Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:49, контрольная работа

Описание

Время XVII столетия считается временем формирования Россия как государства и общества нового качественного состояния. Этот процесс был сложным, противоречивым, потребовавшим напряжения сил народа, власти. Смута начала XVII в., правление Петра I – наиболее яркие периоды, наложившие отпечаток, на дальнейшую историю и формирование Государства Российского. Бурные потрясения в России начала XVII в. определили характер её развития на многие десятилетия, наложили отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Содержание

I. Введение 3
II. 1. Государственное устройство России в XVII веке 3-9
Смутное время
Соборное уложение 1649 года и укрепление самодержавия
Внешняя политика
Внутриполитическая обстановка

2. Экономические преобразования, финансовая 9-21 и налоговая политика Петра I
Пётр I и его преобразования
Экономическая политика и социальная структура общества
Финансовая политика и налоговая система
Реформа государственного управления
Значение деятельности Петра I

III. Заключение 21
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная история.docx

— 54.17 Кб (Скачать документ)

    Петром I была проведена унификация социальной структуры городов, в которые  были перенесены западноевропейские Городские  институты: магистраты, цехи и гильдии. Имевшие на родине глубокие исторические корни, в Россию эти институты  были перенесены насильно, административным путем. Посадское население было разделено на две гильдии: первую гильдию составили “первостатейные”, куда вошли верхи посада, богатые  купцы, ремесленники, горожане умственных профессий, а во вторую гильдию были включены мелкие лавочники и ремесленники, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане в гильдии  не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления беглых крестьян.

    Деление на гильдии и объединение в  цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на российской почве превратились в  органы по выколачиванию податей  из горожан. Была сохранена и старая система распределения налогов  по богатству, когда наиболее богатые  горожане были вынуждены платить  за десятки и сотни неимущих, что  вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.

    В целом социальная политика Петра 1 была направлена на унификацию сословной  структуры общества (к сказанному следует добавить и введение штатов священнослужителей с четким распределением прав и обязанностей по Духовному  регламенту), которая имела целью создание так называемого “регулярного государства” — самодержавного, военно-бюрократического и полицейского. 

    Финансовая  политика и налоговая  система. 

    Связь финансовой реформы, а точнее финансовой политики Петра I и его правительства  с Северной и другими войнами, с усилением армии и флота  безусловна и непосредственна. Война  и необходимые для ее ведения  армия и флот требовали огромных расходов. При Петре I военные расходы  выросли в 4 раза и составляли от 1/5 до 1/3 всего бюджета. По смете 1710 г. На военные нужды шло более 3 млн.. руб., тогда как на остальные потребности казна тратила только чуть больше 800 тыс. руб., т.е. военные расходы составляли 78% всего бюджета. И это еще в военное время, когда значительная часть армии содержалась за счет неприятеля, квартируя в завоеванных провинциях или за границей. Но когда война стала близиться к завершению и войска начали возвращаться, пришлось подумать о более постоянном и определенном способе их содержания, чем случайные и часто насильственные сборы с населения. Сокращать численность армии и не думали: в планах стояли войны с Турцией, Каспийский поход.

    Всю свою жизнь на троне Петр I провел в постоянных заботах о том, “чтобы деньги бережены везде были на нужные в военный поход расходы”, чтобы  “денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны”. Создание нового войска, построение флота под  Воронежем, два азовских похода стоили страшного напряжения платежных  сил населения. А это было только начало.

    Усиление  контроля над деятельностью приказов и первые изменения в государственном  управлении были связаны с поисками новых источников доходов и борьбой  за улучшение сбора податей. В 1698 г. С этой целью создается Ратуша, которая стала ведать сбором кабацких и таможенных сборов в городах. Одновременно усиливается круговая порука.

    Уже первые мероприятия дали увеличение доходов, в 1701 г. Они выросли в 2 раза и достигли 3 млн.. руб. Доля военных расходов выросла еще больше — с 62% всего дохода в 1680 г. До 78% в 1701 г., но сильно уменьшились дворцовые расходы — в 4,5 раза. Доходы же от главных сборов — таможенного и кабацкого — уменьшались. Начались поиски новых источников пополнения казны. Прежде всего взялись за переделку монеты путем ее порчи, т.е. путем уменьшения содержания металла в монетах при сохранении номинала. Но доход от порчи монет (т.е. инфляции) всегда хотя и велик, но кратковременен. К тому же порча монет ведет к росту цен. Тогда начали обкладывать налогом едва ли не все и всех подряд — частные рыбные ловли, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадки (торг лошадьми), старообрядцев за ношение бороды, двойной налог брали с них же за приверженность к старым обрядам; обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на изготовление гробов (дуб был нужен для постройки кораблей); расширили обязательное употребление гербовой бумаги для всякого рода сделок и прошений.

