Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования данной работы - выявить развитие крестьянской общины, определить ее роль в государственной истории России.
Задачи исследования:
1.Проследить процесс развития крестьянской общины в России и выявить его основные тенденции;
2. Определить значение опыта наших предшественников в организации управления.
Введение 3
Глава 1.Определение общины в целом 5
1. Значение термина «община»
2. Основные типы общины
Глава 2. Русская крестьянская община 12
1.Развитие русской крестьянской общины
2.Крестьянский быт
Глава 3. Гибель крестьянской общины 26
1.Крестьянский мир в эпоху крепостничества
2.Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры
Заключение 33
Список литературы 34
Федеральное агентство по образованию РФ
Вологодский
государственный технический
Кафедра социально-гуманитарных
наук
Курсовая работа
ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
По теме: «Крестьянская община: роль и значение в социальной
и
государственной
истории России»
Вологда
2011
План
Введение
Глава 1.Определение
общины в целом
1. Значение термина «община»
2. Основные типы общины
Глава 2. Русская
крестьянская община
1.Развитие русской
2.Крестьянский быт
Глава 3. Гибель
крестьянской общины
1.Крестьянский мир в эпоху крепостничества
2.Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время Россия в очередной раз переживает эпоху переоценки ценностей, восполнения потерь и поиска своего пути. При этом нередко, критикуя прошлое, мы с трудом способны разглядеть рациональные формы организации жизни наших предшественников. Между тем, история уже доказала, что любые, даже самые рациональные, изменения обречены на неудачу, если не связаны с традициями народа и накопленным опытом. Восстановление в России права частной собственности на средства производства вновь поставило на повестку дня решение земельного вопроса. По-прежнему актуальны проблемы эффективного соединения крестьянина с землей и поиск форм рационального землепользования. Между тем малоизученным остается вопрос о крестьянской поземельной общине как юридическом феномене, о ее роли в земельных правоотношениях пореформенной России и в процессе адаптации крестьян-общинников к отношениям собственности в русской деревне конца XIX в. Российская деревня сегодня переживает период экономического кризиса. Поэтому вопрос о наиболее
приемлемых формах хозяйствования и самоуправления на земле вызывает широкий интерес в нашем обществе. В связи с этим обращение к истории крестьянской поземельной общины, которая оставалась вплоть до начала коллективизации доминирующей формой организации крестьянства и определяла его менталитет, представляется весьма актуальным.
Опыт "общинного существования" необходимо изучать и трансформировать в новые формы и методы организации жизни людей. Сегодня в условиях правовой неурегулированности отношений землепользования и землевладения это становится просто необходимым.
Актуальность исследования социально-правового института крестьянской общины определяется и тем, что общинная психология до сих пор свойственна нашему обществу. Об этом свидетельствует, например, отсутствие четких представлений о взаимосвязи свободы и индивидуальной ответственности.
В работе затрагивается развитие общины в целом, начиная с первобытной стадии общественного развития и заканчивая революцией 1917 года, повлиявшей на постепенную гибель крестьянской русской общины.
В первой главе дается подробное определение термина «община» и раскрывается основные ее типы.
Во второй
главе курсовой работы показывается
развитие русской крестьянской общины,
ее структура и особенности, а
также описывается русский
В третьей главе описывается крестьянский мир в эпоху крепостничества, показывается основной алгоритм крестьянского бунта и раскрывается мир крестьянства в период предреволюционный и революционный.
Цель исследования данной работы - выявить развитие крестьянской общины, определить ее роль в государственной истории России.
Задачи исследования:
1.Проследить процесс развития крестьянской общины в России и выявить его основные тенденции;
2. Определить
значение опыта наших
Источниковую основу исследования составляют:
Труды известных
ученых и государственных деятелей,
исторические памятники отечественного
права ( Судебники 1497,1550 годов, Полное собрание
законов Российской империи), словари
исторических терминов, различные исторические
журналы и учебники.
1.1 Значение слова "Община"
Община, в широком значении термина самые различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и т.п. В специальном значении под общиной имеется в виду первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. С образованием классового общества первобытная кровнородственная община трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения. В том или ином конкретно-историческом воплощении община присуща всем докапиталистическим структурам.
На
первобытной стадии общественного развития
община — имеющий всеобщее распространение
универсальный институт, выступающий
носителем всей совокупности общественный
функций, определяющий всю систему отношений:
это и производственный, и семейно-бытовой,
и культовый коллектив. Изменение общественной
структуры в результате развития производительных
сил, роста общественного разделения труда
ведёт к утрате общины всеобъемлющего
значения. Она становится одной из низовых
ячеек сложного социального организма
классового общества, превращается в самоуправляющуюся
организацию непосредственных производителей.
В классовых докапиталистических обществах
община существовала как объединение,
необходимо дополнявшее семейно-индивидуальное
хозяйство, которое становится теперь
основной производственной ячейкой. В
качестве специального института, обеспечивающего
нормальное функционирование и воспроизводство
крестьянского хозяйства, община сохраняется,
пока не исчезают породившие её докапиталистические
общественно-экономические условия. Особенно
важна роль общины в экономике крестьянского
хозяйства, прежде всего в земельных отношениях.
Однако соседская община классовых докапиталистических
обществ выполняет и более широкие социальные
функции. Нередко она является низовой
административно-
1.2 Основные типы общины
В советской
историографии общепринято выделение
следующих основных типов общины — первобытной,
кровнородственной и соседской, территориальной,
что соответствует двум принципиально
различным социально-экономическим типам
общества — доклассовой и классовым докапиталистическим
формациям. Спорным является вопрос о
переходных формах (соседско-родовых,
соседско-большесемейных и пр.). Часть
исследователей рассматривает большую
семью в качестве типа, равноценного родовой
и соседской Общин. В развитии родовой
Общины обычно различают раннеродовую
общину охотников, рыболовов, собирателей
и развитую родовую общину ранних земледельцев
и скотоводов. Первая приходится на стадию
присваивающего хозяйства, вторая — на
начальный этап производящего. Однако
критерии различия той и другой со стороны
внутренней структуры общины, конкретных
форм кровнородственных связей понимаются
по-разному. При всём огромном разнообразии
конкретно-исторических форм и вариантов
соседской общины она также прошла через
определённые стадии, в общем совпадающие
со ступенями общественной эволюции. К.
Маркс различал 3 основные формы (ступени,
стадии) разложения первоначального единства
общины и выделения семейно-индивидуального
хозяйства: т. н. азиатскую, античную, германскую.
Перечисленные стадии общины характеризовались
дуализмом коллективного и частного начал,
прежде всего дуализмом коллективного
и индивидуального землевладения, но соотношение
этих начал в них было разным. Азиатская
стадия общины по сути являлась трансформированной
естественной общностью, господствовавшей
на первобытной стадии исторического
развития. В основе её лежала ещё общая
собственность на землю. Надел отдельной
семьи представлял неотъемлемую принадлежность
общины. Такого рода общинная организация
опиралась на большой удельный вес коллективного
труда, соединение ремесла и земледелия
в рамках общины, слабость либо отсутствие
разделения труда между разными общинами.
Античная стадия, представлявшая следующую
ступень разложения первоначального единства
общины и обособления семейно-индивидуального
хозяйства и частной собственности, предполагала
такую организацию, при которой предпосылкой
для присвоения земли продолжало оставаться
членство в общине, но каждый член общины
уже стал частным собственником обрабатываемого
надела. Используемая для общих потребностей
общинная собственность в качестве государственной
собственности отделена здесь от частной
собственности. Гарантией сохранения
античной общины служило равенство входивших
в неё свободных граждан, самостоятельно
обеспечивавших своё существование. Германская
община являла собой дальнейший шаг в
обособлении составлявших общинных семей,
в укреплении семейно-индивидуального
крестьянского хозяйства как основной
производственной ячейки. В германской
общине коллективная собственность лишь
дополнение к собственности отдельных
домохозяев. Если в античной общине существование
индивида как частного собственника было
обусловлено его членством в общине (полисе,
государстве), то в германской форме, напротив,
наличие самой общины обусловлено потребностями
семейно-индивидуального хозяйства. Каждая
из стадий соседской общины представлена
самыми различными модификациями. На развитие
и конкретные формы общинных организаций
накладывали отпечаток естественно-географическая
и историческая среда, в которой находились
общинные организации, характер хозяйственной
деятельности, а также этнические компоненты.
Особенностями, порожденными необходимостью
крупных коллективных работ (ирригация
и пр.), отличалась, например, община восточных
деспотий. Господство общей собственности
на землю здесь реализовывалось через
собственность верховной общины в лице
государства, деспота; отдельные общины
выступали лишь наследственными владельцами
обрабатываемой земли. Своеобразную форму
ранней соседской общины представляла
община кастовая. Её специфика проистекала
из особого вида общественного разделения
труда, замкнутого в рамках сельской общины,
зиждущегося не на товарном, а на натуральном
обмене продуктами и взаимной деятельностью.
Профессиональные различия, порожденные
такой формой общественного разделения
труда, закреплены социально в кастовых
различиях. Тем самым резко усиливались
присущие общине патриархальность и консерватизм,
создавались серьёзные преграды на пути
развития городского ремесла и товарного
обмена. Разложение кастовой общины происходит
чрезвычайно медленным темпом, ибо выделяющиеся
в процессе имущественной дифференциации
эксплуататорские элементы остаются внутри
общинно-кастовой организации. Традиционность
и окостенелость кастового деления, консервируя
эту форму общественного развития, тормозили
вызревание социальных антагонизмов.
Наиболее полное развитие общинно-кастовая
система получила в Индии, но она известна
и в других обществах — Древнем Египте,
доколониальной тропической Африке, Океании,
средне-вековой Японии. За пределы начальной
ступени разложения первобытного коллективизма
и трансформирования соседской общины
фактически не выходит и община кочевая.
Характер производства (необходимость
коллективного выпаса и охраны стад, сезонного
перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь
в случае падежа скота и др. стихийных
бедствий) здесь таков, что он обусловливает
функционирование каждого отдельного
индивида или семьи (большой или малой)
лишь в качестве члена коллектива (обычно
по-военному организованного). Район кочевья,
занимаемый отдельной хозяйственной единицей,
— составная часть общей земельной собственности
племени.