Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:09, контрольная работа

Описание

1.Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР.
2.Форсированная индустриализация и коллективизация. Террор.
3.Социально-экономическое развитие СССР после Великой Отечественной войны.
4.Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в СССР после войны.
5.Внешняя политика в 1920-1930-е гг. Геополитические последствия 2-й мировой войны

Работа состоит из  1 файл

Отечка.docx

— 57.96 Кб (Скачать документ)

     В 1949 г. по указанию Сталина без учета  реальных возможностей развития страны были определены новые показатели для основных отраслей промышленности. Эти волюнтаристские решения создали крайнюю напряженность в экономике и замедлили повышение и без того очень низкого жизненного уровня народа. (Через несколько лет этот кризис был преодолен и в 1952 г. прирост промышленной продукции превысил 10%). Но реализация атомного проекта явилась не только исследовательской, конструкторской задачей, но и экономической проблемой, потребовавшей создания новых производств и отраслей, а отчасти и общей перестройки народного хозяйства.

     В 1950 г. было официально объявлено, что  пятилетний план выполнен досрочно, но не говорилось, что в показатели были включены репарации и продукция  ряда совместных советско-восточногерманских предприятий. Нельзя забывать и дармовой принудительный труд миллионов людей  в системе ГУЛАГа.

     Признавая несомненные экономические успехи, следует отметить, что в тяжелейших условиях восстановления разрушенного войной хозяйства односторонний сдвиг в пользу военных отраслей, по существу подчинявших себе остальную часть промышленности, создавал дисбаланс в развитии экономики. Военное производство ложилось тяжелым бременем на экономику страны, резко ограничивало возможности повышения материального благосостояния народа.  Прежняя модель управления экономикой осуществлялась даже с большей жесткостью, чем это имело место в годы предвоенных пятилеток. По сталинскому плану окончательно оформлялось общество с ликвидацией рыночных отношений и полным подчинением человека политико-административной власти. Эта целостная модель охватывала все народное хозяйство.

     Послевоенное  восстановление экономики требовало  оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам, в том числе и СССР.  Денежная реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи, нехватки продовольствия и карточной системы. Несмотря на издержки, реформа 1947 г. способствовала стабилизации финансовой ситуации в стране. Менее подготовленной оказалась отмена карточной системы, ведь руководство страны приняло решение об отмене карточек, когда существующий объем продовольственных и промышленных товаров не мог удовлетворить свободного спроса населения.

     Одной из самых главных послевоенных задач  было решение продовольственной  проблемы и вывод сельского хозяйства  из глубокого и затяжного кризиса. Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство страны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Оно не могло в полной мере обеспечить продуктами питания население и сырьем для легкой промышленности Страшная засуха 1946 года поразила Украину, Молдавию, юг России. Люди гибли от голода. Но трагедия послевоенного голода, как часто бывало, тщательно замалчивалась. После тяжелейшей засухи в последующие два года был получен высокий урожай зерновых. Это в какой-то мере способствовало укреплению в целом сельскохозяйственного производства и некоторого его роста.

     Сельское  хозяйство в целом держалось  не столько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на внеэкономическом принуждении. Каждый крестьянин обязан был выполнить определенный объем работ в колхозе. За невыполнение грозило судебное преследование, лишение свободы или отбирался приусадебный участок. Был взят курс на превращение колхозов (формально — «сельскохозяйственных кооперативов) в госпредприятия. В конце 40-х годов была развернута кампания по укрупнению колхозов, что вначале казалось обоснованной и разумной мерой, но на деле вылилось лишь в этап на пути превращения колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия.

