Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:03, контрольная работа
Реформация - это широкое общественно-политическое и идеологическое движение, возник в начале XVI в. в Западной Европе с целью ослабить власть католической церкви и лично Папы Римского. Инициатором ее была буржуазия - новый класс, что в процессе рождения начал борьбу с наиболее одиозными проявлениями феодализма.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный технологический университет»
Кафедра истории и права
Контрольная работа
по дисциплине «История Беларуси»
Тема 9. Конфессиональные отношения на территории Беларуси в ХVI – XVIII вв. Эпоха Просвещения
Выполнила:
студентка гр. ЗКД-25
Исаченко И.В.
Шифр №111999
Адрес: 210038, г.Витебск
ул.П.Бровки, 17а, бл.510
Витебск
2011
Реформация - это широкое общественно-политическое и идеологическое движение, возник в начале XVI в. в Западной Европе с целью ослабить власть католической церкви и лично Папы Римского. Инициатором ее была буржуазия - новый класс, что в процессе рождения начал борьбу с наиболее одиозными проявлениями феодализма. Основные требования - децентрализировать, демократизировать, сделать дешевой церковь; ликвидировать монастыри, культ, обрядность, духовенства как замкнутую касту, конфисковать в пользу государства церковную собственность - были разработаны в работах Мартина Лютера, Жана Кальвина, В. Цвингли. В ВКЛ идеи реформации проникли к 1540., Но реформационное движение имел здесь значительные особенности в развитии. Развивалась реформация на феодальной основе, главным движущей силой были крупные феодалы и знать, главный религиозный курс - кальвинизм. Учение Кальвина отрицала иерархическую постройку церкви и верховную власть папы римского, требовала упростить религиозный культ; единственным источником и авторитетом новой церкви признавалась священное писание; вводилась богослужение на национальном языке. Некоторые черты реформации наблюдались и в православной церкви. Широкое распространение получило еретические движение ариан. Они отрицали божественную сущность Христа.
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.
На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы[1]. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.
Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Провозглашение духовного
Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.
В 1587 году великим князем литовским и королём польским был избран Жигимонт Ваза, сын шведского короля Яна III Вазы и Катерины из рода Ягайловичей, сестры Жигимонта Августа. "Король Стефан был добрым для солдат, а этот будет добрым для ксендзов", - сказал своему окружению папский нунций, узнав о результатах выборов. И он знал, что говорил. Король Жигимонт Ваза на протяжении всего своего долгого правления ни на шаг не отступил от желания сделать католичество единственным вероисповеданием не только в Речи Посполитой, но и за её пределами. Этому была подчинена вся внутренняя и внешняя политика государства, а всё остальное не имела никакого значения в глазах монарха. Новый король как ничем другим брезговал толерантностью, которая была в те времена нормой в Речи Посполитой Двух народов, свидетельствует один из его современников, и "если бы от него только зависело, не было бы в этом королевстве ни одного схизматика, кальвиниста или лютеранина". Но при всём своём воинствующем католицизме Жигимонт Ваза во время коронации был вынужден подписать генриховские артикулы, которые ограничивали власть монарха и гарантировали свободу вероисповедания. Реформация в нашей стране была очень сильной, и одного желания короля её уничтожить было слишком мало. Хотя в Польском Королевстве католическая церковь уже отвоевала свои позиции, утерянные в середине века, в сенате Великого Княжества по-прежнему подавляющее большинство составляли кальвинисты и лютеране, и их голос не позволил Жигимонту Вазе пренебречь параграфами о веротерпимости. Статут Великого Княжества Литовского, подготовленный прежде всего евангельскими христианами, в одной из своих статей слово в слово повторял текст Варшавской конфедерации.
Жигимонт Ваза окружил себя иезуитами, которых знал ещё со Стокгольма, где члены этого ордена были его наставниками и воспитателями, и открыто заявил, что государственные должности он будет давать только католикам. Не имеет значение образование, способности, ум, важно только разделять программу короля - очистить Речь Посполитую от всего некатолического. На государственном уровне была объявлена война Реформации.
Однако стремления Жигимонта Вазы так и остались бы стремлениями, если бы его идеи были только его идеями. На самом деле король Речи Посполитой не был автором своей политики. Подлинными авторами, а также исполнителями политики Контрреформации в Речи Посполитой были иезуиты. Их неутомимая, продуманная работа дала католической церкви в Великом Княжестве много новых последователей.
