Крах аккупационного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:06, контрольная работа

Описание

С приходом к власти фашистов завоевательная война против Советского союза стала высшей идеей весей внутренней и внешней политики правящих кругов Германии. Уже 3 февраля 1933г., т.е. через четыре дня после факельного шествия штурмовиков в честь вступления Гитлера на пост рейхсканцлера, он произнес речь перед рейхсвера на квартире начальника управления сухопутных сил Гаммерштейн-Экоуорда. «Главной задачей будущей армии, - заявил фюрер, - явится завоевать нового жизненного пространства на востоке и его беспощадная германизация».

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, выполнение сельскохозяйственных поставок столкнулось с серьезными трудностями. В связи с большим достатком тягловой силы, чтобы обеспечить посевную, населению в принудительном порядке заставляли обучать пахоте коров, с нормой выработки на корову 2га. У граждан, уклонявшихся от обучения и использование при пахоте коров, коровы отбирались. В некоторых районах земля под посев озимых обрабатывалась в ручную: «…Довести до каждого трудоспособного вскопать по 15 соток старки для сева озимых, срок три дня. Трудоспособные от 16 лет» - распоряжались оккупанты в Алексеевском районе.

    Несмотря  на все мероприятия оккупантов, сельскохозяйственное производство на захваченной территории  Воронежской области существенно сократилось. В Семелукском районе из 11 тыс. озимых, которое осваивалось до оккупации, в 1942г. было засеяно всего 3 тыс., т.е. менее 30%. В колхозе «Новый шлях» Ольховатского района вся сахарная свекла на площади 70га погибла.

    Захватчики  также попытались наладить работу промышленных предприятий в оккупированных районах. Специальная директива А. Розенберга «Обязательное постановление о восстановлении промышленного хозяйства во вновь занятых восточных областях» от 23 января 1942года предусматривало восстановление и использование предприятий тяжелой промышленности на вновь оккупированных советских территориях. Восстановление промышленных и коммунальных предприятий в районе боевых действий и ближайшем прифронтовом тылу занимались технические батальоны и отряды технической помощи, подчинявшиеся начальникам экономических отрядов штабов армии. Во фронтовом тылу эти задачи выполняли хозяйственные команды, действующие под руководством хозяйственных инспекций. Так, декабре 1942г. в с. Ольховатка Воронежской области был восстановлен и пущен сахарный завод.

    С первых дней оккупационные власти заявили  о своем покровительстве развитию частного предпринимательства. Все лица желавшие заняться ремесленно-кустарным производством, торговлей и т.п. обязаны были зарегистрироваться и получить патент в финансово-налоговом отделе староста или управы. Лица, работавшие без патента, подвергались штрафу.

    Оккупанты рассчитывали, что кустарная промышленность обеспечит не только выполнение заказов, но и насыщение местного рынка товарами повседневного спроса, повышение покупательной способности и стимулирование сельскохозяйственного производства. Однако из-за отсутствия сырья и недостатка квалификационных кадров эти надежды оправдались.

    В оккупационных районах Воронежской  области были открыты отделения  Ворошиловградского хозяйственного банка. Банки контролировали денежное обращение, осуществляли расчетные и кредитные операции. Лимиты кассовых остатков в организациях не могли превышать 3000руб., все наличные деньги сдавались в банк ежедневно (в районе – раз в два-три дня).

    Чтобы контролировать отношения обмена и  распределения, оккупационные власти пытались регулировать ценообразование. Однако реальные рыночные цены на продукты и предметы первой необходимости намного превосходили цены, установленные властями. Стихийно возникла меновая торговля. Оккупационные власти стремились пресекать ее, угрожая нарушителям конфискацией имущества и штрафами.

