Конфессиональные отношения на территории Беларуси в ХVI – XVIII вв. Эпоха Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание

Реформация - это широкое общественно-политическое и идеологическое движение, возник в начале XVI в. в Западной Европе с целью ослабить власть католической церкви и лично Папы Римского. Инициатором ее была буржуазия - новый класс, что в процессе рождения начал борьбу с наиболее одиозными проявлениями феодализма.

Работа состоит из  1 файл

Контр.работа.docx

— 60.57 Кб (Скачать документ)

Многие в униатской  церкви полагали, что роль её как  временного моста при переходе из православия в католичество завершена. Большая же часть рядовых священников  желали возвращение в православие; им противостоял епископат, который  под давлением Рима начал переводить униатов в латинский обряд. В 1833 году перешла в православие Почаевская лавра, а в феврале 1839 года состоялся Собор в Полоцке, где во главе с епископом Иосифом Семашко многие униаты были «воссоединены» с Православием.

Почему Реформация так быстро и  повсеместно охватившая Великое  Княжество, стала стремительно терять позиции? Можно высказывать различные  мнения, но даже не проводя специальных исследований можно назвать основные причины такой ситуации. Во-первых, войны с Московским государством ослабили Великое Княжество и вынудили его искать более тесного союза с Польским Королевством, открываясь таким образом на всевозможное влияние своего союзника. Победа Контрреформации в Польше предопределила подобные процессы и в Великом Княжестве. Второй, не менее важной причиной отступления Реформации была несолидарность реформаторов. Богословские конфликты разделяли евангельских христиан, которые часто считали более важным доказать, что остальные реформаторы ошибаются, чем в единстве выступать против общего врага. Кроме того, в общественных и политических делах евангельские христиане, в отличие от своих братьев по вере в остальных странах Европы, не выступали единым фронтом, и потому часто не могли защитить свои права или добиться выгодного для себя решения либо развития событий. Такое несогласие между сторонниками Реформации контрастировало с богословским и организационным единством, которое демонстрировала католическая церковь и которое импонировало шляхте. Ещё одной причиной победы Контрреформации в Великом Княжестве стало малое внимание, которое в последние десятилетияе XVI века реформаторы уделяли своим служителям. Образованные, всемирно известные министры, такие как Волан, Судровский, Ласицкий, не оставили после себя настолько же образованных и заботливых наставников. Иезуитская пропаганда показывала евангельских служителей никчемными людьми, а самим реформаторам не хватило мудрости, чтобы серьёзно заинвестировать в то, чтобы поднять статус министров своего исповедания в обществе. В результате в начале XVII века реформационное движение ощущало огромную нехватку служителей, и десятки зборов были закрыты из-за банального отсутствия пастора. Верующие, не имея духовной опеки со стороны своих министров, легко находили её со стороны католических священников и принимали учение и практики католической церкви.

Великое Княжество всё более  отходило от библейских принципов, и  это проявлялось на всех уровнях  общественной жизни. Преследования  диссидентов, начатые в стране, поколебали мораль общества. Если ты можешь грабить, избивать, издеваться над соседом, потому что он верит не так, как ты, то что может помешать тебе делать то же самое в отношении другого человека? Стремительное падение морали стало характерной чертой начала XVII века. Всё это вызвало кризис политической системы страны. Деятели Реформации XVI века, которые создали конституционный строй Речи Посполитой Двух Народов, могли повторить слова, сказанные через двести лет Джеймсом Медисоном, одним из создателей Конституции США: "Мы поставили будущее всех наших политических учреждений в зависимость от способности человечества к самоуправлению, от способности всех вместе и каждого из нас управлять самим собой, сдерживать себя, руководствуясь десятью заповедями Божьими". Когда граждане страны в значительной своей части руководствовались в жизни Божьим Словом, а не своими желаниями, страна развивалась и служила примером всему миру. Когда общество отошло от Библии, от Евангелия, страна начала скатываться в хаос и анархию. В 1573 году во время первых выборов короля на элекционном поле несколько недель стояло пятьдесят тысяч вооружённой шляхты, которая собралась со всей Речи Посполитой, чтобы выбрать себе монарха. И за это время не выстрелило ни одно ружьё, ни один шляхтич не дрался на саблях с другим. В конце правления Жигимонта Вазы не было такого сойма или соймика, когда бы личные или политические вопросы не решались с помощью силы. Король первым показал пример беззакония своим подданным, в открытую нарушая постановления Варшавской конфедерации и поддерживая всяческие преследования евангельских христиан. Как внешняя, так и внутренняя политика Речи Посполитой характеризовалась тем, что идеология Контрреформации была не только вне морали, но и вне здравого смысла. Жигимонт Ваза, желая расширить власть католической церкви, начал войну Речи Посполитой со Швецией, войну, не нужную никому, кроме Рима. Горя этим же желанием, король поддержал московскую авантюру Лжедмитрия, пойдя против воли сената и общественности Речи Посполитой.

