Кодификация советского права в 50-70 годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание

Кодификация права- это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.
Во многих случаях издание Основ и кодексов выражает качественное обновление правового регулирования, своего рода правовую реформу. "Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порою отправную точку нового развития в соответственной области права".

Содержание

1.Введение.
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
3. Кодификация в трудовом праве.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
5. Кодификация в уголовном и уголовно-процессуальном праве.
6.Закон "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
7.Кодификация в семейном праве.
8.Конституция СССР 1977г.
9.Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях.
10.Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

контр работа по ист гос и праваРАБОТА(КОДИФИКАЦИЯ).docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

В целях защиты  трудящихся от незаконных действий администрации 20 мая 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение  о порядке рассмотрения трудовых споров. В нем закреплялись гарантии справедливого решения вопросов по спорам об увольнении и переводе рабочих и служащих на другую работу.

4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном  праве.

Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый  период, представляли собой составную  часть мер, принимавшихся руководством КПСС и советского государства по преодолению отставания сельского  хозяйства.

13 декабря 1968 года были  приняты Основы земельного законодательства  Союза ССР и союзных республик.  На их базе были разработаны  и с 1970 года вступили в действие  республиканские Земельные кодексы.

В Основах земельного законодательства задачами советского земельного законодательства выдвигались регулирование земельных  отношений в целях рационального  использования земель, а также  охрана прав организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений. Подтверждался принцип, что земля является исключительной собственностью государства и составляет единый земельный фонд. Земельное законодательство закрепляло порядок землепользования, определяло компетенцию СССР и союзных республик в регулировании земельных отношений. Ст. 8 Основ определяла, что колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное бессрочное или временное пользование. Подчеркивалось, что гражданам земля предоставляется для ведения личного хозяйства без применения наемного труда. Временное пользование землей могло быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. Основы устанавливали права и обязанности землепользователей. Купля-продажа, залог, завещание, дарение, аренда, самовольный обмен и другие сделки, нарушающие право государственной собственности на землю, признавались недействительными.

Изменения в земельном  и колхозном праве, происходившие  в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся  руководством КПСС и советского государства  по преодолению отставания сельского  хозяйства. . В этих целях, в частности, было осуществлено расширение прав колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, которое предоставило колхозникам право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Несколько раньше, в марте 1955 г., расширялись права колхозов в области планирования. При условии  обеспечения плана поставок и  натуральных поступлений в государственные  фонды колхозы могли сеять  любые культуры и производить  любые породы скота и в любом  количестве. При планировании поставок сохранялся погектарный принцип, т.е. их норма устанавливалась не в  зависимости от произведенной продукции, а от количества закрепленной за хозяйством земли, что должно было стимулировать  более рациональное хозяйствование.

Изменения произошли в  принципах и форме оплаты труда  в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая  распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного  года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников, не способствовала росту производства. Поэтому в  марте 1956 г. в колхозах было введено  ежемесячное авансирование колхозников. Оно, как правило, проводилось в форме денежной оплаты. За более производительную работу устанавливалась дополнительная оплата труда колхозников.

Существенные изменения  в правовое регулирование деятельности колхозов были внесены в марте 1958 г. в связи с принятием Верховным  Советом СССР Закона о реорганизации  МТС. Необходимость осуществления  подобной меры мотивировалась тем, что  машинно-тракторные станции свои задачи выполнили. К концу 50-х годов колхозы  экономически окрепли, технически стали  лучше оснащены, имели свои квалифицированные  кадры. Поэтому был осуществлен  переход от производственно-технического обслуживания колхозников через  МТС к свободной продаже колхозам тракторов и других машин. Колхозы  получили собственную сельскохозяйственную технику и сами обрабатывали имеющуюся  у них землю. Ремонт техники колхозов стал осуществляться по договорам с  ремонтно-техническими станциями, а  с 1961 г. - с местными отделениями объединения "Сельхозтехника".

Колхозное право регламентировалось принятым в 1969 году «Примерным Уставом колхоза».

В октябре 1960 г. был принят закон "Об охране природы в РСФСР", направленный на усиление охраны, рациональное использование и воспроизводство  природных ресурсов. Закон объявлял охрану природы всенародным делом  и возлагал на государственные органы и общественные организации обязанность  обеспечить охрану, рациональную эксплуатацию и воспроизводство природных  ресурсов; предусматривал ответственность  руководителей учреждений, предприятий, организаций и граждан за неправомерное  уничтожение или порчу природных  богатств. Аналогичные законы были приняты в других союзных республиках.

 

В декабре 1970 года были приняты  Основы водного законодательства Союза  ССР и союзных республик. Все  воды СССР составляли единый государственный  фонд. Он включал в себя: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные  водоемы и источники, воды каналов  и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря и территориальные  воды СССР. Устанавливались водопользователи и порядок водопользования, права  и обязанности водопользователей. В РСФСР Водный кодекс был принят в 1972 году.

В июле 1975 года Верховный  Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик  о недрах. Недра закреплялись в  исключительной государственной собственности, могли предоставляться только в  пользование. Законодательно определялись пользователи недр, виды и порядок  пользования недрами, права и  обязанности пользователей. В соответствии с этим общесоюзным Законом в союзных республиках вступили в действие свои Кодексы о недрах.