    Тяжелое положение в Германии сложилось  с рабочей силой. Летом 1941г. в военной экономике Германии не хватало 800 тыс. рабочих рук. Известно, что в связи с переключением всей ее экономики на производство военной продукции она же к началу второй мировой войны не имела в своем распоряжении достаточных резервов рабочей силы, из которых она могла бы черпать дополнительный контингент рабочих для расширения промышленности и компенсации потерь на фронтах. Чтобы восполнить недостаток в рабочей силе, гитлеровцы стали широко использовать принудительный труд иностранных рабочих и военнопленных. Еще до нападения на Советский Союз их общее число достигло 3 млн. человек. Огромные потери на Восточном фронте толкнули правителей Германии на еще более широкое привлечение граждан оккупированных стран, в особенности советских людей, на каторжные работы как в самой Германии, так и в оккупированных странах. Поэтому германское руководство приняло решение заменить немецких рабочих военнопленными  и жителями оккупированных стран, прежде всего советскими гражданами, получившими наименование «остарбайтеров» («восточных рабочих») или просто «остовцев». В целях угона населения оккупированных стран на работы в Германию было создано специальное центральное управление, во главе которого в марте 1942г. постановлен га утляутер Тюрингии Фриц Заукель.

    Уже 31 октября  1941г. Гитлер подписал приказ, которому миллионы советских военнопленных и гражданских лиц привлекались к работам на территории Германии, Франции, Бельгии, Чехии, Австрии и других стран Европы, находившихся под фашистской оккупацией. Об условиях пребывания советских людей не немецкой каторге свидетельствует секретная директива хозяйственного штаба германского командования на Востоке от 4 декабря 1941г. В ней даны указания по использованию рабочей силы из числа советских людей: «…немецкие квалифицированные рабочие не должны копать землю и ломать камни, для этого существуют русские… При применении мер поддерживания порядка решающим соображениям является быстрота и строгость. Должны применяться лишь следующие разновидности наказания, без промежуточных ступеней: лишение питания и смертная казнь решением военно-полевого суда».

    В январе 1942 г. с оккупированных территорий СССР отправился первый финансовый транспорт  с «остовцами». Летом и осенью 1942 г. вывоз восточных рабочих в Германию достиг своего пика.

    Так же, как и на других оккупационных  территориях СССР, ведомство Заукеля  в Воронежской области первоначально пыталось привлечь для выезда в Германию на добровольной основе. Немецкая пропаганда всячески расписывала красоты жизни в Германии: «…все добровольно завербовавшиеся на работы в Германию имеют возможность на практике убедиться что им, несмотря на военные условия, предоставляется там возможность свободного и радостного существования. Никто в Германии не обрекается, в том числе и русские рабочие, на безотрадное существование. Конечно, многие из них вынуждены проживать в специальных общежитиях и это естественно, так как иностранцам, к тому же не обладающим знаниями немецкого языка, не может быть предоставлена на первых порах возможность самостоятельно устраивать свою жизнь. Есть, однако, и многие такие, которые работают в отдельных крестьянских хозяйствах, у отдельных ремесленников, или же на небольших предприятий, и которым предоставляется квартира непосредственного по месту из работ. Им предоставлена полная свобода передвижения, и они могут проводить свое свободное от работы время целиком по собственному усмотрению. И в отношении проживающих  в общежитиях проявляется забота. Для них организуется. Например, различные экскурсии. В остальном права их не ограничены, они также могут свободно передвигаться и проводить свое свободное время по собственному усмотрению».

    Однако  действительность была другой. Из памятки  об обращении с гражданами иностранными рабочими в Германии:

    «1. Восточных работ содержат в закрытых лагерях, которые они имеют право покидать только для производства работ, под постоянной охраной часовых…

    2. Посещение церкви восточными  рабочими запрещено…».

    Экономическая политика оккупантов на временно захваченной территории Воронежской области имела двойственный характер. Наряду с банальным ограблением оккупированных районов (изъятие путем реквизиции и конфискации сырья и продовольствия; демонтаж и вызов оборудования промышленных предприятий; ограбления населения с помощью жесткой налоговой системы, различного рода разовых поборов; насильственная мобилизация населения для работы в Германии), оккупанты проводили в жизнь мероприятия, способствующие нормализации хозяйственной жизни в захваченных районах: развитие частного предпринимательства, восстановление части промышленных предприятий, контроль за денежным обращением и ценообразованием и др.

    При осуществлении экономической политике в захваченных районах Воронежской  области оккупанты столкнулись серьезными трудностями как объективного, так и субъективного характера. Восстановление разрушенного в результате эвакуации и боевых действий народного хозяйства оккупированных районов требовало значительных материально-технических средств значительного по времени восстановительного периода. Попытки оккупационных властей нормализовать хозяйственную жизнь не получили материальной поддержки и поэтому не имели успеха. В тоже время открытый грабеж, который чинили военнослужащие и части немецких, итальянских и венгерских войск, также не способствовали  нормализации хозяйственной жизни в оккупированных районах Воронежской области.

