Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:56, реферат

Описание

В XI веке в Восточной Европе образовалось мощное государство, которое объединило восточных славян и их ближайших соседей – Киевская Русь. Авторитет нового государства в мире возрастал с каждым годом, получила расцвет торговля. Но крупнейшие государства данного периода не хотели принимать Киевскую Русь из-за приверженности населения старым традиционным языческим культурам.

Содержание

Введение.................................................................................................3
1. Крещение княгини Ольги……...............................................................4
2. Княжение Владимира............................................................................6
3. Роль принятия христианства ..............................................................19
Заключение .........................................................................................21
Используемая литература………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

реферат КРЕЩЕНИЕ РУСИ 2.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

Факультет заочного обучения 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Отечественная История» 

на тему: «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» 
 
 

                                                 Выполнил(а): 

                                                 _____22-ФК-02____

                                                        (№ группы) 

                                                 __НикитенкоА.А.__

                                                     (Ф.И.О. студента) 

                                                 ____________________

                                                     (подпись  студента) 
 

                                                 Проверил(а): 

                                                 ___Кривошеев М.В.___

                                                  (Ф.И.О.  преподавателя) 

Работа  выполнена: 

____________________

   (Зачет/незачет) 

____________________

(Подпись  преподавателя) 
 

Санкт-Петербург

2011 год

Оглавление

    Введение.................................................................................................3

  1. Крещение княгини Ольги……...............................................................4
  2. Княжение Владимира............................................................................6
  3. Роль принятия христианства ..............................................................19

    Заключение .........................................................................................21

    Используемая литература………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В XI веке в Восточной Европе образовалось мощное государство, которое объединило восточных славян и их ближайших соседей – Киевская Русь. Авторитет нового государства в  мире возрастал с каждым годом, получила расцвет торговля. Но крупнейшие государства данного периода не хотели принимать Киевскую Русь из-за приверженности населения старым традиционным языческим культурам.

      Постепенно  языческая религия стала тормозящим фактором в развитии средневековой  государственности. Язычество не обеспечивало формирование отношений феодального господства и беспрекословного подчинения,  оно часто толкало вольнолюбивый народ на постоянные выступления против существующей власти, покушавшейся на родовые устои и личную свободу. Кроме того, язычество перестало обеспечивать развитие торговли с христианскими и исламскими странами. Поэтому принятие одной из мировых религий стало исторической необходимостью.

     Что необходимо понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. «Крещение Руси» – это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Но, это был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население ряда других городов Киевской Руси.

      1. Крещение княгини  Ольги.

      Вдова князя Игоря - Ольга, которая управляла государством после смерти мужа, приняла крещение. Многие ученые считают, что обращение Ольги в христианскую веру был тактическим ходом в дипломатической игре с Византией. Переход главы государства, в особенности монархического, в иное вероисповедание всегда имело политическое значение, но мотивы обращения могут быть связанными и с духовной жизнью человека. Но главным фактором в поступке княгини Ольги было, возможно, личное побуждение.

      Ольга, и ее внук Владимир, которой сделал христианство официальной религией Руси, возможно руководствовались не только политическими соображениями. Однако, последствия крещения русских князей выходили далеко за пределы их индивидуальных религиозных предпочтений.

      Существует  предание о крещении княжны: она, решив  принять крещение, отправилась в  Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго  пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой, умом и хотел взять ее в жены и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, если сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами. Эта классическая версия одного из самых эпохальных событий крещения Руси  известна давно.

      Но  все же точных данных нет, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением княгиней Константинополя, где она вела переговоры с императором. По другим источникам Ольга крестилась еще до посещения Константинополя. В столицу Византии она прибыла со священником, скорее духовником княгини. Так или иначе, княгиня Ольга стала православной, а ее народ оставался языческим.

      В X в. происходита очень медленная христианизация Руси. Этот процесс не затрагивал земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде  происходило намного быстрее.

      Постепенно были созданы предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам сбылись только во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Княжение Владимира

     Святослав, уезжая в последний раз в Болгарию, разделил все государство свое на три части: старшему сыну – Ярополку – отдал он Киев; второму – Олегу – землю Древлянскую, младшему – Владимиру – Новгород. От этого разделения предки наши сделались очень несчастливы: вместо одного государя были у них в одно время. Там, где распоряжается не один, а несколько начальников, дела идут всегда дурно. Отчего это бывает. Несколько начальников не могут иметь одинаковый нрав, и часто что нравится одному, то сердит другого, а где ссоряться старшие, там и младшие нге могут жить в дружбе. Хотя и Святослав приказал двум меньшим сыновьям уважать и слушаться старшего брата – Ярополка и оттогоназвал его великим князем киевским, а тех -  удельными князьями, но они худо исполняли приказания отца.

     Прежде  всего поссорились Ярополк и  Олег. В этом виноват был старый воевода Свенельд, который ненавидел Олега за то, что он однажды на охоте убил – может быть, и ненарочно – сына его Люта. С тех пор он беспрестанно наговаривал Ярополку на Олега и наконец убедил пойти войной в землю Древлянскую.

     Олег, услышав, что брат идет на него, собрал своих воинов, но Ярополк победил их и заставил бежать. В этой сумотохе они так тесно столпились на мосту у города Овруча, где жил Олег, что столкнули нечаянно в глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Несчастного раздавили насмерть.

