Крестьянская община: роль и значение в социальной и государственной истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной работы - выявить развитие крестьянской общины, определить ее роль в государственной истории России.
Задачи исследования:
1.Проследить процесс развития крестьянской общины в России и выявить его основные тенденции;
2. Определить значение опыта наших предшественников в организации управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Определение общины в целом 5
1. Значение термина «община»
2. Основные типы общины
Глава 2. Русская крестьянская община 12
1.Развитие русской крестьянской общины
2.Крестьянский быт
Глава 3. Гибель крестьянской общины 26
1.Крестьянский мир в эпоху крепостничества
2.Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры
Заключение 33
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории гос.управления переделка.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию  РФ

Вологодский государственный технический университет

Кафедра социально-гуманитарных наук 
 

Курсовая  работа

ПО  ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

По  теме:  «Крестьянская  община: роль и значение в социальной

и государственной  истории России» 

                                                                                     
 
 
 

                                                                                Студента  Савельевой Любови Андреевны

                                                                                                Группы     ЗЭГУ 21

                                     Факультет  Заочного и  дистанционного  обучения

                                                                                               Шифр     09011064115   

                                                                                              Домашний адрес  п.Вычегодский, 

                                                                                                                                ул.Загородная-1,кВ.43

                                                                                           Научный руководитель: Когай Ирина Сергеевна 

Вологда

2011

План

Введение                                                                                                             3

Глава 1.Определение  общины в целом                                                           5

            1. Значение термина «община»

            2. Основные типы общины

Глава 2. Русская  крестьянская община                                                          12

            1.Развитие русской крестьянской  общины

            2.Крестьянский быт

Глава 3. Гибель крестьянской общины                                                          26

            1.Крестьянский мир в эпоху  крепостничества

            2.Крестьянский бунт, крестьяне и  революционеры

Заключение                                                                                                        33

Список литературы                                                                                           34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность  темы исследования. В настоящее время Россия в очередной раз переживает эпоху переоценки ценностей, восполнения потерь и поиска своего пути. При этом нередко, критикуя прошлое, мы с трудом способны разглядеть рациональные формы организации жизни наших предшественников. Между тем, история уже доказала, что любые, даже самые рациональные, изменения обречены на неудачу, если не связаны с традициями народа и накопленным опытом. Восстановление в России права частной собственности на средства производства вновь поставило на повестку дня решение земельного вопроса. По-прежнему актуальны проблемы эффективного соединения крестьянина с землей и поиск форм рационального землепользования. Между тем малоизученным остается вопрос о крестьянской поземельной общине как юридическом феномене, о ее роли в земельных правоотношениях пореформенной России и в процессе адаптации крестьян-общинников к отношениям собственности в русской деревне конца XIX в. Российская деревня сегодня переживает период экономического кризиса. Поэтому вопрос о наиболее

приемлемых  формах хозяйствования и самоуправления на земле вызывает широкий интерес  в нашем обществе. В связи с этим обращение к истории крестьянской поземельной общины, которая оставалась вплоть до начала коллективизации доминирующей формой организации крестьянства и определяла его менталитет, представляется весьма актуальным.

Опыт "общинного  существования" необходимо изучать и трансформировать в новые формы и методы организации жизни людей. Сегодня в условиях правовой неурегулированности отношений землепользования и землевладения это становится просто необходимым.

Актуальность  исследования социально-правового института крестьянской общины определяется и тем, что общинная психология до сих пор свойственна нашему обществу. Об этом свидетельствует, например, отсутствие четких представлений о взаимосвязи свободы и индивидуальной ответственности.

В работе затрагивается развитие общины в целом, начиная с первобытной стадии общественного развития и заканчивая революцией 1917 года, повлиявшей на постепенную гибель крестьянской русской общины.

В первой главе дается подробное определение  термина «община» и раскрывается основные ее типы.

Во второй главе курсовой работы показывается развитие русской крестьянской общины, ее структура и особенности, а  также описывается русский крестьянский быт, начиная от крестьянского жилища, и заканчивая народной одеждой и  основной пищей крестьян.

