Крах аккупационного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:06, контрольная работа

Описание

С приходом к власти фашистов завоевательная война против Советского союза стала высшей идеей весей внутренней и внешней политики правящих кругов Германии. Уже 3 февраля 1933г., т.е. через четыре дня после факельного шествия штурмовиков в честь вступления Гитлера на пост рейхсканцлера, он произнес речь перед рейхсвера на квартире начальника управления сухопутных сил Гаммерштейн-Экоуорда. «Главной задачей будущей армии, - заявил фюрер, - явится завоевать нового жизненного пространства на востоке и его беспощадная германизация».

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

    В населенных пунктах на видных местах, в административных зданиях вывешивались немецкие лозунги, плакаты, листовки на русском языке, имевшие антисоветский  характер. Так в помещении Радченского районного староста были вывешены большие художественно исполнительные портреты Гитлера и Муссолини. На почтовом складе после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков было обнаружено большое количество открыток с антисоветскими рисунками и карикатурами. В Россошанской районе оккупанты среди населения усиленно распространялись всевозможные открытки, картины, портреты фашистских головорезов, брошюры антисоветского характера и т.п.

    Главную роль в фашистской пропаганде играла печать. Нацистская печать подчеркивала, что немецкий солдат пришел как освободитель, с целью положить конец большевистскому «рабству» создать условия для социально справедливости: «Новая Россия будет такова, что каждому желающему работать, будет в ней предоставлена и возможность существования. Нищенскому существованию народов в России, которое хотя и отрицалось большевистской пропагандой, в действительности же имело место, будет раз и навсегда положен конец». Русским женщинам предлагали «поработать» в домах терпимости по месту жительства, обслуживая оккупантов. В октябре 1942 г. в г. Россоши было объявлено об открытии публичного дома и о наличии 80 «новых рабочих мест». Оккупанты организовали себе красивую жизнь, открыв в этом городе 3 ресторана и казино. Публичные дома открывались в оккупированных районах Воронежской области повсеместно: в Хохле, Нижнедевицке, Воронеже и др.

    Захватчики  с первых дней оккупации принялись  за работу по налаживанию издания  печатных материалов на захваченной  территории. Большую часть печатных изданий пропагандистского характера составляли газеты и листовки. Только в оккупированных районах центральных областей РСФСР фашисты издали на русском языке более 20 журналов и газет. Они печатались тиражами по нескольку тысяч экземпляров.

    На  территории Воронежской области  распространялись листовки немецких, итальянских, венгерских армий, Русской  освободительной армии. Нередко  листовки выпускались под шапкой немецких газет и журналов. Фашисты  издали огромное количество листовок. Листовки, предназначенные для жителей оккупированных территорий СССР, выпускались только в первые дни оккупации. Позднее их заменили бюллетени, воззвания, приказы, распоряжения, объявления и газеты. Продолжали печататься листовки для партизан и населения партизанских краев. «Партизаны! По приказу Сталина Вас призывают к борьбе против немцев. Понимаете5 ли вы, что своими преступными действиями вы навлекаете опасность на мирное население», - писалось в одной из них.

    Одна  из основных целей фашистской пропаганды состояла в обеспечении функционирования экономики захваченных районов в интересах оккупационной армии. Для достижения этой цели в печати властей утверждался тезис о том, что интересы оккупантов и жителей оккупированных районов Воронежской области совпадают, что население должно помогать захватчикам в войне с Советским союзом: «…У нас Родина теперь по эту сторону фронта. Родина зовет поскорее избавиться от большевиков, так долго издевавшихся над русским народом».

    Фашистская  пропаганда всячески критиковала Советскую власть, Сталина, компартию и обещала райскую жизнь русскому крестьянину при нацистском режиме: «Та снова можешь стать свободным крестьянином на собственной земле. Принимайся за дело!», призывала граждан идти на службу к новым властям, добровольно вербоваться на работу в Германию суля «там возможность свободного и радостного существования».

    В период оккупации Воронежской области  захватчики на территории наладили выпуск нескольких периодических печатных изданий. В них основном печатались предатели, недовольные Советской властью. В частности, ответственным редактором газеты «Бирюченский вестник» был Щеглов В.П., 1889 г.р., из семьи священника, подвергавшемуся раскулачиванию и лишению избирательных прав, имевший высшее образование.