     Положение в сельском хозяйстве значительно  затрудняло снабжение населения  продуктами питания, сырьем для легкой промышленности. При крайне ограниченном рационе питания населения Советского Союза правительство экспортировало за рубеж зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, особенно в страны центральной и юго-восточной Европы, начавшие «строить социализм». Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой. Несмотря на все попытки исправить положение, техники не хватало. К началу 50-х гг. во многих российских деревнях крестьяне пахали на коровах. Производство мяса было ниже, чем в 1916 г. Больше всего упадок ощущался в деревнях российского Нечерноземья. Деревне требовались значительные капитальные вложения, но средств для этого государство не имело. Однако можно было ослабить финансовый пресс, под бременем которого находилось как личное, так и общественное хозяйство. Налог на все, что содержал колхозник на своем подворье, был настолько велик, что держать скот, выращивать фруктовые деревья оказывалось попросту невыгодным. Закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов были столь низки, что подчас расплатиться с колхозниками за труд не оказывалось возможным.

     Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялись оплата по временной нетрудоспособности, пенсионное обеспечение. Оргнаборы деревенского населения на стройки и заводы усиливали отток крестьян в город. Но несмотря на выкачивание сил и средств из деревни, крестьяне продолжали кормить страну как могли. У многих из них сохранялась любовь к земле, тяга к труду, унаследованная от многих поколений предков.

     В 1948 г. возник широко разрекламированный «сталинский план преобразования природы» (проведение лесозащитных мероприятий, развитие оросительных систем, постройка прудов и водоемов, строительство крупных каналов). В начале 50-х гг. выдвигаются грандиозные проекты строительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания лесозащитных насаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти проекты отвлекали огромные ресурсы, истощая и без того скудную казну государства, привнося новое напряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых людей. И в это же время не хватало средств на минимальные капиталовложения, которых требовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин всеми правдами и неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города на новостройки2.

     По-прежнему основное бремя по формированию средств  для тяжелой промышленности несло  сельское хозяйство, которое вышло  из войны крайне ослабленным. Руководство  страны старалось не замечать глубокого кризиса в аграрном секторе экономики. В начале 1950-х годов было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процесса механизации сельскохозяйственного производства. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 году до 93 тыс. в 1953 году.

     Сельское  хозяйство развивалось, но очень  медленно. Даже в относительно благоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 года, а урожайность в 1949-1953 годах составила всего 7,7 ц/га (в 1913 году - 8,2 ц/га). В 1953 году поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916 году, а население за эти годы выросло на 30-40 млн. человек, т. е. продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных городов снабжалось с перебоями.

       В феврале 1947 г. Пленум ЦК  ВКП(б) рассмотрел вопрос «О  мерах подъема сельского хозяйства  в послевоенный период». Главными  путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства агросферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. тонн против 36,4 млн. в 1940 г. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств: увеличивались поборы с приусадебных участков.

     Экономика в начале 50-х годов развивалась  на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955 гг. ), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и  особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др. ) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье.  На рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др. ), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства. Принимались меры по улучшению условий жизни населения. В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. В обращение вводились новые деньги. Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1. На практике реформа привела к изъятию у граждан наличных средств3. Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

     4) Итоги второй мировой войны  открывали возможность демократического  обновления мира, крушения деспотических  режимов, широкого межгосударственного  диалога. Но тогдашние политические  лидеры ведущих мировых держав  не сумели использовать этот  исторический шанс. С исчезновением  общего врага лагерь победителей  стал раскалываться, постепенно  отношения между бывшими союзниками  – странами антигитлеровской  коалиции, стали эволюционировать  от сотрудничества к конфронтации. Борьба с фашизмом сменилась  глобальным противостоянием социалистической  и капиталистической систем, Востока  и Запада, что явилось главной  особенностью и устойчивой тенденцией  послевоенного мирового развития. Раскол мира, начавшийся в 1917 г., продолжал углубляться, приобретая новый, биполярный характер с наличием двух центров силы - СССР и США.