    Но  и этого оказалось мало. Решили прибегнуть к государственной монополии  на торговлю важнейшими и выгоднейшими товарами внутри страны и за границу. Указом от 1 января 1705 г. Была введена казенная монополия на продажу соли, а ее цена увеличена вдвое. На этой операции казна получала по 150 тыс. руб. в год, хотя рассчитывала на 400 тыс. руб., но из-за дороговизны потребление соли сократилось. Затем казенная монополия была установлена на табак, деготь, мел, рыбий жир, ворванное и квашеное сало, щетину, торговля старыми казенными товарами (прежде всего это спиртное) была расширена. Но в 1706 г., несмотря на удвоение налогов, приход уменьшился. Государству грозило разорение. С этого времени выдача жалованья чиновникам задерживалась, расходы оплачивались только самые необходимые и т.д.

    Дефицит был огромен, на займы рассчитывать не приходилось. Иностранцы денег не давали, неуверенные в устойчивости положения дел Петра I даже после  Полтавы, к тому же напуганные его  бесцеремонностью по отношению к  собственности частных лиц.

    В 1710 г. Была проведена перепись податного населения, которая показала его сокращение по сравнению с 1678 г. Примерно на 20%. Среди причин убыли податных указывали мобилизацию в рекруты, на работы в Санкт-Петербург и пр. Хотя многие историки подвергают сомнению вывод, что население России сократилось (многие просто укрывались от переписи, даже помещики прятали своих крестьян), но тем не менее факт остается фактом — тяжесть податей становилась столь невыносимой, что люди скрывались, уходили с насиженных мест и т.д.

    Наиболее  яркими доказательствами того, что  финансовая политика Петра I проводилась  в интересах армии, являются введение подушной подати, даже то, как определялся  ее размер, и способы сбора.

    Предложения о замене подворного обложения, при  котором можно было укрываться от податей с помощью укрупнения дворов, подушным сбором поступали  Петру I давно, и 22 января 1719г. Сенат  объявил указ о поголовной переписи крестьян, бобылей, задворных и деловых  людей, всех владельцев и однодворцев. Перепись затянулась, пришлось проводить  проверку данных — ревизию —  из-за того, что не все данные были поданы, а в поданных оказалось  много “утаек”, т.е. неточностей. Только к 1724 г. Было выяснено общее число плательщиков — 5 570 458 человек, тогда как в 1710 г. Их было 2 874 685 человек. Прирост получился из-за введения подушной подати (записывались все взрослые мужчины, а не только хозяин, глава двора, как ранее) из-за включения в число плательщиков холопов, церковных людей, однодворцев и других разрядов населения, не плативших ранее податей.

    По  расчету Петра I, общий расход на все войско был 4 млн.. руб., всего  плательщиков было 5 млн.. человек, на каждого  плательщика приходилось, таким  образом, 80 коп. налога: иначе говоря, 50 человек могли содержать одного драгуна, а 35 душ — одного пехотинца. На 1724 г. Было назначено брать 80 коп. с души, на 1725 г., после уточнения количества душ — 74 коп., а после смерти Петра I налог понизили до 70 коп. Сверх того, с государственных крестьян, которые не платили оброка помещикам, брали дополнительно 40 коп. Тяглые городские обыватели платили 1 руб. 20 коп.

    В 1725 г. Была составлена Табель государственных доходов и расходов. По этой Табели государство должно было получить свыше 10 млн.. руб., т.е. в 3 с лишним раза больше, чем 12 лет назад. На содержание армии и флота шло почти 6 млн.. руб. Все было бы хорошо, если бы эти доходы действительно собирались. Так, в 1724 г. Недобор составил четверть оклада.

    Причиной  такого положения государственных  финансов было, конечно, глубокое истощение  платежных сил населения. Это  истощение усугублялось неурожайными годами в последний период жизни  первого российского императора.

    Другой  причиной обеднения населения и  плохого состояния его хозяйства  является неуклонный рост самого податного  бремени. С 1680 по 1725 г. Сумма сборов с населения утроилась, и это увеличение было достигнуто не развитием народного хозяйства, основывалось не на обогащении населения, а на доведении до крайних размеров самого сбора без учета платежных способностей населения. Тяжесть подушной подати увеличивалась сохранением других повинностей, а также тем, что из ревизских сказок (списков) не исключались умершие и беглые и оставшимся приходилось за них платить. 

    Реформа государственного управления. 

