Культура БАССР в первой половине 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:02, реферат

Описание

Многонациональная культура, музыкальное и театральное искусство Башкортостана получили признание мирового сообщества. Только за последние несколько лет, с успехом прошли гастроли Государственного академического ансамбли народного танца им. Ф.Гаскарова в странах Западной Европы, Башкирского государственного театра оперы и балета — в США, Таиланде, Португалии, Египте, Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан — в Тунисе, Башкирского государственного театра кукол — в Турции и т.д. Многие музыкальные и танцевальные коллективы и работы лучших художников республики принимали участие в празднованиях 850-летия г.Москвы, 300-летия г.Санкт-Петербурга, 1000-летия г.Казани и других мероприятиях всероссийского масштаба.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние культуры дореволюционной Башкирии 5
1.1. Просвещение 5
1.2. Литература и искусство 6
Глава 2. Подъём благосостояния и культурного уровня трудящихся в в 20 – 40-ые гг.XX вв. 8
2.1. Рост материального уровня народа 8
2.2. Успехи культурной революции 9
Глава 3. Культурное строительство в годы войны 12
3.1. Забота о детях и школе 12
Глава 4. Культурное строительство в Башкирии (1946-1965 гг.) 16
4.1. Просвещение. Наука 16
4.2. Культурно просветительная работа 18
4.3. Литература 19
4.4. Искусство 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРА БАССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20ВЕКА.docx

— 49.65 Кб (Скачать документ)

Значительные успехи в послевоенный период достигнуты в развитии периодической печати.

Уже в 1946 году были восстановлены все  газеты и журналы, закрытые в годы войны. Ныне в Башкирии издаются республиканские  газеты "Совет Башкортостан кызы", "Советская Башкирия", "Кызыл  тан", "Ленинец", "Ленинсе, "Башкортостан пионеры", а также журналы "Агидель", "Башкортостан кызы", "Учитель  Башкирии", "Хэнэк" (Вилы), "Пионер" и "Блокнот агитатора". Всего 8 журналов и 102 газеты, в том числе: 5 республиканских, 7 городских, 48 районных, 37 многотиражных. Издаются они на башкирском, русском, татарском, марийском, чувашском и удмуртском языках с общим тиражом 930 тысяч экземпляров. А в 1946 году тираж всех газет и журналов, издававшихся в республике, не превышал 250 тысяч экземпляров.

На каждую тысячу жителей Башкирии приходится 750 экземпляров газет  и журналов. Периодическая печать стала первейшей необходимостью каждой советской семьи, как в  городе, так и в деревне. 
Заметны успехи и в книгоиздательском деле. В 1965 году Башкирское книжное издательство выпустило более 350 названий книг и брошюр против 188 названий в 1946 году. Среди книжной продукции Башкнигоиздата большое место занимают труды классиков марксизма- ленинизма, учебники для башкирских и татарских школ, художественная, а также политическая и специальная литература. Увеличилось издание на башкирском языке произведений русской классики, русской советской литературы, литературы братских народов СССР, а также произведений выдающихся писателей социалистических стран.

 

4.3. Литература

 

В послевоенные годы ЦК нашей партии принял ряд постановлений по вопросам литературы и искусства, призывающих  писателей и всех деятелей культуры к непримиримой борьбе с буржуазной идеологией, безыдейностью, проявлениями формализма в литературе и искусстве, к созданию произведений, призванных воспитывать советских людей  в духе преданности идеям коммунизма.

Основной темой башкирской советской  художественной литературы является героический  труд рабочих, колхозников и советской  интеллигенции, их борьба за построение коммунистического общества в нашей  стране. 
В послевоенные годы появилось много крупных романов, а также повестей и рассказов. Большой популярностью среди читателей пользуются такие книги, как "Парни нашего края" А. Валеева, "Фундамент" С. Агиша, "Город на волнах" Г. Гумера, "На склонах Нарыш Тау" К. Мэргэна, "Орел умирает на лету" и "Я не сулю тебе рая" А. Бикчентаева, "Униженные", "Будем друзьями", "Думы" 3. Биишевой, "Иргиз" X. Давлетшиной, "Навстречу весне" С. Кудаша, "Когда разлилась Акселян" Б. Бикбаева, "Мурадым" Г. Амири, "Солдаты без погон" X. Гиляжева и многие другие. 
Последние годы в башкирской литературе характеризуются рождением нового мемуарного жанра. Вышли в свет мемуары "Незабываемые минуты", "По следам юности", "Встречи с Бабичем" С. Кудаша, "Земляки" С. Агиша, "Разные тропы" С. Кулибая.

