Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:49, контрольная работа

Описание

Время XVII столетия считается временем формирования Россия как государства и общества нового качественного состояния. Этот процесс был сложным, противоречивым, потребовавшим напряжения сил народа, власти. Смута начала XVII в., правление Петра I – наиболее яркие периоды, наложившие отпечаток, на дальнейшую историю и формирование Государства Российского. Бурные потрясения в России начала XVII в. определили характер её развития на многие десятилетия, наложили отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Содержание

I. Введение 3
II. 1. Государственное устройство России в XVII веке 3-9
Смутное время
Соборное уложение 1649 года и укрепление самодержавия
Внешняя политика
Внутриполитическая обстановка

2. Экономические преобразования, финансовая 9-21 и налоговая политика Петра I
Пётр I и его преобразования
Экономическая политика и социальная структура общества
Финансовая политика и налоговая система
Реформа государственного управления
Значение деятельности Петра I

III. Заключение 21
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная история.docx

— 54.17 Кб (Скачать документ)

    Одновременно  с Речью Посполитой Россия в 1656—1658 гг. вела войну со Швецией за выход  к Балтийскому морю. На начальном  этапе русские войска одерживали крупные победы, в 1657— 1658 гг. военные  действия шли с переменным успехом. Эта война завершилась подписанием  в 1661 г. Кардисского мира, по которому Россия выхода к Балтийскому морю не получила.

    В течение всего XVII в. большую опасность  для России на юге представляло Крымское ханство (вспомните осаду Азова). В 1681 г. Был заключен Бахчисарайский мир. По этому соглашению границей между Крымом и Россией признавался Днепр; на 20 лет Крымское ханство обязалось не поддерживать врага Российского государства. Но в 1686 г. Россия расторгла этот договор, так как по «Вечному миру», заключенному с Речью Посполитой, Россия и Польша объединились для борьбы против турецко-татарской агрессии. 
 
 

    Внутриполитическая  обстановка.

    С 1630 по 1650 гг. восставали жители 30 городов  — Великого Устюга, Новгорода, Воронежа, Курска, Владимира, городов Сибири и  др. Наиболее крупные восстания были в Москве (1648), Пскове и Новгороде (1650), Они были подавлены, а их активные участники казнены.

    XVII в. принес серьезные потрясения  русской церкви. К середине этого  века в русском обществе нарастало  недовольство церковью, поддерживавшей  порядки, усиливающие угнетение  простого народа, а также неблаговидным  поведением многих церковнослужителей, отсутствием единообразия церковной  службы. В религиозных книгах  и церковных обрядах накопились  существенные разночтения; священные  каноны толковались противоречиво.  В каждой местности были свои  традиции совершения культа. Порядок  проведения богослужения расходился  с греческим чином. Таким образом, назрела необходимость реформы церкви. В 1653—1660 гг. патриарх Никон (1605—1681) провел церковную реформу. Она унифицировала церковные обряды и установила единообразие богослужения для всех православных церквей. За образец был принят греческий чин, все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам, для богослужения допускались иконы только греческого письма.

    Несмотря  на то, что реформу патриарха Никона поддерживали государь Алексей Михайлович, его ближайшее окружение и  высшее духовенство, произошел раскол русской церкви. Против реформы церкви выступили попы и протопопы в  Москве (И. Неропов, С. Внифатьев), в Суздале (Н. Пустосвят), в Юрьевце — Аввакум  Петров и других городах. Их стали  называть раскольниками.

    Протопоп  Аввакум (1620—1682) был идеологом староверия, старообрядцев. Они требовали возврата к прежним обрядам и традициям: читать и петь во время службы одновременно разное несколькими голосами (реформа  устанавливала единоголосие); крестное знамение производить двумя перстами, а не тремя, как полагала реформа; поклоны при богослужении должны оставаться поясными, а не земными, как вводила реформа; они требовали  возврата к ходу посолонью, а не крестному  ходу навстречу солнцу, как предусматривала  реформа.

    На  стороне старообрядцев оказалось  множество горожан, крестьян, стрельцов. Раскол церкви стал формой социального  протеста народных масс.

    Все положения реформы были одобрены земскими соборами 1654—1656 гг.; раскольников осудили и отлучили от церкви. Священника Аввакума сослали в Даурию (Забайкалье), возвращали в Москву, снова ссылали, затем расстригли, прокляли и сожгли.

    Социальный  протест раскольников, по сути, направлялся в фанатизм и аскетизм, мистику; сторонники раскола отрицали все новое и иноземное; враждебно относились к светской культуре, знаниям. Поэтому оценивать раскол как подлинно прогрессивное явление нельзя, хотя благодаря староверию сохранилось много письменных памятников прошлых веков.

