Крестьянская община: роль и значение в социальной и государственной истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной работы - выявить развитие крестьянской общины, определить ее роль в государственной истории России.
Задачи исследования:
1.Проследить процесс развития крестьянской общины в России и выявить его основные тенденции;
2. Определить значение опыта наших предшественников в организации управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Определение общины в целом 5
1. Значение термина «община»
2. Основные типы общины
Глава 2. Русская крестьянская община 12
1.Развитие русской крестьянской общины
2.Крестьянский быт
Глава 3. Гибель крестьянской общины 26
1.Крестьянский мир в эпоху крепостничества
2.Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры
Заключение 33
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории гос.управления переделка.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

      Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была  печь.  Нужно отметить,  что так называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь -  изобретение  сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет  свою  историю  еще  из  трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи  в  течение  второго  тысячелетия нашей эры  произошли  весьма  значительные  изменения,  позволившие  гораздо полнее использовать топливо. К концу  18  века  уже  выработался  тип  печи, который позволял использовать ее не  только  для обогрева  и приготовления пищи, но и как лежанку.  В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы,  ягоды, подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила  крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но  в   течение  всего года. Даже летом нужно было хотя бы  раз  в  неделю  хорошо  вытопить  печь, чтобы испечь достаточный  запас  хлеба.  Используя  свойство   духовой  печи накапливать, аккумулировать тепло,  крестьяне  готовили  пищу  раз  в  день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда -  и пища  оставалась горячей. Лишь в  летний  поздний  ужин  приходилось  пищу  подогревать.  Эта особенность духовой печи  оказала решающее  влияние на русскую кулинарию,  в которой преобладают процессы томления, варения, тушения,  причем  не  только крестьянскую, т.к.  образ  жизни  многих  мелкопоместных  дворян  не  сильно отличался от крестьянской жизни.

      Внутренняя планировка крестьянских  жилищ  была  подчинена  достаточно строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели”  составляла  часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль  всех  стен,  не  занятых  печью, тянулись широкие лавки, тесаные  из  самых  крупных  деревьев.  Около печи  была  судная,  или посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в  доме.  По диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол  звался святым, красным, кутным.

     Одним из обязательных элементов  интерьера  были  полати,  специальный помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят,  ягнят.  Место для сна старшей супружеской   пары  в  избе (но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном из углов дома. Это место считалось почетным. Над  лавками,  вдоль  всех  стен  устраивали  полки-“полавочники”,  на которых хранили предметы домашнего обихода,  мелкие  инструменты  и  т.п.  В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды. Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты,  не деленной   перегородками,   негласная   традиция   предписывала   соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть  избы, где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и  заходить туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а  посторонним  - тем более.

      Крестьянский этикет предписывал  гостью, вошедшему в избу, оставаться  в половине избы у дверей. Самовольное,  без приглашения вторжение  в  “красную половину”, где ставился стол, считалось  крайне  неприличным  и  могло быть воспринято как оскорбление.

      К жилой избе  в  18  веке  обязательно  пристраивались  сени,  хотя  в крестьянском  обиходе  они  были  более  известны  под  именем  “мост”.  Роль  сеней  был  разнообразной.  Это  и  защитный  тамбур  перед входом,  и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное  помещение, где держали часть запасов продовольствия. В  украшении  избы   сказывались  художественный  вкус  и   мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень)  и  кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и  полотенца,  плоскости  стен  - наличники окон, зачастую отражавшие влияние  архитектуры  города   (барокко, классицизм и т.д.). Потолок,  дверь,  стены,  печь,  реже  наружный  фронтон расписывали.

РУССКАЯ  НАРОДНАЯ  ОДЕЖДА Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Со времени  принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов  и  лаптей  с  онучами. Декоративный акцент в эту простую  по  покрою  одежду   вносил  узкий  пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой  служили  шуба и островерхая меховая шапка.Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила  одни  и  те  же  названия  и  отличалась  только  степенью убранства. Обувь простого народа была лапти из древесной коры  -  обувь древняя, употребляемая еще со времен  язычества.  Люди  с  достатком  носили  сапоги, чеботы,  башмаки  и  ичетыги.  Эта  обувь  делалась  из  телячьей,  конской, коровьей (юфти, т.е. кожа быка  или  коровы,  выделанная  на  чистом  дегте) кожи.  Для богатых  людей эту же обувь делали из персидского  или  турецкого сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с  остроконечными загнутыми кверху носами. Башмаки  носились  с  ичетыгами,  т.е.  сафьяновыми чулками или получулками. Обувь  мужская  и  женская  почти  не  различалась. Посадские жены  носили  сапоги,  н  дворянки  ходили  только  в  башмаках  и чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

      Обувь была всегда цветная,  чаще  всего  красная  или   желтая,  иногда зеленая,  голубая,  лазоревая,  белая,  телесного  цвета.  Она   расшивалась золотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом.