     Ярополк, который хотя был легковерен и ветрен, но совсем не имел злого сердца, хотел непременно видеть брата, и ему показали тело его, покрытое ранами и кровью. Тогда бедный князь забыл, что он победитель: не слышал радостных кликов своих воинов, не чувствовал ничего, кроме ужастных мучений совести, плакал и рвал на себе волосы, но всей своей горестью и слезами не мог воскресить брата .

     Владимир, князь новгородский, узнав, что Ярополк  завоевал Древлянскую область, испугался и убежал из своей столицы к варягам, в ту землю, откуда приехал прадет его Рюрик. Ярополк скоро забыл убежавшего брата, а в Новгород послал посадников, или наместников своих – таких людей, которые вместо него управляли этой областью.

     Но  Владимир недаром жил у варягов. Через два года он собрал там сильное войско и пришел в свой Новгород, выгнал оттуда посадников Ярополковых и послал их сказать брату, что он идет наказать его за смерть Олега. Между тем он знал, что у Ярополка была невеста, дочь князя полоцкого Рогнеда. Она была так хороша, мила и умна, что Владимир никак не хотел уступить ее брату и стал свататься за нее. Но Рогнеда уже обещала выйти за Ярополка. Как же ей можно было сделаться невестой Владимира? Она отказала. Владимир так недоволен был этим отказом, что пришел с войском в Полоцк, лишил жизни ее отца, двух братьев и женился на бедной Рогнеде. Каково же было ей выйти за такого человека, который был причиной смерти ее отца и братьев? Несчастная столько плакала и была всегда печальна, что ее прозвали Гориславою.

     Вскоре  после свадьбы Владимир пошел  к Киеву. Ярополк не посмел выйти  с войском своим навстречу  брату и затворился в городе. Здесь  Ярополк опять потерел от того, что слушался чужих советов и, не рассуждая, верил своим любимцам. Так, один из них, прельщенный дарами Владимира, посоветовал Ярополку уйти из Киева в маленький город Родню, лежавший близ Киева. Только он сделал это, Владимир вошел в Киев и окружил войском Родню. Тот же изменник начал уговаривать тогда Ярополка помириться с братом и отправится к нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом: поехал вместе с ним в Киев и потом во дворец брата. Только они вошли в сени, как два варяга бросились на Ярополка и умертвили его. Ужастно слышать, что брат погиб в доме брата своего! Но так часто случалось у народов, еще не знавших Бога истинного, у жалких идолопоклонников. Они считали долгом мстить за обиды, – и Владимир, наказывая одного брата за смерть другого, верно, думал, что исполняется дело, приятное его деревянным богам!

     Остался Владимир единствннным из трех сыновей Святослава и получил власть нд всею Русскою землей.

     Как и отец он был удолой воин, не знал в бою поражений. Владимир разбил поляков, нагнал страху на других соседей  Руси, присоединил к своему княжеству новые земли, обложил данью множдество племен, живших в дремучих, болотистых лесах.

     По  сердцу Владимиру были шумные застолья и буйные веселья. На весь Киев гулял  он со своей могучей дружиной, в  которой что не воин – то богатырь.

     Набожность  Владимира не препятствовала ему  утопать в наслаждениях чувственных. Как известно, первой его супругой была Рогнеда (мать Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Предислава и Прямиславы). Умертвив брата Ярополка, онт взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка. От жены-гречанки Ярополчи родился сын Святослав. От другой законной супруги – чехини (или богемки) Владимир имел Мстислава и Станислава. От жены-болгарки – Бориса и Глеба, от греческой принцессы Анны – Марию. Детьми Владимира считались также Судислав и Позвизд (но это могли дети Яроплка или Олега – точно не утановлено). Если верить летописи, было у Владимира 300 наложниц в Вышгороде, 300 – в Белгороде (близ Киева) и 200 – в селе Берестово. Всякая приментая жена и девица опасались его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, летописец называет его в женолюбии вторым Соломоном.

     Владимир  не страшился и войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982 – 983 гг. завоевал Гилицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов – мужественного латышского народа. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. Радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские блгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.

     Владимир  уже давно отторг свою первую жену Рогнеду. Она решила отомстить –  убить мужа, но ей это сделать  не удалось: Владимир отослал Рогнеду  с сыном Изяславом в город, посторенный для них и названный Изяславлем.

     Можно ли было ожидать, что этот князь Владимир, причинивший столько зла брату своему и бедной красавице Рогнеде, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот такие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих!

     С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить  народ свой забыть его прежнюю  жизнь. Он завоевал у польского короля Галицию (поляки так же, как и русские, происходят от народа славынского), или города Червенские; победил Волги; к северу увеличил Россию до самого Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он очень любил народ свой, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких врагов своих, в числе которых была супруга его Рогнеда-Горислава. Эта несчастная государыня так много печалилась, что сделалась почти безумною от слез. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, которые терпела от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где спал он крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство, но, увидев слезы маленького сына своего Изяслава и услышав трогательные слова, которыми малютка просил помиловать мать, простил ее и по совету бояр построил на родине ее, в нынешней Минской губернии, новый город, назвал его по имени сына Изяславлем и отправил туда их обоих.

Информация о работе Крещение Руси