Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа
Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. В России такой орган был учрежден 8 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. В настоящее время подобные суды созданы в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, в Мордовской ССР и Чеченской республике, а в Свердловской области – Уставный суд. В республике северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Образование аналогичных судов предусматривают проекты конституций и других республик.
1. Введение.
2. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.
3. Стадии конституционного судопроизводства.
4. Особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел.
5. Особенности конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах РФ.
РФ разделения
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную и разграничения
компетенции между федеральными
органами государственной власти, а
также с точки зрения разграничения
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, между высшими
государственными органами субъектов
РФ, установленного Конституцией РФ, Федеральным
и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
Рассмотрение
дела о соответствии
По
итогам рассмотрения спора о
компетенции Конституционный
- подтверждающее
полномочие соответствующего
- отрицающее
полномочие соответствующего
В случае, если Конституционный Суд РФ признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении;
г) рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Правом
на обращение в
К жалобе
помимо документов, прилагается
копия официального документа,
подтверждающего применение
Жалоба
на нарушение законом
- закон
затрагивает конституционные
- закон
применен или подлежит
Конституционный
Суд РФ, приняв к рассмотрению
жалобу на нарушение законом
конституционных прав и свобод
граждан, уведомляет об этом
суд или иной орган,
Суд
или иной орган,
Пределы
проверки Конституционным
По
итогам проверки рассмотрения
жалобы на нарушение законом
конституционных прав и свобод
граждан Конституционный Суд
РФ принимает одно из
- о признании
закона либо отдельных его
положений соответствующими
- о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.
В случае, если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
В случае
признания закона либо
д) рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.
Суд
при рассмотрении дела в любой
инстанции, придя к выводу о
несоответствии Конституции РФ
закона, примененного или подлежащего
применению в указанном деле,
обращается в Конституционный
Суд РФ с запросом о проверке
конституционности данного
Запрос суда допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
В период
с момента вынесения решения
суда об обращении в
Пределы
проверки Конституционным
е)
рассмотрение дел о
толковании Конституции
Российской Федерации.
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.
Толкование
Конституции РФ, данное Конституционным
Судом РФ, является официальным
и обязательным для всех
ж)
рассмотрение дела о даче
Обращение
с запросом о даче заключения
о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в
Запрос
в Конституционный Суд РФ о
даче заключения о соблюдении
установленного порядка
Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда РФ.
Заключение
должно быть дано
По
итогам рассмотрения дела
- о соблюдении
установленного порядка
- о несоблюдении
установленного порядка
В случае
принятия Конституционным
Из практики исполнения решений Конституционного Суда РФ.
Судья Московского
областного суда Н.В. Григорьева в связи
с находившимся у нее в производстве
делом обратилась в Конституционный
Суд РФ с запросом о проверке конституционности
пункта 2 части первой статьи 378, части
второй статьи 379 и части третьей
статьи 380 УПК РСФСР, поскольку, по ее
мнению, эти нормы противоречат статье
50 (часть 1) Конституции РФ и пункту
7 статьи 14 Международного пакта о гражданских
и политических правах. Конституционных
Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению,
отметив в своем определении от 3 июля
1997 года, что в случае противоречия какой-либо
нормы внутреннего закона общепризнанным
принципам и нормам международного права
решение о применении в конкретном деле
соответствующей международно-правовой
нормы принимается судом общей юрисдикции.
5. Особенности конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах РФ.
Становление
конституционной юстиции
Конституционные суды республик в составе РФ не упоминаются в Конституции РФ. Указанное препятствие не является барьером, препятствующим для их образования, ибо они обладают всей полнотой государственной власти и вправе определять систему органов, осуществляющих правосудие. Это право закреплено Конституцией РФ (ст.81 п.»к»), которая относит вопросы судоустройства к совместному ведению федеральных и республиканских органов государственной власти.
При создании
конституционных судов
Конституционный Суд РФ и конституционные суды ее республик должны функционировать как система. Это положение объективно предопределяется единством РФ как целостного государства и ее правового пространства, в котором предполагается самостоятельное нормотворчество, но одновременно провозглашается требование соответствия конституций республик как субъектов РФ Конституции РФ., обязательность ее законов на территории всех республик, краев и областей, их приоритетность по отношению к законам и правовым актам субъектов федерации.
Конституционный
Суд РФ и конституционные суды
республик находятся между
Конституционные суды различаются по составу и срокам полномочий. Существуют несовпадение объема судебной власти. Так, по проекту Конституции Республики Удмуртия предполагается, что Конституционный суд будет рассматривать дела и по собственной инициативе (ст.119); в Саха (Якутия) ему дано право давать толкование нормам Конституции республики (ст.101). Если Конституционный Суд РФ согласно Конституции (с.165) вправе разрешать дела о конституционности любых правовых актов, то отдельные республиканские суды проверяют конституционность только нормативных актов. Конституционные суды областей, краев и городов федерального значения дополняют конституционную юстицию РФ, придают ей целостность. Они способствуют усилению конституционного надзора, защите конституционного строя, прав и свобод граждан, разгружают Конституционный Суд РФ.
Взаимодействие
Конституционного Суда РФ с конституционными
и уставными судами субъектов
РФ по существу сводится к обмену опытом.
Процессуальных отношений (т.е. кассационного
пересмотра решений) между ним нет,
ибо конституционные и уставные
суды субъектов РФ имеет свою сферу
компетенции, четко отграниченную
от сферы компетенции
Информация о работе Конституционное ссудопроизводство в России