    Вмешательство Никона во внутренние и внешнеполитические дела государства, оправдываемое тем, что «священство выше царства» (церковь выше монарха), привело к разрыву патриарха с царем. Земский Собор 1666—1667 гг. лишил Никона патриаршества и сослал.

    В период царствования Алексея Михайловича  произошла крупнейшая в истории  России Крестьянская война 1670—1671 гг. Ее предводитель — Степан Разин (ок. 1630—1671) донской казак, атаман, сначала воевавший  с крымскими татарами, затем с  турками. В 1667 г. С отрядом казацкой бедноты он совершил поход на Волгу и Яик, затем в Персию по Каспийскому морю. Весной 1670 г. Возглавил Крестьянскую войну, в которой проявил себя способным организатором и военачальником. Обещал уничтожить рабство, освободить крестьян от власти бояр и дворян. Наряду с казачеством в войне участвовали народы Поволжья. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск, но войскам Разина было нанесено поражение. Атаман ушел на Дон, но был предан домовитыми казаками, пленен и казнен в Москве. После казни Разина война еще продолжалась, отдельные отряды выступали во многих городах Поволжья, Галицкого уезда, в Соловецком монастыре.  

    2. Экономические преобразования, финансовая и налоговая политика Петра I.

    Пётр  I и его преобразования.

    С 1682 по 1696 гг. русский престол занимали сыновья царя Алексея от разных браков — Петр (1672—1725) и Иван (1666—1696). Поскольку  они были малолетними, то правительницей являлась их сестра царевна Софья (1657—1704), правившая с 1682 по 1689 гг. В этот период усилилась роль князя В. Голицына (1643—1714), фаворита царевны. В 1689 г. Петр I достиг совершеннолетия, женился и  проявил стремление к борьбе со старыми  отжившими боярскими традициями. Софья предприняла попытку с помощью стрельцов, недовольных созданием полков нового строя, потерей многих своих привилегий, лишить власти Петра. Однако она потерпела неудачу. Петра поддержали Преображенский и Семеновский полки, многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже некоторые стрелецкие полки. Петр удержал трон, наказал бунтовавших стрельцов, расформировал стрелецкое войско, Софью постригли в монастырь. 

    Экономическая политика и социальная структура общества. 

    До  Петра I промышленность и торговля в  России были развиты слабо. Причиной такого положения служили вполне объективные обстоятельства — замедленное  развитие сельского хозяйства (низкая урожайность, малопродуктивное животноводства) из-за трудных природно-климатических  условий, растущей тяжести государственных  податей, низкой плотности населения. Поэтому для удовлетворения государственных  нужд в оружии, порохе, сукне московское правительство создавало свои предприятия, которых к концу XVII в. насчитывалось  около 20. Уже при Алексее Михайловиче  с таких заводов не брали никаких  податей и приписывали к ним  целые деревни для обеспечения  рабочей силой. Частным лицам  тогда было трудно развивать свои промыслы из-за государственных сборов и большого числа государственных  откупов, монополий на самые выгодные товары, а также узости платежеспособного  спроса среди широких масс населения  на продукцию мануфактурной выделки (крестьяне вели в основном натуральное  хозяйство).

    Петр I по существу продолжил политику своих  предшественников в области промышленности и торговли, но с гораздо большим  размахом. Число мануфактур выросло  примерно в 10 раз, составив приблизительно 200. Много энергии Петр I потратил на содействие поиску полезных ископаемых, особенно железной и медной руд, золота, серебра, на устройство горных заводов, оружейных, суконных и прочих мануфактур. Он строил заводы на государственные  средства, поощрял заведение частных  предприятий, вплоть до насильственных мер, передавал государственные  мануфактуры в частные руки, приглашал  иностранных мастеров и отправлял  русских на обучение за границу и  т.д. На мануфактуры отправляли бродяг, “гулящих” людей, крестьян, с 1721 г. Купцы получили право покупать крестьян деревнями для работы на фабриках. И это не случайно. Свободных рабочих рук в стране было крайне мало, полностью оторвать крестьян от земли и отправить работать на завод было невозможно, так как, став рабочими, они едва ли смогли бы прокормиться на одну зарплату, если бы это явление приняло широкий размах.

