Кодификация советского права в 50-70 годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание

Кодификация права- это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.
Во многих случаях издание Основ и кодексов выражает качественное обновление правового регулирования, своего рода правовую реформу. "Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порою отправную точку нового развития в соответственной области права".

Содержание

1.Введение.
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
3. Кодификация в трудовом праве.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
5. Кодификация в уголовном и уголовно-процессуальном праве.
6.Закон "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
7.Кодификация в семейном праве.
8.Конституция СССР 1977г.
9.Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях.
10.Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

контр работа по ист гос и праваРАБОТА(КОДИФИКАЦИЯ).docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

18 декабря 1970 года в  РСФСР был принят ИТК(исправительно-трудовой кодекс).Кодекс состоял из 6 разделов, включавших: общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания; порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы; порядок и условия исполнения условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; порядок и условия исполнения наказаний в виде ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы; основания и порядок освобождения от отбывания наказания, порядок оказания помощи освобожденным из мест лишения свободы, наблюдения и надзора за ними; деятельность учреждений и органов, исполняющих приговоры к указанным видам наказания; положения об участии общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.

 

 

7.Кодификация в семейном праве.

Практика применения семейного  законодательства, принятого еще  в годы войны, показала, что многие нормы уже устарели. 27 июня 1968 года Верховным Советом СССР был принят новый общесоюзный законодательный  акт, регулирующий брачно-семейные отношения - Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о браке  и семье. Задачами семейного законодательства признавалось всемерное укрепление семьи и воспитание детей. Семья  объявлялась под зашитой государства. Определялись условия заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, регламентировались вопросы усыновления, опеки и попечительства.

В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты Кодексы о браке и  семье. В РСФСР Кодекс о браке  и семье РСФСР (КоБС) был принят 30 июля 1969 года. Законодатель стремился  по возможности охватить все вытекающие из брака и семьи отношения. Кодекс подчеркивал равноправие женщин с мужчинами, регламентировал порядок и условия заключения и расторжения брака, личные и имущественные отношения супругов, права и обязанности членов семьи, вопросы усыновления, опеки и попечительства и др.

КоБС содержал ряд демократических  нововведений по сравнению с предшествующим законодательством. Например, вновь  устанавливался судебный порядок установления отцовства, допускалось и добровольное признание отцовства, значительно упрощался порядок развода, разрешались браки с иностранцами. Был установлен минимальный брачный возраст - 18 лет, в союзных республиках он мог быть снижен до 16 лет.

Укрепление института  семьи продолжалось и в последующем. Так, в декабре 1969 года были приняты  Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о здравоохранении. Специальный раздел Основ был  посвящен охране материнства и детства. Предусматривались меры по улучшению  положения матери и ребенка: организация  женских консультаций, родильных домов, санаториев, детских садов, яслей, предоставление отпуска по беременности и родам с выплатой пособия, улучшение и оздоровление условий труда и быта, государственная помощь семье. Ст. 38 определяла, что женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве.

Отдельные стороны семейно-брачных  отношений регулировались, в частности, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 года «О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств», Постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1976 года, определившим порядок  ведения записей актов гражданского состояния, и др. В июле, 1973 года были приняты Основы Союза ССР и  союзных республик о народном образовании. Они также содержали  специальный раздел о правах и обязанностях родителей и лиц, их замещающих, по воспитанию и обучению детей.

8.Конституция СССР 1977г.

В ходе кодификации были созданы Основы законодательства СССР и союзных республик и ряд  общесоюзных. Шла интенсивная работа над Сводом законов СССР. Основу этого издания должна была составить  новая Конституция СССР. Кроме  того, в него предполагалось включить важнейшие общесоюзные законодательные  акты, а также совместные постановления  ЦК КПСС и Совета Министров СССР, носящие нормативный характер. Материалы  Свода формировались как из опубликованных, так и из неопубликованных в официальных  источниках актов. В Свод не включались акты временного характера, акты, касавшиеся отдельных предприятий, организаций, учреждений и не имевшие общего значения.

Со времени принятия Конституции  СССР 1936 года произошли изменения  в социально-экономической и политической жизни страны, в международных  отношениях и т.д. Вместе с тем  произошли изменения и во взглядах на перспективы построения коммунистического  общества. Темпы экономического развития страны в этот период замедлились. Стало ясно, что о близком построении коммунизма не может быть и речи. Поэтому была разработана доктрина «развитого социализма». В этой стадии, по замыслу разработчиков, и находился СССР. Как следствие возникла необходимость изменения Конституции СССР. Проект нового Основного закона был подготовлен к концу мая 1977 года. В начале июня проект Конституции был опубликован в газетах, началось его всенародное обсуждение.

