Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования данной работы - выявить развитие крестьянской общины, определить ее роль в государственной истории России.
Задачи исследования:
1.Проследить процесс развития крестьянской общины в России и выявить его основные тенденции;
2. Определить значение опыта наших предшественников в организации управления.
Введение 3
Глава 1.Определение общины в целом 5
1. Значение термина «община»
2. Основные типы общины
Глава 2. Русская крестьянская община 12
1.Развитие русской крестьянской общины
2.Крестьянский быт
Глава 3. Гибель крестьянской общины 26
1.Крестьянский мир в эпоху крепостничества
2.Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры
Заключение 33
Список литературы 34
С этого момента бунты на
Руси не затихают. Крестьяне ни
на один миг не смиряются
со своим крепостным
Таким образом, крестьяне
3.2 Крестьянский бунт, крестьяне и революционеры.
Как мотивы, так и характер протекания русских крестьянских бунтов не отличались многообразием. В эпоху Пугачевщины "народ поднялся по царскому кличу прежде всего для того, чтобы помочь взойти на царство государю, радеющему о черни и потому истинному. Каждый мало-мальски знакомый с русской историей может сказать, что "царь и народ" - центральная проблема любого крестьянского восстания. С другой стороны, центральная проблема крестьянского бунта может быть представлена как противопоставление "мира" и государственной власти. Царь и народ, царь и "мир" - общее "мы". Возмущение народа обращено на "сильных людей", среди которых находятся и агенты государства, или же непосредственно против государственных агентов. "Когда" земским людям "кажется, что они одержали победу над "сильными", эта победа рисуется им в виде единения милостивого царя с землею, в виде договора царя с землею о том, чтобы вывести из царства "сильных людей". Словом, государственный строй (в его идеальном виде) воплощается для населения в личности царя. Таким образом, русский бунт всегда был выражением конфликтности между двумя внутренними альтернативами русского народа: "мирской" и "государственной". Его функциональное значение состояло в том, что с его помощью отчасти сбрасывалось накапливающееся между ними напряжение. Бунт всегда представлял собой "мирское" действие. Бунтовал "мир" в полном составе, и главным объяснительным мотивом действия крестьян было: куда "мир", туда и я, мне от "мира" нельзя. Любые индивидуальные увещевания участников волнений со стороны властей были абсолютно неэффективны. Что обычно служило поводом для бунта? Практически всегда одно и то же - докатывающийся до крестьян слух о нарушении "сильными людьми" - помещиками - воли царя. Воля же эта всегда была одна - раздать крестьянам землю, то есть совершить "черный передел" - всероссийское поравнение. Любое слово, исходящее от властей, могло истолковываться как указание на всероссийское поравнение. Еще чаще слухи об отобрании помещичьих земель не имели острого характера, а являлись спокойным и твердым убеждением большей части местного крестьянства. Причем крестьяне считали своим долгом перед царем добиться осуществления его воли, и тогда причиной волнения могло стать любое событие местного масштаба, как-то: сомнения в законности наследования каких-либо земельных угодий или действий каких-либо чиновников.
При этом все крестьянские
бунты происходили почти по
одному сценарию. На первой стадии
они имели подчеркнутый
В 80-е годы хождения в народ прекращаются
вовсе, и вплоть до самого конца ХIХ века
ни одна революционная партия не пытается
их возобновить. Первую робкую попытку
совершают эсеры в начале ХХ века, когда
по некоторым южным и юго-восточным губерниям
уже прокатилась волна крестьянских беспорядков.
Результат превосходит все ожидания. По
воспоминаниям члена партии эсеров Е.
Брешко-Брешковской, брошюры революционного
содержания распространялись сотнями,
тысячами "сначала только в Саратовской
губернии, потом в Вятской и Пермской и
одновременно в Харьковской и Полтавской.
Но, поскольку все, что производилось в
Саратове, а затем в Пензе и других городах
не удовлетворяло и сотой доли народившегося
спроса, то огорченные мужики сами являлись
в город и требовали, чтобы их обучили
гектографическому искусству". Программа
эсеров представляла собой формулировку
парадигм традиционного сознания крестьян,
достаточно точную и явно основанную не
только на глубоком знании, но и верном
ощущении деревенской жизни. При этом
эсеры ставили своей целью "использовать
в интересах социализма и борьбы против
буржуазно-собственнических начал как
общинные, так и вообще трудовые воззрения,
традиции и формы жизни русских крестьян,
и в особенности взгляд на землю, как на
общее достояние всех трудящихся.
Согласно эсеровской программе, "верховным
собственником земли будет государство,
народ; государство должно нарезать земли
местным обществам, мирам, последние должны
из своей среды выбирать на сходах своих
доверенных и уполномоченных, в выборе
их будут принимать участие все члены
общины или мира. Земля будет предоставляться
всякому желающему, то есть право на землю
имеет каждый член общины. Право на землю
будет определяться трудом". Идет очевидная
апелляция к общинному сознанию. Но она
не ограничивается земельным вопросом.
В эсеровской программе концентрируются
элементы "мирской", "земской"
альтернативы русского сознания. Провозглашается
идея государства как федерации автономных
самоуправляющихся земель, то есть России
как большой общины, федерации автономных"миров".
Заключение
В заключение хочется сказать, что крестьянская община продемонстрировала удивительную живучесть. Аграрная реформа 1861г. общину не разрушила, хотя и осложнила ее жизнь, поскольку крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков. Во всей Российской Империи в 1905г. около 80% дворов и земли были в общине, а на севере и в центральном районе – 97-99%. Однако прирост с/х продукции был мал – около 1.7% и не превышал прирост населения, а капиталистический зуд - столь велик, что, несмотря на все социальные преимущества общины, правительство приступило к ее ликвидации.
Русская община – это особый социальный мир, удивительный и во многом замечательный. Как указывалось, ценность общины для крестьян заключалась в социальных гарантиях, которые «мир» мог дать общинникам. Основу этих гарантий составляла общая собственность на землю. Причем эту принадлежность земли общине, а не отдельному крестьянину община активно использовала, периодически осуществляя переделы земли. Молодым семьям община давала надел, снимая землю у семей, которые уже не могли ее эффективно обрабатывать. Особо нужно указать, что все важные для общины решения принимались сообща, на общем сходе. Благодаря такой народной демократии и общинной собственности земли осуществлялась поразительно точная социальная справедливость.
Суровость жизненных условий требовала от крестьян взаимовыручки. Всевозможные виды взаимопомощи («помочи», «дожинки», «капустники», «толока»), сбор средств погорельцам были обязательной составной частью общинного быта . Никто никогда не бывал забыт, несправедливо обижен или выкинут из общинного социума. Было бы натяжкой считать, что весь уклад общины являлся прямым следствием искреннего принятия крестьянами православной веры – живучесть общины зиждилась, прежде всего, на даваемых ею социальных гарантиях. Однако несомненно, что и общинная собственность на землю, и «помочи», и решение дел на сходе полностью гармонировало с существующими в Православии принципами общности земных благ, милосердия и соборности и поддерживалось ими.
Наконец, община помогала сохранить уникальный культурный мир русского крестьянства, его быт и традиции, весь пронизанный токами православия.
Список используемой литературы: