Культура БАССР в первой половине 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:02, реферат

Описание

Многонациональная культура, музыкальное и театральное искусство Башкортостана получили признание мирового сообщества. Только за последние несколько лет, с успехом прошли гастроли Государственного академического ансамбли народного танца им. Ф.Гаскарова в странах Западной Европы, Башкирского государственного театра оперы и балета — в США, Таиланде, Португалии, Египте, Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан — в Тунисе, Башкирского государственного театра кукол — в Турции и т.д. Многие музыкальные и танцевальные коллективы и работы лучших художников республики принимали участие в празднованиях 850-летия г.Москвы, 300-летия г.Санкт-Петербурга, 1000-летия г.Казани и других мероприятиях всероссийского масштаба.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние культуры дореволюционной Башкирии 5
1.1. Просвещение 5
1.2. Литература и искусство 6
Глава 2. Подъём благосостояния и культурного уровня трудящихся в в 20 – 40-ые гг.XX вв. 8
2.1. Рост материального уровня народа 8
2.2. Успехи культурной революции 9
Глава 3. Культурное строительство в годы войны 12
3.1. Забота о детях и школе 12
Глава 4. Культурное строительство в Башкирии (1946-1965 гг.) 16
4.1. Просвещение. Наука 16
4.2. Культурно просветительная работа 18
4.3. Литература 19
4.4. Искусство 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРА БАССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20ВЕКА.docx

— 49.65 Кб (Скачать документ)

Годы социалистического строительства  в Башкирии связаны с зарождением  и развитием национальной советской  литературы и искусства. Первыми  представителями башкирской советской  литературы были Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Даут Юлтый, Афзал Тагиров, Сайфи  Кудаш, которые начали писать еще  до революции, а также Тухфат Янаби, Булат Ишемгулов, Ймай Насыри, Тариф  Гумер, выступившие со стихами в  первые годы Советской власти. В своих стихотворениях они прославляли Октябрьскую революцию, героизм Красной Армии, приветствовали рождение новой, свободной жизни.

В последующее годы расширяется  тематика и жанровое разнообразие художественной литературы. Появляются повести, романы и драматические произведения. В  повестях "Черноликие" и "На золотых  приисках поэта" М. Гафури изобразил  тяжелую жизнь башкирского и  татарского народов до Октябрьской  революции. В романах "Кровь" Д. Юлтыя, "Солдаты" А. Тагирова нашли  отражение события империалистической войны, рост политической сознательности солдатских масс, становление их на путь революционной борьбы.

Накануне Великой Отечественной  войны башкирская литература обогащается  произведениями, разрабатывающими темы революции, советского патриотизма, социалистического  строительства, борьбы за мир. Это поэмы "Прекрасные долины Агидели" Р. Нигмаи, "Утро республики", "Кречет", "Дитя" Г, Саляма, "Земля" Б. Бикбая, книга стихов "Республика поет" С. Кудаша, повесть "Мы вернемся" А. Карная, роман "На отрогах Урала" русского писателя М. Нагаева.

В 1923 году Мажит Гафури первый из башкирских писателей был удостоен высокого звания народного поэта Башкирской АССР. 
Больших успехов достигли в Башкирии театральное искусство, музыка, хореография. С первых же лет Советской власти в Уфе начал работать Башкирский драматический театр.

К концу 30-х годов неузнаваемо  изменилось лицо Башкирии. На бывших пустырях выросли нефтяные вышки, крупные  промышленные предприятия. Возникли новые  города и рабочие поселки. В деревне  вместо разрозненных и мелких хозяйств крепли колхозы и совхозы. Повысились материальное положение и культурный уровень трудящихся. 
Но вероломное нападение фашистской Германии на СССР прервало мирное строительство и созидательный труд советского народа.