Лучшие образцы башкирской поэзии вошли в избранные произведения, однотомники и отдельные книги  башкирских поэтов - Р. Нигмати, С. Кудаша, М. Карима, Г. Гумера, X. Карима, К. Даяна, Г. Амири, М. Сюндюкле, С. Кулибая, X. Гиляжева, Г. Рамазанова, Н. Наджми, М. Гали, К. Киньябулатовой, Т. Арсланова, Ш. Биккулова и других. В произведениях башкирских поэтов нашли отражение созидательный  труд рабочих и колхозников Башкирии, героизм советских воинов на фронтах  Великой Отече-ственной войны, беспримерный подвиг советских людей в тылу, где ковалось оружие победы, интернациональная  дружба народов, борьба за мир.

В середине 50-х годов были реабилитированы  башкирские писатели старшего поколения: Д. Юлтый, А. Тагиров, И. Насыри, Б. Ишемгулов, Т. Янаби, X. Давлетшина, Г. Давлетшин, Г. Амантай и другие, безвинно репрессированные в годы культа личности. Переиздание  их произведений позволило более  полно представить этапы формирования и развития башкирской советской литературы.

Башкирская советская литература стала достоянием многих народов  нашей многонациональной страны. Произведения башкирских писателей  переведены на языки многих братских народов СССР. Книги М. Карима, С. Кудаша, А. Бикчентаева и других издавались в странах социалистического  лагеря. Башкирская литература вступила в пору своей зрелости и вышла на всесоюзную арену.

Вместе с литературой в послевоенные годы большое развитие получило литературоведение. Выросли кадры ученых-литературоведов, появился ряд ценных работ, являющихся плодом многолетних исследований. К  ним относятся монографии А. И. Харисова "Литературное наследие башкирского  народа", Г. 3. Рамазанова "Творчество М. Гафури", исследования Г. Б. Хусаинова "Творчество Сайфи Кудаша", "Народный поэт М. Карим", "Даут Юлтый", "Рашит  Нигмати" и другие.

 
4.4. Искусство

 

Новый, крупный шаг в своем  развитии сделало и молодое башкирское искусство. В 1946-1947 годах были восстановлены  закрытые в годы войны учреждения искусств Башкирии. Дальнейшее развитие получили театры в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Сибае. Подготовка кадров была организована во вновь открытом училище  искусств в Уфе. Кадры для башкирского  искусства готовились также в  учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Свердловска и Казани.

Декада в Москве в 1955 году явилась  для башкирского искусства экзаменом  на зрелость. Высокой оценки московского  зрителя, а также театральной  общественности столицы удостоились  оперные и балетные спектакли "Салават  Юлаев", "Царская невеста", "Журавлиная песнь", "Лауренсия", поставленные Башкирским государственным театром  оперы и балета. Башкирский государственный  академический театр драмы с  успехом показал спектакли "Дядя Ваня", "Отелло", "Черноликие", "Одинокая береза". 
Артистам А. К. Мубарякову и 3. Г. Насретдиновой было присвоено почетное звание народного артиста СССР, а 3. М. Бикбулатовой, Г. X. Карамышеву, Б. Н. Валеевой, X. Г. Сафиуллину, А. В. Сутягину и Г. С. Хабибуллину - звание народных артистов РСФСР.

Репертуар национальных театров Башкирии обогатился произведениями башкирских драматургов на современную тематику, а также произведениями о революционном  прошлом башкирского народа. Тепло  были встречены "Одинокая береза", "Похищение девушки", "В ночь лунного затмения" М. Карима, "Утро города" К. Мэргэна, "Рэйсэ" и "Фэйзи" Н. Асанбаева, "Он вернулся" А. Атнабаева, "Судьба одной любви" И. Абдуллина, "Седые волосы моей матери" А. Мирзагитова, "Тальян гармонь" Г. Ахметшина, "Весенняя любовь" Н. Наджми, "Салават Юлаев" Б. Бикбая и другие.

Новые произведения сценического искусства  создали башкирские композиторы. Это  опера "Азат" Р. Муртазина, оперы "Салават  Юлаев", "Шаура" и музыкальная  комедия "Кодаса" 3. Исмагилова, оперетта "Когда приходит любовь" Ш. Кульбарисова, балетные спектакли "Горный орел" X. Ахметова и Н. Сабитова, "Гюльназира" Н. Сабитова, "Черноликие" X. Заимова  и А. Чугаева, "Горная быль" А. Ключарева.

Выросло и профессиональное мастерство башкирских художников. Для их творчества характерны широкий показ человека труда, его преобразовательной деятельности, изображение в художественно- эмоциональных  образах реальной действительности. Художниками Башкирии созданы значительные полотна: "Приезд В. И. Ленина в Уфу" И. И. Урядова, "Сорок лет Октября" А. Э. Тюлькина, "Портрет Салавата Юлаева" Г. С. Мустафина, "Первая девонская" В. П. Андреева, "Утро победы в Уфе" Р. У. Ишбулатова, "Чехов в Уфе" Р. Нурмухаметова и другие. 
Широкую известность завоевали также работы Т. Нечаевой, Б. Домашникова, А. Лутфуллина, Б. Фузеева и других.

Поисками нового отличаются театрально-декоративные произведения художников М. Арсланова, Г. Имашевой, С. Калимуллина, А. Пантелеева. 
Блестящие достижения башкирской советской культуры - яркий пример торжества ленинской национальной политики в нашей стране.

Заключение

 

Любой народ – явление  уникальное. Каждый внес что-то свое –  неповторимое – в  цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше и кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе – занятие, в принципе, бессмысленное. Величие народа – вещь неизмеримая. Оно не определяется только грандиозными архитектурными сооружениями, глубокомысленными философскими трактатами, иными неповторимыми памятниками материальной культуры. Есть народы, которые достигли захватывающих высот в области духовной культуры. К этой группе следует отнести и башкир.

Башкиры на протяжении столетий создали чрезвычайно богатую  и многогранно уникальную культуру. Более ранние памятники (особенно материального характера) в силу главенствующего кочевого образа жизни, к сожалению, не сохранились, но и дошедшие до нас свидетельствуют о жизнестойкости народа, о его огромном духовном потенциале. Можно с уверенностью сказать, что башкирский народ является уникальным и неповторимым в своем роде.

В наши дни, когда культура не знает национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие, осваивая духовные ценности других народов, принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации.

И хочется закончить словами  Мустая Карима: «Жаль, конечно, что наши предки - кочевники не оставили своим далеким потомкам белокаменных городов и сказочных храмов, тисненных золотом книг и дивных картин. Но мы признательны им за то, что веками они создавали сами себя и сберегли себя, достойно сберегли родную речь и песню.»

 

 

Список использованной литературы

  1. Культурное строительство в Башкирской АССР. Документы и материалы. - Уфа, 1986.
  2. Рахимов М.Г. Башкортостан – моя судьба. - Уфа,1998.
  3. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. Для учащихся 9-11 кл. - Уфа, 1997. – С. 86-174.
  4. Акманов И. Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII- 1 пол. XVIII в. - Свердловск, 1991.
  5. Бикбаев Р.А. Башкирская партийная организация в борьбе за подготовку и осуществление сплошной коллективизации сельского хозяйства. - Саратов, 1987.
  6. Осуществление в БАССР ленинских принципов интернационального сплочения трудящихся.- Уфа, 1985.

 


Информация о работе Культура БАССР в первой половине 20 века