Бессмысленные войны с соседями, религиозная нетерпимость внутри страны, безответственность на государственном  уровне - вот результат правления  великого князя и короля Жигимонта Вазы, "слуги доктрин", как называли его современники. Когда в 1632 году Жигимонт Ваза умер, " весь сойм, сенат и народ более были заняты борьбой со своими соотечественниками, заражёнными ересью, чем безопасностью и целостностью Отечества, чем выборами нового правителя", - писал папе римскому канцлер коронный Ежи Осолинский.

Золотой век отошел в историю…

Начиная с Северной войны Россия открыто начала вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой. Упадок экономики, гражданский разлад и своеволие шляхты превратили некогда могущественное государство в "постоялый двор" для своих соседей. В 1795 году "три коронованных разбойника" - Россия, Австрия и Пруссия - поделили между собой Речь Посполитую Двух Народов. Великое Княжество Литовское перестало существовать как государство и было оккупировано Российской империей. Национальная апатия, охватившая наше общество в XVIII-XIX веках, привела к тому, что оно потеряло своё имя, а вместе с ним и историю. Со второй половины XIX века жители былого Великого Княжества Литовского стали называться белорусами, а название "Литва" стало относится к балтийской Жамойти. Путаница, возникшая в связи с этим, до сегодняшнего дня мешает белорусам ответить на вопрос "кто мы?" и найти своё место в истории.

На протяжении длит, времени, с 1901 по 1945, униатскую церковь возглавлял митрополит Андрей Шептицкий, польский граф по происхождению, бывший офицер австрийской армии. Шептицкий (местопребывание его было в г. Львове) стремился распространить униатство в России и добивался подчинения русской православной церкви папству. После Октябрьской революции он содействовал империалистам в их попытках отторгнуть Украину от Советские государства, разжигал ненависть к Советской стране и коммунизму, выступал в роли опекуна украинских буржуазных националистов. В годы второй мировой войны он служил гитлеровцам, устраивал молебствия за победу их армии, помогал им создавать эсэсовские формирования украинских националистов, назначал в эти формирования капелланов. Преступные действия возглавляемого Шептицким руководства униатской церкви привели к ее дискредитации в глазах православных верующих Западной Украины и Западной Белоруссии. Поэтому вскоре после окончания второй мировой войны Брестская церковная уния была ликвидирована. Решение о ее ликвидации было принято на соборе униатского духовенства в г. Львове в марте 1946.

 

  1. Разделы Речи Посполитой и их историко-правовая оценка. Тадеуш Костюшко.

 

