Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:49, контрольная работа
Время XVII столетия считается временем формирования Россия как государства и общества нового качественного состояния. Этот процесс был сложным, противоречивым, потребовавшим напряжения сил народа, власти. Смута начала XVII в., правление Петра I – наиболее яркие периоды, наложившие отпечаток, на дальнейшую историю и формирование Государства Российского. Бурные потрясения в России начала XVII в. определили характер её развития на многие десятилетия, наложили отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику государства.
I. Введение 3
II. 1. Государственное устройство России в XVII веке 3-9
Смутное время
Соборное уложение 1649 года и укрепление самодержавия
Внешняя политика
Внутриполитическая обстановка
2. Экономические преобразования, финансовая 9-21 и налоговая политика Петра I
Пётр I и его преобразования
Экономическая политика и социальная структура общества
Финансовая политика и налоговая система
Реформа государственного управления
Значение деятельности Петра I
III. Заключение 21
Список используемой литературы 23
Петром
I была проведена унификация социальной
структуры городов, в которые
были перенесены западноевропейские Городские
институты: магистраты, цехи и гильдии.
Имевшие на родине глубокие исторические
корни, в Россию эти институты
были перенесены насильно, административным
путем. Посадское население было
разделено на две гильдии: первую
гильдию составили “
Деление на гильдии и объединение в цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на российской почве превратились в органы по выколачиванию податей из горожан. Была сохранена и старая система распределения налогов по богатству, когда наиболее богатые горожане были вынуждены платить за десятки и сотни неимущих, что вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.
В
целом социальная политика Петра 1 была
направлена на унификацию сословной
структуры общества (к сказанному
следует добавить и введение штатов
священнослужителей с четким распределением
прав и обязанностей по Духовному
регламенту), которая имела целью создание
так называемого “регулярного государства”
— самодержавного, военно-бюрократического
и полицейского.
Финансовая
политика и налоговая
система.
Связь финансовой реформы, а точнее финансовой политики Петра I и его правительства с Северной и другими войнами, с усилением армии и флота безусловна и непосредственна. Война и необходимые для ее ведения армия и флот требовали огромных расходов. При Петре I военные расходы выросли в 4 раза и составляли от 1/5 до 1/3 всего бюджета. По смете 1710 г. На военные нужды шло более 3 млн.. руб., тогда как на остальные потребности казна тратила только чуть больше 800 тыс. руб., т.е. военные расходы составляли 78% всего бюджета. И это еще в военное время, когда значительная часть армии содержалась за счет неприятеля, квартируя в завоеванных провинциях или за границей. Но когда война стала близиться к завершению и войска начали возвращаться, пришлось подумать о более постоянном и определенном способе их содержания, чем случайные и часто насильственные сборы с населения. Сокращать численность армии и не думали: в планах стояли войны с Турцией, Каспийский поход.
Всю свою жизнь на троне Петр I провел в постоянных заботах о том, “чтобы деньги бережены везде были на нужные в военный поход расходы”, чтобы “денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны”. Создание нового войска, построение флота под Воронежем, два азовских похода стоили страшного напряжения платежных сил населения. А это было только начало.
Усиление контроля над деятельностью приказов и первые изменения в государственном управлении были связаны с поисками новых источников доходов и борьбой за улучшение сбора податей. В 1698 г. С этой целью создается Ратуша, которая стала ведать сбором кабацких и таможенных сборов в городах. Одновременно усиливается круговая порука.
Уже первые мероприятия дали увеличение доходов, в 1701 г. Они выросли в 2 раза и достигли 3 млн.. руб. Доля военных расходов выросла еще больше — с 62% всего дохода в 1680 г. До 78% в 1701 г., но сильно уменьшились дворцовые расходы — в 4,5 раза. Доходы же от главных сборов — таможенного и кабацкого — уменьшались. Начались поиски новых источников пополнения казны. Прежде всего взялись за переделку монеты путем ее порчи, т.е. путем уменьшения содержания металла в монетах при сохранении номинала. Но доход от порчи монет (т.е. инфляции) всегда хотя и велик, но кратковременен. К тому же порча монет ведет к росту цен. Тогда начали обкладывать налогом едва ли не все и всех подряд — частные рыбные ловли, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадки (торг лошадьми), старообрядцев за ношение бороды, двойной налог брали с них же за приверженность к старым обрядам; обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на изготовление гробов (дуб был нужен для постройки кораблей); расширили обязательное употребление гербовой бумаги для всякого рода сделок и прошений.
Но и этого оказалось мало. Решили прибегнуть к государственной монополии на торговлю важнейшими и выгоднейшими товарами внутри страны и за границу. Указом от 1 января 1705 г. Была введена казенная монополия на продажу соли, а ее цена увеличена вдвое. На этой операции казна получала по 150 тыс. руб. в год, хотя рассчитывала на 400 тыс. руб., но из-за дороговизны потребление соли сократилось. Затем казенная монополия была установлена на табак, деготь, мел, рыбий жир, ворванное и квашеное сало, щетину, торговля старыми казенными товарами (прежде всего это спиртное) была расширена. Но в 1706 г., несмотря на удвоение налогов, приход уменьшился. Государству грозило разорение. С этого времени выдача жалованья чиновникам задерживалась, расходы оплачивались только самые необходимые и т.д.
Дефицит был огромен, на займы рассчитывать не приходилось. Иностранцы денег не давали, неуверенные в устойчивости положения дел Петра I даже после Полтавы, к тому же напуганные его бесцеремонностью по отношению к собственности частных лиц.