    В своей промышленной и торговой политике Петр I основывался на принципах  меркантилизма (т.е. пользы, выгоды), которые  сводились к тому, что каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить  все нужное ему и больше вывозить, чем ввозить. Поэтому Петр I вводил высокие таможенные пошлины на импорт, особенно на товары, производимые в  России, ограничивал деятельность в  России иностранных купцов. Но это  приводило к еще большей нехватке капиталов (иностранцы опасались вкладывать деньги в русские предприятия), к  низкому качеству многих русских  товаров, предназначенных для широкого рынка, из-за отсутствия конкуренции. Поэтому  после смерти Петра I новое правительство  пересмотрело торговую политику и снизило  импортные пошлины. 

    При отсутствии естественных условии и  нормальных предпосылок для развития промышленности и торговли экономическая  политика Петра I в этом направлении  неизбежно должна была носить характер искусственного подхлестывания, и после  решения крупных внешнеполитических задач и исчезновения энергичного  воздействия преобразователя многие из его начинании должны были прийти в упадок. Что и произошло: из петровских мануфактур к концу XVIII в. сохранилось  лишь около 20. Вообще петровская эпоха  осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов с купцов как наиболее состоятельной части  горожан и различных казенных “служб” при таможнях, питейных сборах и т.д., насильственное сколачивание торговых компаний — вот только часть средств и способов принуждения, которые Петр I применял к купечеству с главной целью — извлечь  как можно больше денег для  казны.

    В первой четверти XVIII в. произошло разорение  именно наиболее состоятельной части  русского купечества — “гостиной  сотни”, после чего имена многих владельцев традиционных торговых домов  исчезли из списка состоятельных  людей. Грубое вмешательство государства  привело к разрушению ссудного и  ростовщического капитала, на основе которого на Западе и развивалась  капиталистическая промышленность.

    В начале XVIII в. происходит окончательное  формирование дворянского сословия, которое пользовалось исключительными  правами душе- и землевладения. Процесс  складывания дворянства был результатом  не только длительного развития служилого  сословия, но и сознательной деятельности Петра I. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым людям  сразу занимать высокое положение  в обществе, в армии и на гражданской  службе основным принципом, определявшим положение служилого человека, становится личная выслуга, условия которой  определялись законами.

    Тем самым путь наверх открывался наиболее способным представителям низов  общества, и принцип выслуги, продвижения  по служебной лестнице за заслуги, закрепленный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет выходцев из других сословии. Но, с другой стороны, не это было конечной целью преобразований. Внедряя принцип  личной выслуги, строго оговоренные  в Табели о рангах условия повышения  по лестнице чинов (важнейшим из условий  была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста), Петр I стремился превратить довольно аморфную массу служилых “по отечеству” (по происхождению) в военно-бюрократический  корпус, полностью ему подчиненный  и зависимый только от него. Конечно, одновременно шло и оформление сословия дворянства как корпорации, наделенной особыми правами и привилегиями, с корпоративным сознанием, принципами и обычаями, но этот процесс находит  свое завершение только к середине XVIII в., когда дворянство постепенно освобождается от обязательной службы. Петр I стремился само понятие “дворянин” как можно теснее связать с  обязательной, постоянной, требующей  знаний и практических навыков службой.

    Петр I внушал подданным, что только тот  дворянин достоин почитания, который  служит. И в самом деле: все  дворяне определялись в различные  учреждения и полки, их дети отдавались в обязательном порядке в школы, посылались на учебу за границу, запрещалось  жениться тем, кто не хотел учиться, отбирались имения утех, кто уклонялся  от службы. В 1714г. Был введен майорат — принцип наследования, по которому все имение доставалось старшему сыну, а остальные должны были искать источники существования на службе.

    Большие изменения произошли при Петре I в положении некрепостного сельского  населения, фактически было создано  сословие государственных крестьян. В него вошли черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне — инородцы Поволжья, однодворцы Юга. Всего — не менее 18% податного населения. Однодворцы по происхождению были служилыми людьми, но измельчавшими, владевшими, как правило, одним двором, но обладавшими правами иметь крепостных (и у некоторых они были) и не платить подати. Теперь они были “положены в тягло”, что закрывало им путь в дворянство. Принадлежность к тяглым сословиям теперь означала непривилегированность, и государственная политика была направлена на ограничение прав и возможностей, которыми обладали податные люди как лично свободные от крепостной зависимости.

    Произошли изменения и в положении крепостных крестьян. Была ликвидирована разница  в положении крепостных крестьян и холопов — холопы до этого  времени не платили податей, теперь тоже были поверстаны в тягло. Ликвидация холопства в XVIII в. привела к усилению барщинных отработок крепостных крестьян, так как ранее именно холопы обрабатывали барские поля.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"