Разделы Речи Посполитой - поэтапное отторжение Россией, Пруссией и Австрией земель Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг., закончившееся уничтожением Польского государства.  
      Предыстория разделов Речи Посполитой относится к 1760-м гг., когда Россия предприняла ряд важных шагов для подчинения Польши. В 1764 г. России удалось добиться избрания на польский трон Станислава Понятовского, фаворита Екатерины II. В 1768 г. под предлогом защиты православных дворян (т.н. диссидентов, т.е. несогласных) с Польшей был заключен Варшавский договор, фактически установивший в стране протекторат России. По этому договору Екатерина II объявлялась гарантом незыблемости "кардинальных прав" польской шляхты, в первую очередь православной. В ответ на Варшавский договор польское дворянство и духовенство в городе Бар составили конфедерацию (1768-1772 гг.) против короля и вмешательства России в дела Польши, что, в свою очередь, привело к введению в Польшу русских войск. Все это не устраивало Пруссию, желавшую присоединить польские земли. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., страшась опасного сближения Пруссии с Австрией, Россия была вынуждена принять прусские предложения о разделе Польши. 6 февраля 1772 г. между Пруссией и Россией в Петербурге была подписана секретная конвенция о предварительных условиях раздела, затем к ней присоединилась Австрия и 25 июля 1772 г. произошел первый раздел. Войска трех держав заняли польские территории. Россия получила Восточную Белоруссию и часть Ливонии с городами Полоцк, Витебск, Могилев, Гомель. К Пруссии отошли земли Северной Польши, и теперь она могла контролировать польскую торговлю на Балтике. Австрии стали принадлежать земли на юго-западе Речи Посполитой с городами Львов и Краков. В 1773 г. Россия, Пруссия и Австрия заставили польский сейм признать произведенный раздел. 
      Потеряв часть земель, Речь Посполитая попыталась консолидироваться. В 1775 г. было создано первое польское правительство - Постоянный совет. Но отношения между королем и шляхтой оставались напряженными. В 1791 г. была принята польская конституция, укрепившая власть короля. Обиженное дворянство стало искать поддержки у Екатерины II. По договоренности с ней и вопреки конституции польские магнаты образовали Тарговицкую конфедерацию. Вскоре в страну вторглись русские войска. Король встал на сторону мятежников. Польское правительство было свергнуто, конституция отменена. По второму разделу Польши между Россией и Пруссией (март 1793 г.) Россия получила Правобережную Украину и земли центральной Белоруссии с городами Минск, Слуцк, Пинск. Конвенция 1793 г., составленная Россией и Пруссией, утвердила переход к Пруссии Данцига, Торна и земель Великой Польши. Австрия во втором разделе не участвовала - ей была обещана поддержка ее плана обмена Бельгии на Баварию.  
      Поляки стремились к восстановлению границ Польши, и в 1794 г. под руководством Т. Костюшко началось восстание[1]. Россия и Пруссия ввели в Польшу свои войска, т.к. были обеспокоены возможным пересмотром результатов двух разделов в случае победы восставших. Екатерина II предложила полностью разделить оставшиеся земли. В 1795 г. состоялся третий раздел, в котором участвовали все три державы. Австрии досталась Малая Польша с городами Краков и Люблин и территория от Варшавы до Бреста. Пруссия получила Варшаву и северо-восток Польши. Россия получила Курляндию, Литву, Западную Волынь и Белоруссию вплоть до Гродно. Польское государство перестало существовать. В свою очередь, Россия возвратила в свой состав исконные русские земли.

Тадеуш Костюшко родился 4 февраля 1746 года (по другим сведениям — 30 ноября1745 года; известно, что 12 февраля его крестили в Коссовском костёле как Андрея Тадеуша Бонавентуру Костюшко[2]) в фольварке Меречевщина около г. Коссово(современный Ивацевичский район Брестской области, Беларусь; в то время — в составе Великого Княжества Литовского, Речь Посполитая). Название местечка, где родился Костюшко, пишется: на белорусском языке - «МАРАЧОЎШЧЫНА», на русском - «МОРАЧЕВЩИНА».

Он принадлежал к среднепоместной  шляхетской семье брестского мечника Людвика Костюшко (1700—1758), ведшей свой род от каменецкого боярина Констанция, или Костюшко, Фёдоровича, жившего в начале XVI века. В течение двух веков представители рода сменили язык и религию.

В 1755 году вместе со старшим братом поступил в школу монашеского орденапиаристов в городе Любешове, где проучился до 1760 года. С 1765 по 1769 год учился в созданной Станиславом Понятовским Рыцарской школе в Варшаве — фактически военной академии, где готовили образованных офицеров. Помимо военных предметов, там преподавали всемирную историю и историю Польши, математику, философию, право, экономику, польский, латинский, немецкий и французский языки. Уже тогда Костюшко удивлял окружающих аскетизмом, волей и целеустремленностью, напоминавшими его товарищам о Карле XII, за что он получил прозвище «Швед». Тадеуш стал одним из самых уважаемых кадетов. Он избрал военно-инженерную специализацию и окончил эту школу в чине капитана.

В 1769 году Костюшко и его товарищ Орловский получили королевскую стипендию и отправились в Париж для обучения в военной академии. Большое влияние на молодого военного оказали идеи просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо. В 1774 году Костюшко вернулся в Речь Посполитую.

Места в армии Речи Посполитой не нашлось. Офицерскую должность на тот момент можно было только купить за большую сумму. За несколько лет брат растратил свои деньги, часть денег Тадеуша и влез в долги. Средств не хватало, и Тадеуш был вынужден заняться репетиторством — поступил на службу к магнату Иосифу Сосновскому, обучая рисованию двух его дочерей. Старшая — Людвика — влюбилась в учителя. Понимая, что отец Людвики не благословит брак, молодые люди решили бежать и обвенчаться тайно. Но замысел раскрыли, и Тадеуш был изгнан.

