Крестьянская община: роль и значение в социальной и государственной истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной работы - выявить развитие крестьянской общины, определить ее роль в государственной истории России.
Задачи исследования:
1.Проследить процесс развития крестьянской общины в России и выявить его основные тенденции;
2. Определить значение опыта наших предшественников в организации управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Определение общины в целом 5
1. Значение термина «община»
2. Основные типы общины
Глава 2. Русская крестьянская община 12
1.Развитие русской крестьянской общины
2.Крестьянский быт
Глава 3. Гибель крестьянской общины 26
1.Крестьянский мир в эпоху крепостничества
2.Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры
Заключение 33
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории гос.управления переделка.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

     С этого момента бунты на  Руси не затихают. Крестьяне ни  на один миг не смиряются  со своим крепостным состоянием. В этом контексте даже идея  о народной "вере в царя" оказывается почти только фантомом. В документах о крестьянских  волнениях можно встретить достаточно много доказательств недоверия крестьян к личности правящего императора. Однако, при всем том, крестьяне абсолютно убеждены, что государство на их стороне. Скажем, когда крестьянам, отказавшимся подчиниться помещику, удавалось лично вручить царю прошение с изложением их просьб и объяснением мотивов своих действий, а царь принимал это прошение из рук крестьян, они никогда не сомневались в положительном решении их вопроса и отказывались верить доводимому до их сведения отрицательному решению, считая его подложным.

     Таким образом, крестьяне внутри  себя хранили истинный образ  государства или как бы сами  себя считали государством. Во  всяком случае, царь выступал  при этом в качестве экстериоризации  собственного образа. Как писал Лев Тихомиров, "монархия уцелела только благодаря народу, продолжавшему считать законным не то, что приказывал Петр, а то, что было в умах и совести монархического сознания народа" . И в этот период, как заметил некий жандармский офицер из Пензенской губернии, "весьма замечательное значение приобретает у крестьян слово "мир". Они ссылаются на него как на законную опору даже в противозаконных своих действиях". В народе живо непоколебимое убеждение, что "как скажут крестьяне на сходах, так царь и решит". Это ощущение было постоянно актуализировано в эпоху крепостного права. Поэтому в этот период общинное сознание обострено, община оказывается, по существу, для крестьянина единственной властью - их собственная крестьянская община и Россия-община, существующая в их сознании. Любой крестьянский бунт - это бунт общины и бунт за общину. Можно сказать, что это и бунт за Россию-общину, за государство. Русский бунт нельзя назвать бессмысленным.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры.

     Как мотивы, так и характер протекания русских крестьянских бунтов не отличались многообразием. В эпоху Пугачевщины "народ поднялся по царскому кличу прежде всего для того, чтобы помочь взойти на царство государю, радеющему о черни и потому истинному. Каждый мало-мальски знакомый с русской историей может сказать, что "царь и народ" - центральная проблема любого крестьянского восстания. С другой стороны, центральная проблема крестьянского бунта может быть представлена как противопоставление "мира" и государственной власти. Царь и народ, царь и "мир" - общее "мы". Возмущение народа обращено на "сильных людей", среди которых находятся и агенты государства, или же непосредственно против государственных агентов. "Когда" земским людям "кажется, что они одержали победу над "сильными", эта победа рисуется им в виде единения милостивого царя с землею, в виде договора царя с землею о том, чтобы вывести из царства "сильных людей". Словом, государственный строй (в его идеальном виде) воплощается для населения в личности царя. Таким образом, русский бунт всегда был выражением конфликтности между двумя внутренними альтернативами русского народа: "мирской" и "государственной". Его функциональное значение состояло в том, что с его помощью отчасти сбрасывалось накапливающееся между ними напряжение.  Бунт всегда представлял собой "мирское" действие. Бунтовал "мир" в полном составе, и главным объяснительным мотивом действия крестьян было: куда "мир", туда и я, мне от "мира" нельзя. Любые индивидуальные увещевания участников волнений со стороны властей были абсолютно неэффективны. Что обычно служило поводом для бунта? Практически всегда одно и то же - докатывающийся до крестьян слух о нарушении "сильными людьми" - помещиками - воли царя. Воля же эта всегда была одна - раздать крестьянам землю, то есть совершить "черный передел" - всероссийское поравнение.     Любое слово, исходящее от властей, могло истолковываться как указание на всероссийское поравнение. Еще чаще слухи об отобрании помещичьих земель не имели острого характера, а являлись спокойным и твердым убеждением большей части местного крестьянства. Причем крестьяне считали своим долгом перед царем добиться осуществления его воли, и тогда причиной волнения могло стать любое событие местного масштаба, как-то: сомнения в законности наследования каких-либо земельных угодий или действий каких-либо чиновников.