     Победа  принесла невиданный рост международного авторитета СССР, признание его экономической  и военной мощи. Она работала на имя Сталина, на престиж страны, на социалистическую идею. После победы в войне влияние СССР распространилось на страны Восточной Европы и Юго-Восточной  Азии, полностью или частично освобожденных  Красной Армией. При общей ориентации на демократические и гуманистические  приоритеты в этих государствах, по сути, начала формироваться сталинская модель социализма, то есть авторитарно-бюрократическая  система государственной политической власти. Стали возникать страны народной демократии, формировалась мировая  система социализма (“социалистический  лагерь”), внешне представлявшая собой  монолитный блок под эгидой Москвы. В 1947 г. создается “Информационное бюро коммунистических и рабочих партий” – преемник Коминтерна. В январе 1949 г. для координации и регулирования экономики создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). СССР всячески навязывал “социалистическим” странам свою модель преобразований, любое отклонение от норм воспринималось сталинским руководством крайне враждебно и жестоко наказывалось (Югославия).

     В конце 40-х годов в государствах Восточной Европы характер революционных  процессов резко изменился: народная демократия была отдана в жертву диктатуре  пролетариата, а их руководство было судимо и заменено верными сталинцами. В мире шел также и объективно обусловленный процесс крушения колониальной системы, появления новых  независимых государств.

     США, как и СССР, значительно усилились  после войны. Наличие атомного оружия у США (с 1945 г.) и у СССР (с 1949 г.) в определенной степени сдерживало возникновение крупных военных конфликтов между ними, и в то же время становилось крайне опасным. Борьба приняла формы “холодной войны” - идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капитализма и социализма, которое, то затихая, то обостряясь, продолжалось около полувека и выражалось во взаимной подрывной деятельности, подозрительности, пропагандистских обличениях, региональных конфликтах, гонке вооружений, создании «образа врага».

     Одним из первых проявлений «холодной войны» стала предвыборная (в Верховный  Совет СССР) речь И.В. Сталина (февраль  1946 г.), в которой говорилось о неизбежности империалистических войн и нарастании мощи Красной Армии, в агрессивной политике обвинялся Запад. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США был составлен меморандум об отборе 20-ти наиболее важных целей на территории СССР для их (возможной) атомной бомбардировки.

     Цели  Запада сформулировал У. Черчилль в  своей речи в американском городе Фултоне (1946 г.), которые были затем конкретизированы президентом США Г. Трумэном в его “доктрине” (1947 г.). Они состояли в том, чтобы остановить советскую идеологическую и военную экспансию, организовать военно-политический союз против СССР, всемерно сдерживать распространение “восточного коммунизма”. Сталин тогда расценил речь Черчилля как “призыв к войне с СССР”, и причислил недавних союзников к “поджигателям войны”, а несколько позже (1952 г.) он сделал вывод о неизбежности войн в мире, пока существует империализм.

     Госсекретарь  США Д. Маршалл выдвинул в 1947 г. план “экономического оздоровления” европейских государств - финансовую помощь в размере 13 млрд. долларов, которой тогда воспользовались 17 стран. СССР же посчитал, что этот план поставит под угрозу его политический суверенитет и влияние на восточно-европейские государства, и вместе с ними отказался от американской помощи. Решая все свои проблемы в одиночку, СССР продолжал укреплять свой статус великой державы путем неуклонного наращивания военного потенциала, все более изолируясь от западного мира.

     Линия раскола в Европе пролегла через  Германию, которая, по взаимной договоренности (Ялтинские и Потсдамские соглашения) должна была стать единым миролюбивым  государством. Летом 1948 г.

     СССР  начал устанавливать блокаду  Западного Берлина, чтобы помешать западным державам доступ в него, возник так называемый “Берлинский кризис”. Но это противостояние стимулировало  образование в апреле 1949 г. военно-политического альянса - НАТО (10 западноевропейских государств, США и Канада). В мае 1949 г. на территории трех западных зон оккупации Германии образуется ФРГ, в ответ, в октябре 1949 г., в зоне советской оккупации создается второе немецкое государство - ГДР.

     Пиком блокового противостояния стала  гражданская война в Корее (1950-1953 гг.), не принесшая победы ни одной  из сторон (КНДР-Южная Корея), несмотря на помощь воюющим сторонам СССР и  США. Можно утверждать, что ответственность  за развязывание “холодной войны”, самой длительной из всех войн XX века, лежит на обеих сторонах. У. Черчилль считал ее «третьей мировой войной, которая началась прежде, чем закончилась  вторая».

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"