Глава 3. Культурное строительство в годы войны

 

3.1. Забота о детях и школе

 

С первых же дней войны здания многих школ были взяты для оборудования в них госпиталей и для других военных нужд. Тысячи учителей ушли на фронт, чтобы с оружием в  руках защищать Советскую Родину. Большинство учащихся старших классов  перешло на производство. Количество учащихся общеобразовательных школ республики в одном только 1941/42 учебном  году уменьшилось на одну треть. 
. Коммунистическая партия мобилизовала усилия работников просвещения на преодоление трудностей военного времени. В школах Башкирии, особенно в городских, были организованы двух и трехсменные занятия. Ушедших на фронт учителей заменила молодежь, окончившая средние школы. Кроме существовавших педагогических институтов и училищ, были открыты краткосрочные курсы по подготовке учителей. Большая работа проводилась по оказанию помощи нуждающимся детям. В городах и районах республики были открыты детские столовые. Более 130 тысяч учащихся стали получать горячие завтраки. Тысячи детей были прикреплены к молочным кухням и столовым для усиленного питания. Торгующие организации выделяли нуждающимся одежду и обувь.

В школах обучение сочеталось с работой. Учащиеся широко привлекались к уборке урожая, заготовке топлива, ремонту  школ. В течение 1942-1944 годов учащимися  и учителями школ Башкирской АССР на сельскохозяйственных работах было выработано около , 30 миллионов трудодней.

Пионеры и школьники активно  участвовали в сборе средств  для строительства танков и самолетов, а также теплых вещей и подарков для фронтовиков. Всего за годы войны  школьники и учителя Башкирии отправили на фронт и в госпитали  более 920 тысяч подарков. 
В связи с эвакуацией населения из западных и центральных районов страны в Башкирии резко возросло количество детей. Только в первые месяцы войны в республике было размещено 43 детских учреждения, прибывших из Москвы, Ленинграда и других городов, в которых находилось около 5 тысяч детей. Много детских садов и яслей в годы войны было открыто вновь, многие из старых были значительно расширены.

Успешно решалась проблема устройства детей - сирот. Количество детских домов  за годы войны возросло с 28 до 131, а  число детей в них - с 4 тысяч  до 16,3 тысячи человек. Большую помощь государству в этом важном деле оказывала  общественность республики, сделавшая  все возможное, чтобы окружить осиротевших  детей вниманием и заботой. К  концу 1944 года в районах Башкирской АССР было открыто 52 инициативных детдома, которые целиком содержались  за счет колхозов.

В средних специальных учебных  заведениях количество учащихся за годы войны увеличилось почти в 2 раза. Если в 1942 году в 45 техникумах и училищах республики обучалось 5,7 тысячи учащихся, то в 1945 году - уже 10,5 тысячи. В городах  Башкирии было открыто несколько  новых школ ФЗО, железнодорожных  и ремесленных училищ. За первые три года войны учебными заведениями  трудовых резервов республики было подготовлено более 40 тысяч молодых рабочих.

Значительный вклад в дело победы советского народа в Великой Отечественной  войне внесли ученые республики - профессора и преподаватели вузов, работники  научно-исследовательских институтов и лабораторий.

Работа всех медицинских учреждений Башкирии в годы войны была перестроена  на военный лад. В городах и  санаториях республики было организовано более 30 госпиталей на 15 тысяч коек, в которых делалось все для  того, чтобы спасти жизнь раненым  и скорее вернуть их в строй. Свыше 70 процентов раненых бойцов после  лечения в госпиталях Башкирии снова возвращалось на фронт.

Наряду с огромной работой в  госпиталях решительная борьба велась с болезнями и среди местного населения. Для этого в республике были созданы десятки курсов по подготовке младшего медицинского персонала - медсестер и санитаров.

За годы войны ученые Башкирского  медицинского института выполнили  более 200 научных работ, имеющих большое  практическое значение при лечении  различных ран и заболеваний. Новые методы лечения огнестрельных  ран и повреждений головного  мозга были открыты и разработаны  профессорами Н. Н. Полянцевым и Н. И. Савченко.

Ведущим жанром башкирской литературы в годы воины являлась поэзия. Еще  в первые месяцы войны бы-ли опубликованы стихотворения ряда башкирских поэтов, призывающие советских людей  к защите социалистической Родины. Это "Песня гнева" X. Карима, "Привет вам, защитники Ленинграда" С. Кудаша, "Слово матери" Р. Нигмати, "Возьмись за оружие!" Г. Гумера и другие.