17 июня 1977 года Законом  СССР были утверждены Основы  лесного законодательства Союза  ССР и союзных республик. В  1978 году в РСФСР появился фундаментальный  Лесной кодекс. Как и в предыдущем  лесном законодательстве, леса объявлялись  всенародным достоянием. Устанавливались  правила ведения лесного хозяйства  в лесах государственного значения  и в колхозных лесах, виды  и сроки лесных пользований,  порядок заготовки древесины, регламентировались вопросы охраны и защиты леса, устанавливалась ответственность за нарушение лесного законодательства. В 1980 году утверждены законы СССР об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира.

5. Кодификация  в уголовном и уголовно-процессуальном  праве.

 В рамках проводившейся  в конце 50-х годов кодификации  права следует рассматривать  издание в 1958 г. Основ уголовного  законодательства Союза ССР и  союзных республик. Основы заменили  действовавшие с 1924 г. Основные  начала уголовного законодательства  СССР и союзных республик.

Новый общесоюзный закон  определял, какие деяния являются преступными, и устанавливал наказания, подлежащие применению.

На содержании Основ отразилась сложившаяся в рассматриваемый  период тенденция к демократизации общественной жизни. В частности, в  Основах сужалась и смягчалась уголовная  ответственность за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства.

Вместе с тем Основы усиливали ответственность за некоторые  наиболее тяжкие преступления. Они  предусматривали усиленное наказание  для рецидивистов и других опасных  антиобщественных элементов. В Основах  четко был выражен принцип  ответственности только за определенное деяние и принцип индивидуализации наказания в зависимости от степени  вины лица, совершившего преступление.

Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е. осуждение  человека за деяние, прямо не предусмотренное  в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом, действовавшим в момент совершения преступления. Закон, устранявший или  смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу, т.е. распространялся  на деяния, совершенные до его издания. Закон, усиливавший наказание, обратной силы не имел.

В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В  качестве исключительной Основы допускали высшую меру наказания - смертную казнь - расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.

Основы отменяли ряд ранее  существовавших видов наказания  и среди них такую меру, как  лишение избирательных прав. Основы повысили минимальный возраст привлечения  к уголовной ответственности  с 14 до 16 лет. Вместо предусмотренного прежним законодательством максимального  срока лишения свободы 25 лет Основы установили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особо опасных  рецидивистов – 15 лет.

Основы предусматривали, что условно-досрочное освобождение должно применяться только к тем  осужденным, которые примерным поведением и честным отношением к труду  доказали свое исправление и фактически отбыли не менее половины срока наказания. К лицам, осужденным за тяжкие преступления, условно-досрочное освобождение могло  применяться по отбытии ими не менее 2/3 срока наказания. В отношении  особо опасных рецидивистов применение этой меры не предусматривалось вообще.

Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял законы "Об уголовной ответственности  за государственные преступления" „ "Об уголовной ответственности  за воинские преступления". Эти законы были приняты взамен аналогичных  правовых актов, действовавших с1927 г.

Общесоюзные уголовно-правовые законы стали базой для дальнейшего  развития уголовного законодательства союзных республик. В соответствии с принципами и положениями, закрепленными  в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, разрабатывались уголовные Кодексы  союзных республик. В октябре 1960 г. Верховным Советом РСФСР был  принят Уголовный кодекс РСФСР, заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за Российской Федерацией такие кодексы были приняты в других союзных республиках.

Уголовно-процессуальное право. Развернувшаяся кодификация права затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь прежде всего следует отметить Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г. В соответствии с Основами задачи уголовного судопроизводства состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.

В качестве принципов уголовного судопроизводства Основы закрепили  недопустимость привлечения к уголовной  ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном  Законом, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их Закону, гласность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке местного населения, обеспечение обвиняемому права на защиту.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном  судопроизводстве. Эти органы были призваны осуществлять раскрытие преступлений и применение наказаний к лицам, их совершившими.

Согласно Основам производство предварительного расследования возлагалось  на следователей прокуратуры, а по некоторым  тяжким государственным преступлениям - на следователей органов государственной  безопасности. В 1963 г. право производства предварительного расследования по уголовным делам было предоставлено  органам внутренних дел. Последние  осуществляли также дознание по некоторым  видам преступлений. Основы предоставляли  право давать органам дознания обязательные для них поручения и указания о производстве оперативно-розыскных  и следственных действий, требовать  всяческого содействия при расследовании  уголовных дел. Основы предусматривали  участие в деле защитника со стадии предварительного следствия, точнее, с  момента объявления обвиняемому  об окончании предварительного следствия  и предъявления ему для ознакомления всего производства по делу. По делам  о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических  недостатков не могли сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента  предъявления обвинения.

Основы вводили институт общественных обвинителей и общественных защитников.

Еще до принятия Основ, в 1956 г., были отменены законы, принятые в 30-х  годах, устанавливавшие упрощенный порядок производства по государственным  преступлениям.

6.Закон "Об утверждении Основ  исправительно-трудового  законодательства СССР и  союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

 

11 июля 1969 году были утверждены  Основы исправительно-трудового  законодательства СССР и союзных  республик. Они устанавливали 

порядок  и  условия  отбывания наказания  и  применения  мер исправительно-трудового воздействия к лицам,  осужденным   к   лишению   свободы,   ссылке,   высылке   и исправительным   работам  без  лишения  свободы,  а  также  порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих  приговоры  к  этим видам   наказания,   и   участия общественности  в  исправлении  и перевоспитании  осужденных.

Информация о работе Кодификация советского права в 50-70 годы XX века