Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:56, реферат

Описание

В XI веке в Восточной Европе образовалось мощное государство, которое объединило восточных славян и их ближайших соседей – Киевская Русь. Авторитет нового государства в мире возрастал с каждым годом, получила расцвет торговля. Но крупнейшие государства данного периода не хотели принимать Киевскую Русь из-за приверженности населения старым традиционным языческим культурам.

Содержание

Введение.................................................................................................3
1. Крещение княгини Ольги……...............................................................4
2. Княжение Владимира............................................................................6
3. Роль принятия христианства ..............................................................19
Заключение .........................................................................................21
Используемая литература………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

реферат КРЕЩЕНИЕ РУСИ 2.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     Удачлив был на войне князь Владимир,  княжество его процветало, дань со всех концов русской земли шла обильная, и решил он, что настала пора возблагодарить богов за их милость, за военные победы и сытое житье-бытье. Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебрянной головой. Стал он держать совет со старцами и боярами – ближайшими дружинниками. А те ему и говорят: «Надобно принести богам в жертву какого-нибуть юношу или девушку – на кого жребий выпадет, а жребий выпал на юного христианина – совсем еще мальчик».

     Но, тогда волхвы в сопровождении  многих киевлян пришли за ним, отец его вышел из дома на крыльцо и  сказал: «Не дам губить сына ради ваших глупых и поганых богов. Какие они боги? Деревяшки! А истинный Бог один. Это он сотворил небо и землю, солнце и звезды, зверей и людей. Только его я признаю и почетаю. Убирайтесь и больше не приходите!»

     Рассвирепела  толпа от таких дерзких речей, надвинулась на смельчака и предала  смерти иего, и сына.

     Узнал Влдадимир про то, какие гневные  слова говорил этот человек про  древних славянских богов, как их ругал и позорил и как славил христианского Бога, и призадумался.

     «Видать, и впрямь сильна и крепка эта вера, раз люди так за нее держаться», – решил князь. Вспомнилась ему бабка Ольга. Она, рассуждал Владимир, славилась своей мудростью и, если на старости лет нашла нужным стать христианкой, значит, поняла что-то это такое важное, что ему самому пока не ведомо.

     И тогда Владимир счел за лучшее послать в разные страны знающих людей. Пусть выяснят, где каких богов люди почитают и у какого народа за каким богом больше всего силы, славы и правды. Послы его объездили почти все государства европейские, и более всего понравилось им благочестие греков и святое служение в церквах их. С восхищением рассказывали они великому князю о вере греческой.

     «Чем  же хороша вера у греков?», – спросил князь.

     «Мы сказать о том не умеем », – отвечали Владимиру его посланцы, – но сердцем чувствуем: нет на земле лучше той веры . в византии сам Бог с людьми пребывет. Пусть он на руси с нами будет! Знай, князь, всяк человек, вкусивший сладкого не захочет больше горького. Так и мы не желаем другой веры, кроме греческой.

     Призвал князь Владимир в себе в Киев и  немало чужеземцев. И их он тоже долго  и подробно расспрашивал о том, какому они богу служат, какой веры держаться. Каждый хвалил князю свою веру и  прославлял своего бога. Но Владимир, всех выслушав, объявил, что больше всех люба ему вера греческая, и потому хочет он креститься и узнать истинного Бога.

     Но  гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительно  просить крещение у греков, прежних  врагов его отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь к императорам Василию и Константину, он попросил у них не одной веры христианской, но вместе с нею и руки сестры их, царевны Анны. Умный Владимир знал, что, сделавшись братом императоров, он мог уже не стыдясь называть их своими просветителями в вере истинной.

     Греки еще со вермен Олега начали бояться  храбрых князей русских; Владимир же завоевал уже богатый город их Херсон и угрожал идти с войском  к Константинополю, если ему откажут  в руке царевны. Итак, императоры должны были умолять сестру свою выйти за государя великого. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, нежели расставаться с родными и отечеством, но Бог призывал ее просветить одолопоклонников, – могла ли она повиноваться ему? Добрая невеста со слезами простилась с братьями и отправилась на корабле в Херсон, где ждал ее жених. Кроме притворных особ, с нею поехало много священников для крещения Владимира.

     Народ в Херсоне с радостью спешил на берег встретить прекрасную невесту, назвал ее своею спасительницей, девился  ее красоте и приветливости. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза, и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.

     Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего.

     Бояре и дружина его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, кагда уезжала из Константинополя: она как усердная христианка радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужастного несчастья быть идолопоклонниками, потому что с тех пор все русские начали креститься в веру христианскую.

     Вот было чего посмотреть, когда великий  князь возвратился с молодой  супругой и совсем двором своим в Киев! Пржде всего он велел деревянные фигуры (идолы) прежних богов бросить на землю, изрубить в щепы и сжечь, а главного из них – Перуна с серебряной головой – что возвышался на горке повалили, привязали к конскому хвосту и долго возили по городу, а потом всего исцарапанного и вываленного в пыли спихнули в реку со словами: «Плыви прочь!». А те, кто не желал расставаться с прежней верой и Перуном, бежали вдоль берега и, горько плача, причитали: «Выплывай, Перун! Выплывай, боже».

     Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег Днепра. Священники осветили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду, маленькие дети были на руках отцов и матерей. Приримая христианство, люди с помощью воды как бы смывали прежнюю веру, освобождались от старых взглядов и привычек, очищали сеья для нового Бога. Между тем на берегу стояли великий князь, супруга его, бояре его и воины, окрещенные еще в Херсоне.

     Они стояли в тихом благоговении и  усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу.»

     Так крестились предки наши, и такое  усердие к Богу видно было не в  одном Киеве, но и во всем государстве  Русском.

     Произолшо это в 988 году. Долго приживалось  на Руси христианство. Многие неохотно расставались с прежними божествами, со старинной верой их отцов и дедов. Часто на людях русские быи христианами, ходили в церковь, молились, но дома втайне продолжали поклоняться Перуну и другим славянским божетсвам. Но постепенно вера Христова все же входила в сердца людей.

     «Русь едина и Бог един – говорили они. – Жили мы племенами и имели  много богов. А теперь мы – одна держава, и Бог у нас один».

     Став  христианином, будто бы сильно изменился  и сам князь Владимир. Отныне он еще более прославился своими добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих государств, но всего более старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных; на княжеском дворе его они могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же, которые не  могли выходить из домов своих, великий князь призывал разводить съестные припасы – хлеб, рыбу, мед и даже квас в бочках. А на пиры к князю Владимиру мог прийти любой: и странник-богомолец, и бродяга-горемыка,и последний нищий. И всякому здесь были рады, всякого досыта кормили и поили да еще и на ночлег оставляли.

     Народ ласково прозвал Владимира Красным  Солнышком, хвалил и славил князя  за доброту и милости его, за то, что пролил на землю Русскую свет христианства.

     Он  сделался, наконец, так милостив, что самых ужастных злодеев боялся наказывать смертью и позволял им откупаться от наказания деньгами. Такое денежное наказание – вираи – было тяжко для приступников, потому что деньги в то время были очень редки. Одним словом, все добродетели, которыми великий князь старался загладить прежние дурные поступки свои, были так велики и угодны Богу, что церковь наша назвала его Святым и Равноапостольным. Он заслужил это название, потому что с таким же усердием, как и Святые Апостолы, старался просвещать верою в Иисуса Христа своих подданных-идолопоклонников.

     Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.

     Крещение  Руси создало необходимые условия  для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды.

     В Киеве возвели новую церковь Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием), котрые были первыми просветительскими учреждениями на Руси.

     С помощью греческих мастеров в  Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества  Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".

     Равноапостольный  князь Владимир заботился и о просвещении своего народа.

     Всю землю Владимир поделил на уделы. Вышеславу дал Новгород, Изяславу (родоначальнику князей полоцких, род  II) – Полоцк, Ярославу – Ростов. После смерти Вышеслава Новгород перешел в удел Ярослава, а Ростов – Бориса. Глебу был передан Муром, Святославу – Древлянская земля, Всеволоду – Владимир-Волынский, Мстиславу – Тмутаракань, Святополку – Туров (на реке Припять).

     Владимир  отправил молодых князей в назначенный  для каждого удел. Он, без сомнения, не думал об угрозе раздробления государства, не учел опыта Святослава.

     Для защиты страны на юге о печенегов  Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил  их новгородскими свянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.

     В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также  с печенегами. Война с печенегами окончиласть единаборством русского юноши небольшого роста, но большой  силы и великана-печенега. «Выбрали место: единоборцы схватились. Русич крепкими мышцами своимидавнул печенега, и мертвого ударил о землю...»

     В течение трех лет (994 – 996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.

     В 1000 г. умерла несчастная Рогнеда, в 1001 г. умер ее сын Изяслав.

     Судьба  не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало  увидетьс горестью, что властолюбие  не только брата против брата, но и  сына против отца. Взбунтовал в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгороде): объявив  себя независимым, он отказался платить дань и пригласил на помощь варягов. В это время Владимир тяжело заболел (1015 г.). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.

     Во  время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника и оставив кормило государства на волю рока... Несмотря на слабое от природы здоровье, он дожил до старости. Усыновленный Владимиром Святополк в кончину великого князя находился в столице; боясь его властолюбия, придворные хотели утаить кончину Владимира, вероятно, чтобы дать Борису возвратиться в Киев.

     Князь Владимир заслужил в истории имя  Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятьием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художетсвенные.

     Слава Владимира осталась в былинах  и сказках о Добрыне Новгородском, Александре с золотой гривой, Илье Муромце, сильном Рахдае.

     Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..."

     Для подготовки духовенства Ярослав  Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде  школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что  такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди, наслаждаются учением божественным...

Информация о работе Крещение Руси