В третьей  главе описывается крестьянский мир в эпоху крепостничества, показывается основной алгоритм крестьянского  бунта и раскрывается мир крестьянства в период предреволюционный и  революционный.

Цель  исследования данной работы - выявить развитие крестьянской общины, определить ее роль в государственной истории России.

Задачи  исследования:

1.Проследить  процесс развития крестьянской  общины в России и выявить  его основные тенденции;

2. Определить  значение опыта наших предшественников  в организации управления.

Источниковую  основу исследования составляют:

Труды известных  ученых и государственных деятелей, исторические памятники отечественного права ( Судебники 1497,1550 годов, Полное собрание законов Российской империи), словари  исторических терминов, различные исторические журналы и учебники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Значение слова "Община"

Община, в широком значении термина самые  различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные  сообщества, профессиональные объединения и т.п.  В специальном значении под общиной имеется в виду первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. С образованием классового общества первобытная кровнородственная община трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения. В том или ином конкретно-историческом воплощении община присуща всем докапиталистическим структурам.

 На  первобытной стадии общественного развития община — имеющий всеобщее распространение универсальный институт, выступающий носителем всей совокупности общественный функций, определяющий всю систему отношений: это и производственный, и семейно-бытовой, и культовый коллектив. Изменение общественной структуры в результате развития производительных сил, роста общественного разделения труда ведёт к утрате общины всеобъемлющего значения. Она становится одной из низовых ячеек сложного социального организма классового общества, превращается в самоуправляющуюся организацию непосредственных производителей. В классовых докапиталистических обществах община существовала как объединение, необходимо дополнявшее семейно-индивидуальное хозяйство, которое становится теперь основной производственной ячейкой. В качестве специального института, обеспечивающего нормальное функционирование и воспроизводство крестьянского хозяйства, община сохраняется, пока не исчезают породившие её докапиталистические общественно-экономические условия. Особенно важна роль общины в экономике крестьянского хозяйства, прежде всего в земельных отношениях. Однако соседская община классовых докапиталистических обществ выполняет и более широкие социальные функции. Нередко она является низовой административно-территориальной ячейкой. Отношения в общине закреплены обычным, а часто и государственном правом. В большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и поныне община — живой, активно действующий институт, органическая часть их общественной системы.   Природная, естественно возникшая общность людей составляет ту основу, с которой начинается историческое развитие. Она была необходимой предпосылкой трудовой деятельности людей. Изолированный индивид не в состоянии устоять в борьбе с природой, добыть себе необходимый минимум средств существования. Принадлежность человека к определённой общности на этой стадии — непреложное условие самой жизни вообще; и он существует лишь как член семьи, локальной группы, рода, племени или иной естественно сложившейся общности. Неразвитость труда, примитивность орудий и средств производства обусловливали коллективность присвоения жизненных средств. Община как кооперация трудящихся индивидов сама выступала в качестве первой великой производительной силы. Труд отдельного человека не имел самостоятельного бытия; он был составной частью, функцией совокупного труда. Существовавшее внутри первобытной общины разделение труда не было общественным в строгом смысле термина, оно основывалось на половозрастных различиях и на сезонных формах хозяйственной деятельности. Действительное общественное разделение труда лишь со временем зарождается между отдельными общинами, обменивавшимися продуктами своей деятельности. Составлявшие первобытный коллектив структурные элементы — отдельные индивиды, парные и большие семьи и пр. — могли быть в какой-то мере хозяйственно обособленными, но оказывались нежизнеспособными вне общины, выступавшей экономическим целым.                                                                                                               Прогресс в развитии производительных сил и в общественном разделении труда вёл к усложнению внутренней структуры общины, в связи с чем менялось и взаимоотношение составлявших её элементов. С переходом от присваивающей экономики к производящей создавались условия для индивидуализации производства, укреплялась и расширялась хозяйственная роль семьи, повышалась ценность производственного опыта, знания и умения отдельных индивидов, наметилось отделение организаторских функций от производительного труда. С расширением производства, возникновением специализации обмен взаимной деятельностью между членами общины (и непосредственный, и продуктами) всё чаще совершается через специальных должностных лиц — общинных и родовых старейшин, а также вождей, постепенно сосредоточивших в своих руках распределение территории, руководство коллективными работами, организацию военного дела, отправление культа и мн. др. общественно значимые функции. Т. о., внутри общины начал зарождаться особый институт управления, социальная власть, выступавшая всеобщим представителем общины, пока ещё это была власть опыта, знания, авторитета. Она существует внутри общины, не отделена от неё, но в её самостоятельности заложена возможность перехода к власти политической, стоящей над обществом. Привилегированное положение общинной и родоплеменной верхушки в период разложения первобытнообщинного строя становится фактором, ускорявшим развитие имущественной и социальной дифференциации. Дальнейшее развитие производства вело к умножению и усложнению выполняемых общиной экономических, идеологических, административно-управленческих, военных и др. общественных функций. Однако с возникновением классового общества всё большая часть этих функций переходила к новым социальным учреждениям: формирующемуся государству, рабовладельческой латифундии, феодальному поместью и вотчине. Однако эти учреждения не в состоянии были полностью вытеснить общину в её роли важнейшего социального института, органические части общественной системы в докапиталистических обществах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Основные типы  общины

