Конституционное ссудопроизводство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание

Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. В России такой орган был учрежден 8 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. В настоящее время подобные суды созданы в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, в Мордовской ССР и Чеченской республике, а в Свердловской области – Уставный суд. В республике северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Образование аналогичных судов предусматривают проекты конституций и других республик.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.
3. Стадии конституционного судопроизводства.
4. Особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел.
5. Особенности конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах РФ.

Работа состоит из  1 файл

конст. госуд2.docx

— 46.51 Кб (Скачать документ)

  в) Гласность. 

  Этот принцип  упоминается в ст. 123 Конституции  РФ, как один из общих принципов  судопроизводства. Применительно к  федеральному конституционному судопроизводству он означает, что рассмотрение дел  в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ». 

  Согласно  ст. 54 указанного закона присутствующие на открытом заседании имеют право  фиксировать ход заседания с  занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и теле-трансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда. 

  Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание  в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом  тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. 

  Дела в  закрытых заседаниях рассматриваются  с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. 

  Решения, принятые как в открытых, так и  в закрытых заседаниях, провозглашаются  публично.

  г) Устность разбирательства. 

  Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает  объяснения сторон, показания экспертов  и свидетелей, оглашает имеющиеся  документы. 

  В заседании  Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых  излагалось в заседании по данному  делу.

  д) Непрерывность судебного заседания. 

  Заседание Конституционного Суда РФ по каждому  делу происходит непрерывно, за исключением  времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему  разбирательству, а также для  устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. 

  Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном  заседании другие дела. 

  Палата  Конституционного Суда РФ до принятия решения по рассматриваемому делу или  до отложения его слушания не может  рассматривать другие дела, отнесенные Федеральным конституционным законом  «О Конституционном Суде Российской Федерации» к компетенции палаты.  

  До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда РФ, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения  решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

  е) Состязательность и  равноправие сторон. 

  Смысл этого  принципа состоит в том, что стороны  должны пользоваться равными правами  и возможностями по отстаиванию  своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда РФ. Этот принцип также нашел отражение  в ст. 123 Конституции РФ. 

  Положение о равноправии сторон конкретизируется в ст. 53 закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации», в соответствии с которой стороны обладают равными  процессуальными правами. Стороны  и их представители вправе знакомиться  с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы  другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться  с отзывами другой стороны.

  ж) Язык конституционного судопроизводства.

  Производство  в конституционном Суде РФ ведется  на русском языке.

  Участникам  процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

  Принципы  гражданского процессуального права  распадаются на две большие группы – принципы организации правосудия (судоустройственные) – осуществление правосудия только судом; сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел; независимость судей и подчинение их только закону; равенство граждан перед законом и судом; гласность судебного разбирательства; национальный язык судопроизводства и принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные) – законность; диспозитивность, состязательность: объективная (судебная) истина; процессуальное равноправие сторон; устность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства. В се принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

  К принципам  уголовного процесса относятся: законность; публичность; обеспечение прав и  свобод человека и гражданина; осуществление  правосудия только судом; самостоятельность  судов, независимость судей, народных и присяжных заседателей; осуществление  правосудия на началах равенства  всех перед законом и судом; открытого  судебного разбирательства; язык судопроизводства; презумпция невиновности; обеспечение  подозреваемому, обвиняемому, подсудимому  права на защиту; состязательность и равноправие сторон; всесторонность, полнота и объективность; участие граждан в уголовном судопроизводстве.

  К принципам  административного процесса относятся: законность; компетентность; охраны интересов  государства и личности; процессуального  равенства; достижения материальной истины; доступности; гласности; экономичности; ответственности должностных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Стадии  конституционного  судопроизводства.

  В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:

  1) внесение  обращений в Конституционный  суд РФ – обращения бывают  в форме запроса, ходатайства  или жалобы, они должны отвечать  требованиям Федерального конституционного  закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  Обращение направляется в Конституционный  Суд в письменной форме и подписывается  управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

  2) предварительное  рассмотрение обращений в Конституционном  Суде РФ – обращения, поступающие  в Конституционный Суд РФ, подлежат  обязательной регистрации. Председатель  Конституционного Суда РФ в  порядке, установленному Конституционным  Судом РФ, поручает одному или  нескольким судьям предварительное  изучение обращения, которое должно  быть завершено не позднее  двух месяцев с момента регистрации  обращения. Предварительное изучение  обращения судьей является обязательной  стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

  3) принятие  обращения Конституционным Судом  РФ либо его отклонение –  решение по вопросу о принятии  обращения к рассмотрению принимается  в пленарном заседании не позднее  месяца с момента завершения  предварительного изучения обращения  судьей. О принятом решении уведомляются  стороны. Отклонение происходит  в случаях, если: разрешение вопроса,  поставленного в обращении, не  подведомственно Конституционному  Суду РФ; обращение в соответствии  с требованиями Федерального  закона не является допустимым; по предмету обращения было  ранее вынесено постановление,  сохраняющее свою силу;

  4) подготовка  к судебному разбирательству  – для подготовки дела к  слушанию, составления проекта решения,  а также изложения материалов  в заседании Конституционный  Суд назначает одного или нескольких  судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

  5) судебное  разбирательство (либо разбирательство  вне этой формы) – руководит  заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает  заседание. Председательствующий  удостоверяется в явке участников  процесса, проверяет полномочия  представителей сторон. В случае  неявки кого-либо из участников  процесса или отсутствия у  представителя стороны надлежащим  образом оформленных полномочий  ставится вопрос о возможности  рассмотрения дела. Сторонам и  их представителям разъясняются  их права и обязанности, а  другим участникам процесса –  их права, обязанности и ответственность.  Регламентом Конституционного Суда  РФ установлено протоколирование  заседания ( для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания). В протоколе фиксируется ход и результаты заседания. Председательствующий устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений. Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержания имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В соответствии с порядком, установленным решением Суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Заслушиваются выступление эксперта, показания свидетелей, исследуются документы. Документы, исследованные Судом, подлежат, по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

  Прекращение производства по делу происходит в  случаях, если в ходе заседания будут  выявлены основания к отказу в  принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. После признания Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела;

  6) совещание,  голосование и принятие Конституционным  Судом РФ итоговых решения  – итоговое решение по рассматриваемому  делу принимается Судом в закрытом  совещании. В совещании участвуют  только судьи Конституционного  Суда РФ, рассматривающие данное  дело. В совещательной комнате  могут присутствовать сотрудники

  Конституционного  Суда РФ обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

  В ходе совещания  судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить  других судей уточнить их позиции.

  В протоколе  совещания в обязательном порядке  фиксируются вопросы, ставившиеся  на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми судьями  и не подлежит оглашению.

  Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ.

  Итоговое  решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных  в пунктах 1,2,3 и 4 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления  выносятся именем Российской Федерации.

  Итоговое  решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

  Все иные решения Конституционного Суда РФ принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

  В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются  решения по вопросам организации  его деятельности.

  Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

  Решение Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство  участвовавших в голосовании  судей, если иное не предусмотрено настоящим  Федеральным конституционным законом.

Информация о работе Конституционное ссудопроизводство в России