В 1710 г. Была проведена перепись податного населения, которая показала его сокращение по сравнению с 1678 г. Примерно на 20%. Среди причин убыли податных указывали мобилизацию в рекруты, на работы в Санкт-Петербург и пр. Хотя многие историки подвергают сомнению вывод, что население России сократилось (многие просто укрывались от переписи, даже помещики прятали своих крестьян), но тем не менее факт остается фактом — тяжесть податей становилась столь невыносимой, что люди скрывались, уходили с насиженных мест и т.д.
Наиболее яркими доказательствами того, что финансовая политика Петра I проводилась в интересах армии, являются введение подушной подати, даже то, как определялся ее размер, и способы сбора.
Предложения о замене подворного обложения, при котором можно было укрываться от податей с помощью укрупнения дворов, подушным сбором поступали Петру I давно, и 22 января 1719г. Сенат объявил указ о поголовной переписи крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, всех владельцев и однодворцев. Перепись затянулась, пришлось проводить проверку данных — ревизию — из-за того, что не все данные были поданы, а в поданных оказалось много “утаек”, т.е. неточностей. Только к 1724 г. Было выяснено общее число плательщиков — 5 570 458 человек, тогда как в 1710 г. Их было 2 874 685 человек. Прирост получился из-за введения подушной подати (записывались все взрослые мужчины, а не только хозяин, глава двора, как ранее) из-за включения в число плательщиков холопов, церковных людей, однодворцев и других разрядов населения, не плативших ранее податей.
По расчету Петра I, общий расход на все войско был 4 млн.. руб., всего плательщиков было 5 млн.. человек, на каждого плательщика приходилось, таким образом, 80 коп. налога: иначе говоря, 50 человек могли содержать одного драгуна, а 35 душ — одного пехотинца. На 1724 г. Было назначено брать 80 коп. с души, на 1725 г., после уточнения количества душ — 74 коп., а после смерти Петра I налог понизили до 70 коп. Сверх того, с государственных крестьян, которые не платили оброка помещикам, брали дополнительно 40 коп. Тяглые городские обыватели платили 1 руб. 20 коп.
В 1725 г. Была составлена Табель государственных доходов и расходов. По этой Табели государство должно было получить свыше 10 млн.. руб., т.е. в 3 с лишним раза больше, чем 12 лет назад. На содержание армии и флота шло почти 6 млн.. руб. Все было бы хорошо, если бы эти доходы действительно собирались. Так, в 1724 г. Недобор составил четверть оклада.
Причиной
такого положения государственных
финансов было, конечно, глубокое истощение
платежных сил населения. Это
истощение усугублялось неурожайными
годами в последний период жизни
первого российского
Другой
причиной обеднения населения и
плохого состояния его
Реформа
государственного управления.
Крупные
преобразования были проведены Петром
I в центральном и местном
Петр I практически создал заново весь государственный аппарат (точнее, его новую структуру), использовав в качестве образца шведские учреждения, но приспособив их к особенностям России. В основе его действий лежало убеждение, что каждое из четырех основных сословий должны нести свои обязанности: крестьяне — возделывать пашню, торговцы и ремесленники — производить товары и торговать, духовенство — наставлять население хранить верность монарху, дворяне — нести военную и гражданскую службу
Высшим органом управления с 1711 г. Стал Сенат, заменявший царя во время его отъездов из столицы и бывший высшим судебным и контрольным органом страны. Территориальный принцип построения высших органов власти времен приказов был заменен отраслевым. Отраслями управления ведали коллегии, в которых дела решались голосованием. Для управления и суда купцов и ремесленников был учрежден Главный магистрат; для управления церковными делами — Синод. Патриаршество было упразднено, и церковь превратилась в часть государственного управления.
Вся система управления сверху донизу была подвержена взяточничеству, казнокрадству и неуважению законов. Петр I вел жестокую борьбу с этим злом. С этой целью были учреждены институты фискалов во главе с обер-фискалом и прокуратуры во главе с генерал-прокурором Сената. Но усилия Петра I были почти напрасными. За взяточничество и казнокрадство перебывали под следствием и судом, понесли разные наказания почти все из наиболее видных соратников Петра I. Сибирский губернатор князь Гагарин был повешен, санкт-петербургский вице-губернатор публично подвергнут пыткам и выпорот на площади, вице-канцлер барон Шафиров снят с плахи и отправлен в ссылку, знаменитый прибыльщик Курбатов, дослужившийся до вице-губернатора, был обвинен в злоупотреблениях и умер под судом, знаменитый обер-фискал Нестеров, открывший массу чужих злоупотреблений, в том числе и князя Гагарина, сам попался на том же самом и казнен. Любимец Петра I Меншиков с 1713 г. И до смерти царя постоянно находился под следствием по разным делам, которые то и дело всплывали, на него был произведен огромный денежный начет, а сам Меншиков неоднократно бит Петром. Но ничего не менялось.
Зло взяточничества и казнокрадства неистребимо, и чем больше бюрократический аппарат, чем больше в его руках средств, чем больше государственных монополий и откупов, вообще вмешательства государства в экономику, тем больше это зло. И разрастание аппарата государственного управления при Петре I, сопровождавшееся ростом чиновничьих злоупотреблений, блестящее тому подтверждение.
Что
касается местного управления, то страна
была разделена на губернии, провинции
и дистрикты (последние после
Петра I были упразднены и восстановлены
уезды) с соответствующими местными
учреждениями. В реформе местного
управления особенно четко видна
связь петровских реформ с военными
и фискальными нуждами. Впервые
в 1708 г. 8 губерний было образовано для
содержания каждой из них отдельной
армии, а приморские губернии были обязаны
содержать соответствующий
Правда,
в дальнейшем на местные власти в
инструкциях возлагалось больше
обязанностей: соблюдать царский
интерес и государственную
Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"