Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа
Кодификация права- это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса, устава, положения), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.
Во многих случаях издание Основ и кодексов выражает качественное обновление правового регулирования, своего рода правовую реформу. "Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порою отправную точку нового развития в соответственной области права".
1.Введение.
2. Кодификация в гражданском и гражданско-процессуальном праве.
3. Кодификация в трудовом праве.
4. Кодификация в земельном, колхозном и природоохранительном праве.
5. Кодификация в уголовном и уголовно-процессуальном праве.
6.Закон "Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик" и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
7.Кодификация в семейном праве.
8.Конституция СССР 1977г.
9.Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях.
10.Заключение.
Список использованной литературы.
18 декабря 1970 года в
РСФСР был принят ИТК(
7.Кодификация в семейном праве.
Практика применения семейного
законодательства, принятого еще
в годы войны, показала, что многие
нормы уже устарели. 27 июня 1968 года
Верховным Советом СССР был принят
новый общесоюзный
В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты Кодексы о браке и семье. В РСФСР Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБС) был принят 30 июля 1969 года. Законодатель стремился по возможности охватить все вытекающие из брака и семьи отношения. Кодекс подчеркивал равноправие женщин с мужчинами, регламентировал порядок и условия заключения и расторжения брака, личные и имущественные отношения супругов, права и обязанности членов семьи, вопросы усыновления, опеки и попечительства и др.
КоБС содержал ряд демократических нововведений по сравнению с предшествующим законодательством. Например, вновь устанавливался судебный порядок установления отцовства, допускалось и добровольное признание отцовства, значительно упрощался порядок развода, разрешались браки с иностранцами. Был установлен минимальный брачный возраст - 18 лет, в союзных республиках он мог быть снижен до 16 лет.
Укрепление института
семьи продолжалось и в последующем.
Так, в декабре 1969 года были приняты
Основы законодательства Союза СССР
и союзных республик о
Отдельные стороны семейно-брачных
отношений регулировались, в частности,
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 26 марта 1971 года «О порядке перемены
гражданами СССР фамилий, имен и отчеств»,
Постановлением Совета Министров СССР
от 10 декабря 1976 года, определившим порядок
ведения записей актов
8.Конституция СССР 1977г.
В ходе кодификации были
созданы Основы законодательства СССР
и союзных республик и ряд
общесоюзных. Шла интенсивная работа
над Сводом законов СССР. Основу
этого издания должна была составить
новая Конституция СССР. Кроме
того, в него предполагалось включить
важнейшие общесоюзные
Со времени принятия Конституции
СССР 1936 года произошли изменения
в социально-экономической и
7 октября 1977 года новая
Конституция была принята на
внеочередной сессии
Конституция состояла из преамбулы,
которая содержала общие
Особенностями Конституции
СССР 1977 года было то, что основой
построения государственности
Устанавливалось, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социалистическая собственность не могла использоваться в корыстных целях. Основной формой социалистической собственности признавалась государственная собственность. Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством предприятий.
Собственностью колхозов и других кооперативных организаций являются средства производства и имущество, необходимое для осуществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Конституция признавала и личную собственность граждан, основу которой составляли трудовые доходы. В личной собственности могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Мелкое частное хозяйство кустарей и крестьян-единоличников уже не допускалось. Личная собственность не могла использоваться для получения нетрудовых доходов.
В структуре высших государственных органов существенных изменений не произошло. Высшим государственным органом, как и по Конституции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессиями Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верховному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших органов власти и управления повторяла федеральную. Устанавливалось равенство граждан СССР независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. Более развернутой по сравнению с Конституцией 1936 года стала характеристика основных прав и обязанностей граждан. Впервые конституционно закреплялись права граждан СССР на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, на жилье, на образование, на участие в управлении делами государства.
На деле между провозглашенными
конституционными нормами и реальностью
имелся колоссальный разрыв. Государство
просто не обладало необходимой материально-
12 апреля 1978 г. была принята
Конституция РСФСР, которая
9.Основы законодательства
СССР и союзных республик об
административных
23 октября 1980 года Верховным Советом СССР были приняты основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях. Принятый документ имел задачу по охране общественного строя СССР, социалистической собственности, социально - экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического
общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей,
ответственности перед обществом.
Законодательство СССР и союзных республик об административных правонарушениях должно было состоять из вышеуказанных Основ, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства, и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, кодексов и иных законодательных актов союзных республик и постановлений Советов Министров союзных республик об административных правонарушениях.
Принятый документ состоял из 4 разделов: общие положения; административные правонарушения и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; производство по делам об административных правонарушениях.
10.Заключение.
Информация о работе Кодификация советского права в 50-70 годы XX века