     При этом все крестьянские  бунты происходили почти по  одному сценарию. На первой стадии  они имели подчеркнутый характер  легитимности. Крестьяне собирались огромными толпами с большим количеством подвод и начинали, как они выражались, "бастовать", то есть грабить одно имение за другим. В деревнях, охваченных движением, не оставалось ни одного взрослого человека, который не принимал бы участие в погромах. По мере разгорания восстания крестьяне переходили к прямому насилию, а затем, если дело заходило еще дальше, следовали жестокости и зверства. Толпа звереет окончательно, теряет всякую сдержку и совершает страшные жестокости, всячески истребляя "злодеев", насилуя их жен и дочерей, не щадя и детей, разгромляя и сжигая усадьбы, заводы и целые города. Это картина народного бунта в его последней стадии. Затем следует спад, апатия и усталость. В действиях восставшего народа отчетливо заметны черты провокационности. Народ сознательно провоцирует власти на ответные действия, на проявление силы и жестокости. На своей верхней точке эти действия выливаются в самопровоцирование, ярчайшим примером чего могут служить события Кровавого Воскресенья 9 января.  Однако ничего сверхнеобычного для русской истории в день Кровавого воскресенья не было. В царствование Алексея Михайловича народ также направился в царскую резиденцию в Коломенское, дабы указать царю на виновников своих бед и изменщиков и просить управы. Тогда "перебили да забрали 700 человек, да потонули при бегстве в реке более 100 человек; 150 человек было повешено около села Коломенское в тот же день. Итак, в действиях крестьян в период революции 1905 года не было ничего для них необычного. Это был не первый и далеко не самый страшный из русских бунтов. Происходил он по традиционной схеме и совсем не обязательно должен был заметно повлиять на дальнейшую жизнь русских крестьян. Да, крестьяне в революцию действовали под чужим влиянием, послушавшись провокаторов-революционеров.   Точно так же подхватили и песню эсеров - революционной партии, пользовавшейся наибольшим успехом в крестьянских массах. Из множества источников мы знаем, что крестьяне народническую пропаганду отвергли. Крестьяне не только не слушали, что им говорили агитаторы, а, казалось, не понимали самих слов, словно между крестьянином и агитатором стоял невидимый барьер. Это один из защитных механизмов традиционного социума: информация, противоречащая содержанию традиционного сознания, просто не воспринимается.

     В 80-е годы хождения в народ прекращаются вовсе, и вплоть до самого конца ХIХ века ни одна революционная партия не пытается их возобновить. Первую робкую попытку совершают эсеры в начале ХХ века, когда по некоторым южным и юго-восточным губерниям уже прокатилась волна крестьянских беспорядков. Результат превосходит все ожидания. По воспоминаниям члена партии эсеров Е. Брешко-Брешковской, брошюры революционного содержания распространялись сотнями, тысячами "сначала только в Саратовской губернии, потом в Вятской и Пермской и одновременно в Харьковской и Полтавской. Но, поскольку все, что производилось в Саратове, а затем в Пензе и других городах не удовлетворяло и сотой доли народившегося спроса, то огорченные мужики сами являлись в город и требовали, чтобы их обучили гектографическому искусству". Программа эсеров представляла собой формулировку парадигм традиционного сознания крестьян, достаточно точную и явно основанную не только на глубоком знании, но и верном ощущении деревенской жизни. При этом эсеры ставили своей целью "использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русских крестьян, и в особенности взгляд на землю, как на общее достояние всех трудящихся.     Согласно эсеровской программе, "верховным собственником земли будет государство, народ; государство должно нарезать земли местным обществам, мирам, последние должны из своей среды выбирать на сходах своих доверенных и уполномоченных, в выборе их будут принимать участие все члены общины или мира. Земля будет предоставляться всякому желающему, то есть право на землю имеет каждый член общины. Право на землю будет определяться трудом". Идет очевидная апелляция к общинному сознанию. Но она не ограничивается земельным вопросом. В эсеровской программе концентрируются элементы "мирской", "земской" альтернативы русского сознания. Провозглашается идея государства как федерации автономных самоуправляющихся земель, то есть России как большой общины, федерации автономных"миров".                                                                                                  Средства борьбы эсеров за осуществление своей аграрной программы также в основном черпались из деревенской жизни. Так, в эссерской среде разрабатывалась теория аграрного террора, под которым понимались методы протеста, обычные для крестьян: потравы, порубки, насильственный захват земель, поджоги и даже убийства самых ненавистных помещиков. Этими же способами должна воспользоваться и партия, но только партия должна эту борьбу осмыслить и организовать . Опасность эсеровской пропаганды состояла в том, что она не звала крестьян к восстанию за чуждые для них цели (в этом случае она осталась бы за пределами народного восприятия), а провоцировала к обычному крестьянскому бунту, надавливала на те стереотипы, апелляция к которым вызывала у крестьян желание бунтовать. Пропаганда входила в сознание крестьян, коррелировала с их этническими константами, но разбивала при этом связь этнических констант с центральными ценностными доминантами крестьян. Община переставала быть приходом, религиозным единством. Разрыв же этой связи неизбежно вызывал состояние смуты, хотя смута эта назревала медленно, и до поры до времени, казалось, не затрагивала основ общинной жизни. Еe результат скажется позднее, в конце двадцатых. А пока бунт действовал на общинные структуры будто бы даже благотворно, укреплял их. Так, община после революции 1905 года представляла собой довольно прочную целостность, умевшую противостоять непосредственному нажиму на нее со стороны правительства во время Столыпинской реформы, которая была (до коллективизации) самой сильной атакой на общинный строй. Хуторское движение, несмотря на все старания правительства, практически не привилось в центральных и особенно северных областях России, где мирские традиции были особенно сильными.                                                                       К оживлению общины привела и революция 1917 года. В жизни сельского населения того времени исключительно важную роль играла община. Община со своими "мирскими" органами самоуправления отлично объединяла местных крестьян для борьбы против помещиков, а ее передельные механизмы оказались вполне пригодными для распределения помещичьей земли среди крестьян. В ходе уравнительных переделов земли крестьянская община вновь ожила и окрепла, поглотив основную массу земель. "Земельное общество" в русской деревне представляло собой типичную "мирскую организацию" крестьян-единоличников. Частые, почти ежегодные переделы земли, начавшиеся в период аграрной реформы, не прекратились и с переходом к НЭПу. Это и неудивительно. Ведь Россия получила свой вожделенный "черный передел" - всероссийское поравнение. Большевистский декрет о земле был составлен на основе эсерской аграрной программы.Община, казалось, победила, она добилась осуществления своей вековой мечты, но она же подавилась этой мечтой. Она оказалась больше не способной ни к какому сопротивлению и через несколько лет скончалась вяло и апатично, даже не попытавшись сопротивляться своим убийцам.