      Рубахи у простонародья были  холщовые, у знатных и богатых  -  шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские  мужские рубахи делались широкие и короткие,  опускались  сверх  исподнего  платья  и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою.  По  подолу и по краям  рукавов  рубахи  расшивались  узорами,  украшались  тесьмой.  Но особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье.  Его  делали пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего. Русские штаны или порты шились  без разрезов,  с узлом,  с помощью которого можно было делать их  шире  или  уже.  У  бедных  они  делались  их холста, белого или  крашеного,  из  сермяги  -  грубой  шерстяной  ткани;  у зажиточных  из сукна, богатые имели шелковые штаны,  особенно  летом.  Штаны были не длинны и достигали только колен,  делались  с  карманами  (зепью)  и были цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные. На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или  принимать гостей, надевали  на нее другую; Третья была накидная для выхода. Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и  у  крестьян.  Это платье  было узкое,  длиной до колен или иногда до икр,  но чаще  всего   не доходившее даже и до колен.

    На зипун надевали вторую одежду,  которая имела несколько названий. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был  кафтан.  Рукава его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что  ладонь  можно  было   по  желанию  закрывать  или  оставлять открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки.  В  зимнее  время эти рукава служили защитою от стужи, а  рабочие  люди  могли  с  их  помощью брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан  застегивался  с  помощью завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой  материи    и  другого цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались  обнизь зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны  шились и на  легких мехах. В этим  же  разрядам  одежды  относятся   чуга,  ферезь, армяк, тегиляй, терлик.

      Верхние,  или  накидные  одежды  были:  опашень,  охабень,  однорядка, ферезея, епанча и шуба.  Опашень  -  это  летняя  одежда.  Охабень   плащ  с рукавами и с капюшоном. Ферезея -   плащ,  одеваемый  в  дорогу.  Шубы  были самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность  щеголять разнообразными  мехами.  Множество  мехов  в   доме   составляло   признак довольства и зажиточности. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи;  у  людей среднего состояния - беличьи и куньи, у  богатых  -  собольи  и  лисьи  всех видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались   обыкновенно сукном, но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и  санные.  В первых ходили  в церковь, в гости или принимали  гостей  дома,     последние одевали в дорогу.

    Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить  без пояса. Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли  ими, как нашивками и пуговицами. Русская шапка была четырех родов.  Зажиточные  люди  носили  маленькие шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом,  даже  в комнатах.  Другой  вид  шапки  -  колпак,   зимой подбитый мехом. Этой формы шапки  носили  и  бедные  мужики,  из  сукна  или войлока,  зимою  подбитые  овчиной.  Третий  вид  -  четырехугольная  шапка, украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре  и  дьяки.  Четвертый род - горлатные  шапки,  их  носили  исключительно  князья  и  бояре.  Таким образом, по шапке можно было узнать происхождение  и  достоинство  человека. Высокие шапки означали знатность породы и сана.

   Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности,  так что уже издали можно было отличить женщину  от  мужчины. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или  красного цвета. К  рукавам  рубашки  пристегивались  запястья,  вышитые золотом или жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку  снизу  доверху, до  самого  горла,  что  диктовалось  правилами  приличия.   Зимою   летники подбивались  мехом  и  назывались  кортелями.   Распространение  получили  и сарафаны. Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды  - телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы. Голова замужней женщины убиралась  волосником  или  подубрусником  Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного  состояния  и составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По  понятиям   русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять  на  показ  свои волосы:  опростоволоситься  (открыть  волосы)  было  для   женщины   большим бесчестьем. Поверх  волосника  накладывался  платок (убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком.  Когда женщины выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью  на лбу. Иногда это был  кокошник.  Имелось  также  очень  большое  разнообразие женских шапок. Девицы  носили на голове венцы  -  обручи  без  верха.  Зимою девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.                                                                                                                     Одежда  (и женская и мужская) дополнялась украшениями. В прежние времена у  крестьян  и  посадских  людей  встречались  очень богатые наряды. Их дорогие одежды переходили  из  рода  в  род.  По  большей части одежды кроились и шились дома:  шить  на  стороне  не  считалось  даже признаком хорошего хозяйства. Как мужские, так и  женские  дорогие  одежды  почти  всегда  лежали  в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали  средством от моли и затхлости. Только в большие праздники и  в  торжественные  случаи, как,  например,  в  свадьбы,  их  доставали  и  надевали. Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение  и приготовление других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было  занятием больших  групп  ремесленников,  специализировавшихся  на  производстве  этих продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из  мешанной   ржаной   и  овсяной муки, а также,  должно  быть,  и   только  из  овсяной.  Из  пшеничной  муки выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи  и "перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки  пекли блины, приготовляли  сухари. Очень   разнообразен ассортимент из  сдобного теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом  и  т.п. Перечисленные  изделия   далеко   не   исчерпывают    разнообразия   хлебных продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке. Очень распространенным  видом   хлебной  пищи   были   каши  (овсяные, гречневые, ячменные,  пшенные),  и  кисели  -  гороховый  и  овсяный.  Зерно служило  и  сырьём  для  приготовления   напитков:   кваса,   пива,   водки. Разнообразие  огородных   и  садовых  культур,  возделываемых  в  XVI  веке, обусловливало  разнообразие  овощей  и  фруктов,  употреблявшихся  в   пищу: капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла,  морковь,  репа,  редька,  хрен,  мак, стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для  солений  (мята, тмин), яблоки, вишни, сливы.  Значительную роль в  питании  играли грибы - вареные, сушеные, печеные. Одним из основных видов  питания,  следующим  по   значению,  за  хлебной  и растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная  пища.  Для XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение,  вяление. Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в  XVI веке являются столовые  обиходники   монастырей.  Ещё  большее  разнообразие блюд представлено в Домострое, где имеется  специальный   раздел  "Книги  во весь год, что в столы еству подают..."Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий   отличался  уже очень большим разнообразием.  Успехи  в  развитии  земледелия,  в  частности огородничества  и  садоводства,  привели   к  значительному  обогащению    и расширению  ассортимента  растительной  пищи  вообще.  Наряду  с  мясной   и молочной пищей очень  важную роль продолжала играть пища рыбная.