В советской  историографии общепринято выделение следующих основных типов общины — первобытной, кровнородственной и соседской, территориальной, что соответствует двум принципиально различным социально-экономическим типам общества — доклассовой и классовым докапиталистическим формациям. Спорным является вопрос о переходных формах (соседско-родовых, соседско-большесемейных и пр.). Часть исследователей рассматривает большую семью в качестве типа, равноценного родовой и соседской Общин. В развитии родовой Общины обычно различают раннеродовую общину охотников, рыболовов, собирателей и развитую родовую общину ранних земледельцев и скотоводов. Первая приходится на стадию присваивающего хозяйства, вторая — на начальный этап производящего. Однако критерии различия той и другой со стороны внутренней структуры общины, конкретных форм кровнородственных связей понимаются по-разному. При всём огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. К. Маркс различал 3 основные формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: т. н. азиатскую, античную, германскую. Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего дуализмом коллективного и индивидуального землевладения, но соотношение этих начал в них было разным. Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами. Античная стадия, представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности, предполагала такую организацию, при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование. Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших общинных семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив, наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства. Каждая из стадий соседской общины представлена самыми различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, в которой находились общинные организации, характер хозяйственной деятельности, а также этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, например, община восточных деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, деспота; отдельные общины выступали лишь наследственными владельцами обрабатываемой земли. Своеобразную форму ранней соседской общины представляла община кастовая. Её специфика проистекала из особого вида общественного разделения труда, замкнутого в рамках сельской общины, зиждущегося не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, создавались серьёзные преграды на пути развития городского ремесла и товарного обмена. Разложение кастовой общины происходит чрезвычайно медленным темпом, ибо выделяющиеся в процессе имущественной дифференциации эксплуататорские элементы остаются внутри общинно-кастовой организации. Традиционность и окостенелость кастового деления, консервируя эту форму общественного развития, тормозили вызревание социальных антагонизмов. Наиболее полное развитие общинно-кастовая система получила в Индии, но она известна и в других обществах — Древнем Египте, доколониальной тропической Африке, Океании, средне-вековой Японии. За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской общины фактически не выходит и община кочевая. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) здесь таков, что он обусловливает функционирование каждого отдельного индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отдельной хозяйственной единицей, — составная часть общей земельной собственности племени.                                                                                               К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли общинные организации германских племён ко времени завоевания ими Западной Римской империи (эту стадию эволюции общины часто обозначают термином «земледельческая» и рассматривают как один из типов общины). К этой же стадии, по мнению многих исследователей, принадлежала восточно-славянская вервь накануне образования Киевской Руси и на начальном этапе её существования (иногда вервь отождествляется либо с большой семьей, либо с сельской общиной типа германской марки).

Информация о работе Крестьянская община: роль и значение в социальной и государственной истории России