Свыше 20 писателей Башкирии в самом  начале войны вступило в ряды Красной  Армии и с оружием в руках  защищало страну. С. Мифтахов, X. Кунакбай, М. Хай, Н. Карип и другие пали смертью храбрых на полях сражений.

В произведениях постов - фронтовиков  правдиво запечатлены образы славных  защитников Родины, их героизм и  мужество. Таковы поэма "Ульмясбай" ("Бессмертный" М. Карима, стихотворения "Я верю", "День суда" X. Карима, "Крылатая девушка" Н. Наджми, "Песня  об Украине", Г. Рамазанова, "На ступеньке  рейхстага" К. Дяяна, "Не забудь меня, Родина" М. Хариса, стихи X. Гиляжева, Ш. Биккула и другие. В "Но- веллах о русском солдате" А. Бикчентаева  и в поэме "Декабрьская ночь" М. Кавима показана освободительная  миссия советских воинов, несущих  свободу порабо-щенным народам Европы.

Ратным и трудовым подвигам советских  людей были посвящены произведения "Ленин и боец", "Моя республика" С, Кудаша, "Родные" А. Валеева, "За Родитг" Г. Гумера, "В прокатном цехе". "Хабирьян" Б. Бикбая. Поэма Р. Нигмати "Убей, сын мой, фашиста" - значительное явление в литературной жизни Башкирии периода Отечественной войны.

Героическая борьба воинов Красной  Армии на фронте и самоотверженный  труд советского народа в тылу нашли  свое отражение и в произведениях  художников Башкирии. Были созданы  такие картины, как "В разведке" И. Урядова. "Бой под Ростовом", "Взяли языка" Г. Зырянова, "Катюша" Р. Ишбулатова, "Башкирская дивизия" А. Лежнева, "Вручение знамени Башкирской кавалерийской дивизии", "Подвиг А. Матросова", "Зверство фашистов" К. Герасимова, "Парашютный десант" В. Андреева и другие.

Большую работу вели Башкирский академический  и русский драматический театры. На их сценах были поставлены пьесы "Фронт" А. Корнейчука, "Нашествие" Л. Леонова, "Человек с ружьем" Н. Погодина, "Русские люди" К. Симонова, "На берегу Белой" Р. Нигмати, "Салават" Б. Бикбая, "Возвращение" Р. Ишмуратова, "Битва " А. Киреева и В. Кедрова, "Неугомонные сердца", "Женушка" А. Мубарякова и другие. Коллективом  театра оперы и балета были поставлены классические оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковокого, "Князь Игорь" А. Бородина, "Иван Сусанин" М. И. Глинки и другие. На сцене оперного театра выступали замечательные артисты  Украинской ССР И. Паторяшнекйй, В. Гайдай и многие друга?" 
Артисты театров и Башгосфилармонии часто выступали на заводах и нефтяных промыслах, в колхозах и совхозах, в воинских частях и госпиталях, много раз выезжали с концертами на фронт.

Профессорам медицинского института  А. Татаринову, В. Спасскому, Г. Терегулову, И. Вакуленко, доцентам педагогического  института Н. Чижову, М. Соколову и 3. Шакирову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Башкирской АССР. Тридцати врачам республики было присвоено звание заслуженного врача  РСФСР и БАССР, а тридцати трем учителям - звание заслуженного учителя  школы РСФСР и БАССР.

Глава 4. Культурное строительство в Башкирии (1946-1965 гг.)

4.1. Просвещение. Наука

 

В первые послевоенные годы органы народного  образования встретились с большими трудностями; школы испытывали большой  недостаток в учительских кадрах, существующие школьные здания не ремонтировались, а строительство новых почти  прекратилось. Все это отрицательно сказывалось на качестве учебно-воспитательной работы в школах. Для ликвидации этих трудностей принимались срочные  меры. Большое значение придавалось  быстрейшему восстановлению нарушенного  войной закона о всеобщем обучении детей с семилетнего возраста, а также полному охвату учебой детей, не сумевших получить образования в период войны.