В 1589 году король Генрих IV изгнал из Франции иезуитов "как деморализаторов молодёжи, нарушителей общественного порядка, врагов короля и государства". В Речи Посполитой в это же самое время иезуиты были поддерживаемы всей силой королевского авторитета. Король благоволил иезуитам как только мог, и было очевидно, что занять в государстве высокий пост можно было только по их протекции. Магнаты, шляхта, часть горожан один за другим начали предавать Реформацию и переходить в католическую церковь, то ли желая получить должность, то ли опасаясь преследований. Наблюдая всё что, английский посол Томас Ро с горечью отмечал, что, как свидетельствует пример Речи Посполитой, "спесь и алчность многое могут в мире".
Видя такие успехи католической церкви в борьбе с Реформацией, а с другой стороны, будучи не в состоянии сами справиться с евангельскими христианами, которые "не по одной, але велікімі громадамі стадо Хрыстово урываючы да своее сборы плюгавае загоняють", некоторые иерархи православной церкви на Беларуси и Украине обратились к папе римскому с просьбой о заключении унии между православной и католической церквами в Речи Посполитой. Папа римский Климент VIII с радостью принял выступление православной церкви Великого Княжества против общего врага - реформационного движения, и в 1596 году в Бресте была заключена уния между православной и католической церковью.
Произошел окончательный раскол христианской церкви на западную - католичество и восточную - православие. Великое княжество находилась на границе двух религий, поэтому обе конфессии были широко представлены в государстве. Это давало основания православной Москве и католическому Западу для вмешательства во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, надо было что-то другое - не католичество и не православие. К XVI в. четко проступили черты кризиса православия. Константинополь был захвачен турками, епархии княжества не смогли создать независимую систему образования, подготовить квалифицированные кадры низового духовенства, наблюдался кризис проповедничеством. Православие утрачивала интеллектуальную опору - тогдашнюю интеллигенцию. В то время на Западе наблюдался духовный подъем, создавались национальные церкви. Необходимость реформирования церкви понимали белорусские православные иерархи. Совпадение этих факторов (культурная деградация православия, возвышение православной Москвы, стремление государственных руководителей ВКЛ на укрепление независимости и стремления Ватикана на окатоличивание княжества) способствовала быстрому проведению церковной реформы - введению униатство. В первой половине 1590-х гг. на многочисленных встречах с представителями Ватикана православные иерархи вырабатывали условия объединения церквей в ВКЛ. Инициаторами унии выступили епископ брестский Ипатий Потей и епископ Луцкий Кирилл Тарлецкий. Их поддержали киевский митрополит Михаил рогозом, король и князь Сигизмунд III Ваза и канцлер ВКЛ Лев Сапега. На церковном соборе весной 1595 с намерением заключить унию согласились все православные епископы, кроме львовского. Были условия объединения, согласно которым:
• хранились все
церковные праздники по
• монастыри и церкви не превращаются в костел;
• запрещается переманивать в католичество униатов;
• Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;
После принятия унии не должно было быть ломких обычаев и традиций - внешне ничего не изменилось. На это очень надеялись инициаторы объединения церквей. 23 декабря 1595 И. Потей и К. Тарлецкий встретились в Риме с Климентом VIII, который согласился со всеми условиями и подписал папскую буллу об унии. 6-9 октября 1596 г. в Берестье на церковном соборе, куда съехались поклонники унии, униатство было окончательно оформлено как религиозный направление. Одновременно в Бресте на свой собор собрались сторонники сохранения чистоты православия, лидером их был епископ львовский. Наложив взаимные проклятия, иерархи разъехались по епархиям, сея зерно вражды и напряженности в обществе. 15 октября 1596 г. королевский универсалом акт унии был утвержден на государственном уровне. Официально православная церковь в ВКЛ перестало существовать, была создана греко-униатская церковь. Общество восприняло введение унии по-разному. Часть населения решительно ее поддержала особенно в епархиях, что возглавляли сторонники унии, часть населения решительно отказались от реформы. Традиция православия не допускала никаких изменений - так не могла сохраниться чистота христианства. Введение унии принималось как личная трагедия. Другие православные деятели выступали не против унии, а против подчинения папе, против регионального характера унии. Такое сильное сопротивление было непредвиденно, конфронтация нарастала. Происходили стычки, борьба за храмы и епископские кафедры, некоторые события принимали ужасные формы.
Целью Брестской унии являлось
обеспечение для высшего
Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов.
Православный Брестский Собор отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами — приверженцами унии.
Однако на территориях, оставшихся в Речи Посполитой — правобережной Украине, Белоруссии и Литве — давление на православных продолжалось и век спустя, когда уже ослабленная Речь Посполитая была разделена, России достались территории полностью униатские.