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик  и ГК РСФСР определили основания  возникновения гражданских прав и обязанностей: из сделок, административных актов, актов планирования, в результате открытий, изобретений, создания произведений науки, литературы, искусства, вследствие причинения вреда другому лицу, вследствие определенных правовых событий.

Устанавливалась форма сделок: устная, простая письменная и нотариальная. В устной форме могли заключаться  сделки граждан на сумму до 100 рублей и сделки, исполняемые при самом  их совершении. В простой письменной форме совершались сделки государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан на сумму свыше 100 руб., а также сделки, в отношении которых закон требовал обязательной письменной формы. Например, договор займа на сумму свыше 50 руб. должен был совершаться в простой письменной форме. Такие виды сделок  как купля-продажа дома, договор дарения, завещание, должны были нотариально удостоверяться.

Законодательство детальным  образом регламентировало обязательственное  право. Определялись виды обязательств: договорные и внедоговорные. К внедоговорным, например, относились обязательства, возникающие из причинения вреда. Следует отметить, что моральный вред законодательством признавался, но обязательства могли быть односторонними и взаимными, альтернативными и факультативными, главными и зависимыми. Определялись способы обеспечения обязательств - неустойка (штраф или пеня), залог, поручительство, задаток, гарантия.

Устанавливались сроки исковой  давности - три года для граждан  и один год по спорам между юридическими лицами.

8 декабря 1961 года были  утверждены Основы гражданского  судопроизводства Союза ССР и  союзных республик. Они устанавливали  единые для всего Союза ССР  принципы гражданского процессуального  права. В Основах гражданского  судопроизводства была заложена  юридическая база для единообразного  решения коренных вопросов гражданского  судопроизводства, закреплялись основные права и обязанности участников гражданского процесса.

Закон предусматривал расширение участия организаций и коллективов  трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. Профсоюзы и  другие общественные организации через  своих представителей могли предъявлять  иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. В случаях, предусмотренных законом, гражданские дела могли быть рассмотрены товарищескими судами. В 1964 году в соответствии с Основами и в их развитие были приняты новые Гражданско-процессуальные кодексы союзных республик.

3. Кодификация в трудовом праве.

Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения находившегося на весьма низком уровне материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение  о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов  профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Они являлись первичным органом, рассматривавшим  трудовые споры, возникавшие между  рабочими и служащими, с одной  стороны, и администрацией - с другой, по вопросам увольнения или перевода на другую работу, оплаты простоя или  брака, сверхурочной работы и т. д. При  несогласии заинтересованного работника  с решением комиссии он мог обратиться в фабричный, заводской, местный  комитет профсоюза, который должен был в 7-дневный срок рассмотреть  жалобу. При несогласии с постановлением комитета профсоюза оно могло  быть обжаловано в 10-дневный срок в  народный суд. Такой порядок рассмотрения трудовых споров расширял компетенцию  профсоюзов в защите прав рабочих  и служащих.

Значительные изменения  в области трудового права  начались со второй половины 60-х годов. В 1966 - 1967 гг. была введена пятидневная  рабочая неделя с двумя выходными, повышен минимальный размер заработной платы. В июле 1970 года были приняты  Основы законодательства Союза ССР  и союзных республик о труде. В них закреплялись основные принципы государственной политики в области труда, наиболее общие и существенные положения трудового права, определялась сфера регулирования трудового законодательства. Предусматривалось обязательное заключение трудового договора, предусматривающего взаимные обязательства администрации, профсоюзного комитета и коллектива рабочих и служащих по организации работ, условий труда, продолжительности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, по выполнению плана, повышению качества продукции и т.д.

В соответствие с Основами было приведено и республиканское  законодательство. 9 декабря 1971 года Верховный  Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР. В новом законодательстве получило закрепление дальнейшее развитие права советских граждан на труд, которое обеспечивалось социалистической системой хозяйства. В это время последовательно принимаются меры по повышению благосостояния граждан. 25 декабря 1972 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о прекращении взимания налогов с заработной платы низкооплачиваемых рабочих и служащих.

Информация о работе Кодификация советского права в 50-70 годы XX века