Не найдя себе применения на родине, Тадеуш в 1775 году выехал в Америку, чтобы сражаться (сначала в чине полковника, затем бригадного генерала) в Войне за независимость североамериканских колоний Великобритании. Занимался фортификацией городов и военных лагерей. Известность ему принес вклад его фортификации в победу в битве под Тикондерогой и Саратогой (1777). Тадеуш блестяще справился со строительством укреплений для защиты Филадельфии, что позволило ему стать главным инженером Северной армии, которая отражала нападения англичан со стороны Канады и Нью-Йорка. По его просьбе Костюшко был переведён в Южную армию, где его знания военного инженера также позволили одержать ряд побед над англичанами. В признание его заслуг Конгресс США 13 октября 1783 присвоил ему звание бригадного генерала американской армии.

В ситуации подготовки Тарговицкой конфедерации в начале мая 1792 назначен командиром одной из трёх дивизий, составлявших армию Речи Посполитой под командованием князяЮзефа Понятовского (насчитывала около 17 тысяч солдат). После выступления Тарговицкой конфедерации и интервенции, по просьбе конфедератов, российских войск в мае 1792 годуКостюшко отличился в нескольких боях.

После победы Тарговицкой конфедерации Костюшко эмигрирует в Саксонию, затем в конце1792 года едет в Париж, где от имени патриотов Речи Посполитой ведет с французскимреволюционным правительством безуспешные переговоры о совместных действиях противАвстрии и Пруссии.

По возвращении из Франции  в Саксонию, затем Галицию Костюшко активно включается в подготовку общенационального восстания, «диктатором» которого его было решено назначить. Фактически восстание началось 12 марта 1794, когда генерал Антоний Мадалиньский отказался сокращать I Велькопольскую бригаду национальной кавалерии и двинулся во главе её из Остроленки на Краков. При вести об этом Костюшко немедленно явился в Краков и там провозгласил Акт восстания, присягнул сам, привёл к присяге жителей и гарнизон. Актом восстания, подписанным всеми краковцами, Костюшко был провозглашён «Начальником восстания», и ему была предоставлена вся полнота гражданской и военной власти в стране. Этот день —24 марта — обыкновенно и считается днем начала восстания. 24 марта Тадеуш обратился к населению, выпустив четыре патриотических воззвания: «К войску»,«К гражданам», «К священникам», «К женщинам».

Под командованием Костюшко повстанцы одержали победу над русскими войсками под Рацлавицами (4 апреля). Восставшие горожане освободили Варшаву (17-18 апреля) и Вильно (22-23 апреля). Последовавшая затем осада Варшавы соединённой русско-прусской армией закончилась неудачей в значительной мере благодаря умелому руководству обороной со стороны Костюшко. 7 мая Костюшко издал Поланецкий универсал, в котором крестьянам обещалось личное освобождение и уменьшение повинностей. 10 октября в бою под Мацеёвицами с русскими войсками под командованием Ферзена Костюшко был тяжело ранен, взят в плен корнетом Лысенко и заключён в Петропавловскую крепость, однако жил в доме коменданта крепости на правах гостя и в пределах крепости пользовался полной свободой.

В ноябре 1796 года, сразу же по смерти Екатерины II, был освобождён Павлом I, которому принёс верноподданическую присягу. Император Павел I дал ему на дорогу 12 тыс. руб., карету, соболью шубу и шапку, меховые сапоги и столовое серебро. Выехал вСША, но в 1797 вернулся в Европу и с 1798 обосновался под Парижем. Относясь к Наполеону как к тирану, категорически отказывался от всякого сотрудничества с последним, хотя в 1806 году ему предлагалось поднять восстание в Польше и возглавить Великое герцогство Варшавское, однако Костюшко, не получив от Наполеона гарантий восстановления Речи Посполитой в прежних границах, категорически отказался от предложения, считая недостойным себя быть орудием в руках французского императора. По другим сведениям, Костюшко заявил министру полиции Франции Жозефу Фуше, что если Наполеону нужна его помощь, то он готов её оказать, но при условии, что французский император даст письменное обещание, опубликованное в газетах, что в Польше будет установлена такая же форма правления, как в Англии, а границы возрождённой Речи Посполитой пролягут от Риги до Одессы и от Гданьска до Венгрии, включая Галицию. В ответ на это Наполеон написал Фуше: «Я не придаю никакого значения Костюшко. Он не пользуется в своей стране тем влиянием, в которое сам верит. Впрочем, всё поведение его убеждает, что он просто дурак. Надо предоставить делать ему, что он хочет, не обращая на него никакого внимания». В 1815 году отказался от приглашения Александра Iвозглавить администрацию Царства Польского, также после того, как узнал, что Речь Посполитая не будет восстановлена в границах1772 года.

Информация о работе Конфессиональные отношения на территории Беларуси в ХVI – XVIII вв. Эпоха Просвещения