Контрольная по конституционному праву иностранніх государств. Формы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:20, практическая работа

Описание

Сутність сучасної зарубіжної держави – це внутрішній зміст її діяльності, який виражає єдність загально соціальних і вузько класових (групових) інтересів громадян. Будь-яка держава, разом із вирішенням суто класових завдань, виконує й загально соціальні завдання (”спільні справи”), без яких не може функціонувати жодне суспільство. Це – засоби транспорту і зв’язку, будівництво шляхів, іригаційних споруд, боротьба з епідеміями, злочинністю, заходи щодо забезпечення миру та інші.

Работа состоит из  1 файл

к-р-4.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

     Престолонаследие  – переход  власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

     В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма  престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

     Другой  важной формой правления является регентство – временное  коллегиальное  или  единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях  в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

     В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

     В династической монархии действует  строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к  брату, как это было на Руси.

     Гораздо чаще нам встречается родовая  монархия, где действовал принцип  принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что  он автоматически наследовал престол.

     Особая  разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

     3

      1.1 Понятие и сущность монархии

 

     Мона́рхия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος — «одиночный, единый»  и греч. ρχων — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.2

     Монархия  наряду с республикой является одной  из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть  монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

     Центральной фигурой для монархической формы  правления является монарх – единоличный  глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.

     Престолонаследие  – переход  власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

     В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма  престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

     Другой  важной формой правления является регентство – временное  коллегиальное  или  единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях  в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

     В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

     В династической монархии действует  строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к  брату, как это было на Руси.

     Гораздо чаще нам встречается родовая  монархия, где действовал принцип  принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что  он автоматически наследовал престол.

     Особая  разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

     Республика

Республика  как форма правления.

Республика  – это форма  государственного правления, при которой все  высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными  представительными  учреждениями (парламент), а граждане обладают личными и политическими правами.

Форма правления - организация  высшей власти в государстве, характеризуемая  системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием  с иными органами и населением.

Республика  или республиканская  форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении.

Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что различным  органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту ( народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно- распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Следовательно, разделение властей  позволяет, во-первых, более качественно  решать возложенные  на каждую из властей  задачи, во-вторых, предотвращать  злоупотребление  властью, которое  становится весьма вероятным  при монополизме  власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования  органов власти. По существу, республика - это такая форма  правления, при которой  все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти.

В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве  стран устанавливается  дополнительное ограничение, касающееся того, сколько  раз можно быть избранным на ту или  иную должность. Таким  образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет  прежде всего политический характер и может  выражаться в таких  действиях, как досрочный  отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

1. Президентская республика 

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти ( так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию.

Президентская республика создает  весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Однако, нельзя не учитывать  и недостатки президентских  республик – сосредоточение непомерной власти в  руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.

Главный признак данной формы  правления – отсутствие ответственности  исполнительной власти перед парламентом  за проводимую политику.

2 Парламентская республика.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она так же весьма распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

3 Смешанная республика.

Информация о работе Контрольная по конституционному праву иностранніх государств. Формы управления