Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа
Кодификация права- это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.
Во многих случаях издание Основ и кодексов выражает качественное обновление правового регулирования, своего рода правовую реформу. "Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порою отправную точку нового развития в соответственной области права".
1.Введение.
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
3. Кодификация в трудовом праве.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
5. Кодификация в уголовном и уголовно-процессуальном праве.
6.Закон "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
7.Кодификация в семейном праве.
8.Конституция СССР 1977г.
9.Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях.
10.Заключение.
Список использованной литературы.
В целях защиты трудящихся от незаконных действий администрации 20 мая 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о порядке рассмотрения трудовых споров. В нем закреплялись гарантии справедливого решения вопросов по спорам об увольнении и переводе рабочих и служащих на другую работу.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
Изменения
в земельном и колхозном праве,
происходившие в
13 декабря 1968 года были
приняты Основы земельного
В
Основах земельного законодательства
задачами советского земельного законодательства
выдвигались регулирование
Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. . В этих целях, в частности, было осуществлено расширение прав колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, которое предоставило колхозникам право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.
Несколько раньше, в марте
1955 г., расширялись права колхозов
в области планирования. При условии
обеспечения плана поставок и
натуральных поступлений в
Изменения произошли в
принципах и форме оплаты труда
в колхозах. Существовавшая практика,
когда основная часть дохода, подлежавшая
распределению по трудодням, выдавалась
колхозникам по окончании
Существенные изменения
в правовое регулирование деятельности
колхозов были внесены в марте 1958
г. в связи с принятием Верховным
Советом СССР Закона о реорганизации
МТС. Необходимость осуществления
подобной меры мотивировалась тем, что
машинно-тракторные станции свои задачи
выполнили. К концу 50-х годов колхозы
экономически окрепли, технически стали
лучше оснащены, имели свои квалифицированные
кадры. Поэтому был осуществлен
переход от производственно-технического
обслуживания колхозников через
МТС к свободной продаже
Колхозное право регламентировалось принятым в 1969 году «Примерным Уставом колхоза».
В октябре 1960 г. был принят
закон "Об охране природы в РСФСР",
направленный на усиление охраны, рациональное
использование и
В декабре 1970 года были приняты
Основы водного законодательства Союза
ССР и союзных республик. Все
воды СССР составляли единый государственный
фонд. Он включал в себя: реки, озера,
водохранилища, другие поверхностные
водоемы и источники, воды каналов
и прудов, подземные воды и ледники,
внутренние моря и территориальные
воды СССР. Устанавливались
В июле 1975 года Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. Недра закреплялись в исключительной государственной собственности, могли предоставляться только в пользование. Законодательно определялись пользователи недр, виды и порядок пользования недрами, права и обязанности пользователей. В соответствии с этим общесоюзным Законом в союзных республиках вступили в действие свои Кодексы о недрах.
17 июня 1977 года Законом
СССР были утверждены Основы
лесного законодательства
5. Кодификация
в уголовном и уголовно-
В рамках проводившейся
в конце 50-х годов
Новый общесоюзный закон определял, какие деяния являются преступными, и устанавливал наказания, подлежащие применению.
На содержании Основ отразилась сложившаяся в рассматриваемый период тенденция к демократизации общественной жизни. В частности, в Основах сужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства.
Вместе с тем Основы
усиливали ответственность за некоторые
наиболее тяжкие преступления. Они
предусматривали усиленное
Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е. осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом, действовавшим в момент совершения преступления. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу, т.е. распространялся на деяния, совершенные до его издания. Закон, усиливавший наказание, обратной силы не имел.
В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качестве исключительной Основы допускали высшую меру наказания - смертную казнь - расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.
Основы отменяли ряд ранее
существовавших видов наказания
и среди них такую меру, как
лишение избирательных прав. Основы
повысили минимальный возраст
Основы предусматривали,
что условно-досрочное
Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял законы "Об уголовной ответственности за государственные преступления" „ "Об уголовной ответственности за воинские преступления". Эти законы были приняты взамен аналогичных правовых актов, действовавших с1927 г.
Общесоюзные уголовно-правовые
законы стали базой для дальнейшего
развития уголовного законодательства
союзных республик. В соответствии
с принципами и положениями, закрепленными
в Основах уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик,
разрабатывались уголовные
Уголовно-процессуальное право. Развернувшаяся кодификация права затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь прежде всего следует отметить Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г. В соответствии с Основами задачи уголовного судопроизводства состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.
В качестве принципов уголовного судопроизводства Основы закрепили недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном Законом, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их Закону, гласность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке местного населения, обеспечение обвиняемому права на защиту.
Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Эти органы были призваны осуществлять раскрытие преступлений и применение наказаний к лицам, их совершившими.
Согласно Основам производство
предварительного расследования возлагалось
на следователей прокуратуры, а по некоторым
тяжким государственным преступлениям
- на следователей органов государственной
безопасности. В 1963 г. право производства
предварительного расследования по
уголовным делам было предоставлено
органам внутренних дел. Последние
осуществляли также дознание по некоторым
видам преступлений. Основы предоставляли
право давать органам дознания обязательные
для них поручения и указания
о производстве оперативно-розыскных
и следственных действий, требовать
всяческого содействия при расследовании
уголовных дел. Основы предусматривали
участие в деле защитника со стадии
предварительного следствия, точнее, с
момента объявления обвиняемому
об окончании предварительного следствия
и предъявления ему для ознакомления
всего производства по делу. По делам
о преступлениях
Основы вводили институт общественных обвинителей и общественных защитников.
Еще до принятия Основ, в 1956 г., были отменены законы, принятые в 30-х годах, устанавливавшие упрощенный порядок производства по государственным преступлениям.
6.Закон "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
11 июля 1969 году были утверждены
Основы исправительно-
порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы, а также порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих приговоры к этим видам наказания, и участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.
Информация о работе Кодификация советского права в 50-70 годы XX века