3.1 Крестьянский мир в эпоху крепостничества

  Вплоть до ХVI века крестьяне, и те, что жили на государственных землях, и те, что жили на частновладельческих, были подчинены наместникам или другим начальникам, служащим правительству, и непосредственно от землевладельца не зависели. Крестьяне могли переселяться от частных землевладельцев на государственные земли и наоборот. Впоследствии законодательно были установлены сроки переселений - Юрьев день. Однако закон продолжал признавать за общиной права самоуправления, собственного суда, раскладки податей и надзора за порядком и нравственностью своих членов. Крестьяне были равноправными членами русского общества и наравне с боярами и купцами находились под покровительством закона.

     Итак, государство  до поры до времени не покушалось нарушать основы крестьянского самоуправления, однако оно стремилось ограничить мобильность крестьянского населения. В то время крестьянские переселения были широко распространенным явлением, зачастую крестьяне оставались на каждом новом месте не более, чем на несколько лет. Этим обеспечивалась колонизация новых регионов, но это же вносило существенную дезорганизацию во внутреннюю жизнь государства, находившегося почти все время в состоянии войны. Все внутреннее устройство Московского государства "покоилось на принудительном развертывании обязательных повинностей и служб между отдельными группами населения с безвыходным прикреплением каждой группы к ее специальной службе и ее специальному тяглу; все население - от последнего холопа до первого боярина - оказывалось, таким образом, закрепощенным без возможности сколько-нибудь свободно распоряжаться своим существованием. Зависимость крестьянина от служилого землевладельца была лишь своеобразной формой службы крестьянина тому же государству. Крестьяне, таким образом, становились неотъемлемой принадлежностью земли, на которой жили. Они лишались права покидать ее, а землевладельцы - права сгонять крестьян с земли. Причем новый порядок не устраивал ни крестьян, ни землевладельцев, а нравился только казне. Весь ХVII век и даже начало ХVIII правительство должно было поддерживать этот порядок силой.

     В личную зависимость от землевладельца  крестьяне попали только с введением Петровских ревизий, когда любая связь между крестьянином и государством могла уже идти только через посредство помещика. В течение всего ХVIII века положение крестьянина все более сближалось с положением раба. Так, "в период с 1765 по 1785 годы помещики получили право отдавать своих крепостных людей в каторжные работы за дерзости, право отдавать крестьян и дворовых людей в какое угодно время в зачет в рекруты, и, наконец, в силу указа от 7 октября 1792 года крестьяне и вообще крепостные люди прямо были причислены к недвижимым имениям своих помещиков, наравне с другими хозяйственными принадлежностями, и как полная и безгласная собственность помещиков лишены были почти всякой обороны от злоупотребления помещичьей властью, и в отношении своей личности, и в отношении к имуществу. Был издан указ "о продаже людей без земли в удовлетворение казенных и партикулярных долгов с публичных торгов, но без употребления молотка". Община лишалась малейшей правовой защиты. Кроме того, если действия властей на первых порах, с известной долей натяжки, могли быть объяснены стремлением к унификации государственной жизни, гипертрофированным этатизмом, то при Екатерине II и это слабое оправдание существующего режима отпадало. Если раньше крестьянами могли владеть только служилые дворяне, поскольку они сами являлись винтиками в государственной машине, то дарованием вольностей дворянству ,крепостная зависимость крестьянина перестает обуславливаться обязательной службой его владельца и тем самым утрачивает свое публично-правовое основание. В сознании самой крестьянской массы вызревает убеждение в том, что крепостное право утратило прежнее государственное назначение, и потому подлежит немедленному упразднению. Освобождение дворянства от обязательной царской службы рассматривалось крепостными крестьянами как явная предпосылка и к уничтожению крепостного права на крестьян. И вот каждая новая мера, направленная на расширение дворянских привилегий в течение всего XVIII века сопровождается взрывом волнений крепостных крестьян.

Информация о работе Крестьянская община: роль и значение в социальной и государственной истории России