Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа
Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. В России такой орган был учрежден 8 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. В настоящее время подобные суды созданы в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, в Мордовской ССР и Чеченской республике, а в Свердловской области – Уставный суд. В республике северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Образование аналогичных судов предусматривают проекты конституций и других республик.
1. Введение.
2. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.
3. Стадии конституционного судопроизводства.
4. Особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел.
5. Особенности конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах РФ.
Тема: «Конституционное судопроизводство в России»
П Л А Н тема 28
1. Введение.
2. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.
3. Стадии
конституционного
4. Особенности
производства в
5. Особенности
конституционного (уставного) судопроизводства
в субъектах РФ.
1. Введение.
Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. В России такой орган был учрежден 8 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. В настоящее время подобные суды созданы в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, в Мордовской ССР и Чеченской республике, а в Свердловской области – Уставный суд. В республике северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Образование аналогичных судов предусматривают проекты конституций и других республик.
Конституционные
суды – это институт, органичный
для правового государства, где
есть разделение властей и четко
выражено стремление жить по закону. Их
появление трудно представить в
странах с тоталитарным режимом
правления. В прошлом они просто
не вписывались в политические системы,
которые не проводили четкого
и в полном объеме разграничения
представительной, исполнительной и
судебной властей, да еще при руководящей
роли одной партии. Ориентация в
современных условиях на общедемократические
правовые ценности открыла перспективу
появления конституционных
Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан.
Образование
конституционных судов как
Принципиально
по-новому определили статус, полномочия,
порядок образования и
Конституционный
Суд на основе новой Конституции
России и нового Закона о нем фактически
работает лишь с февраля 1995 года. Но
в утвержденном 10 февраля 1995 г. плане
законодательных инициатив
Основополагающие
нормы о Конституционном Суде
устанавливает Конституция
Регламентация
статуса Конституционного Суда, применяемой
им процедуры именно федеральным
конституционным законом
В Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ развиваются, конкретизируются основополагающие конституционные принципы и нормы, касающиеся Конституционного суда. В нем сочетаются материальные, процессуальные и организационные нормы.
Полномочия Конституционного Суда устанавливаются только Конституцией, федеральными законами и договорами.
Закон о
Конституционном Суде не предусматривает
возможности применения в конституционном
судопроизводстве норм гражданско-процессуального,
арбитражно-процессуального, административно-
Основные
правила конституционного судопроизводства
регламентируются на базе Конституции
Федеральным конституционным
Часть 4 ст.3 о Конституционном Суде представляют ему такое право, устанавливая, что по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного Суда. В ст.28 Закона конкретизируется предмет Регламента.
Юридическая
природа Регламента обусловливается
тем, что он принимается не законодателем,
а самим Конституционным Судом
в силу делегированного ему
Регламент Конституционного суда является таким нормативным правовым актом, предписания которого обязательны для всех участников процесса.
Принятие Конституции России 1993 г. и нового Закона о Конституционном Суде предопределило утверждение 1 марта 1995 г. нового Регламента Конституционного Суда.
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (раз.1, гл.1, ст.1).
Цель Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ.
Конституционный Суд – высшая и последняя инстанция, поскольку он «включается» тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия: в противном случае он вообще не был бы нужен. Своими решениями Конституционный Суд как бы очерчивает границы «конституционного поля».
Деятельность
Суда, и прежде всего подготовка
судьями постановлений и
Проверка
конституционности законов - дело сложное
и тонкое, требующее от судей высокой
квалификации, и не случайно, что
Конституция отнесла эту
Принципами
деятельности Конституционного суда РФ
являются независимость, коллегиальность,
гласность, устность разбирательства,
язык судопроизводства, непрерывность
судебного заседания, состязательность
и равноправие сторон, полнота
и всесторонность разбирательства.
2. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.
Конституционное
судопроизводство является
Общие
принципы конституционного
а) Независимость
Согласно
первому из принципов, судьи Конституционного
Суда РФ независимы и руководствуются
при осуществлении своих
В свой деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий:, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного
Суда принимают решения в условиях
исключающих постороннее
Какое бы
то ни было вмешательство в деятельность
Конституционного Суда РФ не допускается
и влечет за собой предусмотренную законом
ответственность.
б) Коллегиальность
В соответствии
с указанным принципом
Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседания палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Согласно
ст. 72 закона «О Конституционном Суде
Российской Федерации» решение Конституционного
Суда РФ принимается открытым голосованием
путем поименного опроса судей. Председательствующий
во всех случаях голосует последним.
Решение Конституционного Суда РФ считается
принятым при условии, что за него
проголосовало большинство
Информация о работе Конституционное ссудопроизводство в России