    На  территории воронежской области также распространялись газеты издаваемые в Курской области. В их числе, «Новая жизнь» Старооскольского района, «Курские известия», «Посев и жатва» - орган сельскохозяйственного отдела при Ви Кдо Курской области. А также «Новый путь» - издание полевого подразделения № 30952, газета населения «освобожденных» областей.

    Почти в каждом номере газет печатались статьи, прославлявшие Гитлера, немецкую армию, Германию, «новый порядок», установленный  захватчиком на оккупированной территории. В «Острогожском листовке» в статье А. Гранатова «Знаменательны итоги» утверждалось: «Тот подъем и воодушевление, с каким крестьяне встретили Немецкую Армию – освободительницу, лишний раз подтверждает, что сталинский режим был порочен в своем существе и не находил симпатий и сторонников среди крестьянства».

    В пропагандистских материалах большое  внимание уделялось критике «ненавистной большевистской коллективизации», бюрократического  советского аппарата, «где сидели большей  частью зазнавшиеся комиссары с  партбилетами, мало интересующиеся нуждами хлебороба», подчеркивалось, что «советская власть нам оставило гнилое наследство, которое нужно не поправлять, а делать заново».

    В оккупационной печати публиковались  материалы о «хорошей» жизни  советских граждан завербовавшихся  на работу в Германию, восхвалялись позитивные изменения, якобы произошедшие в жизни советских граждан после прихода оккупантов: «Произошел быстро и неудержимо сдвиг в сторону свободного проявления частной инициативе во всех областях народного хозяйства. Рынок стал оживать, связь города с деревней стала постепенно крепнуть… Свободный рынок легко и быстро реагирует не все запросы потребителя, его возможность в деле удовлетворения спроса неограниченны».

    В газетах печатались сообщения верхового  командования  вооруженных сил Германии и другие информационные материалы об успехах немецко-фашистской армии. Они были подобранны таким образом, чтобы запугать и убедить населения в полном поражении Красной Армии. В «Россошанском вестнике» сообщалось: «Из ставки вождя 19 октября. На Западном Кавказе наступление продолжается. Пехота взяла штурмом новые высоты и захватила, преодолев обрывистые скалы, одну гору, сильно укрепленную 6 бункерами и важную для дальнейшего развертывания операций. В Сталинграде очищались от разгромленных частей захваченные в последних боях районы города и индустриальные районы».

    Основным  лейтмотивом гитлеровской пропаганды было стремление доказать, что надеяться на восстановление советской власти нечего, так как Кранная Армия разбита, Сталинград, Ленинград, Москва взяты, Гитлер во ознаменование захвата Москвы устроил там пышный банкет, Сталина в пределах СССР давно уже нет.

    В газетах печатались  антибольшевистские анекдоты, стихи, карикатуры на Сталина, советских государственных руководителей, военачальников и другие материалы. Помимо чисто пропагандистских материалов, в газетах печатались объявления местных властей, их распоряжения, информация коммерческого характера, реклама.

    Таким образом, все газеты оккупантов ярко демонстрируют цель своего выхода –  пропаганду «нового порядка» и стремление убедить население в абсолютном превосходстве немецкой армии.

    В арсенале средств пропагандистского  воздействия на население оккупированных районов у фашистских захватчиков  были, кроме газет, листовок, так  же немецкие хроники и художественные фильмы. В Нижедевицке и Хохле для местного населения демонстрировались фильмы на военную тему «о победах немцев», о взятии Сталинграда. Фильмы, не носящие пропагандистский характер, показывались только для немецких солдат.

    Одной из целей пропаганды было привлечение добровольцев для отъезда на работу в Германию. Для этого местной печати публиковались восторженные отзывы о работе и быте в Германии советских людей. Типична с этой точки зрения статья «Клочок Украины в Берлине», опубликованная в «Россошанском вестнике»: «Прекрасен этот клочок Украины в Берлине! В окрестностях немецкой столицы, под тенистыми деревьями старого парка мы встречаем около сотни женщин и мужчин из Украины, которые добровольно приехали сюда на работу и живут здесь в лагере. Длинные, чистые и удобные бараки, которые теперь везде построены в Германии, служат здесь их жилищами. Во время войны в Германии, строятся только необходимые постройки. Управление бараков и сами их обитатели приложили старания придать им домашний уют и приветливость. Особенно это бросается в глаза в женских бараках, где украинцы с помощью простейших средств постарались создать уголок, который живо напоминает им родной край. Тут занавесочки на окнах, там даже ширмочка перед кроватью. Стол покрыт белой скатертью, и даже нет недостатка в диванных подушечках. Картинки и разная мелочь придают комнатам что-то особенное - женское».