Советское государство ежегодно увеличивает  средства на народное образование в  Башкирии. Развернулось большое строительство  новых школьных зданий. Если за 1947-1950 годы в республике было построено 118 новых школьных зданий на 14 тысяч  ученических мест, то за годы семилетки  построена 231 школа на 105 тысяч мест. Широко развернулось строительство  школ на средства колхозов и промышленных предприятий.

Коллективы заводов, фабрик, строительных организаций, колхозы и совхозы  осуществляли шефство над школами, оказывали помощь в укреплении их материальной базы, участвовали в  выполнении закона о всеобуче. Вошло  в традицию социалистическое соревнование за образцовую подготовку школ к новому учебному году. С 1949/50 учебного года школы  перешли к обязательному всеобщему  семилетнему образованию в сельской местности. Это явилось крупным  событием в культурной жизни страны. 
С 1956 года в республике начали создаваться школы-интернаты. К концу семилетки в них воспитывалось уже более 30 тысяч учащихся, а в группах продленного дня занималось около 20 тысяч детей.

В усилении политехнического образования  и трудового воспитания положительную  роль сыграли меры, принятые по выполнению закона об укреплении связи школы  с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования. Однако материальная база для политехнической  подготовки учащихся в школах была недостаточной. Не оправдался на практике также переход к одиннадцатилетнему обучению в средних школах. Эти  недостатки впоследствии были исправлены - средняя школа вновь стала  десятилетней. В 1962 году в республике был завершен переход к обязательному  всеобщему восьмилетнему образованию.

Обучение в школах Башкирии ведется  на русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском, мордовском и удмуртском языках. В послевоенные годы количество учащихся в Башкирии увеличилось  с 507 тысяч в 1945 году до 788,6 тысячи в 1965 году. Резко возросло количество учащихся в средних школах. В одном только 1965 году средние школы окончило 14 тысяч юношей и девушек. Ежегодно более половины учащихся, окончивших среднюю школу, шло работать на производство.

Значительное развитие получили вечерние и сменные школы рабочей и  сельской молодежи. Учащиеся получают в них образование, сочетая учебу  с производственным трудом. За двадцать послевоенных лет численность учащихся в школах рабочей и сельской молодежи возросла с 12,7 тысячи до 50 тысяч человек. В 1965 году в Башкирии насчитывалось 329 школ рабочей и сельской молодежи. Многие из них стали двухсменными.

Большое развитие в послевоенные годы в республике получила научно-исследовательская  работа. Созданы новые научно- исследовательские  институты нефти, нефтехимии, сельского  хозяйства. Всего в Башкирии к  началу 1966 года насчитывалось 22 научно- исследовательских учреждения, в  которых работало около 4 тысяч научных  работников, в том числе 50 докторов и 659 кандидатов наук. Одним из крупных  центров учебной и научно-исследовательской  работы стал Башкирский государственный  университет имени 40-летия Октября, организованный в 1957 году.

4.2. Культурно просветительная работа

 

В послевоенные годы намного расширилась  сеть культурно- просветительных учреждений, повысилась их роль в коммунистическом воспитании трудящихся. К началу 1966 года в Башкирии насчитывалось более 5200 клубов, Домов и Дворцов культуры, массовых библиотек и других очагов культуры. По сравнению с 1945 годом их количество увеличилось более чем на тысячу. Кроме того, более двух тысяч клубов, библиотек, красных уголков имеют профсоюзы и колхозы. 
Среди семи музеев республики самыми крупными являются Краеведческий музей Башкирской АССР, Уфимский Дом-музей В. И. Ленина и художественный музей имени Нестерова.

В годы завершения социалистического  строительства и в особенности  в период развернутого строительства  коммунизма значительно возросли духовные интересы трудящихся.

Массовое распространение в  послевоенные годы получили кино, радио  и телевидение. В Уфе, Белорецке, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, а также в других городах и  многих районных центрах построены  крупные современные кинотеатры. В начале 1959 года в Уфе был построен Уфимский телевизионный центр. Три  четверти населения Башкирии смотрят  телевизионные передачи из Уфы, Москвы и других городов СССР, а также  некоторых стран Европы.

Информация о работе Культура БАССР в первой половине 20 века