Заключение

В заключение хочется сказать, что крестьянская община  продемонстрировала удивительную живучесть. Аграрная реформа 1861г. общину не разрушила, хотя и осложнила ее жизнь, поскольку крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков. Во всей Российской Империи в 1905г. около 80% дворов и земли были в общине, а на севере и в центральном районе – 97-99%. Однако прирост с/х продукции был мал – около 1.7% и не превышал прирост населения, а капиталистический зуд - столь велик, что, несмотря на все социальные преимущества общины, правительство приступило к ее ликвидации.

Русская община – это особый социальный мир, удивительный и во многом замечательный. Как указывалось, ценность общины для  крестьян заключалась в социальных гарантиях, которые «мир» мог дать общинникам.  Основу этих гарантий составляла общая собственность на землю. Причем эту принадлежность земли общине, а не отдельному крестьянину община активно использовала, периодически осуществляя переделы земли. Молодым семьям община давала надел, снимая землю у семей, которые уже не могли ее эффективно обрабатывать. Особо нужно указать, что все важные для общины решения принимались сообща, на общем сходе. Благодаря такой народной демократии и общинной собственности земли осуществлялась поразительно точная социальная справедливость.

Суровость жизненных условий требовала  от крестьян взаимовыручки. Всевозможные виды взаимопомощи («помочи», «дожинки», «капустники», «толока»), сбор средств  погорельцам были обязательной составной  частью общинного быта .  Никто никогда не бывал забыт, несправедливо обижен или выкинут из общинного социума. Было бы натяжкой считать, что весь уклад общины  являлся прямым следствием искреннего принятия крестьянами православной веры – живучесть общины зиждилась, прежде всего, на даваемых ею социальных гарантиях. Однако несомненно, что и общинная собственность на землю, и «помочи», и решение дел на сходе полностью гармонировало с существующими в Православии принципами общности земных благ, милосердия и соборности и поддерживалось ими.

Наконец, община помогала сохранить уникальный культурный мир русского крестьянства, его быт и традиции, весь  пронизанный токами православия.

Список  используемой литературы:

  1. Александров В.А., Обычное право крепостной деревни России (XVIII- нач.XIX в.). 1984г.;
  2. Алексеев Ю. Г., Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV—XVI вв., 1966г.;
  3. Гакстгаузен А. , Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. Т.1., 1870г.;
  4. Герцен А.И.  Россия // Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.: Материалы для семинарских и практических занятий. , 1991г.;
  5. Ефименко А.,  Исследование народной жизни: Вып.1., 1884г.;
  6. Ковалевский М. М., Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, 1879г.;
  7. Крюковских А., Словарь исторических терминов, 1998 г.
  8. Ляпушкин И. И., Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства (VIII — первая половина IX в.), 1968г.;
  9. Маурер Г. Л., Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти, пер. с нем.,1880г.;
  10. Шапиро А. Л., Крестьянская община в крупных вотчинах первой половины XVIII в., т. 1
  11. Ф. Энгельса, Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия, 1972г.;
  12. Сайт http://bse.sci-lib.com/article083420.html
  13. Сайт http://www.ni-journal.ru/archive/14928136/n_3_2009/dc3d24ec/b88814b0/

Информация о работе Крестьянская община: роль и значение в социальной и государственной истории России