    Лица, находившиеся на службе о оккупантов, обязаны были агитировать население  за добровольную вербовку на работу в  Германию. В результате сотни обманутых советских граждан добровольно уехали в Германию. Среди инженеров шамотного завода в Семилукском районе была создана инициативная группа по организации выезда инженеров для работы на промышленных предприятиях. Организатором выезда был Демиденко – начальник основного цеха завода, ему удалось сагитировать 25 человек инженерно-технического персонала, которые и выехали в Германию. Среди них Василиада – инженер основного цехе, грек, Марцнел В.И. – техник, поляк. и др. Перед отъездом они составили декларацию, в которой заявили, что добровольно выезжают в Германию и обязуются верой и правдой служить Гитлеру. В Гремячевском районе группа агрономов областной опытной станции добровольно выехали в тыл немецких войск.

    Оккупанты использовали для введения и пропаганды агитации и пропаганды митинги и собрания. Немецкий комендант Радченского района Кислинг, выступая перед колхозниками на собраниях в селах района, рассказывая о «новом порядке», вводимом немецким властями на оккупированных территориях, заявлял, что немцы намерены возродить частную собственность на землю, будут оказывать всемерную помощь и поддержку «наиболее работающим».

    Захватчики  пытались использовать для пропаганды своей политике и взглядов церковь. При городских управах создавались  отделы по руководству церковными делами. В приказе шефа политической полиции Гейдриха от 2 июля 1941 г.говорилось: «Не следует нечего предпринимать против стремлений православной церкви добиться влияния на массы. Напротив, им следует по возможности способствовать, причем с самого же начала необходимо настаивать на принципе отделения церкви от государства и избегать единой церкви. Также нет возражений и против образования религиозных сект».

    Представляет  интерес циркуляр Главного управления имперской безопасности от 1 сентября 1941 г. «о понимании церковных вопросов в занятых областях Советского Союза». В нем содержались личные указания Гитлера и ставились следующие задачи:

    1) Всемерное развитие религиозного движения на оккупированных советских территориях;

    2.) Дробления его на отдельные течения во избежание возможной консолидации внутри его русских элементов для борьба против немцев;

    3) Использование церковных организаций  для помощи немецкой администрации  на оккупированных территориях.

    Гитлер  прекрасно сознавал огромную консолидирующею роль Православной церкви в истории России. Именно отсюда вытекало его пожелание, высказанное 11 апреля 1942 г. в кругу приближенных: «Образование деревенских общин надо осуществлять так, чтобы между соседними общинами не могло возникнуть никакой общности. Во всяком случае, надо не допускать устройства единых крупных церквей для молитвенных целей. В наших интересах – чтобы каждая деревня имела собственную секту, развивающая собственное представление о боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культура колдун, как, скажем, у негров или индейцев, мы должны только это приветствовать, ибо это увеличит разделяющий момент на русской территории».

    Директивы Гитлера в области религиозной  политике на оккупированной территории гласили: «Религиозной деятельности гражданского населения не содействовать и не препятствовать. Военнослужащие должны, безусловно, держаться в стороне от таких мероприятий населения…

    Военное богослужение в оккупированных восточных  областях разрешается проводить только как полевое богослужение, ни в коем не бывших русских церквей. Участие гражданского населения в полевых богослужений вермахта запрещено.

    Церкви, разрушенные при советском режиме или во время военных действий, не должны ни восстанавливаться, ни проводиться в соответствие с их назначением органами немецких вооруженных сил. Это следует предоставить русской гражданской администрации».

    Тем не менее, реальная ситуация заставляла немецкое военное командование иногда действовать в обход подобных директив. В отдельных случаях немцы производили ремонт церквей, подыскивали священников, при отсутствии церквей подыскивали здания под церкви. Нарушая запрет о привлечении духовенства из-за границы. Немецкие войска привозили с собой священников эмигрантов из Германии, Венгрии, Румынии. Населению вменялось содержать этих священников.

Информация о работе Крах аккупационного режима