    В целом, экономическое развитие временно оккупированных районов Воронежской  области, в период хозяйничанья на территории немецко-фашистских захватчиков характеризовалось значительным сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства, хозяйство этих районов было доведено до состояния полного упадка. Методы, которыми пользовались оккупантами в проведении своей экономической политике, продолжали массовое недовольство и дестабилизировали оккупационный режим. Поэтому можно сделать вывод о том, что экономическая политика оккупантов районов Воронежской области потерпела крах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Несостоятельность  фашистской пропаганды  и идеологической  обработки населения.

    Господствующие  круги Германии рассматривали военную  агрессию, террор и политику уничтожения  как главное средство для достижения своих захватнических целей. Одновременно они подготавливали систему мер для идеологической обработке населения на оккупированных территориях, призванную обеспечить лояльность отношения и сотрудничество населения с оккупантами.

    Для организации идеологической обработки  военнослужащих Красной Армии и  населения  на оккупированных территориях в фашистской Германии была создана широкая сеть органов пропаганда, министерство по оккупированным восточным территориям, министерство иностранных дел , управление о делам пропаганды при генеральном штабе вооруженных сил Германии, внешнеполитическое ведомство НСДАП. Общее руководство пропагандистской деятельностью осуществляло министерство народного просвещения и пропаганды. Особую роль в рамках этой системы имел отдел пропаганды вермахта. Он не только поставлял основную часть сил и средств доя данной области антисоветской деятельности, но и располагал также вследствие своих полномочий военного органа в прифронтовой полосе, и в особенности используя предоставленные ему права цензуры, фактически ключевыми позициями в данной системе.

    Деятельность  отдела пропаганды вермахте была тесно  скоординирована с министерством  Геббельса и отделом пропаганды министерства Розенберга. Разработанные  этими органами, под общим руководством восточного отдела министерства пропаганды и отдела пропаганды вермахта, предложения и инструкции при подготовке нападения на СССР нашли свое отражение в подписанной начальником штаба оперативного руководства вермахта. А. Йодлем в начале июня 1941г. «Директиве по использованию пропаганды в план  «Барбоса». Она стала основополагающим документом по организации и введению пропагандистской войны против СССР. В директиве определялись основные цели пропаганды, ее формы и методы. Основными целями пропагандистского воздействия на военнослужащих Красной Армии и на гражданское население в прифронтовой полосе являлись: устрашение противника; усиление пораженческих настроений; создание позитивного представление о плене; подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР; усиление недовольства гражданского населения к лояльному отношении к военнослужащим вермахта и т.д. Основой всей пропаганды по разложению гражданского населения должен был стать тезис о том, что фашистский вермахт хочет «освободить» население советского союза от «тирании Советов». Противникам Германии, как утверждалось, являются лишь Советское правительство и Коммунистическая партия Советского Союза. Наибольшую значимость в директиве предавала на первых порах счательному скрытию от населения дальнейших целей войны. Ни предусматриваемый раздел Советского государства, ни разгром социалистических экономических форм в пропагандистских материалах не должны были упоминаться.

    К началу войны против Советского Союза  нацистское министерство пропаганды отпечатало свыше 30 млн. листовок, красочных пропагандистского характера. К июню 1941 г. в составе частей вермахта было 17 рот пропаганды.

    В оккупированных городах и других крупных населенных пунктов при  комендатурах, управах действовали отделы пропаганды. Все действующие в оккупированных областях немецкие учреждения обязаны были заниматься вопросами пропаганды. Так, при военной комендатуре в Нижедевицке существовал специальный отдел во главе с немецким офицером, ведавший вопросами пропаганды среди населения и обслуживающий почту, телеграф и телефон.

    Пропагандистские  материалы, образцы тем примерные  тексты для устной пропаганды на захваченной  территории рассылались учреждениям, городским, районным и волостным  управам, бургомистрам, старостам, управляющим, которые были обязаны доводить до сведения населения приказы и распоряжения немецкого командования, зачитывать жителям газеты и листовки.

Информация о работе Крах аккупационного режима