7 октября 1977 года новая  Конституция была принята на  внеочередной сессии Верховного  Совета СССР.

Конституция состояла из преамбулы, которая содержала общие положения, 9 разделов, 21 главы и 174 статей. Она  отличалась высоким уровнем юридической  техники и хорошо продуманным  построением. Впервые в Конституции  появился специальный раздел об основах  общественного строя и политики СССР. В своей основе Конституция  имела доктрину «общенародного государства». В отличие от Конституции 1936 года, объявлявшей СССР социалистическим государством рабочих и крестьян, Конституция 1977 года определяла СССР как социалистическое общенародное государство. Подчеркивалось, что вся власть в стране принадлежит народу. Политической основой советского общества признавались Советы народных депутатов, через которые народ осуществляет государственную власть. Изменение названия Советов отразило достигнутую социальную однородность советского общества.

Особенностями Конституции  СССР 1977 года было то, что основой  построения государственности провозглашался принцип демократического централизма, особое внимание уделялось соблюдению «социалистической законности». Важно  отметить, что статья 6 провозглашала  руководящую роль КПСС в государстве как ядра политической системы, руководящей и направляющей силы общества. Впервые Конституция гарантировала новые права советских граждан, такие как право на пользование достижениями культуры, право на охрану здоровья, право на жилище.

Устанавливалось, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной  собственности. Социалистическая собственность не могла использоваться в корыстных целях. Основной формой социалистической собственности признавалась государственная собственность. Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством предприятий.

Собственностью колхозов и других кооперативных организаций  являются средства производства и имущество, необходимое для осуществления  уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Конституция признавала и  личную собственность граждан, основу которой составляли трудовые доходы. В личной собственности могли  находиться предметы обихода, личного  потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом  и трудовые сбережения. Мелкое частное хозяйство кустарей и крестьян-единоличников уже не допускалось. Личная собственность не могла использоваться для получения нетрудовых доходов.

В структуре высших государственных  органов существенных изменений  не произошло. Высшим государственным  органом, как и по Конституции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессиями Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верховному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших органов власти и управления повторяла федеральную. Устанавливалось равенство граждан СССР независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. Более развернутой по сравнению с Конституцией 1936 года стала характеристика основных прав и обязанностей граждан. Впервые конституционно закреплялись права граждан СССР на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, на жилье, на образование, на участие в управлении делами государства.

На деле между провозглашенными конституционными нормами и реальностью  имелся колоссальный разрыв. Государство  просто не обладало необходимой материально-технической  базой для обеспечения провозглашенных  прав. Государственный строй того периода являлся лжепарламентаризмом, который прикрывал абсолютную власть партийно-государственной бюрократии. Конституция предоставляла каждой республике право свободного выхода из состава СССР, но этот принцип федерализма не мог быть реализован на практике, что было подтверждено реальными событиями 80-х - 90-х гг. Конституция 1977 года, как и все предыдущие, не являлась действующим законом, поскольку реально государство управлялось высшими партийными органами. В ней не было особой нужды, поэтому не случайно, что на разработку проекта Конституции ушло почти 15 лет.

12 апреля 1978 г. была принята  Конституция РСФСР, которая текстуально  повторяла основные положения  Конституции СССР, но более детально  регламентировала административно-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.

 

9.Основы законодательства  СССР и союзных республик об  административных правонарушениях.

                                              

  23 октября 1980 года  Верховным Советом СССР были  приняты основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях. Принятый документ имел задачу по охране общественного   строя   СССР,   социалистической собственности,  социально  - экономических,  политических и личных прав  и  свобод  граждан,  а  также  прав  и  законных   интересов предприятий,  учреждений  и  организаций,  установленного  порядка управления,  государственного и общественного порядка,  укрепление социалистической    законности,   предупреждение   правонарушений, воспитание  граждан  в  духе  точного  и  неуклонного   соблюдения Конституции СССР и советских законов,  уважения к правам,  чести и достоинству   других   граждан,   к   правилам   социалистического

общежития,    добросовестного   выполнения   своих   обязанностей,

ответственности перед обществом.

 

Законодательство СССР    и    союзных   республик   об  административных  правонарушениях  должно было состоять  из вышеуказанных  Основ,  определяющих  принципы  и  устанавливающих  общие  положения  этого   законодательства,   и   издаваемых   в   соответствии    с    ними   законодательных  актов СССР и постановлений Совета Министров СССР,  кодексов  и  иных  законодательных  актов  союзных   республик   и  постановлений    Советов    Министров    союзных    республик   об   административных правонарушениях.

 

Принятый документ состоял  из 4 разделов: общие положения; административные правонарушения и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; производство по делам  об административных правонарушениях.

10.Заключение.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кодификация советского права в 50-70 годы XX века