    Крупные преобразования были проведены Петром I в центральном и местном государственном  управлении. Вначале они вызывались необходимостью упорядочить и усовершенствовать  аппарат взимания налогов, затем  добавилась и вторая причина —  обеспечение выполнения подданными своих обязанностей, как их понимал  Петр I. На его видении сущности государства  оказали влияние западноевропейские мыслители и традиционное отношение  русских царей к государству  как к своей вотчине. Во всем следуя этой традиции, Петр отступил от нее  в главном, ибо считал и себя обязанным  служить Отечеству наравне с  другими подданными. В то же время  подданные, служа государству, служили  самодержцу: военную и гражданскую  присяги они приносили царю, а  не Отечеству.

    Петр I практически создал заново весь государственный  аппарат (точнее, его новую структуру), использовав в качестве образца  шведские учреждения, но приспособив  их к особенностям России. В основе его действий лежало убеждение, что  каждое из четырех основных сословий должны нести свои обязанности: крестьяне  — возделывать пашню, торговцы и  ремесленники — производить товары и торговать, духовенство — наставлять население хранить верность монарху, дворяне — нести военную и  гражданскую службу

    Высшим  органом управления с 1711 г. Стал Сенат, заменявший царя во время его отъездов из столицы и бывший высшим судебным и контрольным органом страны. Территориальный принцип построения высших органов власти времен приказов был заменен отраслевым. Отраслями управления ведали коллегии, в которых дела решались голосованием. Для управления и суда купцов и ремесленников был учрежден Главный магистрат; для управления церковными делами — Синод. Патриаршество было упразднено, и церковь превратилась в часть государственного управления.

    Вся система управления сверху донизу была подвержена взяточничеству, казнокрадству  и неуважению законов. Петр I вел  жестокую борьбу с этим злом. С этой целью были учреждены институты  фискалов во главе с обер-фискалом и прокуратуры во главе с генерал-прокурором Сената. Но усилия Петра I были почти  напрасными. За взяточничество и казнокрадство  перебывали под следствием и судом, понесли разные наказания почти все из наиболее видных соратников Петра I. Сибирский губернатор князь Гагарин был повешен, санкт-петербургский вице-губернатор публично подвергнут пыткам и выпорот на площади, вице-канцлер барон Шафиров снят с плахи и отправлен в ссылку, знаменитый прибыльщик Курбатов, дослужившийся до вице-губернатора, был обвинен в злоупотреблениях и умер под судом, знаменитый обер-фискал Нестеров, открывший массу чужих злоупотреблений, в том числе и князя Гагарина, сам попался на том же самом и казнен. Любимец Петра I Меншиков с 1713 г. И до смерти царя постоянно находился под следствием по разным делам, которые то и дело всплывали, на него был произведен огромный денежный начет, а сам Меншиков неоднократно бит Петром. Но ничего не менялось.

    Зло взяточничества и казнокрадства  неистребимо, и чем больше бюрократический  аппарат, чем больше в его руках  средств, чем больше государственных  монополий и откупов, вообще вмешательства  государства в экономику, тем  больше это зло. И разрастание  аппарата государственного управления при Петре I, сопровождавшееся ростом чиновничьих злоупотреблений, блестящее  тому подтверждение.

    Что касается местного управления, то страна была разделена на губернии, провинции  и дистрикты (последние после  Петра I были упразднены и восстановлены  уезды) с соответствующими местными учреждениями. В реформе местного управления особенно четко видна  связь петровских реформ с военными и фискальными нуждами. Впервые  в 1708 г. 8 губерний было образовано для  содержания каждой из них отдельной  армии, а приморские губернии были обязаны  содержать соответствующий флот.

    Правда, в дальнейшем на местные власти в  инструкциях возлагалось больше обязанностей: соблюдать царский  интерес и государственную пользу, заботиться о внешней безопасности, ловить шпионов, содержать в порядке  крепости, поддерживать внутренний порядок, воеводе особенно рекомендовалось  зорко следить, чтобы не было гулящих  людей и просителей милостыни, необходимо было следить за соблюдением прав и преимуществ, дарованных каждому  сословию, особенно полагалось заботиться о крепостных крестьянах — вплоть до взятия под опеку имений беспутных  помещиков; воевода должен был заботиться о материальном, умственном и нравственном благосостоянии населения, смотреть, чтобы  “всякие заводы, где какие есть, в добром состоянии были содержаны”, наблюдению воеводы инструкция поручала сиротские дома, госпитали, академии и школы и даже православную веру. К этому надо добавить отдельные поручения от правительства, таким образом, местный начальник должен был быть военачальником, экономистом, ученым-архивистом, историком, должен был знать цены на хлеб, собирать любопытные исторические письма, разыскивая их по монастырям и соборам, составлять описи древним грамотам, снимать с них копии и отсылать в Сенат.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"