Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:25, реферат
Тема данного реферата «Концепция истории России в сочинении К.Д. Кавелина "Взгляд на юридический быт древней России"»
В общественной мысли ХIХ века, стремившейся осмыслить противоречивые социальные процессы, происходившие в российском обществе, отчетливо прослеживается тенденция к поиску фундаментальных мировоззренческих оснований, в свете которых эти процессы могли бы быть истолкованы. Историки и правоведы, публицисты и писатели стремились создать философскую концепцию, способную указать путь к такому видению исторического развития, которое вместило бы в себя как исторический опыт российского народа, так и современные им социальные движения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…… 3
ГЛАВА I. КАВЕЛИН К.Д. КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЫ РУССКОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ……………………………………………………….… 7
Формирование взглядов К.Д. Кавелина…………..…………….…… 7
Особенности методологии К.Д. Кавелина………………..………… 9
ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ РУССКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В СОЧИНЕНИЯХ К.Д. КАВЕЛИНА…………………………..….……… 12
2.1 Статья «Взгляд на юридический быт древней России»……….…….. 12
2.2 Эволюция исторических взглядов К.Д. Кавелина…………….……… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………… 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 21
Эволюция исторических взглядов Кавелина нашла отражение в двух его работах: «Краткий взгляд на русскую историю» (1863-1864, представляет собой конспект лекций, прочитанных в профессорском клубе в Бонне) и «Мысли и заметки о русской истории» (1866, опубликованы в «Вестнике Европы»).
Понимание соотношения «личности» и «государства» в истории было уже совершенно иным. Кавелин создал, в сущности, новую схему исторического развития России.
Трансформация взглядов Кавелина от гегельянства к позитивизму отражает процесс, характерный для русской философии XIX в19. В середине XIX в. значение гегельянства для изучения всеобщей истории обусловливалось настоятельной потребностью отказа от традиционных объяснительных схем и выработки новых, дающих целостную картину развития исторического процесса.
Эволюция взглядов Кавелина была обусловлена необходимостью более тщательного учета конкретных социокультурных и политических реалий новой эпохи. Помимо глубины философских построений, на что ориентировала отвлеченная метафизика, необходимо было еще и понимание психологии народа и правящей элиты, знание и учет существующей действительности, т. е. реальное осмысление социальных, политических и культурных особенностей20.
В позитивистский период своего творчества Кавелин активно выступает против фаталистической и телеологической интерпретации истории, абсолютизации ее закономерностей и в противовес идеалистической философии истории пытается обосновать активную роль личности. Саму историю он воспринимал как процесс переустройства мира в соответствии с потребностями и идеалами человека. Движение истории, писал он, «определяется единственно и исключительно накоплением знания и опытности в постепенном приспособлении всего окружающего мира к потребностям и нуждам людей и в уменье воспитать и выработать человека, так чтобы ему жилось возможно хорошо в окружающей его обстановке»21. Таким образом, развитие человека, происходящее во взаимодействии с окружающим природным и социальным миром, и является для Кавелина основным содержанием исторического процесса.
Исторический антропологизм Кавелина не предполагал абсолютизации роли субъективного фактора, ибо он признавал действие закономерностей и объективной необходимости в истории. Кроме того, он полагал, что общая, т. е. во взаимодействии с другими людьми, а не индивидуальная жизнь личности «производит историю». В результате история рассматривалась им как сочетание двух различных, но взаимосвязанных элементов – «...самостоятельной, свободной, творческой мысли» и «...необходимой, обязательной действительности, управляемой непреложными законами, независящими от нашей воли»22. Правда, по его мнению, в разные эпохи истории человечества взаимоотношение и роль этих двух факторов, вызывающих развитие общества, менялись. На определенном этапе «творческая свободная мысль» начинает преобладать и стремиться к исключительному господству над окружающим миром. Затем, оторвавшись от действительности и истощив себя, она «теряет свой творческий характер», и тогда «мир необходимости» восстанавливает свой приоритет.
Основную задачу исторического развития Кавелин видел в «восстановлении между обоими элементами нарушенной гармонии, сведении их к единству, которое век от века соединяет их в одно органическое целое»23. Однако обоснование необходимости обретения гармонии между объективным и субъективным, закономерным и стихийным, необходимостью и свободой как смысла и задачи исторического развития не мешало Кавелину выдвигать на первый план личное, творческое начало. При этом возрастание роли личности он связывал с накоплением человеком знаний, постижением им самого себя и законов развития объективного мира, происходящим в результате его взаимодействия с окружающей средой. Всестороннее развитие личности в конечном счете и определяло преобразование мира в соответствии с ее меняющимися потребностями, идеалами и знаниями. Таким образом, развитие личности, согласно представлениям Кавелина, усиливало влияние сознательного творческого начала в историческом процессе, лишало его характера безусловной необходимости, приобретающей форму господства стихийных внешних сил.
В своей социальной философии К. Д. Кавелин не стал полным позитивистом. В своих изысканиях он стремился показать взаимосвязь материального и духовного, подчеркнуть равнозначность мысли человека и внешней среды. «Полупозитивизм» («идеалистический позитивизм») Кавелина определял его отношение к взаимодействию личности и общества в истории. Вместе с тем он выступал против превращения исторической науки в орудие идеологической борьбы, ратовал за строгую научность и объективность в освещении событий прошлого.
Таким
образом, эволюция исторических взглядов
Кавелина заключалась в переходе
от монизма гегелевской системы,
обосновывающей исторический процесс
развитием национального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логический итог исторической схемы Кавелина наглядно отразил общую эволюцию либерального западничества. В 50-60-е годы Герцен метко охарактеризовал общественно-политическую идеологию Кавелина, его «политико-сентиментальные сентенции», изображавшие «русский народ скотом, а правительство умницей».
Кавелин обобщает результаты исторического развития России, дает характеристику условиям, в которых происходило становление российской государственности и определяет ее сущность.
Тем не менее, историческое мировоззрение Кавелина носит противоречивый характер. Начав с идеи органичности исторического развития, с понимания истории как закономерно развивающегося процесса, он остановился перед противоречиями славянофильской и формальной государственной схемы и, в конце концов, отказался от их разрешения.
В утверждении исторического, органического начала – основная научная заслуга Кавелина. Отсюда и те конкретные положительные идеи, с которыми выступает Кавелин в своих работах: в трактовке варяжского и монгольского вопросов, в критическом пересмотре вопроса об Иване Грозном и опричнине.
В
исторической науке Кавелин остается
скорее историографическим явлением;
он важен для понимания истории науки,
но, наметив пути, он сам был заслонен теми,
которые по этому пути пошли. Государственную
теорию завершил и развернул Чичерин.
Органическое понимание русской истории
развил Соловьев.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники
Литература